Курсовая работа: Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия
Объем продаж представляет собой пятифакторную мультипликативную модель:
V = ОСпр * Чд * Ксм * Чч * Вч
Рассчитаем объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования по следующей формуле:
Вч = (V / ОСпр / Чд / Ксм / Чч) * 1000
Для расчёта влияния факторов воспользуемся методом абсолютных разниц.
Рассчитаем влияние изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств на объём продаж:
ΔV (ОСпр)=Δ ОСпр * Чд0 * Ксм0 *Чч0 * Вч0 /1000
Рассчитаем влияние изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии на объём продаж:
ΔV (Чд)= ОСпр1 * ΔЧд * Ксм0 *Чч0 * Вч0 /1000
Рассчитаем влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования на объём продаж:
ΔV (Ксм)= ОСпр1 * Чд1 *Δ Ксм *Чч0 * Вч0/1000
Рассмотрим влияние изменения средней продолжительности смены на объём продаж:
ΔV (Чч)= ОСпр1 * Чд1 * Ксм 1* ΔЧч * Вч0/1000
Рассмотрим влияние изменения продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за машино-час работы на объём продаж:
ΔV (Вч)= ОСпр1 * Чд1 * Ксм 1* Чч1* Δ Вч/1000
На основании приведённых расчётов можем сделать вывод о том, что: за счёт увеличения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств объём продаж увеличился на 80839,335; при увеличении числа дней в году, в течении которых основные средства находились в рабочем состоянии объём продаж увеличился на 113789,782 тыс. руб.; из-за увеличения коэффициента сменности работы оборудования на 0,3 объём продаж увеличился на 1137897,823 тыс. руб.; при увеличении средней продолжительности смены на 0,2 часа объём продаж увеличился на 178684,674 тыс. руб.; за счёт уменьшения объёма продаж , приходящегося на 1 тыс. руб .стоимости активной части основных средств за Машино-час работы на 0,1283 объём продаж уменьшился на 953851,614 тыс. руб.
В общем можно сделать вывод, что на объём продаж отрицательно подействовал только объём продаж , приходящейся на 1 тыс. руб .стоимости активной части основных средств за машино-час работы.
4. На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Сделайте вывод по полученным результатам
Таблица 4
Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства
№ п/п | Показатель | Прошлый год | Отчётный год | Темп прироста | Прирост ресурса на 1 % прироста выручки от продаж Кэкст | Коэффициент влияния на прирост выручки от продаж | |
экстенсив ности использо вания ресурсов Кэкст*100 |
интенсивности исползования ресурса 100-Кэкст*100 | ||||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | численность рабочих, чел. | 11214 | 12285 | 9,5506 | 1,0303 | 103,0293 | -3,0293 |
2 | среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб. | 1984800 | 2014000 | 1,4712 | 0,1587 | 15,8708 | 84,1292 |
3 | стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб. | 1221080 | 1439100 | 17,8547 | 1,9261 | 192,6123 | -92,6123 |
4 | Выручка от продаж, тыс. руб. | 5494860 | 6004220 | 9,2698 | х | х | х |
5 | алгоритм расчёта комплексного показателя использования ресурсов | х | х | х | ∑Кэкст 1/n | ∑К экст1/n*100/n | 100-∑Кэкст*100/n |
6 | комплексные показатели использования ресурсов | х | х | х | 1,0384 | 103,8375 | -3,8375 |
Выполненные в таблице расчёты показывают, что использование ресурсного потенциала организации осуществляется преимущественно затратным, экстенсивным путём. Прирост выручки от продаж достигнут за счёт вовлечения в производство дополнительных ресурсов.
5. Определите комплектный резерв увеличения объёма продаж за счёт лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия
Таблица 5
Комплектный резерв увеличения объёма продаж продукции за счёт внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)
№ п/п | Показатель | Резерв увеличения объёма продаж, выявленный в процессе анализа | Резерв увеличения объёма продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов |
1 | возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования трудовых ресурсов | 251842,500 | 251842,500 |
2 | возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования материальных ресурсов | 431730 | 251842,500 |
3 | возможность увеличения стоимости продаж за счёт лучшего использования основных производственных средств | 953851,614 | 251842,500 |
4 | Итого комплексный ресурс | х | 251842,500 |
Максимальная величина резервов выявлена по основным производственным средствам – 953851,614 тыс. руб., минимальная – по трудовым ресурсам – 251842,5 тыс. руб. Комплектным резервом будет минимальный резерв, так как именно в этом размере рост производства будет обеспечен всеми группами ресурсов. В данном случае комплектный резерв (объем продукции) составит 251842,5 тыс. руб.
Максимальный резерв по основным производственным фондам в 953851,614 тыс. руб. не может быть использован до тех пор, пока не будут выявлены возможности увеличения объема производства в том же размере и по двум другим группам ресурсов, то есть пока он не будет укомплектован.
Анализ производства и объёма продаж
6. Определите влияния на прирост объёма продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), её структуры и цен на неё. Дайте оценку экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов
№п/п | Наименование проданой продукции | количество проданой продукции, шт. | цены на реализованную продукцию, тыс. руб. | Выручка за прошлый год, тыс.руб. | Расчётный показатель выручки за отчётный год, тыс.руб. | Выручка за отчётный год в ценах отчётного года, тыс.руб. | |||
За прошлый год | За отчётный год | За прошлый год | За отчётный год | При структуре прошлого года и в ценах прошлого года, тыс.руб. | При структуре отчётного года и ценах прошлого года, тыс.руб. | ||||
А | Б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Изделие А | 11700 | 13800 | 193,4 | 195 | 2262780 | 2487419,515 | 2668920 | 2691000 |
2 | Изделие В | 4120 | 4024 | 261 | 260 | 1075320 | 1182347,539 | 1050264 | 1050920 |
3 | ИзделиеС | 10800 | 11440 | 199,7 | 201,25 | 2156760 | 2370919,239 | 2284568 | 2302300 |
4 | Итого | 26620 | 29264 | х | х | 5494860 | 6040686,293 | 6003752 | 6044220 |
Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре прошлого года и в ценах прошлого года:
Количество проданной продукции за отчётный год (итого)*структура прошлого года*цены прошлого года
Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре отчетного года и в ценах прошлого года:
Количество проданной продукции за отчётный год * цена прошлого года
Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции:
Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - выручка за прошлый год (итого)
∆V(количество) = 6040686,293 - 5494860= 545826,293 тыс.руб.
За счет увеличения количества проданной продукции объем продаж увеличился на 545826,293 тыс.руб.
Определим влияние на прирост объема продаж изменения структуры проданной продукции:
Расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре прошлого года в ценах прошлого (итого) - расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)
∆V(структура) = 6003752 - 6040686,293 = -36934,293 тыс..руб.
Изменение структуры проданной продукции повлияло отрицательно на объем продаж, который сократился на -36934,293 тыс.руб.
Определим влияние на прирост объема продаж изменения цены проданной продукции:
Выручка за отчётный год в ценах отчётного года (итого)- расчётный показатель выручки за отчётный год при структуре отчётного года и ценах прошлого (итого)
∆V(цена) = 6044220 - 6003752 = 40468 тыс.руб.
Изменение цены проданной продукции увеличило объем продаж на 40468 тыс.руб.
За счет экстенсивного влияния количества проданной продукции и цены объем продаж увеличился на 586294,293 тыс.руб., а интенсивное влияние структуры уменьшило объем продаж на 36934,293 тыс.руб.
7. Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А,В,С,D и Е, показанных в приложении 4 , а также информацию о возможности организации выпускать продукцию, пользующуюся спросом, разработайте часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. В ходе анализа выделите три группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности
Приложение 1
№ п/п |
Наименование изделий | спрос на изделие, шт. | Цена изделия на будущий период | Себестоимость единицы продукции возможной к выпуску в следующем отчётносм году, тыс. руб. | Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план, тыс. руб. | Себестоимость объёма продаж продукции, включённой в бизнес-план | прибыль от продаж на планируемый период,тыс.руб | рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объёму продаж,коэфф | отнесение рентабельности продукции к определённой группе, группы | Объём выпуска в штуках включённых в бизнес план |
1 | Изделие А | 14000 | 195,6 | 170,2 | 2738400 | 2382800 | 355600 | 0,1299 | II | 14000 |
2 | Изделие В | 4500 | 261,4 | 250 | 1176300 | 1125000 | 51300 | 0,0436 | III | 4500 |
3 | Изделие С | 12000 | 202 | 186,8 | 2424000 | 2241600 | 182400 | 0,0752 | III | 12000 |
4 | Изделие D | 5400 | 289 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | - | - |
5 | изделие Е | 3000 | 92 | 90,4 | 27600 | 27120 | 480 | 0,0174 | III | 300 |
итого | 38900 | х | х | 6366300 | 5749400 | 589780 | 0,2661 | - | - |
Объём продаж исходя из спроса и возможности её выпуска, который может быть включён в бизнес-план = объём выпуска в штуках включённых в бизнес-план * цена изделия на будущий период.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8