скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Государственное регулирование игрового бизнеса в Украине

После подписания закона "Об игорном бизнесе" с 1 апреля 2007 года казино и залы игровых автоматов будут работать только на территории Щучинского района Акмолинской области и на правом побережье Капшагайского водохранилища (юго-восток страны). Игорные заведения могут располагаться только в зданиях нежилого фонда. Размещение казино и игорных домов запрещено в зданиях государственных органов и учреждений, культуры, здравоохранения, аэропортов, организаций образования и вокзалов. В соответствии с новым законом в игорных заведениях Казахстана, должно быть не менее пятидесяти сертифицированных игровых автоматов, с заложенным процентом выигрыша не менее 90%. В казино должно быть не менее двадцати игровых столов. Кассы и игровые места, согласно закону "Об игорном бизнесе", должны быть оборудованы видеозаписывающими системами, а видеозаписи должны храниться не менее семи суток.

Чтобы получить лицензию на 10 лет, предприниматель должен обладать:

·           зданием на правах собственности, либо на ином законном основании,

·           службу безопасности, которая будет обеспечивать порядок в игорном заведении,

·           игровое оборудование на праве собственности,

·           наличие банковских резервов, либо банковская гарантия на сумму, которая будет зависеть от вида игровой деятельности: для букмекерских контор она равна 10 миллионам тенге, для залов игровых автоматов и казино – 25 (200 тысяч долларов) миллионов тенге, для тотализатора – 5 миллионов тенге. В настоящее время, часть игорных заведений перебралась в отведенные им зоны, а часть была превращена владельцами в ночные клубы, кафе и рестораны. Некоторые владельцы игорных домов намерены перенести свой бизнес за пределы Казахстана, потому что, увы, игорные «резервации» – Капчагай и Щучинск для веселья и игры мало оборудованы [18].

С осени 2006 года на Украине разрабатываются законы, регулирующие игорный бизнес на территории страны. Идей и предложений было много: например, депутаты предложили увеличить стоимость лицензии для ведения игорного бизнеса со 150 тысяч до 750 тысяч евро, но некоторые предлагали и 1 миллион евро. Но и с этим можно было бы жить, однако заинтересованных предпринимателей расстроил пункт об уставном фонде, согласно которому, организатор игорного заведения обязан иметь уставный фонд в размере не менее 5 миллионов евро (но формировать фонд за счет банковских кредитов запрещено), при этом чистые активы должны быть не менее 5 млн. евро. Далее, оператор азартных игр должен иметь в собственности не менее 1 тысячи игровых автоматов, а минимальная площадь зала должна составлять 600 квадратных метров.

Авторы подобного закона считают своей миссией изгнание из игорных кущ мелких операторов и тех, кто работает в тени и не подлежит контролю государства. В ответ, нынешние владельцы казино заявляют, что подобные условия ставят исключительно из желания перевести игорный бизнес в разряд государственной монополии, потому что уставный фонд в 5 миллионов евро могут позволить себе лишь единицы операторов. Законопроекты неоднократно дополнялись и переписывались. В январе 2007 года были одобрены три законопроекта: "О госрегулировании организации деятельности по проведению азартных игр", "Об азартных играх" и "О правовом регулировании организации и проведения азартных игр на территории Украины", в которых оговаривались те же условия, о которых было сказано выше. Но и на этом правительство Украины решило не останавливаться – до конца сентября этого года оно планирует подготовить новый законопроект «О государственном регулировании хозяйственной деятельности в сфере игорного бизнеса», который планируется вынести на рассмотрение Верховной Рады Украины. Совместно с проектом законом о государственном регулировании игорного бизнеса, будет разработан еще один – закон «О рекламе», который запретит размещение рекламы игорных заведений на внешних носителях рекламы и в СМИ.

Аналитики уверенны, что серьезные перемены произойдут в игорном бизнесе Украины только после принятия закона «О государственных лотереях и других азартных играх», который четко разграничит бизнес государственный и частный.

Согласно единому лицензионному реестру, на Украине работает около двух тысяч операторов игорного бизнеса. По данным Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса (УАДИБ), без лицензий работает примерно 5 тысяч операторов.

Когда-то столицу Латвии называли «Маленьким Лас-Вегасом», потому что на каждой улице были залы игровых автоматов, казино или тотализаторы, а бизнесмены любили повторять, что места в Риге хватит всем, равно как и прибыли. Но в 2006 году в Латвии число игорных заведений сократилось с 1300 (в 2005 году) до 570 (2006 год), в Риге из 800 залов игровых автоматов, в 2006 году работали лишь 330. Причина таких перемен – ужесточение закона об азартных играх и лотереях, который запрещает размещение игровых автоматов и казино в кафе и барах. Но, несмотря на закрытие игорных заведений, прибыль от этого бизнеса в 2006 году только возросла на 47% по сравнению с 2005 годом, и составила более 250 миллионов долларов [18].

Против игорных заведений в Латвии выступает ряд политический партий в Рижской думе, так как, по их мнению, в Риге сложилась благоприятная для развития игорного бизнеса обстановка, а, следовательно, и для криминала.

В начале 2006 года Сейм Латвии принял поправку к закону «Об азартных играх и лотереях». Этот закон запрещает рекламу азартных игр за пределами игорных заведений, исключение сделано только для рекламы в прессе.

Игорный бизнес запрещен в Таджикистане и Азербайджане, в Узбекистане он находится под запретом президента.

В Эстонии боятся наплыва русских конкурентов, которые переводят свой бизнес из России еще до 2009 года [18].

Таким образом, общая тенденция такова: государства делятся на тех, кто всячески старается «выжить» игорный бизнес, и на тех, кто желает получить прибыль с него. И, пожалуй, каждый из них прав по-своему.


Глава 3. Положительные и отрицательные стороны развития игрового бизнеса в Украине

Сфера игорного бизнеса в Украине активно развивается, привлекая к себе внимание, как предпринимателей ― готовых инвестировать в игорные зоны, так и потребителей ― готовых с помощью “рулетки” выиграть немалую сумму денег или……проиграть ее же. Несмотря на то, что количество игровых автоматов, казино и букмекерских контор растет с каждым днем, законодательная база, регламентирующая данный вид деятельности, оставляет желать лучшего [13].

К сожалению, достоверная статистика рынка азартных игр на сегодняшний день отсутствует. Однако, по оценкам социологов и маркетологов, в сферу азартных игр вовлечено до 20% взрослого населения страны, которое тратит на них более 1 млрд. долл. в год. Таким образом, объем рынка азартных игр в Украине можно оценить в 1—1,5 млрд. долл. в год. При этом в целом по рынку азартных игр, по оценкам на начало 2008 года, легальный сектор составлял примерно 40%, нелегальный — 60% [9]. Понятно, что такой сектор требует четкой системы регулирования, отсутствие которой в Украине обуславливает два вполне понятных результата, а именно:

— азартные игры получили широкое распространение ввиду отсутствия каких-либо ограничительных факторов;

государственное регулирование игорного бизнеса носит несистемный характер, в результате чего на рынке азартных игр существует значительный теневой сектор.

Поэтому сегодня Украина должна создать эффективную модель государственного регулирования игорного бизнеса, которая бы основывалась на мировом опыте регулирования рынка азартных игр в разных странах, особенно Евросоюза, и одновременно учитывала бы национальную, отличную от других стран, специфику развития рынка.

Сегодня в мировой практике существует три модели регулирования в зависимости от отношения общества к азартным играм:

1. Полный запрет азартных игр, что характерно для стран с высоким уровнем влияния религии на жизнь общества (примеры — Иран, Израиль, Индонезия).

2. Частичная легализация игорного рынка, когда государство разрешает лишь некоторые виды азартных игр, и при этом территориально игорный бизнес может быть сосредоточен в специальных игорных зонах (Россия и Казахстан).

3. Полная легализация игорного бизнеса в рамках государственного контроля азартных игр (пример — страны Европы).

Если говорить в целом, то сегодня государственное регулирование игорного бизнеса в Украине имеет два основных недостатка. Среди них, прежде всего, следует назвать несовершенство регуляторной базы. Речь, в частности, идет об отсутствии единого закона, который должен регулировать эту сферу. Это обуславливает двойное лицензирование игорного бизнеса — на национальном и региональном уровне, что искусственно усложняет процедуру лицензирования и контроля деятельности субъектов игорного бизнеса со стороны государства [13].

Кроме того, на сегодняшний день отсутствует единая процедура получения лицензии, в том числе перечень продуманных лицензионных условий, которым должны соответствовать соискатели лицензии. А уже принятые лицензионные условия (из 27 регионов они утверждены только в восьми) отличаются на национальном и региональном уровне, что провоцирует недоразумения между участниками рынка и регулирующими органами, судебные разбирательства и создает поле для злоупотреблений и мошенничества.

Вторая проблема — это невыполнение уже существующих регуляторных норм. Так, правовые коллизии в сфере налогообложения игорного бизнеса фактически сделали невозможным реализацию специального режима налогообложения игорных заведений, который существовал до 2005 года. Реальный контроль за соблюдением существующих лицензионных условий остается на крайне низком уровне, в том числе ввиду недостаточных штрафных санкций за нарушение регуляторного законодательства. Таким образом, является очевидным тот факт, что существующая система государственного регулирования игорного бизнеса не в состоянии обеспечить цели, которые стоят перед государством:

ü   ограничение негативного влияния азартных игр на общество;

ü   максимизация поступлений от игорного бизнеса в бюджет.

Этому в немалой степени способствует существующая регуляторная модель, которая установлена законодательством и предусматривает откровенно слабый контроль государства над игорным бизнесом.

Для того чтобы создать эффективную систему регулирования игорного бизнеса, необходимо для начала принять базовый закон, который бы отразил следующие моменты:

·           Цели государственного регулирования.

·           Понятийный аппарат, характерный для игорного рынка.

·           Систему государственных органов, регулирующих и контролирующих игорный бизнес.

·           Классификацию видов игорного бизнеса и порядок их осуществления.

·           Правила и процедуры лицензирования субъектов игорного рынка.

·           Ограничения, связанные с социальной стороной игорного бизнеса.

Очевидно, что такой закон станет важным инструментом унификации регуляторного поля, что выгодно как государству, так и участникам рынка [9].

На сегодняшний день нужно решить такие задачи:

Во-первых, необходимы пересмотр существующей модели рынка азартных игр и создание новой системы государственного регулирования этого рынка.

Очевидно, что существующая регуляторная модель не обеспечивает четкого государственного контроля над процессами, происходящими на рынке азартных игр, что привело к возникновению значительного теневого сегмента рынка и избыточному росту игорного бизнеса внутри страны.

Центральным элементом закона должно стать определение государственной регуляторной системы, то есть тех институтов, которые призваны применять регуляторные нормы, прописанные в законе, и осуществлять контроль над их выполнением. Закон должен четко определить их правовой статус, полномочия и ответственность за конкретное направление реализации государственной регуляторной политики в сфере игорного бизнеса.

При разработке новой регуляторной системы также необходимо провести четкое разграничение вопросов осуществления регуляторной политики и контроля над соблюдением регуляторных норм — как внутреннего (со стороны регуляторного органа), так и внешнего (со стороны независимых контрольных органов, а также общественности).

Во-вторых, необходима новая модель государственного регулирования рынка азартных игр, которая должна носить централизованный характер.

Централизация функций государственного регулирования в рамках одного государственного органа поможет решить многие проблемы, присущие нынешней регуляторной системе. Центральным элементом новой системы государственного регулирования игорного бизнеса должно стать Министерство финансов Украины, а точнее — структурное подразделение со специальным статусом по регулированию рынка азартных игр (например, Департамент регулирования рынка азартных игр — далее Департамент), создание которого позволит сосредоточить все регуляторные функции общегосударственного уровня в рамках одного органа. Это позволит не только упростить и сделать более прозрачной процедуру лицензирования субъектов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, но и обеспечить действенный контроль над компаниями игорного бизнеса, которое будет намного проще осуществлять в рамках одной структуры. Департамент должен иметь независимый статус в составе Министерства финансов и подчиняться напрямую министру.

Централизация регуляторных и контрольных полномочий в рамках одного специального государственного органа позволит решить проблему наличия двух «центров ответственности и принятия решений», которая на данный момент имеет место в Украине, когда местные органы власти имеют нетипичные для своего статуса полномочия по лицензированию субъектов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса [13].

В-третьих, нужно создать новую систему лицензирования на рынке азартных игр.

Стоимость лицензии, которая играет роль ограничительного барьера для входа на рынок, одновременно выполняет фискальную функцию, поскольку поступления от выдачи лицензий являются одним из стабильных источников бюджетных доходов. Также лицензирование позволяет вести точный учет количества компаний на рынке и, исходя из этого, изменять параметры лицензирования и других регуляторных норм.

Предложенная модель предполагает выдачу лицензий на каждый вид игорного бизнеса, разрешенный законом о рынке азартных игр. Лицензия является общегосударственной, то есть дает право лицензиату проводить деятельность по организации азартных игр по всей территории Украины. Стоимость лицензии предлагается сделать дифференцированной, в зависимости от вида азартных игр.

Как показывает зарубежная практика, фиксировать количество лицензиатов или же прибегать к запрету на выдачу новых лицензий имеет смысл в том случае, когда количество участников и структура рынка азартных игр уже сформировались и длительное время неизменны. Украинский рынок пока еще находится на стадии формирования, поэтому более важной задачей на данном этапе регулирования является борьба со значительным теневым сектором и стимулирование укрупнения и уменьшения количества компаний, работающих на отечественном рынке, для чего лучше подходит стоимость лицензии в качестве регуляторного инструмента.

В-четвертых, необходимо усилить требования к финансовой надежности.

Речь идет прежде всего о размере уставного капитала и источниках его формирования. По сути, данная регуляторная норма является еще одним барьером для доступа к рынку азартных игр относительно небольших участников. Но при этом она также требует от участников рынка определенной финансовой устойчивости, то есть наличия значительного объема уставного капитала, сформированного исключительно из денежных средств, и вложенного в игорный бизнес.

Аналогичные требования должны выдвигаться и к стоимости чистых активов оператора игорного рынка. Эта регуляторная норма фактически повторяет требование к уставному капиталу, поскольку стоимость чистых активов отражает стоимость собственного капитала компании и необходима для регулярного мониторинга Департаментом размера того или иного игорного заведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.