Курсовая работа: Четырехтактный дизель для грузового автомобиля
Максимальная высота диаграммы (точка z)
pz/Mp=8.556/0.05=171.12 мм.
z'z=ОА/ (ρ-1) =11.5· (1,26-1) =2.99=3 мм.
Ординаты характерных точек:
pa/Mp=0,092/0,05=1,84 мм;
pc/Mp=4.283/0,05=85.66 мм;
pb/Mp=0,32893/0,05=6.58мм;
pr/Mp=0,105/0,05 =2,1 мм;
po/Mp= (рk=p0) =0,1/0,05=2 мм.
Построение политроп сжатия и расширения графическим методом:
а) для луча ОС принимаем угол а =15°;
б) tgB= (1+tga) n1-1=0.381; В=20° 49';
в) используя лучи ОД и ОС, строим политропу сжатия, начиная с точки с;
г) tgB= (1+tga) n2-1=0.350; В= 19° 14';
д) используя лучи ОЕ и ОС, строим политропу расширения, начиная с точки z; Теоретическое среднее индикаторное давление
pi’=F1*Mp/AB=2510*0,05/ (130) = 0.945МПа,
где F1=2510мм2 - площадь диаграммы acz (z’) ba на рис. Величина pi’=0.943МПа, полученная планиметрированием индикаторной диаграммы, очень близка к величине pi’=0,968 МПа, полученной в тепловом расчете.
Скругление индикаторной диаграммы осуществляется на основании следующих соображений и расчетов. Так как рассчитываемый дизель тихоходный (n=2100 об/мин), то устанавливаются следующие фазы газораспределения: начало открытия впускного клапана (точка r') устанавливается за 20° до прихода поршня в в. м. т., а закрытие (точка а") - через 46° после прохода поршнем н. м. т.; начало открытия выпускного клапана (точка b') принимается за 66° до прихода поршня в н. м. т., а закрытие (точка а') - через 20° после прохода поршнем в. м. т. Угол опережения впрыска q принимается равным 20° (точка с'), а продолжительность периода задержки воспламенения Dj1=8° (точка f).
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяем положение точек r', а', а", с', f и b' по формуле для перемещения поршня:
АХ= (АВ/2) [ (1-cosj) + (l/4) (1-cos2j)],
где l - отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Выбор величины l производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимаем l=0,264.
Расчеты ординат точек r', а', а", с', f и b' сведены в табл.2.
Таблица 2
Обозначение точек | Положение точек | jо | (1-cosj) +l (1-cos2j) /4 | Расстояние АХ точек от в. м. т., мм. |
b' | 66° до н. м. т. | 114 | 1,517 | 101.259 |
r' | 20° до в. м. т. | 20 | 0,076 | 5.1 |
а' | 20° после в. м. т. | 20 | 0,076 | 5.1 |
а'' | 46° после н. м. т. | 134 | 1,763 | 117,7 |
с' | 20° до в. м. т. | 20 | 0,076 | 5.1 |
f | (20-8) ° до в. м. т. | 12 | 0,028 | 1,9 |
Положение точки с" определяется из выражения
рc''= (1,15¸1,25) ·рс=1, 20·4,283=5,1396 МПа;
рc''/Мр=5,1396/0,05=102.79 мм.
Соединяя плавными кривыми точки r с а', c' с f и с" и далее с zд и кривой расширения, b' с b" (точка b'' располагается между точками b и а) и далее с r и r', получим скругленную действительную индикаторную диаграмму ra'ac'fc"zдb'b''r.
2. Тепловой баланс
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом:
Q0=Hи*Gт/3,6=42440*34.14/3,6=402473Дж/с;
Теплота, эквивалентная эффективной работе за 1 с:
Qе=1000*Ne,
Qe=1000*134.37=134370 Дж/с.
Теплота, передаваемая охлаждающей среде:
Qв=c*i*D1+2*m*nm* (1/a);
где с=0,45¸0,53 - коэффициент пропорциональности для четырехтактных двигателей. В расчете принято с=0,48; i - число цилиндров; D - диаметр цилиндра, см; n - частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин; m=0,6¸0,7 - показатель степени для четырехтактных двигателей. В расчете принято при n=2200 об/мин m=0,65.
Qв=0,53*6*131+2*0,65*22000,65* (1/1.4) =72200 Дж/с;
Теплота, унесенная с отработанными газами:
Qr= (Gт/3,6) *{М2*t - M1tk}.
Qr= (34.14/3,6) *{0,7315*31.6*490
0,5*29.09*20}=105565.9Дж/с,
где =23, 3 кДж/ (кмоль*град) - теплоемкость остаточных газов (определена по табл.3.9 методом интерполяции)
tr=Тr-273=763-273=490°С; =20,775 кДж/ (кмоль*град) –
теплоемкость свежего заряда определена по табл.3.6 для воздуха методом интерполяции при t0=Т0-273=293-273=20°С.
Неучтённые потери:
Qост= Q0- (Qe +Qв + Qr);
для дизеля без наддува Qост=402473- (134370+72200+105565) =90338 Дж/с.
Составляющие теплового баланса представлены в табл.3.
Таблица 3
Составляющие теплового баланса. | Дизель без наддува. | |
Q, Дж/с. | q,% | |
Теплота, эквивалентная эффективной работе. | 134370 | 33 |
Теплота, передаваемая охлаждающей среде. | 72200 | 17 |
Теплота, унесенная с отработанными газами. | 105565 | 26 |
Неучтенные потери теплоты. | 90338 | 24 |
Общее количество теплоты, введенной в двигатель с топливом. | 402473 | 100 |
2.1 Построение внешней скоростной характеристики дизеля
На основании теплового расчета, проведенного для режима номинальной мощности, получены необходимые величины параметров, необходимые для расчета и построения внешней скоростной характеристики.
Таблица 4
Частота вращения коленчатого вала n, об/мин |
Параметры внешней скоростной характеристики | ||||||
Ne, кВт |
ge, г/ (кВт*ч) |
Мe, Н*м |
GT, кг/ч |
||||
|
2200 | 142.1 | 254 | 617.11 | 36.10 | ||
Удельный номинальный расход топлива:
gном = 1,2∙gмин, г/кВт∙ч;
gмин - минимальный удельный расход топлива, г/кВт∙ч;
gном = 1,2∙238 = 285,6 г/кВт∙ч;
Эффективная мощность для промежуточных значений:
Nex = Ne ном ∙ ∙ , кВт;
Ne ном - номинальная эффективная мощность, кВт;
- рассчитываемые обороты ДВС, мин-1;
- обороты ДВС при которых Ne = Ne мах, мин-1;
Эффективный крутящий момент для промежуточных значений:
Мех = 9554 ∙ , Н∙м;
Удельный расход топлива для промежуточных значений:
gех = gном ∙ , г/кВт∙ч;
Часовой расход топлива для промежуточных значений:
Gтх = gех ∙ Nex ∙ 10-3, кг/ч;
Коэффициент приспособляемости:
К = -
приспособляемость ДВС к преодолению повышенных нагрузок.
nx, мин-1 |
nx/ne |
(nx/ne) 2 |
Nex, кВт | Mex, Нм |
gex, г/кВт·ч |
Gex, кг/ч |
400 | 0,2 | 0,0 | 25,6 | 611,1 | 371,6 | 9,5 |
450 | 0,2 | 0,0 | 29,3 | 621,0 | 364,1 | 10,6 |
500 | 0,2 | 0,1 | 33,0 | 630,3 | 356,8 | 11,8 |
550 | 0,3 | 0,1 | 36,8 | 639,0 | 349,9 | 12,9 |
600 | 0,3 | 0,1 | 40,6 | 647,1 | 343,2 | 13,9 |
650 | 0,3 | 0,1 | 44,5 | 654,6 | 336,8 | 15,0 |
700 | 0,3 | 0,1 | 48,5 | 661,5 | 330,7 | 16,0 |
750 | 0,3 | 0,1 | 52,4 | 667,8 | 325,0 | 17,0 |
800 | 0,4 | 0,1 | 56,4 | 673,4 | 319,5 | 18,0 |
850 | 0,4 | 0,1 | 60,4 | 678,5 | 314,3 | 19,0 |
900 | 0,4 | 0,2 | 64,3 | 683,0 | 309,4 | 19,9 |
950 | 0,4 | 0,2 | 68,3 | 686,8 | 304,8 | 20,8 |
1000 | 0,5 | 0,2 | 72,2 | 690,1 | 300,5 | 21,7 |
1050 | 0,5 | 0,2 | 76,1 | 692,7 | 296,5 | 22,6 |
1100 | 0,5 | 0,3 | 80,0 | 694,7 | 292,7 | 23,4 |
1150 | 0,5 | 0,3 | 83,8 | 696,2 | 289,3 | 24,2 |
1200 | 0,5 | 0,3 | 87,5 | 697,0 | 286,2 | 25,1 |
1250 | 0,6 | 0,3 | 91,2 | 697,2 | 283,4 | 25,8 |
1300 | 0,6 | 0,3 | 94,8 | 696,8 | 280,8 | 26,6 |
1350 | 0,6 | 0,4 | 98,3 | 695,8 | 278,6 | 27,4 |
1400 | 0,6 | 0,4 | 101,7 | 694,2 | 276,6 | 28,1 |
1450 | 0,7 | 0,4 | 105,0 | 692,0 | 275,0 | 28,9 |
1500 | 0,7 | 0,5 | 108,2 | 689,2 | 273,6 | 29,6 |
1550 | 0,7 | 0,5 | 111,3 | 685,8 | 272,6 | 30,3 |
1600 | 0,7 | 0,5 | 114,2 | 681,8 | 271,8 | 31,0 |
1650 | 0,8 | 0,6 | 116,9 | 677,1 | 271,3 | 31,7 |
1700 | 0,8 | 0,6 | 119,6 | 671,9 | 271,1 | 32,4 |
1750 | 0,8 | 0,6 | 122,0 | 666,1 | 271,3 | 33,1 |
1800 | 0,8 | 0,7 | 124,3 | 659,6 | 271,7 | 33,8 |
1850 | 0,8 | 0,7 | 126,4 | 652,6 | 272,4 | 34,4 |
1900 | 0,9 | 0,7 | 128,3 | 644,9 | 273,4 | 35,1 |
1950 | 0,9 | 0,8 | 129,9 | 636,7 | 274,7 | 35,7 |
2000 | 0,9 | 0,8 | 131,4 | 627,8 | 276,3 | 36,3 |
2050 | 0,9 | 0,9 | 132,7 | 618,3 | 278,2 | 36,9 |
2100 | 1,0 | 0,9 | 133,7 | 608,2 | 280,3 | 37,5 |
2150 | 1,0 | 1,0 | 134,5 | 597,6 | 282,8 | 38,0 |
2200 | 1,0 | 1,0 | 135,0 | 586,3 | 285,6 | 38,6 |
2250 | 1,0 | 1,0 | 135,3 | 574,4 | 288,7 | 39,0 |
2300 | 1,0 | 1,1 | 135,3 | 561,9 | 292,0 | 39,5 |
2350 | 1,1 | 1,1 | 135,0 | 548,8 | 295,7 | 39,9 |
2400 | 1,1 | 1,2 | 134,4 | 535,1 | 299,6 | 40,3 |
2450 | 1,1 | 1,2 | 133,5 | 520,7 | 303,9 | 40,6 |
2500 | 1,1 | 1,3 | 132,4 | 505,8 | 308,4 | 40,8 |