скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Анализ себестоимости продукции ОАО "Санчурский маслозавод"

2)   уплотнение хода работ и улучшение подсистем, например, электронной обработки данных.

Таким образом, управление затратами понимается как совокупность мер по воздействию на них. Его объектами являются уровень, формирование и структура затрат. Отдельные методы управления затратами выдвигают различные основные задачи, они не исключают друг друга, а могут быть во многом параллельно или взаимодополняюще реализованы.

Для целей анализа и управления затратами используются группировки, предусматривающие выделение постоянных и переменных затрат, а также различные методы сопоставления затрат с выпуском продукции. Функционирование предприятия зависит от его способности приносить достаточный уровень прибыли. Возможности организации всегда ограничиваются издержками производства. Практика калькулирования, определения и учета себестоимости продукции должна быть научно-обоснованной. В связи с этим особый интерес для отечественной теории и практики представляет опыт организации учета затрат в странах с развитой рыночной экономикой.

Одной из систем производственного учета, которая достаточно широко используется на Западе, является система «директ-костинг». В основу организации производственного учета по этой системе легла классификация затрат по их отношению к объему производства на постоянные и переменные.

К переменным (производственным) расходам предлагается относить прямые материальные затраты, зарплату производственного персонала с соответствующими отчислениями, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и ряд других общепроизводственных расходов. К постоянным рекомендуется относить административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, расходы по сбыту и реализации продукции, расходы по исследованию рынка, другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. Следует указать на определенную условность такой классификации, поскольку одна и та же статья расходов в различных условиях может быть зависимой или независимой от объема реализации. По отдельным статьям, отнесенным к постоянным, может наблюдаться их изменение от одного периода к другому вне зависимости от колебания объема выпуска продукции (к примеру, рост арендной платы, увеличение расходов по складированию, хранению материалов и т.д.).

Главной особенностью этой системы является то, что себестоимость промышленной продукции учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные затраты собираются на отдельном счете и периодически списываются на дебет счета финансовых результатов.

Все рассмотренные выше методы учёта затрат в отечественной практике используют при распределении накладных расходов метод полного распределения или полного поглощения затрат, который в зарубежной практике известен как абзорпшен-костинг.

Директ-костинг - при этом методе прямые затраты (то есть расходы на сырье, материалы, рабочую силу) относятся на стоимость продукции по факту их потребления, то есть переменные издержки распределяются по носителям затрат. Суммируя стоимость всех потреблённых материалов и человеко-часов, затраченных на производство, можно получить стоимость единицы продукции. При использовании этой системы накладные расходы трактуются как периодические и соответственно не включаются в себестоимость. Они отражаются в бухгалтерском учёте на отдельном счёте и в конце конца отчётного периода (как затраты периода) списывают на финансовые результаты, то есть учитывают при расчёте прибылей и убытков за отчётный период.

Использование директ-костинга кардинально не меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учёту и расчёту финансовых результатов.

Директ-костинг нередко рассматривается в связи с маргинальным подходом, основанным на разделении затрат на условно-переменные (зависящие от объёмов производства) и условно-постоянные (не зависящие от объёмов производства). При этом только условно-переменные затраты относятся на себестоимость продукции. Поскольку с известной долей точности прямые затраты совпадают с условно-переменными, то директ-костинг может в определенных случаях считаться хорошим приближением маргинального подхода. На практике эта подмена может быть оправдана, так как прямые затраты намного легче индентифицировать, чем условно-переменные.

Применяемая в рамках этого метода схема построения отчёта о доходах содержит два финансовых показателя: маргинальный доход и прибыль.

Маргинальный доход - это разница между выручкой от реализации продукции и переменной себестоимостью, рассчитанной в системе директ- костинг.

Таблица 2. Схемы финансовой отчётности

Отчёт по методу директ-костинг Традиционный отчёт
1. выручка от реализации продукции 1. выручка от реализации продукции
2. переменные затраты 2. затраты на производство и реализацию продукции
3. маргинальный доход 3. коммерческие и управленческие расходы

 

4. постоянные расходы 4. прибыль от реализации

 

5. прибыль (убыток) 5. прочие доходы и расходы

 

6. чистая прибыль (убыток)

Значительным преимуществом метода деления затрат на постоянные и переменные является возможность проведения анализа зависимости основных показателей деятельности от затрат. Сравнение схем традиционного отчёта о финансовых результатах и отчёта о доходах, составляемые по методике директ-костинг можно проследить поведение размера прибыли вследствие изменения: переменных расходов, цен реализации продукции, структуры выпускаемой продукции.

Преимущества директ-костинга в основном сводятся к следующим положениям. Он даёт возможность рассчитывать себестоимость предельной единицы продукции (равной условно-переменным затратам) и на основе этого определять точку безубыточности, т.е. такой уровень производства, при достижении которого выручка от реализации продукции покрывает общие расходы предприятия. Он является экономичным методом ведения учёта на предприятии, так как задача распределения накладных расходов не стоит.

Однако есть ряд трудностей по организации учёта по этой методике. Обычно возникают трудности в классификации расходов на постоянные и переменные. В зарубежной практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложен ряд методов: метод высшей и низшей точки объёма производства за период, метод высшей и низшей точки объёма производства за период, метод статистического построения сметного значения, географический метод и др.

 Важной особенностью системы «директ-костинг» является возможность изучения взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью), маржинальным доходом и прибылью. Наглядно эту взаимосвязь можно продемонстрировать с помощью графика (рис. 1).

На графике изображены три главные линии, показывающие зависимость переменных затрат, постоянных затрат и выручки от объема производства. Точка К, характеризующая объем производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна полной ее себестоимости называется точкой критического объема производства. Этот график и его многочисленные модификации используются при анализе и принятии различных решений по управлению предприятием.

Таким образом, система «директ-костинг», как и любая другая система, имеет свои достоинства и недостатки. Задача состоит в том, чтобы, максимально используя достоинства и преимущества системы, нейтрализовать ее негативные особенности.

Использование данного метода для анализа затрат ОАО «Санчурский маслозавод» является целесообразным и не будет носить ограниченный характер, поскольку переменными издержками согласно отраслевой инструкции расчёта себестоимости считаются затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и др., так как доля постоянных затрат велика, более 30%, то их также нельзя оставлять без внимания.


2. Анализ себестоимости ОАО «Санчурский маслозавод» 2.1 Общая характеристика ОАО «Санчурский маслозавод»

Предприятие «Санчурский маслозавод» было основано в 1962 году.

Открытое акционерное общество «Санчурский маслозавод» создано на базе государственного предприятия «Санчурский маслозавод», зарегистрированного Постановлением Главы администрации Санчурского района №194 от 25.02.96 г. Устав предприятия утвержден общим собранием акционеров, протокол от 23.02.96 г.

Общество учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества от 1.07.92 г. №721.

Основной целью Общества является получение прибыли.

Сокращенное наименование: ОАО «СМЗ».

Учредителем предприятия является СХПК и частное лицо.

Юридический адрес предприятия: Кировская область, Санчурский район, п. Санчурск, улица Космонавтов-14.

Основными видами деятельности являются:

- производство товаров народного потребления и продукции народно -технического назначения, на базе переработки молока и других видов сельскохозяйственной продукции;

- оптово-розничная торговля;

- торгово-закупочная деятельность товаров народного потребления и продукции производственно - технического назначения;

- инвестиционная, посредническая торговля;

- рекламная деятельность;

- складские услуги;

- услуги по ликвидации дебиторской задолженности.

Предприятие является коммерческой организацией, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников Общества по отношению к Обществу. Уставный капитал составляет 130000 руб. и складывается из размещенных акций общества. Все акции общества являются именными и имеют одинаковую номинальную стоимость 1 руб.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется генеральным директором и правлением акционерного Общества. Генеральный директор осуществляет функции председателя правления. Правление избирается в составе 5 человек.

В состав предприятия входят вспомогательный цех и 2 основные производственные цеха. В приемно-аппаратном цехе (вспомогательном) осуществляется приемка и предварительная обработка молока, принятого от хозяйств района. Предприятие ОАО «Санчурский маслозавод» занимается только выпуском сгущенного молока. Ежесуточно изготавливается 3-4 тонны этого продукта. Предприятие ОАО «СМЗ» работает не только на местном рынке. Оно продает свою продукцию в Казань, Москву, Иваново, Нижний Новгород, Ульяновск.

Основные показатели деятельности ОАО «Санчурский маслозавод» представлены в табл. 3.

Из таблицы видно, что объем производства в 2002 году значительно снизился по сравнению с прошлым, а в 2003 году повысился почти в 2 раза. Снижение объема производства в 2002 году связано с сокращением потребления сгущенного молока населением. Наибольшая выручка от реализации продукции была в 2003 году, наименьшая - в 2002 году. Себестоимость в 2002 году превышает величину выручки от реализации, поэтому предприятие в этот период терпит убытки. В остальные же годы выручка от реализации превышает себестоимость, следовательно предприятие в 2000 году и в 2003 году имело прибыль.


Таблица 3. Основные показатели работы ОАО «Санчурский маслозавод»
Показатель 2001 год 2002 год 2003 год
Молоко сгущенное
Объем производства, тыс. кг 1100 750 1140

Выручка от реализации,

тыс. р.

22473 15382 27314
Себестоимость, тыс. р. 22241 15799 26920
Средний тариф, 1 кг, р. 20,43 20,51 23,96

Прибыль от реализации,

тыс. р.

232 -417 397
Рентабельность продаж, % 1,03 -2,71 145

Средний тариф ежегодно растет. Рентабельность продаж была отрицательной лишь в 2002 году (-2, 71%). В 2001 году она составляла 1,03%, в 2003 году - 1,45%. Следовательно, предприятие является рентабельным.

Положение предприятия можно назвать стабильным. На продолжении всего периода исследования (3 года) ОАО «Санчурский маслозавод» терпит убытки лишь в 2002 году. В остальные годы предприятие имеет прибыль.

 

2.2 Анализ себестоимости производимой продукции предприятия по статьям и элементам затрат

Для практического использования в системе управления формированием затрат и издержек целесообразно выделить и рассмотреть классификацию затрат с учетом вида расходов – по статьям калькуляции и элементам затрат.

Анализ себестоимости продукции по статьям и элементам затрат осуществляется сравнением сумм по статьям затрат за ряд лет и определением сумм отклонений в абсолютных и относительных показателях. На основании таких данных можно сделать вывод об имеющихся тенденциях, сложившихся на данном предприятии.

В отличие от статей калькуляции, группировка которых носит рекомендательный характер, затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по общепринятым элементам.

При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.