скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Управление формированием прибыли от продаж (на примере ОАО "ЛПК СЛДК")

Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме операционных затрат предприятия, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции.

Соотношение постоянных и переменных операционных затрат предприятия, позволяющее использовать механизм операционного левериджа с различной интенсивностью воздействия на операционную прибыль предприятия, характеризуется “коэффициентом операционного левериджа”:

                                            Кол = Н / (Н+Р)                                                 (2)

Чем выше значение коэффициента операционного левериджа на предприятии, тем в большей степени оно способно ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема реализации продукции.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли к сумме объема реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного     левериджа,        характеризуется        показателем       “эффект

операционного левериджа”:

                                              Эол = DП / DВ                                                 (3).

Воздействие операционного рычага  можно определить иначе:

                                               Эол = Дм / П                                                   (4).

Таблица 2.1

Расчет показателей операционного рычага на ОАО “ЛПК СЛДК (прил. 3)

(тыс. руб)

Выручка Себесто-имость Переменные издержки Маржиналь-ная прибыль Постоянные затраты Прибыль от реализации Кол Эол
4 кв. 1999 г. 18 560 962 17 515 762 14 012 610 4 548 352 3 503 152 1 045 200 0,20 4,35
2000 г. 127 134 490 120 312 285 49 328 037 77 806 453 70 984 248 6 822 205 0,59 11,40
1 кв. 36 092 473 29 388 671 17 633 203 18 459 270 11 755 468 6 703 802 0,40 2,75
2 кв. 41 037 000 29 623 835 15 019 284 26 017 716 14 604 551 11 413 165 0,49 2,27
3 кв. 19 170 000 28 485 620 16 835 001 2 334 999 11 650 619 -9 315 620 0,41 -0,25
4 кв. 30 835 000 32 814 157 19 032 211 11 802 789 13 781 946 -1 979 157 0,42 -5,96
2001 г. 138 453 294 138 054 087 86 974 075 51 479 219 51 080 012 399 207 0,37 128,95
1кв. 31 438 000 31 455 424 19 816 917 11 621 083 11 638 507 -17 424 0,37 -666,95
2 кв. 31 521 000 27 333 632 17 220 188 14 300 812 10 113 444 4 187 368 0,37 3,41
3 кв. 30 618 000 33 810 047 21 300 330 9 317 670 12 509 717 -3 192 047 0,37 -2,91
4 кв. 44 876 294 45 454 984 28 636 640 16 239 654 16 818 344 -578 690 0,37 -28,06

Таким образом, коэффициент операционного левериджа на комбинате в период 2000-2001 гг. колебался в пределах от 37% до 59%. Эффект операционного рычага имел максимальное значение в 2000 году (128,95), т. е. если объем продаж увеличился бы на 4 %, то прибыль бы возросла на 515,8% (4x128,95). Соответственно, при помощи эффекта операционного рычага и плановым объемом продаж при неизменности иных факторов можно планировать прибыль.

Например, во втором квартале 2001 года Эол равнялся 3,41. в третьем квартале 2001 года комбинат получил выручки меньше на 2,86% (30618000:31521000), что, в соответствии   операционного рычага, должно было снизить прибыль на 9,75%, но произошло большее сокращение прибыли за счет роста затрат.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1.Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект операционного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. 2.По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект операционного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли.

3.Механизм операционного левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

4.Между операционным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект операционного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что операционный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления операционной деятельности.

5. Эффект операционного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность.

При исследовании взаимосвязи между постоянными и переменными издержками и прибылью важную роль играет анализ безубыточности производства. Для проведения такого анализа отечественные экономисты использовали рекомендации западного предпринимательства.

2.2 Анализ прибыли от реализации ОАО “ЛПК СЛДК”

2.2.1 Маржинальный анализ прибыли от продаж

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности (Т) является упоминавшийся в первой главе маржинальный анализ.    

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:

безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости издержек) при заданных соотношениях цены (Ц), постоянных (Н) и переменных затрат (Р);

зоны безопасности (безубыточности) предприятия;

необходимого объема продаж как в натуральных единицах (К), так и в денежном выражении (В) для получения заданной величины прибыли (П);

критического      уровня      постоянных      затрат    при  заданном   уровне

маржинального дохода (Дм);

критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат.

С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управленческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности,  ассортиментов  продукции,  цены  на   новое   изделие,   технологии производства, приобретения комплектующих изделий, оценки эффективности принятия дополнительного заказа и др.

Проведение расчетов по методике анализа безубыточности требует соблюдения ряда условий:

         необходимость деления издержек на постоянные и переменные;

постоянные издержки не изменяются в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;

тождество производства и реализации продукции в рамках

рассматриваемого периода времени, т. е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;

переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;

эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным изменениям на протяжении анализируемого периода;

пропорциональность поступления выручки объему реализованной продукции.

Безубыточность – такое состояние, когда деятельность предприятия не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты,  после  чего  каждая  дополнительная  единица  проданной продукции

будет приносить прибыль предприятию.

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Как известно, существует две модели анализа безубыточности: экономическая и бухгалтерская. При помощи теоретической зависимости выручки от реализации, затрат и прибыли от объема производства строится экономическая модель, позволяющая создать основы бухгалтерской модели и выяснить механизм ее действия.

Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли представлена на рисунке 2.1.  В соответствии с данной моделью предприятие может наращивать объемы продаж только путем уменьшения цены реализации единицы продукции, в результате чего линия выручки от реализации, возрастающая вначале, постепенно замедляет подъем, а затем опускается вниз. Это связано с тем, что в определенный момент положительный эффект от увеличения объема продаж оказывается ниже отрицательного влияния снижения цен.

Как видно на рис.2.1, линия выручки от реализации пересекает линию общих затрат в двух точках. Это означает, что в экономической модели безубыточности существует два уровня выпуска и реализации продукции, при которых общие затраты равны выручке от реализации, т. е. две точки безубыточности. На поведение совокупных затрат в этой модели наиболее сильное влияние оказывают переменные затраты, изменяющиеся в соответствии с известным эффектом масштаба.

Затраты и выручка от реализации,

   денежные единицы   

                                                                  Общие затраты   


                                                                                   

                                                                                    Выручка от реализации    

                                                                                               Постоянные затраты


                                ТБ1                              ТБ2                     Объем производства и реализации продукции, натуральные единицы

Рис. 2.1 График безубыточности по экономической модели

При построении бухгалтерской модели делается допущение о неизменности переменных издержек и цены реализации продукции, в результате чего зависимость выручки от реализации и общих затрат от изменения объема производства и реализации имеет линейный характер, что

можно увидеть на следующем графике.

Подпись: Выручка от реализации

 Затраты и выручка от реализации,  

  денежные единицы

Общие затраты

 


 

Объем производства и реализации продукции, натуральные единицы

                                                                         Объем производства и реализации                  продукции, натуральные единицы

 


Рис. 2.2 График безубыточности по бухгалтерской модели

При анализе безубыточности по бухгалтерской модели используется не только графический, но   и математический   подход к отражению и обработке

исходной информации о затратах и результатах деятельности предприятия.

Основные этапы анализа:

1.Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа. Исходной информацией для анализа прибыли от реализации ОАО “ЛПК СЛДК” являются поквартальные и годовые расчеты товарной продукции, калькуляция себестоимости, смета затрат (форма 5-З), а также отчет о прибылях и убытках предприятия.

2.Определение суммы постоянных и переменных издержек на производство и реализацию продукции. Деление общей суммы затрат на постоянные и переменные на комбинате производилось лишь в 2000 году при анализе себестоимости. В финансовой практике используются три основных метода дифференциации издержек: метод максимальной и минимальной точки, графический метод и метод наименьших квадратов. При первом методе выбирается период с наибольшим и наименьшим периодом производства. Сумма переменных издержек будет максимальной, а постоянных – минимальной в период с наибольшим объемом производства. Затем находится ставка переменных издержек, показывающая средний размер переменных расходов в себестоимости единицы продукции, по формуле:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.