скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Проект создания регионального центра международного сотрудничества в Хабаровском крае

- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов Российской Федерации, их использование во внешнеторговой деятельности и погашение;

- выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих регионов;

- координация деятельности субъектов по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;

- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

В Законе был предусмотрен и механизм координации внешнеторговой деятельности регионов по вопросам совместного ведения. Эта функция была возложена на органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Федерации. Были предусмотрены два основных способа координации – заключение международных договоров, непосредственно затрагивающих внешнеторговые интересы субъектов, и взаимный обмен информацией. К предметам ведения субъектов закон относит следующие права:

- осуществлять на своей территории внешнеторговую деятельность;

- осуществлять координацию и контроль над внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц;

- осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности;

- предоставлять дополнительные, по отношению к федеральным, «финансовые» гарантии участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории;

- предоставлять гарантии и льготы участникам внешнеторговой деятельности, зарегистрированным на их территории, только части выполнения их обязательств перед бюджетами, внебюджетными фондами субъектов Федерации;

- заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Этот закон, по сравнению с Конституцией Российской Федерации, гораздо более детально описывает полномочия и механизм участия регионов во внешнеэкономической деятельности.

Итак, на сегодняшний день деятельность субъектов в международной сфере определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и актами Правительства, конституциями, уставами субъектов, законодательными актами субъектов. Внешнеэкономические и международные отношения Хабаровского края регулируют следующие нормативно-правовые акты:

1)Устав Хабаровского края, принятый в декабре 1996 г. Устав определяет, что Хабаровский край самостоятельный участник межрегиональных и внешнеэкономических связей по вопросам своей компетенции. Край вправе самостоятельно заключать договоры, соглашения с иностранными государствами в пределах установленных Конституцией РФ, Федеральными законами и Уставом. Организационно-правовыми формами международных связей Хабаровского края являются общепринятые в международной практике формы, за исключением договоров межгосударственного уровня.

2)Закон Хабаровского края «О договорах хабаровского края о международных и внешнеэкономических связях и межрегиональных договорах» устанавливает правовые основы обеспечения прав и законных интересов Хабаровского края при заключении, утверждении и расторжении органами государственной власти Хабаровского края договоров об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и межрегиональных договоров [5].

3) Соглашения между Правительством РФ и краевой администрацией, разграничивающие предметы совместного ведения, которых регулируются вопросы перераспределения и разграничения полномочий в сфере владения и использования земельных ресурсов, развития оборонной промышленности, районов Севера и других сферах. Добавим сюда типовые и рамочные соглашения по приграничному сотрудничеству в экономической и социальной сферах, которые также способствуют внешнеэкономической деятельности Хабаровского края.

Также приняты нормативно-правовые акты, направленные на развитие внешнеэкономических связей и укрепление международного сотрудничества Хабаровского края:

1) Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденная Правительством края. В ней представлены внешнеэкономические приоритеты края, в частности отмечено, что одним из важнейших стратегических приоритетов развития Хабаровского края является активное включение региона в систему мирохозяйственных связей в целях максимизации прямых и косвенных выгод от рационального обмена на рынках товаров, услуг и капитала. Основными направлениями, реализация которых позволит вывести экономику Хабаровского края на траекторию ускоренного и эффективного развития и преодолеть инерционность существующей модели развития его внешнеэкономических связей [7].

2)Постановление Правительства Хабаровского края от 4 августа 2006 г. №124-пр «О направлениях внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края на 2006-2010 гг.», направленное на совершенствование внешнеэкономической политики Правительства Хабаровского края, направленной на решение задач создания конкурентоспособной экономики, технологической модернизации хозяйственного комплекса региона, вхождения его в систему мировых хозяйственных связей, дальнейшего развития и совершенствования структуры внешней торговли, активизации привлечения иностранных инвестиций и формирования благоприятного инвестиционного климата [6].

3) Закон Хабаровского края от 31 мая 2000г. №219 «Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае», в котором определена краевая государственная и муниципальная поддержка инвестиционной деятельности в Хабаровском крае.

Рассмотрим систему и механизм внешнеэкономических связей Хабаровского края. Отметим, что система внешнеэкономических связей региона – совокупность межгосударственных социально-экономических связей субъектов местного хозяйственного комплекса как составная часть внешнеэкономических связей страны [29]. В целом система управления внешнеэкономическими связями состоит из федерального и регионального уровней [рисунок 1.2; рисунок 1.3]:

Рисунок 1.4 - Федеральный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности

 

Рисунок 1.5 - Региональный уровень регулирования внешнеэкономической деятельности (Хабаровский край)

Так как, международные связи регионов проходят при сохранении за федеральным центром исключительных полномочий в области международных отношений и внешней политики произошло закрепление функций МИД России как координатора международных связей субъектов России.

Систему контроля за соблюдением установленных российским законодательством требований в упомянутой сфере на территории Хабаровского края осуществляет представительство МИД России в г.Хабаровске. Учреждено в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1484-р от 14 августа 1992 года и является территориальным органом МИД России в городе Хабаровске.

Основными задачами и функциями Представительства являются:

- содействие координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, входящих в регион деятельности Представительства, с внешнеполитическим курсом России, соблюдение ими норм международного права, международных договоров, участником которых является Россия;

- помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей с зарубежными партнерами;

- выполнение функций, относящихся к консульской службе.

Представительство в соответствии с возложенными на него задачами:

- взаимодействует с территориальными и функциональными департаментами, управлениями МИД, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации за границей;

- сотрудничает с другими российскими учреждениями и организациями, имеющими непосредственное отношение к работе с иностранными гражданами и консульствами зарубежных стран;

- оказывает содействие в подготовке и осуществлении официальных и рабочих визитов за границу делегаций и должностных лиц субъектов Российской Федерации, входящих в регион деятельности Представительства, а также в работе с находящимися в них иностранными делегациями;

- предоставляет услуги информационно-консультативного характера российским и иностранным юридическим и физическим лицам в налаживании деловых связей;

- выдает в установленном порядке заграничные паспорта гражданам Российской Федерации, выезжающим за границу со служебными и деловыми целями;

- консультирует по вопросам выезда за границу.

Далее следует отметить Управление международных связей и государственного протокола Губернатора и Правительства края. Управление международных связей и государственного протокола Губернатора и Правительства края действует в целях выработки и осуществления единой международной политики, развития и расширения международных связей, необходимости их регулирования и координации в интересах края и страны. Осуществляет стратегию взаимодействия с находящимися на Дальнем Востоке представительствами зарубежных государств, а также посольствами, генеральными консульствами и торговыми представительствами Российской Федерации за рубежом.

Министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, которое является координатором, развивает основные направления и формы внешнеэкономической деятельности Хабаровского края.

Основные функции министерства во внешнеэкономической сфере:

- Анализ состояния экономики края, обоснование перспективных и текущих направлений социального и экономического развития.

- Разработка стратегии экспортной политики Хабаровского края.

- Организация разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития края.

- Организация разработки инвестиционной и инновационной политики, мер по стимулированию инвестиционной активности и внедрению инноваций, поиск источников инвестиций.

- Подготовка и проведение научно-практических конференций, ярмарок, выставок, в том числе международных.

- Организация работы по развитию туристической деятельности в крае, выработка мер по созданию благоприятных условий ее развития.

- Координация деятельности экономических служб органов местного самоуправления, деятельности отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти края по вопросам формирования направлений социально-экономического развития, разработки экономических программ и прогнозов, реализации территориальной экономической политики, выработки мер воздействия на развитие экономики и методическое руководство этой работой.

- Подготовка и доведение до зарубежных стран информационных материалов об экономике и инвестиционных потребностях края на web-сайте Правительства края. Издание справочников, буклетов, рекламных проспектов и внешнеэкономического вестника Хабаровского края.

- Координация работы по взаимодействию края с международными организациями в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе.

Управление внешнеэкономических связей министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края создано и действует в целях разработки и реализации в крае единой внешнеэкономической политики, развития и расширения внешнеэкономических связей предприятий Хабаровского края, интеграции Хабаровского края в международное экономическое сообщество посредством участия края в международных экономических организациях АТР [38].

Агентство по привлечению иностранных инвестиций Хабаровского края создано в марте 1999 года постановлением Губернатора Хабаровского края и занимается непосредственной координацией деятельности Министерств края и органов местного самоуправления в области улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций.

 Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье» работает по специальной утвержденной федеральной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года». Также оказывает содействие развитию внешнеэкономических связей, особенно со странами АТР.

Таким образом, Хабаровский край имеет свою законодательную базу по регулированию внешнеэкономической деятельности, которая не противоречит федеральным законам, а также нормативно-правовые акты, способствующие развитию внешнеэкономическим связей и укреплению международного сотрудничества. Хабаровский край имеет стандартную для субъектов РФ систему органов регулирования внешнеэкономических связей, ключевая роль, то есть наибольшее количество функций и полномочий, имеет Министерство экономического развития и внешних связей.

1.3 Создание регионального центра международного сотрудничества в Хабаровском крае

Современный инструментарий развития внешнеэкономических связей субъекта [40]:

- заключение соглашений с правительством, организациями иностранных государств;

- открытие представительств субъекта РФ на территории иностранных государств;

- прямое взаимодействие с иностранными партнерами и организация совместных мероприятий;

- формирование и реализация региональных программ развития внешнеэкономических связей;

- обеспечение дополнительных по отношению к федеральным финансовых гарантий участникам внешнеэкономической деятельности на территории субъекта федерации;

- создание льгот участникам внешнеэкономической деятельности;

- организация страховых и залоговых фондов с целью привлечения иностранных займов и кредитов.

Данный инструментарий эффективно работает лишь при наличии механизма координации внешнеэкономических связей субъекта федерации и налаженной системы управления и контроля за внешнеэкономической деятельностью.

Механизм управления внешнеэкономической деятельностью региона представляет собой систему государственных институтов, определяющих цель и стратегию внешнеэкономических связей в соответствии с разработанной и реализуемой внешнеэкономической моделью, обеспечивающих различные условия функционирования внешнеэкономической сферы посредством определенных приемов и методов регулирования [рис. 1.6].

 

Рис. 1.6 – Механизм управления внешнеэкономической деятельности субъекта РФ

Для усовершенствования координации данного механизма в некоторых регионах России создаются региональные центры международного сотрудничества, которые призваны выполнять функции связующего звена между всеми звеньями представленного механизма, осуществляя комплексную систему сопровождения внешнеэкономической деятельности.

Система сопровождения внешнеэкономической деятельности как комплексная структура по реализации на практике задач экономической кооперации субъекта с иностранными государствами включает органы государственного регулирования внешнеэкономических связей, а также бизнес-структуры и иные организации внешнеэкономической сферы.

 В частности региональные центры международного сотрудничества могут выполнять следующие функции: консультативно-информационную, юридическую поддержку и страхование, финансирование, продвижение инвестиционных проектов, поддержка в проведении международных мероприятий и пр., их структура и набор функций формируется в зависимости от особенностей региона, где они расположены. Например, в Москве в 2002 году был создан ГУП «Московский центр международного сотрудничества», и находится в ведомственном подчинении Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы, который осуществляет координацию, регулирование и научно-методическое обеспечение деятельности Центра. Центр включает в себя дирекции по работе с недвижимостью, паспортно-визовой поддержки и туризма, по проведению семинаров и конференций, по информационно-аналитической работе, инвестиционно-строительных программ, культурно-деловые центры «Дома Москвы», центр также имеет свои представительства за рубежом. Таким образом, прямое сотрудничество государственных органов управления с предприятиями и организациями внешнеэкономической сферы, их поддержка и продвижение.

Что касается Хабаровского края, то выше уже было изложено, что Хабаровский край играет ключевую роль в развитии внешнеэкономических связей Дальнего Востока, в особенности со странами АТР, данный субъект мог бы стать интеграционной площадкой России в АТР, инвестиционные поступления в край постоянно увеличиваются. Край имеет свою структуру управления внешнеэкономической деятельностью, ключевую роль в которой играет Министерство экономического развития и внешних связей, на территории края действует множество предприятий и организаций внешнеэкономической сферы. Назревает необходимость более качественного регулирования данных организации, продвижение их на зарубежные рынки, установление новых деловых контактов. И таким средством регулирования внешнеэкономической деятельности может стать создание регионального центра международного сотрудничества в Хабаровском крае – Дальневосточный центр международного сотрудничества (ДВЦМС) в г.Хабаровске (как столице Хабаровского края и Дальнего Востока), с учетом особенностей развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества Хабаровского края, то есть его проблем и перспектив в данной сфере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.