скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Проект создания регионального центра международного сотрудничества в Хабаровском крае

2-R

Рисунок 1.1 Географическая структура экспорта Хабаровского края (%)


Всего импортно-экспортные операции осуществлялись с 86 странами мира. Из них с наибольшим стоимостным объемом экспортно-импортных операций: Китай, Южная Корея, Япония, Германия, США, Кипр, Вьетнам, Филиппины.

4-R

Рисунок 1.2 – Товарная структура экспорта Хабаровского края (%)

В числе главных экспортных товаров края остаются лесоматериалы, морепродукты, уголь, нефтепродукты, пиломатериалы, черные металлы и лом цветных металлов. Наибольший удельный вес среди импортируемых товаров занимают машины, оборудование и транспортные средства (51,3%).

Степень втянутости экономики региона во внешнеэкономические связи характеризует показатель отношения внешнеторгового оборота к ВРП, т.е внешнеторговая квота. За последние 5 лет данный показатель снизился, и в 2009 г. составит примерно 18%, что свидетельствует о необходимости интенсификации внешнеэкономической деятельности, увеличения её вклада в создание продукции с добавленной стоимостью.

Второе место по распространенности форм внешнеэкономической деятельности в регионах, в том числе и Хабаровском крае, занимают иностранные инвестиции. в 2009 году в экономику края было вложено 265 миллионов долларов иностранных инвестиций (темп роста 110% по отношению к 2008 г.), что на 25 млн. больше, чем в 2008 году. Причём львиную долю инвестиций край получает из стран Европы.

22-r

Рисунок 1.3 - Распределение иностранных инвестиций по странам в 2008 году

В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности российских регионов за 2007-2008 годы, согласно исследованиям, выполненных рейтинговым агентством «Эксперт РА» (журнал «Эксперт» №49 от 15.12.2008), Хабаровский край, как и в предыдущие годы, вошел в группу регионов «пониженный потенциал – умеренный риск» (3В1). Среди регионов Дальневосточного федерального округа более высокая группа «Средний потенциал - умеренный риск» (2В) только у Республики Саха (Якутия).

Таблица 1.2 - Распределение Дальневосточных регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2007-2008 годах

Наименование региона

Группа инвестиционного климата

Республика Саха (Якутия) Средний потенциал – умеренный риск (2В)

Хабаровский край

Пониженный потенциал – умеренный риск (3В1)

Амурская область Незначительный потенциал - умеренный риск (3В2)
Приморский край Пониженный потенциал – высокий риск (3С1)

Камчатский край
Сахалинская область
Еврейская автономная область
Чукотский автономный округ

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2)
Магаданская область Низкий потенциал – экстремальный риск (3D)

Источник: Итоги внешнеэкономической деятельности Хабаровского края в 2008 году и задачи на 2009 год: материалы к заседанию внешнеэкономического совета// Текущее делопроизводство Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, 2010

Хабаровский край среди регионов Дальнего Востока удерживает лидерство по уровню интегрального риска, имеет самый низкий средневзвешенный индекс риска (1,111), среди 85 субъектов Российской Федерации занимает 51 место. Край обладает третьим уровнем инвестиционного потенциала в округе после республики Саха (Якутия) и Приморского края, а среди 85 субъектов Российской Федерации находится на 28 позиции.

Существенные изменения за 2007-2008 гг. произошли по законодательному риску (улучшение показателя на 30 позиций с 34 до 4 по Российской Федерации и первое место среди регионов ДФО). Весьма важной законодательной новацией стало принятие законов и разработка региональных стратегий (программных документов) на долгосрочную перспективу приоритетного развития территорий и создание особых экономических зон. В Хабаровском крае утверждена особая портовая зона Морской порт «Советская Гавань». На 7 позиций улучшился ранг по финансовому риску (с 57 до 50), край имеет самый низкий финансовый риск среди 9 субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ.

В новых условиях (мировой финансовый кризис), особую актуальность для инвесторов приобретает ответ на вопрос об устойчивости региональных финансов. Данное понятие экспертами было впервые введено при определении рейтинга регионов 2007-2008гг. Сопоставление финансового потенциала и финансового риска, а также динамики риска позволило распределить регионы по категориям «частного» рейтинга финансовой устойчивости. Условно регионы распределены на 4 класса – Класс «А» - высокая надежность, Класс «В» - удовлетворительная надежность Класс «С»- низкая надежность и Класс «D» - неудовлетворительная надежность. Каждый Класс поделен на 3 группы: позитивная динамика, нейтральная динамика и негативная динамика.

Таблица 1.3 - Финансовая устойчивость Дальневосточных регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2007-2008 годах

Наименование региона Класс финансовой устойчивости Наименование группы
Республика Саха (Якутия) Класс «В» -удовлетворительная надежность Негативная динамика

Хабаровский край

Нейтральная динамика
Приморский край
Амурская область Класс «С» - низкая надежность Нейтральная динамика
Сахалинская область Негативная динамика

Камчатский край
Чукотский автономный округ

Класс «Д» - неудовлетворительная надежность Нейтральная динамика
Еврейская автономная область Негативная динамика
Магаданская область

Источник: Итоги внешнеэкономической деятельности Хабаровского края в 2008 году и задачи на 2009 год: материалы к заседанию внешнеэкономического совета// Текущее делопроизводство Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, 2010

Хабаровский край, по результатам рейтинга финансовой устойчивости регионов России, вошел в Класс «В» - удовлетворительная надежность, нейтральная динамика. По мнению экспертов, это характеризует его, как регион более высокой финансовой устойчивости, обладающий большими шансами выхода из финансового кризиса, чем другие Дальневосточные регионы.

Что касается международного сотрудничества, то деятельность в основном происходит по следующим направлениям:

1. Проведение презентаций края за рубежом.

2. Организация презентационно-переговорных бизнес-миссий для иностранных предпринимателей в край.

3. Проведение общеэкономических и научных международных мероприятий в г. Хабаровске.

4. Участие в международных мероприятиях, проводимых за рубежом (в том числе по линии международных организаций).

Так, Дальневосточные международные экономические форумы, которые проводятся с 2006 года, стали авторитетной площадкой для всестороннего обсуждения ключевых вопросов экономического и социального развития Сибири, Дальнего Востока, а также России в целом.

Они представляют реальную возможность для содержательных и плодотворных дискуссий органов власти, бизнеса и научного сообщества по выработке действенных мер для решения накопившихся проблем [25].

С 2005 года начата организация бизнес-миссий из стран АТР, которые фактически стали первой попыткой со стороны Правительства края организовать конкретные деловые переговоры между бизнесменами двух стран на территории края. Кроме переговоров, в рамках бизнес-миссий проводятся презентации инвестиционного потенциала регионов Дальнего Востока, на которых представители региональных администраций могут представить иностранным бизнесменам свои инвестиционные проекты и меры, предпринимаемые администрациями, чтобы сделать инвестиционное поле региона максимально прозрачным и удобным для деятельности инвесторов. В ходе бизнес-миссий достигнут ряд договоренностей о поставках технологического оборудования на предприятия края, продукции предприятий края на внешние рынки. Прорабатываются вопросы по созданию совместных предприятий в области производства товаров народного потребления, деревопереработки и услуг связи.

Суммирование заключенных сделок и подписанных на переговорах в рамках мероприятий контрактов не дает полной картины, так как, с одной стороны, имеет место эффект отложенных договоренностей, а с другой, такое суммирование не учитывает косвенные эффекты, проявляющиеся в формировании среди иностранных бизнесменов представления о крае как регионе, имеющем необходимый потенциал для активизации двухстороннего внешнеторгового, инвестиционного, туристического сотрудничества и расширения культурных связей. Создание и поддержание подобного имиджа в долгосрочном периоде становится одной из главных задач, реализация которой будет способствовать укреплению позиций края как стабильного и инвестиционно привлекательного региона.

Несмотря на достигнутые определенные результаты, также существует ряд проблем, препятствующих развитию внешнеэкономических связей края [34]:

- сохраняется преимущественная ориентация края на сырьевой экспорт, что снижает возможности и мотивацию на технологическое обновление обрабатывающей промышленности;

- меры Правительства края по стимулированию притока инвестиций в большинстве случаев не завершены либо не работают в полной мере;

- отсутствует эффективная система сопровождения инвестиционных проектов с отработанным механизмом взаимодействия структурных подразделений края и муниципальных образований, направленным на снижение административных барьеров на пути иностранных инвесторов;

- механизм многочисленных согласований любых деловых начинаний и лицензирования чрезмерно усложнен и зачастую усугубляется негативным отношением со стороны лицензирующих органов к иностранным компаниям;

- механизм краевых гарантий не используется для привлечения иностранных инвестиций;

- низкая инвестиционная активность предприятий края, зачастую не готовых к получению инвестиций и грамотному взаимодействию с инвесторами, отсутствие реальных и быстроокупаемых инвестиционных проектов у предприятий края. При этом сложившаяся система образования в вузах не позволяет готовить управленцев, отвечающих международным требованиям, и изменить ситуацию в лучшую сторону;

- неразвитость инфраструктуры в г. Хабаровске и других городах края.

1.2       Правовые и организационные основы регулирования внешнеэкономических связей и международного сотрудничества в Хабаровском крае

Ход преобразований в России поставил на повестку дня вопросы региональной политики, взаимоотношений центральной власти субъектов Федерации в области международных отношений. Международные связи регионов формируются нарастающими темпами, ширится их внешнеэкономическая деятельность.

Субъекты российской Федерации активно включаются в разработку и проведение в жизнь приграничных и региональных соглашений. В правовом плане разрабатывается режим участия субъектов Российской федерации в осуществлении международной политики России, механизма правового регулирования международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Он состоит из целого комплекса правовых средств, используемых в этих целях. Это, во-первых, конституционные нормы как основа регулирования, во-вторых, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и акты Правительства, договоры Федерального центра и регионов в сфере внешнеэкономической деятельности и иные акты, в-третьих, конституции, уставы, а также законы и иные акты субъектов Федерации в данной сфере, в-четвертых, система международно-правовых актов, относящихся к этой сфере.

В соответствии с конституцией Российской Федерации ( ст. 71 , пп. «к», «л», «м», «н»), большинство вопросов внешней и обороной политики отнесено исключительно в ведение Федерального центра: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов военной техники и другого имущества, определение и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа [1].

К сфере совместного ведения отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации и выполнение международных договоров Российской Федерации [1]. В пункте 2 этой же статьи особо подчеркнуто, что эти положения в равной степени распространяются на все виды субъектов Федерации – республики, края, области и автономные округа. Иными словами, все субъекты Федерации имеют равные права и статус в сфере международных связей [1].

В статье 76 пункте 4 указывается, что вне пределов ведения Российской Федерации ее субъекты могут осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов [1].

Важнейшим регулятором сферы международных и внешнеэкономических связей субъектов стал Федеральный Закон «О международных договорах Российской Федерации », закрепивший участии регионов в этой сфере внешней политики. В соответствии с Законом, международный договор должен быть согласован с субъектом, если он затрагивает вопросы, относящиеся к ведению этого субъекта (ст.4,п.1). Предусматривается также направление проекта договора субъекту для получения от него предложений, если договор затрагивает предметы совместного ведения. Субъект также может привлекаться к подготовке проекта международного договора, если он затрагивает его полномочия или предметы совместного ведения. Субъекты имеют право давать рекомендации и предложения по вопросу заключения, прекращения и приостановления действия международных договоров Российской Федерации и субъекты обязаны в пределах своих полномочий выполнять международные договоры Российской Федерации.

Наряду с регламентацией договорных отношений регионов, Федеральный центр постарался уточнить компетенции субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности. В декабре 2003 года был принят Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в котором были более четко определены сферы совместного ведения и права субъектов Федерации.

К предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов отнесены:

- координация внешнеторговой деятельности, в том числе их экспортной деятельности, в целях максимальной реализации их экспортного потенциала;

- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.