скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Предпринимательство в России на примере Читинской области

Дипломная работа: Предпринимательство в России на примере Читинской области

Федеральное агентство по образованию

Читинский государственный университет

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра политологии и управления


Дипломная работа

По специальности: 061000 «Государственное и муниципальное

 управление»

На тему:

Предпринимательство на примере

Читинской области

     Выполнил:студ.гр.ГУСЗ-01

Артамонова Т.В.

                                                                              Научный руководитель:

 ст. препод. Межлумян Н.С.


Допущен

К защите

«21» февраля 2005 г.

Зав. кафедрой___________Хлызов П.Г.

Чита 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

 1. Общая характеристика предпринимательства

1.1. Классики экономической теории о предпринимательстве

1.2. Мотивы и функции предпринимательства

1.3. Типология и классификация предпринимательства

1.4.Условия для предпринимательской деятельности

2. Правовые основы предпринимательства

2.1. Конституционные основы предпринимательства

2.2. Законодательство в сфере предпринимательства

2.3. Правовой статус предпринимателя

2.4. Права и обязанности предпринимателя

3. Проблемы становления малого предпринимательства в России

3.1.История развития предпринимательства в России

3.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Читинской области

3.3. Основные предложения по совершенствованию малого предпринимательства;

4. Заключение

5. Список нормативных актов

6. Литература


ВВЕДЕНИЕ

Любая нация гордится плодами деятельности своих пред­принимателей. Но любая нация и каж­дый ее отдельный представитель гордятся и своей прича­стностью к воплощению какой-либо конкретной предпринима­тельской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отно­шений способствует не только повышению материального и ду­ховного потенциала общества, не только создает благоприят­ную почву для практической реализации способностей и талан­тов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохране­нию ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое   поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству,  неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно. [2]

Надо сказать, что в России путь к рынку   оказался     тернистым. Со всей очевидностью проявилось две разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, формируются, пусть тяжело и медленно, механизмы рыночных преобразований: меняются методы государственного регулирования экономики, внедряются новые формы собственности, складывается средний класс.

С другой стороны Россия, не достигла ощутимого успеха в экономических преобразованиях. Сокращается внутренний валовой продукт, происходит разрушение промышленного и аграрного потенциала. Политические катаклизмы, непоследовательность политики реформ, нестабильность законодательства влекут за собой нарушение баланса в экономике, спад производства и инвестиционной активности, отток капитала за рубеж и, как итог, недовольство большей части россиян нынешним уровнем жизни и перспективами.

В экономически же развитых странах малый бизнес, или малое предпринимательство представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально- экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объём производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта.[1]

 Кроме того, сектор МП более динамично создаёт новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.

Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.[3]

Целью данной дипломной работы является изучение и анализ состояния малого предпринимательства в Читинской области и разработке конкретных предложений по развитию этого процесса.

В соответствии с поставленной целью нами поставлены следующие вопросы исследования:

1.   Изучение теоретических основ развития малого предпринимательства.

2.   Изучение структуры и потенциала МП в Читинской области

3.   Разработка конкретных предложений по развитию МП в Читинской области.

Основой написания дипломной работы послужили материалы конкретных нормативных актов методические разработки Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области, а также разработки специалистов других регионов, опубликованные в периодической печати.


1 оБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1 Классики экономической теории

о предпринимательстве

Понятие «предпринимательство» (англ.business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в XVIII в. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена производственного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ.

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Инди­видуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаг­раждением является полученная в результате предпринима­тельской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, ко­торое он испытывает от занятия свободным предприниматель­ством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.

Позже более глубокому анализу подверг предпринимательство известный французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства – труда и  капитала – в условиях риска. В книге «Трактат политической экономии» (1803 г.) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства земли, капитала, труда. Он указывал также, что «талант английских предпринимателей» был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, указывал он, - это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным, рутинным.

Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф Шумпетер (1883-1950) в книге «Теория экономического развития», которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие «предприниматель» как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста.

Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент.

Французский экономист Андре Маршалл (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется.

За словами «предпринимательство» стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если она не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.

А вот как трактуется понятие «предпринимательство» в Энциклопедическом словаре предпринимателя:

 «Предпринимательство» - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

Представляет интерес характеристика предпринимательства, приведенная в книге «Рыночное предпринимательство».

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли.

Предпринимательство - является деятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой. Предпринимательство – это непосредственно деятельность, а не только способность заниматься определенной деятельностью.

Итак, предпринимательство представляет собой специфический вид экономической деятельности, требующей привлечения собственных средств и принятия на себя определенной ответственности и хозяйственного риска. Успех этой деятельности основывается на определенном правовом и организационном оформлении. Доминирующими в формировании типологического вида предпринимательства являются такие особенности экономического и юридического характера, как метод формирования имущества хозяйствующих субъектов, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус субъекта права собственности и т.п.

Работа в рыночной экономике выдвигает перед предпринимателями и менеджерами требование высокой компетентности при осуществлении бизнеса.[5]

1.2 МОТИВЫ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Разумеется главным стимулом предпринимательства была и есть прибыль – доход, который остается после вычета из выручки затрат и оплаты труда наемных работников, является собственностью предпринимателя и  может быть израсходован им по своему усмотрению.

Предпринимательская прибыль – особый вид дохода, вознаграждение за предприимчивость, специфическую творческую активность в сфере частного бизнеса, которая проявляется в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех.

Погоня за прибылью заставляет предпринимателей рисковать своим капиталом, нанимать работников и закупать все необходимые для производства товаров и оказания услуг. Прибыль также является стимулом для того, чтобы улучшать качество продукции или услуг, снижать их себестоимость и продавать больше, чем конкуренты.

Получение прибыли, однако, не является единственной причиной, побуждающей людей заняться бизнесом. Стимулом к началу собственного дела могут быть также стремление к личной независимости и возможность исполнять любую работу в удобное для себя время, желание раскрыть свои способности или продолжить семейные традиции.

Кстати сказать, выходцы  из семей бизнесменов чаще других открывают свое дело независимо от того, успешен ли был родительский бизнес. По-видимому, родственники, занимающиеся бизнесом и радующиеся плодам своего труда, дают пример возможного выбора карьеры.

Вне зависимости от мотивов и сферы деятельности предприниматель реализует свои способности через исполнение следующих функций: общеэкономическая, творческо-поисковая (инновационная), ресурсная, социальная, организаторская. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственная и политическая функция, которая осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей, на наш взгляд, в развитой экономике является общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что, в первую очередь, и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что является объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, первую очередь, трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет  использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов. Такие предприниматели своей деятельностью наносят вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции, которая противоречива и имеет двоякий характер. Предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.