Дипломная работа: Основные пути исследования финансового состояния организаций
Именно этим объясняется то обстоятельство, что интересы пользователей во многих странах поставлены во главу угла при формировании модели и методологии бухгалтерского учета. В частности, в США концептуальные основы бухгалтерского учета были разработаны Советом по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board, FASB) в 1978-1985 гг. Они оформлены в виде шести документов, названных Положениями о концепциях финансового учета (Statements of Financial Accounting Concepts, SFAC), и содержат описание целей финансовой отчетности, качественных характеристик учетной информации, элементов отчетности, способов отражения в ней различных активов и др.
Аналогичный подход можно видеть и в действиях Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета (International AccounHhg Standards Committee, IASC).
Комплекс разработанных Комитетом правил ведения учета и составления отчетности оформлен в виде так называемых международных стандартов бухгалтерского учета (International Accounting Standards, IAS}, обеспечивающих определенную унификацию бухгалтерской практики.
Эти стандарты предваряются объемным документом «Принципы подготовки и представления финансовой отчетности», в значительной степени следующего логике американских положений[11]. В частности, данный документ включает такие разделы, как цель финансовой отчетности; основополагающие допущения; качественные характеристики финансовой отчетности, элементы финансовой отчетности; признание элементов финансовой отчетности; оценка элементов финансовой отчетности; концепции капитала и поддержания капитала.
Цели финансовой отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать информацию о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период. В наиболее акцентированном виде целевая установка финансовой отчетности сформулирована в статье 5 МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» и заключается «в представлении информации о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений».
Специальных ограничений по составу информации годового отчета зарубежных компаний и его структуре не существует. Как правило, годовой отчет, красочно оформленный, содержит обращение президента фирмы; общую характеристику условий функционирования фирмы в отчетном году; бухгалтерскую отчетность; расшифровку отдельных статей бухгалтерской отчетности; аудиторский отчет; аналитический раздел (с пояснениями управленческого персонала об изменениях в результатах деятельности, используемых ресурсах, ликвидности и др.); информацию о перспективах развития
фирмы, включая данные о ее инвестиционной политике; дополнительные сведения (фотографии, графики, данные об организационной структуре управления, составе совета директоров, наблюдательного совета и др.)[12]
В годовом отчете западной компании, как правило, можно найти следующие отчетные формы: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. Международные стандарты финансовой отчетности рекомендуют составлять отчет об изменениях в капитале.
Основные особенности подготовки и представления отчетности западными компаниями таковы: для многих компаний, особенно крупных, является обыденной практика публикации отчетности, под которой чаще всего понимается составление отчета в виде отдельного буклета, доступного всем заинтересованным лицам, публикуемая отчетность представляет собой документ, предназначенный для внешних пользователей (главным образом собственников компании), но не для представления в налоговые органы как основание для исчисления налоговых платежей, в отличие от российской практики чаще всего составляется и публикуется годовая отчетность, причем не сама по себе, а в составе годового отчета.
В большинстве стран отчетность составляется по историческим ценам, поэтому валюта баланса чаще всего совершенно не отражает рыночной стоимости компании. Особенно это касается статей, характеризующих внеоборотные активы и собственный капитал.[13]
Состав статей баланса в любой западной фирме не регламентирован, нет кодов статей и единообразных наименований. Практически невозможно встретить два одинаковых по составу статей баланса.
Бухгалтерский баланс может составляться с использованием различных балансовых уравнений, в наиболее общем виде имеющих следующее представление:
А - Е + L + Сг или А - Cr = E + L, (3.1)
где А - сумма активов;
L - заемный капитал;
Е - собственный капитал;
Сг - кредиторы.
Чаще всего в балансе западной компании предусмотрена иная последовательность разделов и статей: актив - по убыванию ликвидности; пассив - по возрастанию срока погашения обязательств.
Отчетность всегда дополняется аналитическими расшифровками, подготавливаемыми в произвольном формате и содержащими числовую и вербальную информацию в отношении ключевых показателей (например, в примечании к статье «Основные средства» могут быть указаны их оценка по первоначальной и остаточной стоимости, структура, движение и др.), причем количество и содержание примечаний не регламентируются.
Ключевые аналитические показатели и коэффициенты, как правило, приводятся в отдельном разделе в начале годового отчета.[14] Поскольку количество аналитических коэффициентов измеряется десятками, а алгоритмы их исчисления неоднозначны, некоторые компании предпочитают приводить алгоритмы расчета основных (с их субъективной точки зрения, естественно) показателей в отдельном разделе.
В большинстве стран отсутствует практика идентификации в балансе резервов и фондов, созданных за счет прибыли, поэтому в балансе нередко приводится одна статья «Нераспределенная прибыль», объемлющая все такие фонды и потому, как правило, занимающая значительный удельный вес в валюте баланса - нередко величина ее по истечении нескольких лет может быть весьма значительной, даже превышающей размер собственного капитала.
Принцип нетто является основным при построении баланса.[15] Некоторые балансовые статьи могут не соответствовать учетные данным, что вполне согласуется с действующей системой учетных принципов.
В частности, дебиторская задолженность приводится в балансе в оценке нетто, т.е. уменьшенная на величину безнадежных долгов. Причем в отличие от российской практики резерв по сомнительным долгам определяется экспертным путем на основе анализа статистических данных о погашении дебиторской задолженности в предыдущие отчетные периоды. Бухгалтерский баланс по международным стандартам в отличие от РСБУ содержит более подробную информацию, так как наряду с данными отчетного периода он включает аналогичные показатели за тот же период прошлого года. В то же время по РСБУ отдельные статьи баланса более детализированы, особенно в разрезе отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности. По МСФО такая детализация имеет место в «Отчете о прибылях и убытках».
На Западе отсутствует понятие систематизированных забалансовых счетов, поэтому при трансформации российского баланса активы, находящиеся на таких счетах, должны быть разнесены по соответствующим балансовым статьям.[16]
Баланс является одной из основных форм отчетности, которая дает представление о финансовом состоянии предприятия. Как уже отмечалось, порядок расположения статей и степень их детализации в разных странах различны. В качестве примера рассмотрим американскую практику, когда в активе статьи располагаются по степени убывания ликвидности, а в пассиве -по степени уменьшения срочности платежа. Подчеркнем, что определенной формы баланса в США не существует, и предлагаемая модель носит обобщающий характер.
В американском балансе актив состоит из двух больших разделов:
Текущие или оборотные активы (Current Assets);
Необоротные активы (Non-current Assets).
Под активами подразумеваются средства компании, которые ей принадлежат или на которые она имеет право использования, а также те, которые обладают возможной будущей ценностью.
В состав оборотных активов включаются денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги (краткосрочные финансовые инвестиции), дебиторская задолженность, запасы и предоплаченные расходы (расходы будущих периодов, которые должны быть списаны на расходы в течение года с даты составления баланса).
Необоротные активы включают в себя долгосрочные инвестиции, основные средства, нематериальные активы и отложенные расходы (расходы будущих периодов, которые должны быть списаны на расходы в течение нескольких учетных периодов).
Под оборотными активами понимаются средства, которые предполагается превратить в деньги, потребить, использовать или продать в течение одного года начиная с даты составления баланса или операционного цикла, если он более продолжителен. Международные и английские стандарты ограничиваются определением «в течение одного года», не специфицируя операционный цикл[17].
За последние несколько лет российский бухгалтерский баланс менялся и последняя его форма приближена к зарубежному. Появились новые статьи как в активе баланса «Отложенные налоговые активы», так и в пассиве «Отложенные налоговые обязательства».[18]
Основная цель проведенного сравнения состоит в том, чтобы регулирующие органы и деловое сообщество России на основе выявленных результатов могли активизировать работу по совершенствованию и гармонизации существующих правил с глобальными стандартами финансовой отчетности. Результаты сравнения могут быть использованы также широким кругом пользователей финансовой информации при анализе и принятии решений на основе информации, содержащейся в финансовой отчетности.
3.2 Использование программного обеспечения для оценки финансового состояния предприятия
В нашей стране институт финансовых менеджеров пока еще недостаточно развит, к тому же далеко не каждое предприятие имеет возможность нанять профессиональных управленцев. В этих условиях бухгалтер становится главным помощником руководителя, поскольку именно он владеет всеми данными о производственно-хозяйственной деятельности организации, а сама бухгалтерия выступает в роли информационной опоры управления, от которой во многом зависит дальнейшая судьба предприятия.
Таким образом, на бухгалтера возлагается решение задач, выходящих за рамки его традиционных профессиональных обязанностей, в частности проведение анализа финансового состояния организации.
В подобной ситуации очень полезными могут оказаться специализированные программы, которые на основании данных, имеющихся в системе бухгалтерского учета, помогут выполнить анализ финансового состояния предприятия и представят результаты в удобной и наглядной форме. В таких системах заложены методики анализа, в которых воплощены опыт и знания ведущих специалистов в данной области. Опираясь на этот опыт и используя соответствующие программные средства, подготовленный бухгалтер может довольно быстро освоить новую для себя сферу.
Современный рынок программного обеспечения предлагает довольно широкий ассортимент программ, которые позиционируются как средства для финансового анализа и финансового менеджмента, поэтому задача выбора информационной системы экономического анализа оказывается не такой уж простой. Рекламная информация, сопровождающая подобные системы, как правило, обещает пользователям весь комплекс услуг по ведению и развитию бизнеса. Отражая те или иные разделы анализа финансовой деятельности предприятия, каждый продукт имеет свои особенности, положительные и отрицательные стороны. Так, на VIII Международном конкурсе программного обеспечения в области финансов и бизнеса «Бизнес-софт’2001» в классе «Финансовый анализ» наилучшие отзывы экспертов получили программы «ИНЭК-АФСП» версии 7.3 (разработчик – фирма «ИНЭК») и Audit Expert Professional версии 3.15 (разработчик – фирма «Проинвест-ИТ»).
Демонстрационный пример программы «ИНЭК-АФСП» содержит следующие данные отчетности условного предприятия за год:
балансовый отчет (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
дополнения к форме № 2;
сведения об акциях.
«Аналитическое финансовое заключение» является полноценным экспертным заключением на 14 листах, представленное в текстовом виде и проиллюстрированное таблицами. Программа выполнила анализ эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности и оборачиваемости, платежеспособности и ликвидности, оценила степень финансовой устойчивости, а также структуру баланса предприятия в соответствии с методическими рекомендациями Федеральной службы РФ по делам несостоятельности и финансовому оздоровлению. Кроме того, она определяет такие показатели, как класс кредитоспособности предприятия, рассчитывает не только балансовую, но и рыночную его стоимость.
С помощью данной программы возможно сформировать более короткое экспертное заключение резюме на 3-4 листах, в котором в сжатой форме будут содержаться аналитические данные по результатам деятельности предприятия, анализ дебиторской и кредиторской задолженностей, финансовой устойчивости, а также глобальный вывод о состоянии организации.
Контрольный пример программы Audit Expert, включает данные за период, равный одному году. Исходные данные те же: форма № 1, форма № 2. Дополнительных таблиц с исходными данными не предусмотрено.
Текстовое экспертное заключение, которое предусмотрено Audit Expert, уступает заключению «ИНЭК-АФСП» и по объему и по качеству. Заключение помещается всего на двух листах, содержащих около 20 однотипных фраз типа «Удельный вес текущих активов в стоимости имущества предприятия за анализируемый период не изменился, оставшись на уровне ХХ%.»
Остальные отчеты более содержательны, однако общее количество финансовых показателей значительно уступает «ИНЭК-АФСП» (в соотношении примерно 1:3).[19]
В плане функционального наполнения возможности аналитических программ прежде всего определяются набором формируемых ими результирующих аналитических таблиц и показателей. Рассмотрим другие функциональные возможности указанных программ.
«ИНЭК-АФСП» формирует более 20 таблиц с основными финансовыми показателями, среди которых активы и пассивы аналитического баланса, анализ прибылей и убытков, реформированные аналитические балансы, рентабельность капитала, рентабельность деятельности, оборачиваемость активов, анализ элементов оборотного капитала, финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность.
Также программой формируются отчеты с показателями финансового анализа, расчет которых регламентирован в нормативных актах.
В Audit Expert результирующая информация представлена в пяти основных формах, среди которых баланс, отчет о прибылях и убытках, показатели неплатежеспособности, финансовые показатели, анализ собственного капитала. В отличие от «ИНЭК-АФСП» данная система имеет возможность наращивания реализуемых функций за счет развитых средств настройки. Благодаря этому существующие наборы выходных форм могут и реализуемых методик могут быть расширены, в сущности, неограниченно.
Система Audit Expert – это инструмент профессионального аналитика, позволяющая реализовать произвольные методики в соответствии с собственными представлениями о проведении финансового анализа.
Гибкая система определения исходных данных, алгоритмов их обработки и формирования отчетов позволяет пользователю создавать не только уникальные методики анализа, но и определять новые объекты.
Так как функциональное наполнение программы остается открытым для всех и может производиться не только за счет усилий фирмы-разработчика, но и проявления инициативы «на местах», перспективы развития программы представляются очень широкими. Пользователи и партнеры фирмы нередко делают интересные собственные настройки, отражающие региональную, отраслевую специфику. Что в целом обогащает и развивает систему. Основной недостаток программы состоит в отсутствии возможности учета влияния внешней среды.
Система «ИНЭК-АФСП» на данный момент обладает более мощным функциональным наполнением, что позволяет использовать ее в области финансового анализа и непрофессионалу, который вынужден полностью положиться на реализованные разработчиками методики и предложения, имея незначительные возможности влияния на заложенные в программу алгоритмы анализа. Таким образом, освоить и начать полноценную работу в «ИНЭК-АФСП» гораздо проще, нежели в Audit Expert. Достоинство первой состоит также в том, что в ней есть возможность (кроме вариантов планового и фактического) сравнивать свои показатели со средними данными по отрасли и другим отраслям, учитывать изменение внешней среды. Главный же минус «ИНЭК-АФСП» - ее жесткость, отсутствие пользовательских средств настройки на новые методики анализа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9