скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Марксизм: время сновидений

[152] Там же, стр.522.

[153] Там же, стр.524.

[154] Там же, стр.506.

[155] Там же, стр.507.

[156] Видимо в числе 35 тысяч «двадцатипятитысячников», посланных в деревни по решению ноябрьского пленума ЦК ВКП(б) 1929 года - того самого пленума, на котором был провозглашен курс на «сплошную» коллективизацию. А через месяц, в декабре, Платонов начал работу над «Котлованом».

Резолюция пленума, как жуткое пророчество, уже предопределила судьбы и крестьян, и рабочих. Сафронов, еще не ведая, что его ждет, вещает от имени всего пролетариата: «Мы же, согласно пленума, обязаны их ликвидировать не меньше как класс, чтобы весь пролетариат и батрачье сословие осиротели от врагов!» Там же, стр.487.

[157] Там же, стр.493.

[158] Там же, стр.542.

[159] Там же, стр.543. И не из этой ли спасительной пропасти Зиновьев увидел зияющие высоты социзма?

[160] М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.44-45.

[161] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.490.

[162] Там же, стр.487.

[163] Там же, стр.521.

[164] Именно так - в «Котловане» море (как конец пути) упоминается пять раз.

[165] Ср.: «Воды связаны с представлением о зародышах, ростках, скрытых возможностях и возрождении Вода - это носитель зародышей жизни». М.Элиаде «Трактат по истории религий», СПб, 2000, т.2, стр.50,68.

[166] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр. стр.59-60.

[167] К.Г.Юнг «Либидо, его метаморфозы и символы», СПб, ВЕИП, 1994, стр.226.

Элиаде также отмечает, что мифическое нисхождение Героя под землю (символически - в утробу) часто проходит через узкую расщелину, которая может символизировать не только «рот», но и «вагину». М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.102. В европейских сказках Герой может нисходить в подземелье даже по ступенькам каменной лестницы. Что это означает, мы знаем из символики сновидений.

[168] В «Чевенгуре» мы встречаем и другие поразительные откровения: «А отец твой чей? - Отец тоже от моей матери родился - из пуза». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.51. Или: «Бросай, шкода. У меня тут их целый склад: сам от детонации обратно в мать полезешьТам же, стр.137.

[169] В.Брюсов «О смерти, воскресении и воскрешении», «Вселенское дело», в.1, Одесса, 1914, стр.49.

[170] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.145.

[171] Там же, стр.192-193.

[172] Там же, стр.50.

[173] Там же, стр.80.

[174] Там же, стр.107.

[175] Там же, стр.133.

[176] Там же, стр.297.

[177] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.540. Время облагораживает мертвецов. Но Настя хочет обнять кости матери в начальной стадии разложения. Правда герои Платонова часто превращаются в нетленные мощи еще при жизни («Долгая работа жадно съедала, и съела, тело Гопнера - осталось то, что и в могиле долго лежит: кость да волос»).

Слово «кости» в текстах Платонова повторяется буквально на каждом шагу  (в «Чевенгуре» 23 и в «Котловане» 22 раза). Невольно напрашивается аналогия с верованиями охотничьих племен, согласно которым именно кости являются «хранилищем» бессмертной души. «Находящийся наверху дунет один раз на кости мужчин и два раза на кости женщины и они воскреснут» - так описывается конец света в  мифе эскимосов.

[178] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.79.

[179] Там же, стр.280.

[180] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.527.

[181] Там же.

[182] Идея сохранения тела Ленина принадлежала Л.Красину, наркому внешней торговли.

[183] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.

[184] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.184.

[185] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.486.

[186] Там же, стр.481.

[187] По установившейся традиции мифы о сотворении вселенной (космоса) называют космогоническими, а мифы о сотворении элементов мира (предполагающие, что сам мир, в котором творят, уже существует) - космологическими.

[188] Причем, согласно буддистским представлениям, в начале цикла длительность жизни людей доходила до 80000 лет, а в конце его должна сократиться до 10 лет. Этот момент чрезвычайно важен - он прямо указывает, что до конца света еще достаточно далеко. Библейские первые люди также обладали завидным возрастом; но зато последние люди по своим характеристикам уже не отличаются от современных. В христианской (и европейской) традиции конец света может наступить в любой момент - мы «всегда готовы».

[189] Идея энтропии была хорошо знакома Платонову: «Чем дальше шла революция, тем все более усталые машины и изделия оказывали ей сопротивление - они уже изработали все свои сроки и держались на одном подстегивающем мастерстве слесарей и машинистов». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.168.

Обновление мира и необходимо именно потому, что стареющая природа оказывает все большее сопротивление человеку. Но у Платонова мы имеем дело не с обычным (для архаического мира) циклическим обновлением, а с окончательным решением этого вопроса. Мы помним, что «новый мир будет строиться из вечного материала, который никогда не придет в бросовое состояние» - т.е. коммунизм отменит и энтропию.

[190] Под деградацией энергии понимается ее постоянный переход из различных форм в самую «низшую» - тепловую. За гипотезу тепловой смерти физику вполне можно обвинить в «мифологичности». Еще более «мифологичны» ее «космогонические» теории - пульсирующей вселенной и первовзрыва. Подобные обвинения в адрес психоанализа строятся именно на таких аналогиях.

Но любая наука, рискнувшая задать себе вопрос: «Что было в начале всего?», странным образом вступает на путь, ставший привычным еще в дописьменных обществах. А все последующие математические обоснования гипотезы можно считать лишь рационализацией.

Физика, как фундаментальная наука о мире, особенно сильно подвержена влиянию «психологических факторов». В 1919 году Резерфорд обнаружил, что при β-распаде нарушаются базовые физические законы - законы сохранения. Тут же была придумана («открыта на кончике пера») гипотетическая частица - нейтрино, все физические характеристики которой определялись лишь одной задачей - покрыть расхождения в балансе β-распада. Нейтрино в конце концов было обнаружено - но уже в 1953. Таким образом, более тридцати лет (!) в XX веке (!!!) физика жила с экспериментально доказанным невыполнением законов сохранения! Но если факты противоречат принципам, то тем хуже для фактов! Нарушение основных законов не афишировалось, школьники продолжали зубрить ломоносовское: «в другом обязательно присовокупится». Подобные «открытия на кончике пера» вряд ли можно считать научным методом; скорее они напоминают акт веры.

Аналогичным образом и Дарвина можно обвинить в тотемизме - утверждая, что предками людей были животные, он вернулся к древнейшим анимистическим верованиям, от которых человечество отреклось еще на заре первых теистических религий.

[191] У.Бадж «Легенды о египетских богах», М., 1997, стр.81.

[192] Там же. «Беспомощная вялость» - это, конечно, не то, что мы представляем, говоря: «погрузился в хаос».

[193] Дословно: «Возникший». Бог-скарабей, катящий солнце.

[194] Там же, стр.83.

[195] Ранее (в работе «Эта операция зовется дефлорация») я уже затрагивал подобную тему: потеря вождем божественной маны (а значит - силы) - это сигнал, что старого вождя пора убить и заменить новым, молодым претендентом (Героем, который женится на дочери убитого им Антагониста).

[196] И.Бродский «Послесловие к "Котловану" А.Платонова».

[197] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.517.

[198] Центром мира город сделали не особенности его пространственного расположения, но особенности переживаемого времени. Каждый город в то время был осью мира, в каждом был и ад ЧК и мечта о коммунистическом рае.

[199] Там же, стр.442.

[200] Можно предположить, что Медведь какое-то время был в опале; возвращение в Ленинград из Дальневосточного края вернуло его в ряды «вождей». Кстати, именно Медведю Петербург обязан сомнительным архитектурным шедевром, известным нам как «Большой Дом». Есть легенда, что стоки для крови ведут от него прямо в Неву. По всем человеческим законам «Большому Дому» (как и его двойнику на Лубянке) была уготована участь Бастилии и Берлинской стены - но нет, они и сегодня на страже.

[201] К.Залесский «Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь», М., «Вече», 2000.

[202] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.466.

[203] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.263.

[204] Там же, стр.187.

[205] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.532.

[206] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.157. И сны Копенкина подтверждают это.

[207] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.508.

[208] Там же, стр.519.

[209] Там же.

[210] Р.Линднер «Девушка, которая не могла прекратить есть» в кн. «Знаменитые случаи из практики психоанализа», М., 1995, стр.117.

[211] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.502.

[212] Там же, стр.451.

[213] «Препятствующая мысль либо связана с расстроенной мыслью ассоциацией по содержанию (препятствие в силу внутреннего противоречия), либо по существу чужда ей, и лишь расстроенное слово связано с расстраивающей мыслью, часто бессознательной, какой-либо странной внешней ассоциацией». З.Фрейд, «Психопатология обыденной жизни» в кн. «Психология бессознательного», М., 1989, стр.305.

[214] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.528.

[215] В свое время Винер сформулировал принцип: для полного контроля за процессом контролирующая система должна быть не менее сложной, чем контролируемая. При анализе платоновских текстов этот принцип действует в полной мере: можно на нескольких страницах разбирать одну лишь фразу - но ее смысл при этом далеко не исчерпывается.

[216] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.247.

[217] Р.Лэнг «Расколотое "Я"», М.-СПб, 1995, стр.148.

[218] М.Элиаде  «Аспекты мифа», М., 2001, стр.99.

[219] Там же.

[220] Л.Виттгенштейн «Беседы о Фрейде». Сомнения Виттгенштейна вполне понятны - я и сам испытываю нечто подобное по отношению к перинатальным матрицам Грофа.

[221] Космогонический миф является прототипом любого творческого акта. Не потому, что кто-то наблюдал его, зафиксировал в мифе и передал потомкам, как образец для подражания. Просто основа любого творчества всегда одна и та же - и она символически представлена в мифах о сотворении мира.

[222] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.344.

[223] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.446.

[224] Там же, стр.442.

[225] Там же, стр.441.

[226] Там же, стр.446.

[227] Там же, стр.465.

[228] Там же, стр.443.

[229] Там же, стр.466.

[230] Там же, стр.446-447.

[231] Там же, стр.447.

[232] Там же, стр.449.

[233] «Вощев тоже настолько ослабел телом без идеологии, что не мог поднять топора и лег в снег: все равно истины нет на свете или, быть может, она и была в каком-нибудь растении или в героической твари, но шел дорожный нищий и съел то растение или растоптал гнетущуюся низом тварь, а сам умер затем в осеннем  овраге, и тело его выдул ветер в ничто». Там же, стр.512.

[234] А.Камю «Миф о Сизифе» в кн. «Сумерки богов», М., 1989, стр.233.

[235] Там же, стр.240.

[236] Там же, стр.225.

[237] М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.40. И точно также ожидали гибели платоновские крестьяне, лежащие в своих гробах.

[238] М.Элиаде «Оккультизм и современный мир», там же, стр.102.

[239] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.484.

[240] Там же, стр.543.

[241] Там же, стр.474-475.

[242] Там же, стр.492.

[243] Когда-нибудь мы еще вернемся к рассмотрению каннибальской символики в инициации.

[244] А.Платонов «Впрок», М., 1990, стр.434-435.

[245] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.479.

[246] Там же, стр.441.

[247] Там же, стр.528.

[248] Там же, стр.482.

[249] Там же, стр.468.

[250] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.163.

[251] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.501.

[252] На индивидуальном уровне подобный кризис может стать толчком к личной инициации. В критических ситуациях люди обращаются к мифу, который также начинается с «недостатка».

[253] «С полным основанием Ж.П.Вернан сравнивает вдохновение поэта с вызыванием умершего из потустороннего мира или с descensus ad linferos (нисхождение в ад - лат.), которое совершает живущий, чтобы познать все, что он хотел бы знать». М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.139.

[254] Аналитическая психология также подчеркивает роль мандалы в преодолении жизненных кризисов, но у Юнга она выступает, как символ самости, внутреннего организующего начала.

[255] Образ мира (лат).

[256] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.42. Там же приведены ссылки на первоисточники.

[257] Х.Кла «Миф о сотворении у племен навахо: История возникновения мира». Там же, стр.52.

[258] Не потому, что мы стали взрослыми и мудрыми. Просто мы живем в относительно спокойный период. Любое достаточно сильное потрясение способно отбросить нас и к мифическому мышлению, и к актуализации мифов. «Вполне возможно представить себе эпоху, причем, не слишком удаленную, когда человечество ради своего выживания полностью прекратит "творить историю" - в том смысле, в каком ее творили начиная с появления первых империй - и предпочтет повторять предписанные архетипические жесты, постаравшись забыть такую опасную и бесполезную вещь, как спонтанное действие, рискующее иметь "исторические" последствия». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении». Что говорить о нас, если даже индейцы десана, изолированного племени экваториальных лесов Колумбии, «усугубляют» реальность реактуализации, принимая наркотик (сок yage).

Одна из самых достойных наработок культуры - то, что удерживает нас от сползания и в невроз, и в фанатизм - наше великолепное, неугасающее чувство юмора. Пока оно с нами - все «в порядке», мы «в своем уме». Напряженная серьезность, переходящая в пафос - тревожный сигнал. Здоровая ирония исключает и религиозную экзальтацию, и любые другие помрачения разума какой-либо «сверхценностью». Но реактуализация мифа требует именно предельной серьезности и преклонения перед сверхценностью. Поэтому для ее реализации требуется общность людей (нехарактерная для современного общества), у которых отсутствует ироничный (он же - критический) взгляд на мир. Опыт современных тоталитарных сект показывает, что современный человек вполне пригоден для таких экспериментов - но лишь после довольно жесткого «промывания» мозгов.

[259] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[260] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.107.

[261] Там же, стр.154.

[262] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.51.

[263] Там же, стр.294.

[264] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.446.

[265] Там же, стр.492.

[266] Там же, стр.293-294.

[267] М.Элиаде «Мифы, сны, таинства». А также: «Он осуществил на чисто человеческом уровне переоценку изначального мифа о Золотом Веке, но с одной лишь разницей - Золотой Век располагается в конце истории, хотя ему следовало находиться также и в начале». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[268] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[269] Мишле «История французской революции», цит. по К.Леви-Строс «Структурная антропология», М., «ЭКСМО-пресс», 2001, стр.217.

[270] И.Бродский «Послесловие к "Котловану" А.Платонова».

[271] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991. Это уже 1933-34.

[272] Там же. И разве не слышится здесь голос Ницше: «Формула нашего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель». («Антихристианин» в кн. «Сумерки богов», М., 1989, стр.19).

[273] Крайнее выражение этой идеи воплотилось в лозунге: «Цель - ничто, движение - все!»

[274] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.457.

[275] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.276.

[276] Там же, стр.259.

[277] Это справедливо и для большинства религий: жизнь - юдоль скорбей, подготовка к загробному блаженству.

[278] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.488.

[279] А вскоре такой же «внешней» идеологией стал «научный» коммунизм - столь же формально исповедуемый россиянами.

[280] М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[281] А.Зиновьев, «Зияющие высоты», М., 1990, т.2, стр.226.

[282] Упование на чудо - одна из характерных черт апокалиптического симптома.

[283] Это тоже знакомо нам по христианской традиции - много званных, да мало избранных.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.