скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Марксизм: время сновидений

Марксизм, декларируя прекращение истории (понимаемой им как борьба классов), тем не менее говорил о прогрессе, о продолжении линейного поступательного развития во времени, т.е. объявлял себя одним из направлений современного историцизма. Главное различие марксистской и христианской эсхатологий заключается именно в их отношении к времени. Причем христианское отношение к истории и времени более цельное и органичное; марксизм же буквально раздирают внутренние противоречия. Хотя классификация «лучше - хуже» в данном случае необоснованна - оба культа одинаково неприемлемы для честного мышления.

Даже после своей полной победы (когда жизнь народа снова стабилизировалась и превратилась в «обыденность»), коммунисты продолжали упрямо пропагандировать все ту же сказку о коммунистическом рае. Хотя, скорее всего, они и сами чувствовали противоречивость своей идеологической конструкции. Попытки примирить образ коммунистического рая (т.е. времени, когда история закончится) с современной идеологией прогресса (как бесконечного поступательного движения), выглядели примерно так:

Многие скептики полагают, что людям тогда будет так хорошо, так хорошо, что лучше и не нужно. И никакой прогресс тогда не нужен будет. Прогресс прекратится… Все будет в изобилии. Всем будет хорошо. Все будут довольны. А дальше что? Застой? Нет, говорим мы спокойно и уверенно. Прогресс будет продолжаться. Без этого нельзя. Теория нас учит. Классики. Что тогда будет? И на это у нас есть четкий научно обоснованный ответ. Тогда будет иметь место борьба хорошего и еще лучшего. Еще лучшее будет побеждать хорошее. И общество стремительно двинется еще дальше вперед.[281]

С точки зрения «прогресса» (движения, развития) любой рай (как конец пути) всегда будет выглядеть «застоем» - Зиновьев здесь намеренно применяет термин с негативной эмоциональной окраской (как и Бродский, употребляющий для описания рая также довольно эмоциональный термин «тупик»). Потому что речь здесь идет не о завершении очередного цикла, а о конкретной точке на оси линейного времени, которая призвана завершить, оборвать саму эту ось. Похоже, программа построения коммунизма (как золотого века) была изначально абсурдной, внутренне противоречивой. Массы, зараженные архетипической идеей светопреставления, теряют свои креативные способности; они могут лишь пассивно ждать небесной манны. Или разрушать старый мир (ломать не строить) - ведь агрессию и деструкцию человек никогда не считал работой (т.е. деятельностью обременяющей и принудительной). Но то, что приемлемо для краткого празднества, не вписывается в ритм повседневной жизни. Запой - это не просто вечеринка; это пьянка, вышедшая за свои разумные (временные) пределы, выпавшая из «своего» времени. И предложенный коммунистами земной рай представляется мне таким же запоем - длинною в вечность.

Незыблемым в периодическом обновлении всегда было то, что после праздничной оргии символического светопреставления жизнь возвращалась в привычное русло, к обыденной реальности. Чтобы снять накопленную за год усталость (зарядиться новой энергией), надо было войти (окунуться) в сакральное время. Но «построить» золотой век - это совсем не то, что «окунуться» в него. «Построение» предполагает, что строители останутся в сотворенном ими времени сновидений. Останутся навсегда. Совершенно очевидно, что подобные планы неприемлемы ни в системе циклического времени, ни в системе линейного.

Наше время, к счастью, уже практически избавилось от эсхатологического фона. Даже такая глобальная дата, как смена тысячелетий (подкрепленная к тому же псевдонаучной проблемой «2K» - сбоем компьютерных дат) прошла без особого кликушества. Были тревожные симптомы в период беспредела финансовых пирамид - это так хорошо знакомое желание мгновенно (чудом!) разбогатеть, обманув всех и наплевав на все. Сегодня на смену пирамидам, работающим с широкими массами, пришли уличные лотереи, «обувающие» граждан уже индивидуально. И это очень добрый знак. Российский лохотрон развалился именно оттого, что иссяк приток денег снизу; ни одна из властных структур и пальцем не шевельнула, чтобы запретить этот грязный бизнес. Это был их же источник дохода. Все законодательные запреты оформили постфактум то, что уже свершилось - люди перестали нести в пирамиды свои деньги.

Тут все предельно просто - уповать на чудо начинают тогда, когда перестают верить в себя, в свои силы.[282] И наоборот - когда начинают верить в себя, чудо перестает быть жизненной необходимостью. Тогда оно уже не хлеб насущный, а скорее роскошь. И ищут его уже не в своей реальной жизни, но в архетипических фантазиях, в сюжетах великого искусства.

Итак, пора подводить итоги. Идея рая, как вечного блаженства, является изначально вырожденной; она есть уродливый гибрид двух взаимоотрицающих мировоззрений, в основе которых лежат принципиально различные типы восприятия времени. Актуализировать космогонический миф можно - но лишь начисто забыв (ничего не зная) о прогрессе. И строить счастливую жизнь тоже можно - но не поминая всуе будущий рай и светопреставление.

Мы уже говорили, что именно характерные свойства мифического мышления (своеобразная логика бессознательного) позволяет людям (одержимым) не замечать явных противоречий их идеологических конструкций. В начале века эта логика сыграла с россиянами злую шутку. Долгое ожидание конца света и последовавшие за ним страшные социальные потрясения сделали свое дело. Лучшие люди России, погибая в подвалах ЧК, видели конец света воочию. И их палачи верили, что это и есть конец, за которым последует обновление омытого кровью мира. Потому что мировой пожар, который коммунисты раздували на горе всем буржуям - это и был их экпиросис - вселенский очистительный огонь, уничтожающий все «историческое» и оставляющий лишь вечное (архетипическое).

Но обновления не последовало. Может быть, ритуал нового сотворения просто не мог быть столь массовым - т.е. не мог быть осуществлен в масштабе огромной страны. Даже один отдельно взятый город для построения нового мира пришлось очистить практически полностью - после светопреставления в Чевенгуре (в уездном городе!) осталось лишь двенадцать человек.[283] «Большинство» - основной слой народа, давно потеряло наивность (невинность), необходимую для подлинной актуализации мифа о сотворении. Ситуация здесь напоминает знаменитую шкалу Фрейда. Переход (даже скорее - скачок) к мифическому мышлению обусловлен, с одной стороны, степенью наивности мировоззрения (насколько глубоко в нем укоренена идея прогресса), а с другой - силой внешних потрясений. Таким образом, даже самого трезвого человека достаточно мощный внешний удар способен отбросить к архаичным формам мышления. Можно сказать, что мифическое мышление является в данном случае своеобразной психической защитой.

Одержимость идеей, о которой мы уже так много говорили, позволяет пассионариям войти в миф и начать его актуализацию. Но рецидивы линейного восприятия времени («историчность» мышления) не позволяют им адекватно провести эту актуализацию. Идея прогресса слишком глубоко вросла в нас; вступить во временное пространство архаического мифа с этой идеей - значит превратить его актуализацию в кровавую мясорубку.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.proekt-psi.narod.ru/


[1] Жизнь многозначна и складывается из множества переплетающихся факторов. Я попытаюсь рассмотреть здесь лишь один из них - то, что можно назвать «эмоциональным фоном» эпохи.

[2] Под марксизмом здесь (от названия и до конца работы) понимается не сама теория Маркса, но ее восприятие и переживание российским пролетариатом в первой трети двадцатого века. То же касается и марксистского восприятия времени. Под коммунизмом также понимается его «российская» модификация.

Разумеется, воодушевление идеей требует определенного уровня пассионарности. Но если в фазе подъема идея объединяет этнос, то в фазе надлома она разделяет народ, делая носителей противостоящих идеологий непримиримыми врагами. Обычно объединяющая идея осуществляется в войне-экспансии, а разделяющая - в гражданской войне. Марксизм расколол Россию, и страшная братоубийственная война стала прямым следствием этого раскола.

И если бы войной (или даже красным террором) все закончилось! Репрессии и поиски «врагов» продолжались все семьдесят лет коммунистического беспредела. Коллективизация (истребление крестьянства)  кажется прямым ответом на вопрос Фрейда из работы «Недовольство культурой»: «что предпримут Советы, когда истребят всех буржуев?» Причем коммунисты дали ответ на год раньше (1929), чем Фрейд задал свой вопрос (1930).

[3] «В те дни люди не знали смерти, они понимали язык животных и жили с ними в мире; не трудились, находили обильную пищу в пределах досягаемости». М.Элиаде «Мифы, сны и таинства». В дальнейшем мы еще не раз вернемся к этому классическому определению золотого века.

[4] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.195.

[5] Одно из имен первовремени использовано в названии данной работы. Это  время сновидений  - золотой век австралийского племени караджери.

[6] От латинского mille (тысяча) + annum (год).

[7] «С наступлением эпохи капитализма функции, мотивы и темы эсхатологии отчасти перенимаются идеологией утопии». «Философский энциклопедический словарь», М., 1983, стр.808. Поразительная (для 1983 года) фраза! По сути в ней говорится, что и все мечты, и все научные планы улучшения общества (в том числе и боготворимый в то время коммунизм!) являются прямыми наследниками эсхатологии, т.е. тоже отчасти учениями о конце света.

[8] Мат. 16: 28.

[9] А.Платонов «Впрок», М., 1990, стр.436.

[10] «Пожалуй, первое свидетельство о нем можно прочитать в "Леймонарьоне", сборнике историй, написанном в VI веке Иоанном Мошасом из Дамаска. Мошас рассказывает о встрече одного монаха с оборванным эфиопом, который сказал ему: "Я тот, кто Творца мира, Господа нашего Иисуса Христа, идущего на казнь, ударил по лицу"». В.Скуратовский «Агасфер - вечный жид».

[11] Там же.

[12] С.Аверинцев «Агасфер».

[13] Там же.

[14] В.Скуратовский «Агасфер - вечный жид».

[15] Речь идет о том состоянии, когда «ужас перед историей» (в терминологии Элиаде) достигает предельного напряжения. Мы еще вернемся к этой теме в конце данной работы.

Ср.: «Каждый раз, когда исторические события приобретали масштаб катастрофы, римляне приходили к убеждению, что Великая Година близится к завершению и Рим находится накануне гибели». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[16] И.Ильф, Е.Петров «Золотой теленок», Минск, 1981, стр.467-468.

[17] Там же, стр.466.

[18] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.95.

[19] От английского cargo (судовой груз).

[20] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.30-31.

[21] И не просто одно из христианских таинств - но главное таинство. В протестантских религиях сохранились лишь два обряда из семи - крещение и причащение.

[22] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.512.

[23] М.Шолохов «Поднятая целина», М., 1977, стр.87.

[24] Там же, стр.88.

[25] Там же, стр.89.

[26] Там же, стр.94.

[27] Там же, стр.92.

[28] Там же, стр.90.

[29] Там же, стр.87.

[30] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.512.

[31] Там же.

[32] Там же.

[33] М.Шолохов «Поднятая целина», М., 1977, стр.87.

[34] Платонов в «Котловане» скуп на имена. У Крестинина же есть не только имя и фамилия, но и отчество. Кроме него (в повести) этим может похвастаться лишь товарищ Пашкин. Но руководящий товарищ рад бы и отречься от отчества - он от него только страдает: «целый месяц шло расследование, - даже к имени придирались: почему и Лев и Ильич? Уж что-нибудь одно!» (А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.463). Тем, кто порвал с прошлым, отчество ни к чему. Более того, в «Котловане» и имен поразительно мало - почти все герои обходятся лишь фамилиями (причем, как это свойственно прозе Платонова, фамилиями большей частью значащими). Знание друг друга «по фамилиям» характерно для коллективов с жесткой дисциплиной, в которых людей «строят» (в обстановке менее формальной друг друга знают «по именам»).

Что касается самого Андрея Климентова, то свой литературный псевдоним он образовал из своего отчества; именем отца он назвал и своего сына.

[35] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.511.

[36] Там же, стр.503.

[37] А.Зиновьев «Зияющие высоты», М., 1990, т.2, стр.20.

[38] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.448.

[39] А.Зиновьев «Зияющие высоты», М., 1990, т.2, стр.226. Эту перекличку мы продолжим и далее.

[40] Там же, стр.454.

[41] Вавилон (Bab-ilani) дословно означает «ворота богов». Другое название города - «Нить между Небом и Землей».

[42] «Любое освященное пространство совпадает с центром мира, также как время любого ритуала совпадает с мифическим временем "начала"». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении». И там же: «Постройка каждого нового дома открывает "новую эру". Каждая постройка - это абсолютное начало, то есть каждая постройка восстанавливает первоначальный момент, полноту настоящего, в котором нет ни малейшего намека на "историю"». Сакральность пространства неразрывно связана с сакральностью времени, к которой мы еще вернемся в конце данной работы.

[43] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.490. Ср.: «космическая символика обнаруживается в самой структуре обычного жилища. Дом является образом мира (imago mundi)… Дом - это… мир, который человек строит для себя, имитируя божественное творение, космогонию». М.Элиаде «Мир, город, дом» в кн. «Оккультизм, колдовство и моды в культуре», К., 2002, стр.48-50.

[44] Ту же связку гроб - утроба (вернее дом, как искусственный суррогатный заменитель матки) можно встретить и в «Чевенгуре»: «Наблюдая городские дома, Захар Павлович открыл, что они в точности похожи на закрытые гробы, и пугался ночевать в доме столяра». А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.28.

[45] Там же, стр.309.

[46] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.464.

[47] Там же, стр.448.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.