скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Марксизм: время сновидений

[48] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.

[49] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.353.

[50] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.31.

[51] Трансфигурацию сказочного Героя можно уподобить его индивидуальному светопреставлению. Рушится то, что составляло самую его суть - его телесность; Герой умирает и воскресает для новой жизни в новом, преображенном  теле.

Но это - не более чем аналогия (иллюстрация); милленаризм мы всегда рассматриваем как социальное явление.

[52] М.Элиаде «Аспекты мифа», М., 2001, стр.57. В другой работе («Миф о вечном возвращении»), Элиаде вновь подчеркивает: «они ожидают возрождения космической жизни, не reparatio (исправления), но именно recreatio (повторного творения) этой жизни».

[53] Полностью (лат).

[54] Там же, стр.76. Цитаты Элиаде так органично «вкладываются» в текст… Но нельзя забывать - он пишет об обществах с очень архаичным укладом, о так называемых «примитивных» (или, как называл их Леви-Строс, ненавидящий этот термин - дописьменных) обществах. И при всем том описания Элиаде здесь настолько «к месту», что становится жутковато.

Похоже озарение (инсайт) обладает всеми свойствами психической инициации - негативные чувства в нем преобладают над позитивными (во всяком случае, на первом этапе).

[55] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.82.

[56] Там же, стр.255.

[57] Там же, стр.301.

[58] Там же, стр.123.

[59] Там же, стр.301.

[60] Там же, стр.313.

[61] Там же, стр.198.

[62] Как до боли это знакомо! В своем диссидюжном прошлом мы думали: КПСС - удавка на шее народа, кандалы, в которых ничего не построишь. Стоит лишь сбросить их - и счастливая жизнь устроится сама собой.

[63] «Мудреное дело: землю отдали, а хлеб до последнего зерна отбираете: да подавись ты сам такой землей!» А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.150.

[64] Мы говорим «разруха» - и невольно вспоминается профессор Преображенский: «Разруха сидит не в клозетах, а в головах!». М.Булгаков «Собачье сердце», с./с. в 6 т., СПб, 1993, т.4, стр.137.

Другая, не менее широко известная фраза Преображенского: «И, боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!» (там же, стр.135) несомненно перекликается с мнением Гегеля, который считал «чтение утренних газет чем-то вроде позитивного благословения наступившему утру». Гегель первым научно обосновал философский историцизм, воспринимающий время, как необратимый (линейный) процесс. Возможно, этой перекличкой Булгаков хотел сказать, что в марксизме историцизм дошел до логического абсурда (как и другой подобной перекличкой: Канта - на Соловки).

[65] Мировоззрение упрощается до жесткой схемы, все сомнения исчезают.

При столкновении с российской версией марксизма невольно вспоминается Станислав Ежи Лец: «Идею можно докультивировать до культа».

[66] В Лондоне в 1666 году последняя вспышка Великой чумы, выкосившей к тому времени 20 миллионов европейцев, завершилась пожаром, полностью уничтожившим город. На рождество 1665 года в небе появилась комета, а через четыре месяца началась эпидемия. Еще через четыре месяца в живых осталось не более 10 процентов жителей столицы. Лондонцы, которые ожидали конца света в 1666, получили его по полной программе.

Русский церковный раскол не был таким «наглядным» (концом света), но он затронул весь народ (по некоторым оценкам, до тридцати процентов христиан выступили против церковных реформ). И кроме того, Лондон быстро оправился после тяжелой годины, и жизнь горожан вновь вошла в привычное русло. Тогда как для русских раскольников Апокалипсис, грянувший в 1666, продолжается и по сей день.

[67] А.Дугин «Тамплиеры пролетариата».

[68] М.Элиаде «Ностальгия по истокам». Ритуалы рождения, инициации и бракосочетания у даяков также символически возвращают их участников в правремя, к истокам творения.

Ср.: «Тот факт, что оргии у первобытных народов происходили преимущественно в переломные моменты, связанные с урожаем (когда семя уже посеяно), подтверждают существование симметрии между разложением "формы" (семян) в недрах поля, и разложением "социальных форм" в хаосе оргии». М.Элиаде «Миф о вечном возвращении».

[69] Возможно, для самых ортодоксальных христиан это уже ежедневный подвиг. Для них и Апокалипсис давно наступил, и Страшный Суд идет ежедневно и ежечасно.

[70] А.Тарабукина «Фольклор и культура прицерковного круга».

[71] А.Ахматова «Июль 1914», БП, «Советский писатель», 1977, стр.106.

[72] «Атеистический словарь», М., «Политиздат», 1983, стр.3.

[73] Там же, стр.24.

[74] А.Тарабукина «Фольклор и культура прицерковного круга».

[75] «Когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба». (1 Сол. 5, 3). «Найдет на вы внезапну день той: яко сеть бо приидет на вся живущие на лице земли». (Лк. 21, 34-35). «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти». (Деян. 1, 7).

[76] После революции патриарх Тихон писал в послании к верующим: «Зовем всех вас, верующих и верных чад церкви: встаньте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей». Поругание и (в конечном итоге) поражение церкви (как массовой организации) - отличительный признак Апокалипсиса. Отделение церкви от государства (представленное как личная заслуга Ленина) и было таким «поруганием».

[77] Слобода Петропавловка, как и город Новохоперск, село Пески, слобода Калитва, станция Лиски и река Битюг - все это реально существовавшие географические объекты Воронежской или смежных с ней губерний. Сюжет «Чевенгура» разворачивается на родине Платонова.

Иногда безудержный полет фантазии потрясает меньше, чем иррациональное, встреченное в привычной, обыденной обстановке.

[78] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.87.

[79] Там же, стр.88.

[80] Там же, стр.91.

[81] А.Платонов «Впрок», М., 1990, стр.400.

[82] Там же, стр.398.

[83] Там же, стр.399.

[84] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.183.

[85] Там же, стр.192.

[86] Там же, стр.230.

[87] Там же, стр.174.

[88] Может быть то, что в критические периоды остается от разума - это и есть платоновский бесстрастный «швейцар» сознания. Позднее мы еще вернемся к нему.

[89] Там же, стр.65.

[90] Там же, стр.68.

[91] Там же, стр.188-189.

[92] И вновь мы возвращаемся к милленаризму.

[93] Там же, стр.230.

[94] Там же, стр.189-190.

[95] Там же, стр.212.

[96] Там же, стр.210-211. Теорию происхождения человека мы также можем встретить и в начале «Чевенгура»: «он не мог превозмочь свою думу, что человек произошел из червя, червь же - это простая страшная трубка, у которой внутри ничего нет - одна пустая вонючая тьма» (там же, стр.27-28), и в бедняцкой хронике «Впрок»: «в самом начале человечества был актив, который и организовал людей из животных» (там же, стр.416). Но здесь, в горниле второго пришествия, теория гораздо мрачнее - первый человек, осознав себя человеком, тут же убивает свою мать. Хочется надеяться, что это лишь символ разрыва со старым миром - в лице самодержавного государства и религии. Глубже нам пока не заглянуть.

[97] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.233.

[98] Там же, стр.212.

[99] Там же, стр.193.

[100] Там же, стр.210.

[101] Там же, стр.235.

[102] Там же, стр.236.

[103] Там же, стр.302.

[104] Там же, стр.350.

[105] Там же, стр.235.

[106] В «Чевенгуре» (1926-1929) описаны события 1921 года.

[107] Там же, стр.160. Другим признаком облегчения жизни стало появление в городе нищих. Для нас нищие - живое обвинение  государству. Но здесь речь идет о настоящем голоде, когда на четыре года «в городе пропали нищие и голуби».

[108] Там же, стр.139.

[109] Там же, стр.140.

[110] Там же, стр.267.

[111] Там же, стр.166-167.

[112] Н.Кон «Фанатики Апокалипсиса» (цитируется по М.Элиаде «Аспекты мифа», стр.91).

[113] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.230.

[114] Там же, стр.249.

[115] Там же, стр.236.

[116] Там же, стр.276

[117] Там же, стр.366.

[118] Там же, стр.237.

[119] Там же, стр.134.

[120] Там же, стр.254. Для римлян «отправной точкой» Вселенной стало 23 сентября - день рождения Августа, возродившего Рим. В царствование Августа Рим получил титул вечного города (urbs aeterna). Ницше назначил «Днем Спасения, первым днем Первого года» 30 сентября 1888 («ложного календаря»). В исторический период идея новой эры стала неотделима от идеи нового летоисчисления.

Ср. также: «Взойдя на престол, китайский император первым же своим указом утверждал новый календарь и прежде чем установить новое исчисление времени отменял прежний его порядок». М.Элиаде «Трактат по истории религий», СПб, «Алетейя», 2000, т.2, стр.314.

[121] Там же, стр.242.

[122] Там же, стр.253.

[123] И опять цитаты из Платонова так органично переплетаются с цитатами из Элиаде - как будто речь идет об одной книге. Но нет, книги разные - просто в них описан один и тот же архетип светопреставления.

[124] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.141.

[125] Там же, стр.165.

[126] А.Платонов «Счастливая Москва», «Новый мир», №9, 1991.

[127] Там же.

[128] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.244.

[129] Там же, стр.308.

[130] Там же, стр.303.

[131] Там же, стр.331.

[132] Там же, стр.294.

[133] Там же, стр.171-172.

[134] Там же, стр.191.

[135] Там же, стр.348.

[136] Через восемь лет Жачев сможет лишь мечтать о ликвидации власти - как о светлом будущем: «Но скоро мы всех разактивим: дай только массам измучиться, дай детям подрасти!» А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.528.

[137] Рассказ «Усомнившийся Макар» был написан в 1929 году; т.е. через сорок четыре года должен был наступить 1973! Но выполнение обещаний (тезис об отмирании государственного аппарата никогда не рассматривался партией как программа действий - это было именно пропагандистское обещание) не планируется и в 1973 - все обещания гибнут в забвении.

[138] «Усомнившийся Макар», М., 1990, стр.636.

[139] Это из того же гимна эпохи - после враждебных вихрей идут темные силы.

[140] А.Платонов «Чевенгур», М., 1990, стр.352.

[141] Там же, стр.224.

[142] Там же, стр.205-206.

[143] А.Платонов «Котлован», М., 1990, стр.536.

[144] Как будто требуются какие-то доказательства аморальности (алчности, безжалостности и т.д.) кулака, чтобы его ликвидировать. В «Чевенгуре» никаких доказательств не требовалось.

[145] В 1938 был арестован Тоша, пятнадцатилетний (!) сын Платонова. На шахте в Норильске он заболел туберкулезом и через 4 года умер.

[146] Там же, стр.502.

[147] Там же, стр.513.

[148] Там же, стр.513.

[149] Но и рабочие, выступающие в повести в роли палачей, тоже не являются победителями. К 1929 году власть стала крепка и уверена в своей крепости; хозяевами жизни стали подонки, жизнь которых недостойна пера великого писателя.

[150] Впрочем и к своим друзьям (рабочим) Сафронов относится ненамного лучше: «Эх ты, масса, масса. Трудно организовать из тебя скелет коммунизма! И что тебе надо? Стерве такой? Ты весь авангард, гадина, замучила!» Там же, стр.479.

[151] Там же, стр.487.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.