скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Китай на рынке туристических услуг Иркутской области

2.1.1 Китайский туристический рынок

Китайский туристский рынок - самый динамичный в мире. Китай является страной привлекательной для иностранных туристов. Так в потоки inbound tourism за 1997 г. в Китай составили 57,58 млн. прибытий. В то же время только 7,428 млн. китайских туристов выехали в зарубежные туристские поездки. Валютные доходы КНР от иностранного (въездного) туризма составили в 1997 г. 12,074 млрд. американских долларов. По туристской статистике Китай занял 6 место в мировом рейтинге по приему иностранных туристов и 8 место по уровню валютных доходов от туризма. В настоящее время в Китае функционирует 4418 туристских гостиниц, из которых 2349 соответствуют европейским стандартам системы гостеприимства. В системе международного туризма работает 1163 туристских агентства. В 1995 г. начата работа по сертификации туристского продукта и услуг гостиниц (Фонд гарантии качества туристского общества). Существенно возросла пропускная способность международных и внутренних авиалиний. В настоящее время открыто 119 международных линий, которые соединяют Китай с 58 городами в 33 странах мира. Внутренние авиалинии соединяют 136 городов Китая. Туризм из России в Китай постоянно растет. Так в 1997 г. 813 тыс. россиян посетило Китай в целях туризма. В 1998 г. рост туристских прибытий в этом направлении планируется на 6,8%.

Современный туризм в Китае восходит к началу 50-х гг. В 1954 году было открыто международное бюро путешествий Китая с 14 филиалами в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других городах. В 1964 году в Пекине создано Государственное управление по делам туризма КНР. После 1978 года благодаря проводимой в Китае политике реформ и открытости туризм вышел на стадию быстрого развития. К концу 1998 года число принятых Китаем туристов достигло 63,48 млн. человек, из них число иностранных туристов составило 7,11 млн. человек. Доходы от международного туризма достигли 12,6 млрд. долларов США. Два последних показателя возросли соответственно в 35 и 48 раз по сравнению с 1978 г. В настоящее время Китай превратился в ведущий туристический центр в Азии, по числу принимаемых иностранных туристов Китай вышел на 6-е место в мире. Наряду с развитием международного туризма отечественный туризм тоже получил бурное развитие. В 1998 году число отечественных туристов достигло 695 млн. человек, поступления от туризма составили 239,1 млн. юаней. Эти показатели на 10 и 74 процента превышают уровень 1995 года. По мере повышения уровня жизни народа у граждан страны пробудился огромный возрастающий интерес к поездкам за границу, в последние годы китайские туристы посещают страны Юго-Восточной Азии и Европы. Одновременно туристические агентства учредили в Китае свои представительства, используя самую разную рекламу для привлечения клиентов.
Ныне Китай вступает в ряды развитых туристических стран, совершенствует формы и содержание туризма, улучшает качество сервиса.

2.1.2 Образ китайского туриста

В 1990 г. из Китая выехало 0,7 млн. туристов, в 1998 г. уже 4,0 млн., в 2000 г. – 5,6 млн. человек. Расходы китайских туристов за рубежом растут еще быстрее. Так в 1990 г. они оставили 0,5 млрд. дол., в 1999 г. - 10,9 млрд. Следует учесть, что в настоящее время основную часть туристского потока из Китая составляют лица с высокими доходами. В среднем китайский турист оставляет за границей 3114 долл. (1999 г.), что значительно выше аналогичного показателя большинства высокоразвитых стран. В настоящее время лишь 0,3% китайского населения выезжает за границу с туристскими целями. Но, учитывая тенденцию роста доходов населения, туристская активность в КНР будет расти очень быстро.

2.2 Привлекательность России для китайцев

История мирового туризма показывает, что в начальный период развития выездного туризма основной туристский поток направляется в близлежащие страны. Для Китая Россия - главное туристское направление (не считая Гонконга и Макао, которые в статистике, несмотря на объединение с КНР, учитываются отдельно). Для китайцев посетить Россию означает встретиться с иной, западной европейской культурой. На современном этапе развития международного туризма этнокультурные перепады не тормозят, как прежде, развитие массовых путешествий, а, напротив, стимулируют их. Ведь китайская элита несравненно более герметична, чем даже русская и европейская, не говоря уже об американской. То есть китайцы готовы пользоваться услугами иностранца как эксперта, но вручить ему реальную власть.

Быстрый рост въездного туризма в Приморский край из КНР уже идет: в 1996 г. Приморье посетило 21,5 тыс. китайцев, в 2001 г. - 154,6 тыс. Этому способствует благоприятное транспортно-географическое положение Приморья относительно КНР, что выгодно отличает его среди других административных единиц России, имеющих границу с Китаем. Вдоль российско-китайской границы действуют 6 сухопутных пограничных переходов. Формирование системы пограничных переходов сказалось на развитии международного туризма обеих сопредельных стран. Так, доля китайских туристов в структуре въездного туризма Приморского края растет: в 1994 г. она составляла 83%, в последние годы колеблется в пределах 89,1-94,3%. Изменилась и доля Приморского края в общероссийском потоке китайских туристов с 9% в 1994 г. до 17-24% в 1998-2000 гг.

В будущем станут возможными челночные круизные маршруты между Японией, Южной Кореей, КНДР, Россией и Китаем. Ожидается появления морского кольцевого маршрута типа токийской подвесной кольцевой линии. страну, если он совсем ничего о ней не знает.

В развитии въездного туризма в Приморье китайское направление будет доминировать и в перспективе. Учитывая это, необходимо при развитии туристской инфраструктуры и совершенствовании региональной нормативно-правовой базы туризма ориентироваться в первую очередь на китайский рынок. Менее 7% въездного потока в Приморье приходится на другие страны АТР. Очень скромное, хотя и второе после Китая место на рынке въездного туризма Приморского края, занимает Япония. Япония входит в тройку стран-лидеров мирового выездного туризма. Несмотря на то, что в последние годы ежегодный прирост убытий из Японии снизился, в целом страна считается, по оценкам ВТО, более динамичным рынком выездного туризма, чем США и Германия.

К сожалению, Приморский край не имеет транспортного сообщения с Тайванем. В Тайване сложившийся рынок выездного туризма, уступающий по расходам только Японии, но выездной поток жителей Тайваня минует территорию Приморья. Политико-идеологические причины ограничивают посещение Приморья для потенциальных туристов из КНДР, несмотря на наличие железнодорожного сообщения между нашими странами.

Определенные перспективы развития въездного туризма в Приморье связаны с зоной Туманган. Проект развития туризма в районе стыка территорий трех государств (России, КНР, КНДР) осуществляется под эгидой ВТО. Основная идея Проекта - создание кольцевых маршрутов по территориям с разными природными и культурно-историческими особенностями. Специалисты ВТО проводят маркетинговые исследования, рекламные кампании, дают рекомендации по развитию туризма для каждой из стран Проекта. Из их оценок следует, что для иностранных туристов (не только азиатского происхождения, но и из Европы) Приморье представляет интерес как территория, слабо измененная человеком.

Обращает на себя внимание асимметрия въездных потоков в Приморский край из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь. Доля Цзилинь в китайском въездном туризме Приморского края составила в 2002 г. 17,5% (через сухопутные пропускные пункты). Это отчасти объясняется наличием только одного перехода на приморско-цзилиньской границе, но немаловажное значение имеет плохое транспортное обеспечение от Хунчуня до Владивостока. Это косвенно подтверждают цифры приморского выезда в Китай, где доля Цзилиня всего 2,1% (2002 г.). Другая причина малого потока приморцев в Цзилинь - плохая "раскрученность" данного направления, хотя по рекреационным ресурсам данная территория не уступает Хэйлунцзяну, а по живописности ландшафтов даже опережает. Туристский поток из Цзилинь в 21 раз больше обратного из Приморского края. Это однозначно указывает на высокую потребность хуньчуньского перехода со стороны провинции Цзилинь. Следует учитывать, что Хэйлунцзян имеет 28 переходов на границе с различными административными единицами России, а Цзилинь только один. Таким образом, Приморский край теряет значительную часть въездного туристского потока только из-за недостаточной обустроенности проезда морским и автомобильным транспортом от Краскино до Владивостока. Транспортно-инфраструктурное обеспечение китайских переходов в перспективе может сыграть немаловажную роль в транзитных перевозках: из Южной Кореи корейцев, а возможно и японцев через КНДР в Россию, цзилинь-хэйлунцзянских туристов из Тайваня, Сингапура, Японии и других стран в Приморье или наоборот. Маркетинговые исследования Всемирной туристской организации по проекту Туманган указывают на высокие потенциальные возможности данной зоны контакта трех национальных культур. Наибольшей привлекательностью должны обладать кольцевые маршруты в зоне Туманган с посещением Китая (Цзилинь), Приморья и КНДР. Если китайская сторона уже готова к проведению таких маршрутов (провинция Цзилинь принимает больше иностранных туристов чем Приморский край), то российская нет.

Таким образом, изучение китайского рынка российского въездного туризма однозначно указывает на его высокие потенциальные возможности и необходимость встречных мероприятий по развитию, что требует не очень больших инвестиционных вложений.

Нужно отметить, что сотрудничество в области туризма между Россией и Китаем происходит. Совсем недавно в Санкт-Петербурге состоялась презентация Государственного Управления по делам туризма Китайской Народной Республики. Предложен на российский туристский рынок новый туристский продукт “Путешествия по Китаю”. В составе официальной делегации КНР представители государственных органов по туризму, туристских компаний, гостиниц, авиакомпаний. Был проведен традиционный workshop, доклад о новом туристском продукте с показом компьютерного фильма, а также официальный банкет с лотерей и призами для российских участников туристской общественности. На встрече присутствовало более 200 представителей туризма Санкт-Петербурга, пресса.


2.2.1 Российский рынок туристских услуг

Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Типичен пример большого черноморского курорта Сочи, санатории и дома отдыха которого в 1990 году посетили более 1,2 млн. человек, в 1992 году - лишь 0, 57, в 1994 году - 0,4 млн. человек. В 1995 и 1996 годах число посетителей выросло до 0,6 миллиона человек, но дальнейшего быстрого роста не наблюдается. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма. К сожалению, за последние 10 лет подробных и достоверных статистических данных о развитии туризма в России нет, однако общие особенности нынешнего этапа экспертно можно охарактеризовать следующим образом:

·           в 1990 году объем туристских услуг, производившихся в России на одного жителя страны, составлял еще около $ 15, к 1997 году он сократился в 5 раз - до $ 3; в 1994 году, по ориентировочным оценкам, доход от въездного туризма составлял 4 млрд долларов США, доход от выездного - около 12 млрд (соотношение 1:4);

·           соотношение числа туристов, приезжающих из-за границы и выезжающих за границу России, равно ныне 1:2; доля туризма в ВНП страны в настоящее время составляет около 0,01%;

·           доля России в мировых потоках туристов составляла и составляет от 1 до 1,5 %, это чрезвычайно мало, если ориентироваться на российский потенциал и потенциал стран СНГ;

·           по оценкам Всемирной туристской организации вместо 2,5 или 3 млн. иностранных туристов Россию в год могли бы посещать 20 - 40 млн., а доля внутренних туристов могла бы подняться до 50% от численности населения страны;

·           бывший СССР, нынешние Россия и страны СНГ характеризуются пассивным туристским балансом и дефицитом торгового баланса; последний не гасится, а усугубляется пассивным туристским балансом;

·           в выездном туризме преобладают “шоп-туристы” (около 70%);

·           материальная база туризма, его инфраструктура на 80% (приблизительная оценка) нуждаются в капитальном обновлении, в существенных преобразованиях;

·           произошли кардинальные институциональные изменения в туризме - вместо трех суперструктур (Интуриста и Спутника, владевших монопольно “иностранным” туризмом, а также Центрального совета по туризму и экскурсиям, обеспечивавшего дотационный внутренний организованный туризм) ныне существуют эти же три структуры в кардинально редуцированном виде плюс более 30 тыс. частных турфирм разного калибра (от консорциума “Академсервис” с сотнями штатных служащих до фирмочек с численностью сотрудников два-три человека), при этом более 90% фирм занимаются выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;

·           рынок туризма испытывает серьезные колебания, обусловленные изменениями социально-экономического фона, и характеризуется потенциальной и реальной неустойчивостью.

В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:

·           рекламируются, прежде всего, такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;

·           из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;

·           специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических профессиональных аналитических изданий практически не существует;

·           российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной турфирмы и повидавших те или иные края. Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.