скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахская диаспора в Китайской Народной Республике

Миграция казахов из России будет иметь стабильный характер. Этому призвано способствовать вступившее в силу Соглашение между РК и РФ об упрощенном (регистрационном) порядке приобретения гражданства.

В Узбекистане насчитывается до 1,5 млн. казахов, которые в основном своей массе проживают в районах экологического бедствия Приаралья и пустыне Кзыл-Кум. В качестве причин для переезда, кроме экономических и экологических факторов, называются «нездоровая» политика узбекских властей при подборе кадров и вопрос обучения детей на родном языке.

В Туркменистане проживает около 70 тыс. этнических казахов. В связи с резким ухудшением экономического положения в республике возможен рост потока переселенцев в Казахстан. У них возникают проблемы при прохождении таможенных процедур, обмене жилья и перегоне скота (по туркменскому законодательству вывоз скота из страны запрещен).

Казахская диаспора в Кыргыстане составляет около 48 тыс. человек и ее социальное, экономическое и правовое положение не вызывает каких-либо беспокойств.

В Таджикистане проживает 5 тыс. казахов. Таджикская сторона готова заключить соответствующий договор для решения вопросов, связанных с переселением в Казахстан.

Стремление монгольских казахов в большинстве своем переселиться в Казахстан продолжает сохраняться. Основными вопросами, требующими решения, являются подписание договоров об упрощенном порядке приобретения гражданства (между РК и Монголией) и о транзитном, безвизовом пересечении территории РФ переселенцами из Монголии, следующими в Казахстан (между РК, РФ и Монголией).

Численность казахов в Иране составляет около 4 тыс. человек. Количество лиц, изъявивших желание переселиться в Казахстан в 1997 г., было значительно ниже установленной квоты. Это, по всей вероятности, обусловлено стабильным экономическим положением казахской диаспоры в Иране.

В целом, переселение этнических казахов из-за рубежа в Республику Казахстан является достаточно сложным процессом, требующим взвешенного подхода с учетом финансово-экономических возможностей и интересов страны и норм международного права [44].

Вопрос репатриации в большинстве своем рассматривается в качестве наиболее важного и имеющего политическое значение для государства и общества. Для Казахстана репатриация соотечественников после всех потрясений уходящего века также является важной задачей. За последние десять лет примерно 180 тыс. казахов приехали в Казахстан на постоянное местожительство [2].

Под понятием «репатриация» или «возвратная этническая миграция» следует понимать движение эмигрантов назад на свою этническую родину для постоянного проживания там. Мигранты, которые приезжают на родину во время отпусков или каникул, не считаются репатриантами, так как их пребывание там довольно краткосрочно после чего они возвращаются в принявшую их страну. Репатриация, или возвратная этническая миграция, нуждается в определении типологии репатриантов, причин возврата, адаптации и влиянии возвратной миграции на жизнь в обществе страны-донора, куда они возвращаются.

Репатриацию различают по двум показателям: первый – продолжительность пребывания за границей и второй – причины, из-за который репатриант возвращается домой. В каждой схеме основное различие было сделано между теми мигрантами, которые считают свою эмиграцию временным явлением и теми, кто переезжает на постоянное местожительство. Обычно иммигранты возвращаются в страну происхождения после достижения каких-либо целей, чаще всего связанных с накоплением денег. Второй тип характеризует эмигрантов, которые надеялись покинуть свою родину навсегда для получения различных бенефиций за границей, тем не менее, в силу разных серьезных причин, вынужденных или решивших вернуться на историческую родину.

Мотивы, побудившие мигрантов вернуться на родину, также требуют систематизации. Основными являются следующие:

·      неудовлетворительные экономические условия в принявшей стране, когда вследствие безработицы или невостребованности по профессиональным качествам эмигрант решает вернуться на родину, где находит спрос на свои персональные и профессиональные качества.

·      отсутствие необходимых для нормальной жизнедеятельности социальных статусов и неблагоприятное отношение правительства или населения принявшей страны

·      воссоединение семей или серьезные семейные проблемы, когда, например, один из родителей нуждается в каждодневной опеке из-за болезни или потери трудоспособности. Следует отметить, что семейный фактор играет важную роль в процессе репатриации казахов, так как под семьей понимается не столько семейственность, а в большей мере клановость, т.е. принадлежность к определенному роду.

·      «привлекающие» факторы, стимулирующие вернуться на родину, носящие как морально-эмоциональный характер, когда одна только мысль о возвращении на родину предков и воссоединения со своим этносом приводит к глубокому моральному удовлетворению, так и прагматический – возможность дать хорошее образование своим детям и т.д.

Первый и второй из вышеперечисленных мотивов относятся к «отталкивающим», а третий и четвертый – к «привлекающим» факторам репатриации.

Проблема репатриации представителей коренного народа всегда обусловливается блоком необходимых мероприятий по перевозу, размещению, расселению и предоставлению социально-политических, экономических и культурно-образовательных статусов для успешного функционирования на родине вернувшихся сыновей и дочерей данного этноса. Проблема возвращения казахов на историческую родину решалась как в советский период, так и сейчас, когда на карте мира появилось новое государство Республика Казахстан.

Проблема возвращения казахов в советский Казахстан решалась в период коллективизации, а также в 1962 году в связи с ухудшением советско-китайских отношений, усилением и ожесточением политики китайского руководства по отношению к национальным меньшинствам Китая.

В апреле 1962 года начался массовый переход советско-китайской границы. Беженцев разместили в 4 областях Казахской ССР, в течении 6 месяцев выдали паспорта и всех устроили на работу, детей определили в детские сады или школы. В основном казахских беженцев расселили по колхозам, в сельской местности, где большинство из них занималось животноводством. Среди казахских беженцев были учителя, врачи, юристы, животноводы и представители других профессий. Возможно, что не все получили работу по имевшимся у них специальностям, однако отрицания факта быстрого предоставления им рабочих мест в СССР являлось бы по меньшей мере, заведомо некорректностью и ложью. С проблемой репатриации в следующий раз Казахстан столкнулся спустя тридцать лет, после провозглашения своего суверенитета [39, 220-227].

Процесс репатриации казахов в Казахстан многогранен и непрост, имеет свои исторические корни и современные последствия, нуждающиеся в их усиленном изучении и разрешении. Репатриация, проводимая на государственном или частном (персональном) уровне, может иметь массовый или индивидуальный характер. Проблема репатриации для Казахстана встала во весь рост, начиная с 1991 года после образования независимого и самостоятельного государства. Казахстану необходимо было самостоятельно решать насущные проблемы репатриации, которые состояли из трех глобальных по моральной и материальной масштабности и важности блоков:

1.    организация перевоза казахских оралманов на их историческую родину,

2.    обустройство и адаптация их на местах предоставлением им жилья, места работы и учебы,

3.    предоставление или восстановление прав гражданства.

Так как Казахстан не имеет практики в проведении подобных мероприятий, то началось изучение богатого опыта Международного сообщества. Репатриация казахов из разных стран мира имеет свои особенности, проблемы и перспективы. Если в первые годы процесс возвращения казахов на историческую родину насчитывал 73 тыс. человек в год, то теперь количество сократилось до 5 тыс. в год , т.е. 2 тыс. казахов, проживающих за рубежом, лишь 1 возвращается в Казахстан.

В большей степени уменьшение числа оралманов зависело от нестабильного экономического положения Республики и из-за отсутствия надежной и хорошо проработанной законодательной базы, защищающей права оралманов особенно в первые годы суверенитета. Кроме того, в самом начале приток оралманов в Казахстан был более чем интенсивен (73 тыс. человек в год), то после 1995 года, данный процесс проходит более сдержано [72].

Современная репатриация казахов из КНР имеет следующие положительные стороны:

1.   казахи КНР являются составной частью единого казахского этноса, имея высокий уровень национального самосознания. так как в КНР казахи в основном заняты в сельском хозяйстве, то можно предположить, что репатриированные китайские казахи станут прекрасным подспорьем в развитии сельского хозяйства Казахстана с их многолетним опытом в данной области при схожих природно-климатических условиях.

2.   характерной чертой основной части казахов Китая является выработанная дисциплина, трудолюбие и работоспособность, что также поможет в экономическом, но и в воспитательном отношении молодому государству

3.   увеличивается число казахов в Казахстане, тем самым, устраняется демографический дисбаланс, когда автохтонное население насчитывает лишь 51% от общей численности населения.

4.   они являются носителями языка, что немаловажно для развития казахского языка в Казахстане, где благодаря планомерной политике русификации, проводимой в царский и советский периоды, казахский язык оказался на грани невостребованности.

5.   репатриация китайских казахов необходима из-за тяжелого материального и психологического положения, в связи с начавшимся в последнее время ужесточением политики по отношению к этническим меньшинствам в КНР.

6.   Казахи, проживавшие с китайцами бок-об-бок столь длительное время, хорошо знают специфические черты их национального характера, психологию, методы и приемы, принятые при взаимоотношении с другими народами.

Негативные стороны проблем репатриации казахов из КНР:

1.    тяжелое экономическое положение в Казахстане, сопровождающееся пауперизацией и растущей безработицей населения, которые могут усугубляться при размещении казахских репатриантов в урбанизированных районах республики, так как необходимо будет создать новые рабочие места для них.

2.    до сих пор в Казахстане не приняты законодательные акты, определяющие статусы репатриантов и беженцев, без которых очень замедлено идет процесс адаптации казахов, вернувшихся на свою историческую Родину.

3.    одна из наиважнейших военно-политических причин для осторожного и взвешенного решения вопроса репатриации китайских казахов, - взаимоотношения с Китаем. Проблема заключается в том, что основная часть казахов в Китае проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), где расположен так называемый Урумчийский военный регион, являющийся северо-западным форпостом защиты и безопасности КНР. Поэтому так важен в военно-стратегическом и политическом отношении Синьцзян для Китая.

4.    уход казахов из Синьцзяна нанесет также психологическую травму, так как они оставят свои исконные земли, на которых жили их предки в течение многих веков, но коими, к сожалению, они уже не владеют [39, 226-232].

«Позиция государства в отношении казахской диаспоры предельно четкая и корректная. Она заключается в культурной, экономической и политической поддержки наших диаспор при соблюдении принципов территориальной целостности и невмешательство во внутренние дела суверенных государств.» – заявил Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев [41, 137].

В 1998 году Указом Президента Республики Казахстан была установлена квота иммигрантов, в количестве – 3000 семей [59].

В 1999 году – 500 семей [58].

В 2000 году – 500 семей [57].

В 2001 году – 600 семей [11, 58].

В 2003 году – 5000 семей [56].

В 2004 году – 10 000 семей [29].

В 2005 году квоту иммиграции оралманов планируется увеличить до 15 тыс. семей. Для их переселения и приобретения жилья следует выделить 9,8 миллиардов тенге [49].

Проблемами оралманов в Казахстане занимается Агентство РК по миграции и демографии при Кабинете министров Республики Казахстан, работой с соотечественниками занимается Всемирная ассоциация казахов (ВАК), также в Министерстве Иностранных Дел существует Отдел по работе с соотечественниками при Департаменте экономического и гуманитарного сотрудничества.

В 2000 г. Агентством Республики Казахстан по миграции и демографии разработана и одобрена Постановлением Правительства Концепция государственной демографической политики. В соответствии с ним 1 июля 2001 г. были подготовлены Программа и План действий по ее реализации. Согласно поручению Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А., данное на расширенном заседании Правительства 9 февраля 2000 г., Агентством РК по миграции и демографии была подготовлена и одобрена Правительством Концепция миграционной политики.

Агентство РК по миграции и демографии, совместно с Министерством Внутренних Дел, проводит работу по оказанию практической помощи в оформлении материалов по принятию казахстанского гражданства. В результате за период с 1 марта 2000 г. по 1 ноября 2000 г. количество лиц, подавших заявление на получение гражданства Республики Казахстан, увеличилось с 6653 до 29304 человек, а число получивших гражданство Республики Казахстан возросло с 3915 до 10661 человека.

Агентство создало банк данных и навело надлежащий учет прибывших репатриантов, с сентября 2000 г. введена единая система регистрации проживающих в республике репатриантов (оралманов) и карточная система учета [47].

Согласно данным Агентства РК по миграции и демографии, с 1 января 1991 года по 1 июля 2003 года из ближнего и дальнего зарубежья в Казахстан прибыло 67 882 семьи оралманов, или 277 031 человек [64].

Для усиления внимания местных исполнительных органов к решению проблем репатриантов, по инициативе Агентства в 2000 г. проводились «Дни оралманов», которые до конца 2000 г. прошли во всех областях и районах страны. Логическим завершением этих акций и своеобразным подведением итогов процесса возвращения этнических казахов на свою историческую родину стал первый республиканский съезд оралманов, который прошел в г. Астане в 2001 г.

Особого внимания требует решение проблемы равномерного расселения оралманов по регионам и областям страны. В настоящее время основная часть репатриантов обосновалась в южных регионах. Для заселения оралманами северных областей Агентством РК по миграции и демографии было выдвинуто предложение об освобождении оралманов от налогооблажения на 3-5 лет, облегченный доступ к кредитам, обеспечение занятости членов их семей и т.д. [47]..

В целях исключения ошибок, допущенных на начальном этапе приема репатриантов, в настоящее время заявления этнических казахов о размещении их на исторической родине принимаются с обязательным указанием конкретного региона, где бы они хотели поселиться [60].

В соответствии с постановлением Правительства от 31 июля 2000 года за № 1164 «О плане мероприятий по реализации Программы по борьбе с бедностью и безработицей на 2000 – 2002 годы», Агентством разработан проект Плана мероприятий по трудоустройству репатриантов [47].

Но тем не менее, подавляющее большинство оралманов находятся за чертой бедности. Отсутствие материальных средств является причиной невозможности получения казахстанского гражданства, потому многие репатрианты имеют статус нелегалов.

Наблюдая за тем, как власти медлят с решением проблем оралманов, казахстанские НПО объединяют свои усилия для того, чтобы помочь им стать полноценными гражданами Казахстана. По словам представителей Международной организации по миграции, гранты на решение существующих проблем из-за рубежа поступают все меньше и меньше и в скором времени они могут сократиться в несколько раз. Потому этот вопрос необходимо решать внутри страны.

Для того, чтобы казахи, проживающие за рубежом, постоянно ощущали поддержку со стороны своей исторической родины был организован курултай. Первый курултай казахов состоялся десять лет назад и стал очень значимым по своей важности событием. 1200 делегатов из 31 страны приехали тогда на свои средства [29].

Второй курултай открылся в Туркестане и привлек меньше делегатов, чем первый, 400 человек из 30 стран мира. Акимат организовал 15-часовую поездку по святым местам Южно-Казахстанской области [29]. При этом были компенсированы все дорожные расходы членам делегаций, чтобы в курултае смогли принять участие и те, кто не имеет больших финансовых средств, но имеют предложения, взгляды на происходящее в мире и в Казахстане процессы [21].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.