скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахская диаспора в Китайской Народной Республике

Вторая парадигма в теориях миграции решающее значение в принятии вопроса о миграции приписывают субъективному фактору. Теории микроуровня не отрицают значения макроэкономических мотивов миграции, но исходя из того, что объективные факторы так или иначе фильтруются через решения индивидуумов. Большинство современных исследований показывают, что чаще всего потенциальные мигранты оценивают такие параметры как стоимость транспортных затрат, проблемы поисков жилья и работы на новом месте, стоимость жилья и места въезда, возможности адаптации на новом месте.

Одна из важнейших тем в исследованиях миграции – анализ факторов влияния на принятие решения о перемещении. Принятие решения о миграции сопровождается оценкой и взвешиванием факторов «за» и «против» перемещения. Одновременно человек чаще всего сам не артикулирует факторы, стимулирующие его решение о миграции.

Другой важный фактор, влияющий на принятие решения о миграции – круг внешних контактов человека. Чем шире этот круг, тем больше у человека возможности разнообразных выборов, что в итоге делает более вероятным принятии решения о миграции.

В целом в научной литературе выделяют добровольные и принудительные миграции. В ситуации принудительного перемещения решение о миграции принимается не самим индивидуумом или группой людей, речь идет о вынужденной миграции, насильственной депортации. Однако в большинстве случаев человек мигрирует добровольно. Это ситуаций, когда решение о миграции основано на выборе самого человека. Но и в некоторых добровольных перемещениях может присутствовать элемент вынужденности. Так, человека может принуждать к миграции та или иная политическая, культурная, социально-экономическая ситуация. Иначе говоря, в основании разделения миграций на добровольные и вынужденные находится такой фактор, как большая или меньшая степень воли со стороны мигрирующего. Мигрируют люди из самых разных культур с самыми разнообразными характеристиками, но есть одна характеристика, объединяющая этих людей стремление изменить местоположение, в поисках более благоприятных условий жизни [22, 9-16].

Практически все казахи Китая живут в северо-западной части страны, в провинциях Ганьсу и Синьхай, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В соответствии с национальной политикой КНР, районы, населенные национальными меньшинствами вроде казахов, были преобразованы в автономные единицы управления (от уездов до районов). Ганьсу сравнительно небольшое число казахов сконцентрировано а Аксайском Казахском автономном уезде, основанном в 1954 г. В 1972 г. их численность оценивалась в 1600 человек, а согласно переписи населения 1982 г., она составила 2367 человек. В провинции Синьхай другая небольшая группа казахов (1497 чел. в 1982 г.) проживала в районе озера Гасс, а часть в Хайси – Монгольском, Тибетском и Казахском автономных уездах. Казахи в Ганьсу и Синьхае являются преимущественно потомками эмигрантов из Синьцзяна, переселившихся в эти провинции в 1930-40-х гг. Согласно сведениям, полученным в Урумчи в 1986 г., местные власти уговаривают казахов в провинциях Синьхай и Ганьсу вернуться в Синьцзян.

Самая большая группа казахов в Китае живет в северной части Синьцзяна; их численность составляет около 1,5 млн. по данным на 1996 г. В СУАР было создано 3 автономных казахских района; в них проживает большая часть казахского населения района. Это – Или-Казахский автономный округ, Баркель-Казахский автономный уезд и Мори-Казахский автономный уезд. Казахи также десятилетиями живут в столице СУАР – Урумчи [10].

В Или-Казахской автономной области казахское население проживает в 3-ех национальных округах, 2-х автономных уезда и 24-х районах. [6] Председателем Правительства Или-Казахского автономного округа является казах – Бек – Мухамед Муса. [54,188]. Образована 27 ноября 1954 г., административный центр – город Кульджа (по-китайский Инин) [13, 103].

Если оперировать официальными данными, то, к 1965 г. ханьцы составляли треть населения Синьцзяна. Очевидно, что на этнический состав повлияли миграционные тенденции 80-90-х гг. Миграционные процессы отражают социальные процессы в СУАР, и в целом в КНР.

Во-первых, в 80-90-е гг. проявилась пусть не очень выраженная в общем миграционном массиве тенденция оттока части мигрантов 50-60-х гг. и их потомков. Для выезжавших из СУАР более привлекательным оказывалась жизнь в более перспективных приморских районах Китая.

Во-вторых, государство, продолжает поощрение миграции из Востока Китая.

Социальные ориентиры этнических групп и имеющаяся этническая структура трудовых ресурсов также способствуют сохранению относительного отставания нацменьшинств в сфере образования и интеллектуальных ресурсах:

1) По-прежнему большинство представителей нацменьшинств занято в традиционных отраслях хозяйства, а не в современных отраслях промышленности и не высокотехнологичных отраслях. Ориентация на сферу властных полномочий, т.е. на работу в партийных органах и органах административного управления дополняет картину.

2) Система образования воспроизводит худшую образовательную подготовку национальных меньшинств, особенно в национальных школах. Низкий уровень вызван во многом нехваткой и недостаточной квалификацией преподавателей.

В итоге, вместо ориентации на технические и естественные предметы, и последующую занятость в высокотехнологичных отраслях, нацменьшинства обращены на нетехнические специальности, что не согласуется с логикой ускоренного экономического развития и является фактором стимулирующим приглашение ханьцев – инженеров и технических специалистов из провинций Китая [13, 98].

По данным переписи, в 1982 г. среди лиц казахской национальности старше шести лет (725.130 человек) выпускников различных высших учебных заведений насчитывалось только 2.547; студентов - 1,483; выпускников средней школы второй ступени - 41.599; средней школы второй ступени - 124.781; начальной школы - 351, 272; безграмотных и полуграмотных - 203.448 человек или 28,66% общего числа казахского населения автономного района, в том числе среди лиц от шести до одиннадцати лет - 81,325 человек. Существенно и то, что уровень безграмотности среди женщин, составляющих 50% лиц казахской национальности, в 1,5 раза выше, чем у мужчин.

Данное обстоятельство предопределило и соответствующие сферы занятости казахского населения КНР. Из 294.923 казахов, занятых в народном хозяйстве страны, в земледелии, скотоводстве, рыбоводстве и лесном хозяйстве сосредоточено 243.557 человек, или 82,58% экономически активного казахского населения; на рудниках, предприятиях деревообрабатывающей промышленности - 3,659; на заводах и фабриках - 3.781; в строительстве - 2.016: на транспорте и в связи - 2.224: торговле и на предприятиях общественного питания- 9.152; здравоохранении и социальном обеспечении - 16.045; государственных и партийных органах, аппарате массовых организаций- 9.460.

По профессиональной принадлежности казахи КНР начала 80-х годов распределялись следующим образом:

·      технический персонал различных предприятий - 32.889,

·      ответственные работники государственных органов, предприятий, партийных и общественных организаций - 5.821,

·      делопроизводители и соответствующие этой категории работники - 5.809,

·      торговые работники- 3.816, работники сферы обслуживания - 4.812,

·      земледельцы, скотоводы, лесоводы -219.752,

·      производственные рабочие, рабочие транспорта и соответствующие этим категориям работники - 21.295 или 7,43% казахского населения, занятого в народном хозяйстве КНР.

Такова структура проживающих в настоящее время на территории КНР казахов и их положение в структуре других 55 национальностей КНР на середину 1982 г. За прошедшие годы реформ эта структура не претерпела сколь-нибудь значительных изменений; конечно прогресс налицо - повысился культурный и общеобразовательный уровень казахского населения КНР, готовятся национальные кадровые работники и технические специалисты, укрепляется экономика кочевий и набирает силу процесс перевода казахов на оседлый образ жизни, получает дальнейшее развитие школьное образование на родном языке и т.д., но тем не менее ни социальная, ни профессиональная, ни политическая структура казахов не приобретает сколь-нибудь значимых качественных изменений, существо которых и позволяет ответить на вопрос: какое направление развития ожидает казахскую общину КНР и возможно ли будет учесть уроки прошлого [55, 63].

Сфера занятости казахов в настоящее время в КНР характеризуют следующие показатели:

·      сельское хозяйство – 82,5% (от общего числа казахского населения)

·      промышленность 2,52%

·      строительство 0,68%

·      транспорт и связь 0,75%

·      торговля – 3,1%

·      социальное обеспечение и здравоохранение – 5,44%

·      государственные и партийные органы – 3,94% /36, 98-99/

Уже долгие годы как бы сложилась «расстановочная» традиция или практика расстановки руководящих кадров СУАР. Секретарем Парткома СУАР, или официальным и реальным первым лицом, как уже отмечено, является представитель ханьской национальности, т.е. китаец. Председателем Народного Правительства избирается уйгур. А казахи и в Парткоме, и в Правительстве занимают положение заместителя. Они, как бы представляя во властной структуре свои этносы, одновременно среди своей нации реализуют национальную политику государства [54, 221].

По статистическим данным, в 1949 г., число кадров национальных меньшинств было только 3000, а в 2002 г. оно уже составило 329 тыс. человек – 49,65% от общей суммы кадров всего района. Число технического персонала национальных меньшинств различных специальностей составляет 239 тыс. – 50,42% от общей суммы технического персонала всего района. Женские кадры национальных меньшинств 132 тыс. – более 46% от общей суммы женских кадров [23, 18] (см. Приложение № 4).

7% руководящих кадров и депутатов СУАР – представители казахской национальности, в т.ч. 2 – секретаря парткома СУАР, заместитель председателя Комитета по делам национальностей СУАР, первые руководители казахских автономных образований и т.д. 60% казахского населения заняты в животноводстве, остальные – в земледелии, в сфере педагогической деятельности, здравоохранения и т.д. [6].

Среди китайских казахов в СУАР наиболее высокие посты занимают: Ж.Жанабил – заместитель секретаря парткома автономного района, доктор исторических наук, получил образование в США, президент фонда «Комек» (помощь для оралманов), Н.Асхат – заместитель председателя правительства СУАР, У.Бек – председатель профкома СУАР, Д.Султан заместитель начальника управления образования, член ВСНП КНР, Ж.Далелхан начальник управления нефтяной промышленности [3], К.Кыдырмулл – заместитель секретаря парткома СУАР [41].

Кроме указанных лиц имеются также авторитетные преподаватели ВУЗов, представители творческой интеллигенции, руководители административных округов, уездов, предприятий, фирм и т.д., но они менее известны, т.к. популярны только среди профессионалов, коллег, знающих их по совместной деятельности и родственников, знакомых, соседей [3]. Это: Уатхан Сефул – доктор медицинских наук, профессор АГМУ, Муталип Алпамыс – преподаватель Международного Казахско-Турецкого университета им. Ясави (г.Туркестан), получил образование в Пекине, Гибадат Габбас – юрист, выпускник Порт-Артуровского университета (КНР), соискатель Института государства и права Казахской государственной юридической академии, Акпар Мажит – писатель, переводчик произведений Абая на китайский язык, главный редактор журнала «Национальная литература» (г. Пекин, журнал издается на китайском языке), Еркин Аугали – доцент, зав. Кафедрой казахского языка Пекинского университета национальностей, С.Жамболатов – физик, профессор, писатель, Шарынкан Абдали – литературовед, вице-президент Академии общественных наук СУАР КНР (Урумчи), Талет Амре – литературовед, проректор Синьцзянского университета (Урумчи), Ердаулет Ислам – биолог, профессор Синьцзянского филиала Академии наук Китая, Жакып Жунус – историк, профессор Илийского педагогического института (г.Кульджа, СУАР КНР), Набижан Орман – философ, доцент Илийского педагогического института (г. Кульджа, СУАР КНР) [46] , Султан Жанболат – профессор, писатель, общественный деятель, депутат ВСНП от СУАР, К.Жанабил – зам. председателя СНП СУАР, бывший председатель Алтайского округа, С.Найман – писатель, исследователь, директор народного издательства, Нурбек – зам. председателя объединения общественных наук, Ж.Мырзахан – вице-президент Академии общественных наук, писатели и поэты Е.Оразакбай, С.Садуакас, Ш.Оналбай, Б.Кыдырмолдин – директор издательства учебных пособий, Миллат – заместитель председателя комитета по языкам и письменности, А.Абеу – директор казахской средней школы № 36, Б.Камза заместитель Генерального директора горно-обогатительного комбината [33, 159], К.Шуленбай – народная артистка КНР, была награждена Министерством культуры, информации и общественного согласия РК за пропаганду казахского искусства [20], Ердаулет – профессор, возглавляет одну из научных станций Синьцзянского филиала Академии наук Китая [41]. Все эти люди получили высшее образование в какой-то конкретной сфере. О них можно говорить как о наиболее видных представителях казахской диаспоры в Китае [54, 159].

Председатель Правительства Бортала-Монгольского автономного округа – казах – Магау. Около 20% населения г.Бола – административный центр округа - и ст. Алашанколь составляют казахи [54, 195-196].

Немногим более четверти населения составляю казахи в городе Чугучак, который не так давно был переименован в Тачэн [54 , 207]

Наиболее большая прослойка, более 50% населения Алтайского округа, являются казахами. Большая часть казахов, более 70% всего населения, т.е. около 1 млн., проживает в селах и отдаленных аулах, в горах и степях. В основном они занимаются земледелием и скотоводством [54, 217].

В г.Алтае открылась новая казахская школа №1, на 1200 учащихся, где работают более 100 учителей. Имеется Центр казахской народной медицины, основанный на методах лечения казахского лекаря О.Тлеукабыла, который врачевал в Синьцзяне более 500 лет назад.

В результате вышеизложенного, можно констатировать следующее: ее представители являются составной частью всего казахского народа, имеют единую прародину – Казахстан, исповедуют мусульманскую религию, относятся к тюркоязычным народам, но в следствии внутри- и внешнеполитических событий в прошлом, в настоящий момент проживают за ее пределами, чаще всего, в странах Азии, Западной Европы и Америки.

Характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной и мультирелигиозной структурой, благодаря превосходной способности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жизни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологические и мировоззренческие способности. Но с другой стороны процесс адаптации замедляет незнание языка, обычаев и традиций страны-пребывания, вследствие чего казахи в Китае занимались традиционно сложившимися видами ремесел и сельским хозяйством. Что привело к тому, что и в настоящее время большинство казахов представлены в народном и сельском хозяйстве.

1.3 Диаспоральная политика Китая

Китайская политика по отношению к нацменьшинствам характеризуется преемственностью с периода правления династии Цин до настоящего времени.

Переселение китайцев в слабо заселенные окраины рассматривалось как имперским, так и современным китайским правительством, как жизненно важное для безопасности страны. До 1911 г. маньчжуры, завоевав Китай, унаследовали также проблему управления окраинами. При решении этой проблемы они приняли традиционную китайскую политику насильственного и добровольного переселения ханьцев на окраины с целью сохранения контроля над ними. Указ императора от 1776 г. предлагал поселенцам землю и финансовую поддержку при их согласии переселиться в неосвоенные окраины Синьцзяна.

Другой группой, вынужденной переселиться в Синьцзян, были преступники и чиновники, высланные из Китая за преступления против маньчжурского двора.

После Синьхайской революции 1911 г. в Китае многие районы, населенные меньшинствами, оказались под властью отдельных военачальников, почти все их которых были китайцами или дунганами, так что пока центральное правительство постепенно разрабатывало свою политику по отношению к национальным меньшинствам, эти районы оказались фактически вне контроля центральных властей Китая. В основе политики при Чан Кайши лежал тезис о конечной ассимиляции всех меньшинств; в связи с этим гоминьдановское правительство рассматривало переселение как важную часть правительственных планов развития этих районов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.