скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Казахская диаспора в Китайской Народной Республике

Руководство Китая на протяжении нескольких десятков лет осуществляет массовое переселение ханьцев из восточных районов КНР в СУАР [28, 79]

Известны факты, что центральные власти во избежание возникновения конфликтных ситуаций умышленно занижают численность ханьцев в статистических данных. По неофициальным данным, численность ханьцев в автономном районе доходит до 27 млн. человек, а не 15 млн., как это показывается официально.

Переселение ханьцев из Центральных районов СУАР и предоставление им властями лучших сельскохозяйственных угодий вынуждает наших соотечественников перебираться выше в горы или далее в пустыни [3].

Обретение независимости ряда государств Центральной Азии глубоко затронули СУАР и это обстоятельство особенно беспокоит Пекин, который боится их переноса в Синьцзян. В этой связи, в зоне их особого внимания деятельность таких организаций как «Восточный Туркестан», «Невада-Семипалатинск» и другие.

В целях стабилизации межнациональных отношений Центр несколько смягчил свои установки по ограничению контактов национальных меньшинств с иностранцами и их выезду за границу, правительству дано больше самостоятельности по внешнеэкономической деятельности для развития района. В конце августа 1994 г. в г. Урумчи состоялось закрытое совещание о путях дальнейшего экономического развития национального района. Оно проходило под руководством зам. премьера КНР Чжу Жунцзи, на которое специально были приглашены бывшие лидеры автономного района, а ныне руководители государственного масштаба Исмаил Амет и Томур Давамет.

Процессы, происходящие в китайском обществе в области межнациональных отношений показывают, что они носят антиханьский характер. Примером могут послужить волнения в июле-августе 1994 г. в провинциях Гуаньдун и Сычуань, где большинство населения ханьцы, когда местное население открыто заявило властям о своей национальной принадлежности (был выдвинут лозунг: «мы - не китайцы»), потребовали нового идентифицирования и автономии. Для урегулирования этого конфликта Центром были направлены подразделения спецназа Пекинского гарнизона, которые в кратчайшие сроки подавили волнения.

Нельзя не учитывать и то, что с улучшением материального положения населения КНР одновременно повышается их общеобразовательный уровень. Сотни тысяч молодых китайцев, в т.ч. представители нацменьшинств, прошли или обучаются за границей, где они воочию столкнулись с демократическими принципами решения национальных вопросов [4].

В силу исторических и национальных особенностей подавляющее большинство синьцзянских казахов проживает в сельской местности и занимается отгонным животноводством. Их небольшие поселения, как правило, находятся вдали от административных и культурных центров, в них отсутствуют элементарные бытовые условия, а иногда даже электричество, совершенно не поступают средства массовой информации на национальном языке в связи с чем они весьма слабо осведомлены о событиях, происходящих в стране и за рубежом. В основной своей массе они безграмотны и не владеют китайским языком.

Молодое поколение, выросшее в таких условиях, заметно отстает в своем развитии от сверстников других национальностей, хотя по сравнению с ними имеют большую тягу к знаниям.

После перехода Китая на систему «рыночного социализма» им значительно труднее адаптироваться к новым условиям. Сравнительно небольшой части казахской молодежи, которой удалось получить высшее образование, весьма трудно без чьей-либо поддержки устроиться на хорошую должность. Однако китайцы скрытно, а иногда открыто выражают сомнение в их профессиональных возможностях, даже при равных показателях с ханьцами, естественно, прерогатива отдается ханьцам.

Интересным было бы обратить внимание на продвижение т.н. «элитной молодежи», когда отдельные высокопоставленные руководители казахской национальности, пользуясь своим служебным положением добиваются назначения близких на более высокие должности, чем они это заслуживают по своим объективным данным [3].

Вместе с тем, как отмечают переселенцы казахской национальности из КНР, есть определенные кадровые ограничения для нацменьшинств, в том числе и казахов. Ключевые посты в национальных автономиях обычно занимаются ханьцами [5].

Весьма небольшое число казахов проживает в городах, еще меньше из них работает на различных должностях в системе партгосаппарата. При этом необходимо подчеркнуть, что определенную часть данной категории служащих власти вынуждены специально «выращивать» в целях демонстрации представительства национальных меньшинств в органах власти. Как правило, данная категория лиц предана властям и четко придерживается установок партии и правительства по многим вопросам [3].

Получение Казахстаном независимости и одновременное усиление дискриминации со стороны китайских властей, желание сохранить свой генофонд, традиции, язык, культуру вызвали иммиграционные настроения у наших соотечественников по возвращению на свою историческую родину. Первые заявления соотечественников о желании переехать на постоянное жительство в Республику Казахстан властями воспринимались спокойно, с расчетом поселить переселенцев из центральных провинций, однако в связи с ростом иммиграционных настроений власти были вынуждены поменять свою точку зрения. Здесь в первую очередь сыграло опасение негативной реакции других стран и обвинение китайцев в дискриминации нацменьшинств, поднятие проблем нарушения прав человека в КНР и принятие каких-либо санкций, что в данный момент ни к чему для китайской стороны, тем более для ее экономики [5].

В мире самая большая диаспора – китайская. По данным китайских источников, более 60 миллионов китайцев проживают в других государствах. И сейчас немало китайцев уезжают из Китая в другие страны. Это происходит без ажиотажа, тихо, спокойно, своим чередом. Такая свобода предоставлена основной этнической массе – ханьцам, за исключением тех, кого называют «невыездными», среди которых – военные, госслужащие, крупные специалисты, видные деятели науки, культуры и т.д. Но, когда вопрос отъезда касается представителей других национальностей, вся процедура усложняется [52, 217-218].

В этой связи в начале 2000 г. центральные власти дали указание в Синьцзяне более тщательно рассматривать заявления о переезде на постоянное жительство в Центральноазиатские страны. Рекомендовано любыми путями не допустить выезд квалифицированных дипломированных специалистов, перспективной молодежи и известной творческой интеллигенции и т.д. Одновременно было дано молчаливое согласие на выезд в Казахстан чабанов, рабочих, безработных.

Для укрепления стабильности и защиты своих внешних границ проводится усиленная «китаизация» Синьцзяна, что привело к кардинальным изменениям в демографической ситуации в районе. Недовольство казахов вызывает и политика ограничения рождаемости детей [5]. Хотя по новому законодательству в семье ханьца нельзя заводить второго ребенка, в семья казахов, уйгур – третьего. В каждом городе, в каждой деревушке созданы комитеты планирования семьи. Они ведут разъяснительную работу и строго следят за соблюдением законодательства. Если семья решила обзавестись дополнительным ребенком, нужно платить большой государственный налог [38]. Это привело к незначительному естественному приросту казахского населения [72].

В то же время среди населения остается различное отношение к государственной политике планирования семьи. Большая его часть правильно понимает демографические установки правительства. 36% супружеских пар, живущих в городе добровольно высказали желание иметь одного ребенка, однако в сельских районах этот показатель составляет лишь 11% [63, 17]

Постоянный рост населения СУАР за счет приезжих ханьцев из внутреннего Китая является причиной расширения китайских учебных заведений, свертывания национальных школ, классов, групп, факультетов и отделений в ВУЗах, сокращение выпуска периодических изданий на казахском и уйгурском языках. Много молодежи вытесняется из разных сфер производства и обслуживания, остаются без работы, в таком же положении оказываются и многие выпускники ВУЗов и техникумов [6].

В последнее время китайские власти предпринимают активные действия по пресечению усиливающихся эмиграционных настроений в казахской диаспоре, взяв на вооружение тезис «о великоказахском национализме», с которым «необходимо решительно бороться».

По заявлению секретаря парткома СУАР Ван Лэцюана, выезд синьцзянских казахов в значительной мере спровоцирован политикой Президента Казахстана, который «приглашает всех казахов переехать в Казахстан с целью возрождения Великого казахского ханства». Аналогичные высказывания также допускал председатель Госкомитета по делам национальностей КНР Исмаил Амет.

Исходя из данной политической установки, китайские власти различными методами, включая и запугивание, пытаются затормозить процесс эмиграции этнических казахов. Лица, подавшие заявление о выезде в Казахстан на постоянное жительство, немедленно исключаются из партии и увольняются с работы, им задерживается выдача заработной платы, чиняться препятствия в трудоустройстве или поступлении на учебу. Сельским казахам создаются искусственные преграды в продаже недвижимости, личного имущества и скота. Из-за чрезмерного затягивания властями сроков оформления разрешительных документов несколько сотен казахских семей в Синьцзяне и Аксай-Казахском уезде провинции Ганьсу, распродав имущество и скот, оказались без средств к существованию и находились в бедственном положении.

Одновременно ведется массированная пропагандистская обработка казахского населения, направленная на снижение эмиграционных настроений в этой среде. Проводятся собрания, на которых тенденциозно освещается социально-экономическая ситуация в Республике Казахстан, со ссылкой на положение репатриантов из Ирана и Монголии дается негативная оценка казахстанской иммиграционной политике. При этом подчеркивается, что в Казахстане китайских казахов ожидает участь «второсортных» людей, работников малооплачиваемого физического труда. Кроме того, стала ограничиваться деятельность казахских национально-культурных объединений и общин, жестко регулируется проведение различных национальных празднеств и мероприятий [7].

Хотя в целом, как отмечают представители казахской интеллигенции в КНР, они сейчас не испытывают явной религиозной, национальной и языковой дискриминации. После проведенного впервые за годы создания КНР всекитайского совещания по национальному сплочению в декабре 1992 г. на местах развернулась активная работа по решению проблем, которые могли бы негативно сказаться на состоянии межнациональных отношений. В рамках этой компании в национально-территориальных образованиях стали чаще выходить радио- и телепередачи на языках нацменьшинств, создаваться культурные центры, художественные коллективы и т.д. [5].

В 2004 г. община казахов Китая отпраздновала весенний праздник Наурыз, который был приурочен к проведению в Пекине сессии Всекитайского собрания народных депутатов, благодаря чему в китайскую столицу смогли приехать депутаты казахской национальности из разных уголков Китая [74].

В местах компактного проживания казахов имеются казахские школы, в т.ч. в г.Урумчи 1 средняя, 2 начальные школы, 2 педагогических института. Казахская молодежь получает высшее образование в 26 ВУЗах СУАР и страны [6].

Первым официальным документом, специально касающимся национальных меньшинств Китая и их районов, была «Общая программа» китайской политической консультативной конференции 1949 г. Пять статей этой программы непосредственно касаются национальных меньшинств: 1) ст. 9 провозглашает, что ни один район Китая не может выходить из его состава. Первоначально КПК провозгласила, что некитайские районы имеют право отделиться или образовать федерацию с китайским государством в соответствии с волеизъявлением народов. Это право включалось в партийную платформу еще в 1931 г. Однако к 1938 г. этот пункт был опущен.

2) ст. 50 утверждала, что ханьский шовинизм должен быть объектом борьбы.

3) ст.51 провозглашала, что автономные органы управления должны быть созданы в районах, населенных полностью или большей частью национальными меньшинствами.

4) ст. 52 гарантировала равные права для всех народностей в Китае и провозглашала, что все китайские граждане имеют право свободного вероисповедания. На собственную культуру и традиции.

5) ст. 53 провозглашала, что центральное правительство будет содействовать развитию районов проживания национальных меньшинств.

В 1953 г. в «Программе по расширению автономии национальных районов» отражались детали реализации статьи 51. Эта программа предусматривала районы, которые могли формировать автономные правительства: 1) районы, населенные одним крупным национальным меньшинством; 2) районы, в которых проживало совместно большое или несколько небольших национальных меньшинств; 3) районы, населенные двумя или более народностями.

Права национальных меньшинств, воплощенных в общей программе 1949 г. и в программе региональной автономии 1954 г., включены в первую Конституцию 1954 г. [10, 51-53].

В Китае разработкой концепции политики в отношении соотечественников, определением основных направлений взаимодействий с диаспорой занимается Канцелярия по делам китайских эмигрантов при Госсовете КНР. Практическая же деятельность осуществляется Всекитайской ассоциацией репатриантов (ВАР), филиалы которой действуют в большинстве городов Китая. ВАР защищает права и интересы зарубежных китайцев, анализирует их положение и доводит эту информацию до сведения исполнительной и законодательной власти, в том числе с целью изменения законодательства.

Кроме того, в Китае функционирует Комитет по делам китайских эмигрантов ВСНП (парламента). В 1988 году образована Комиссия по делам китайских эмигрантов при Всекитайском Комитете Народного Консультативного Совета Китая. Кроме того, с 1 января 1991 года действует «Закон о защите прав и интересов реэмигрантов и родственников эмигрантов», согласно которому указанные категории пользуются значительными финансовыми и налоговыми льготами и возможностями по переводу, инвестированию и реинвестированию капиталов [48,17-18].

Проблема незаконной миграции из бедных и перенаселенных стран в богатые и малозаселенные приобретает глобальные масштабы, что влечет за собой осложнение социальной, криминогенной, межнациональной и в конечном итоге внутриполитической ситуации. Вопросы незаконной миграции из КНР имеют для нее объективный характер. Официальный Пекин принимает жесткие меры по ее ограничению, что в первую очередь обусловлено давлением со стороны западных стран и США. Вместе с тем, в условиях перенаселенности страны Китай принимает, и будет принимать меры по достижению договоренностей по упрощению порядка законного выезда своих граждан за рубеж по различным каналам с целью снижения напряженности с занятостью населения. В частности, по неофициальной информации, в августовский визит Председателя Правительства РФ и КНР, китайская сторона в довольно жесткой форме отвергла обвинения России в росте нелегальных мигрантов из Китая и отказалась подписывать какие-либо документы по этому поводу [8].

Таким образом, диаспоральная политика Китая сводится к двум основным направлениям. Первое характеризуется политикой в отношени китайской диаспоры, живущей за пределами Китая, которая сводится к контролю и анализу их положения за рубежом.

Второе направление – отношение к национальным меньшиниствам, живущих в Китае, которое сводится к созданию различных препятствий для выезда национальных меньшинств на постоянное место жительства, а также неофициальное разрешение на выезд безработных или неквалифицированных рабочих из числа национальных меньшинств.


Глава 2. Социально-политическое положение оралманов (репатриантов) в Казахстане

2.1 Политика Республики Казахстан в отношении соотечественников за рубежом и оралманов (репатриантов)

Процесс переселения этнических казахов на историческую Родину, начавшийся в начале 90-х годов, получил дальнейшее развитие с обретением Казахстаном независимости, началом заметных перемен во всех сферах общественной жизни и ростом его международного авторитета.

Основной поток переселенцев идет из стран, где имеется значительная казахская диаспора, в первую очередь это Китайская Народная Республика (СУАР), Монголия, Российская Федерация, Узбекистан, Туркменистан и Иран. При этом, до 1995 г. наблюдался пик переселения казахов из стран дальнего зарубежья, а с 1995 г. – рост количества репатриантов из стран СНГ.

По статистическим данным, 87% иммигрантов прибыло из ближнего зарубежья: России – 60%, Узбекистан – 11%, Кыргыстана – 6%, Украины – 5%, Турменистана – 3% и Таджикистана – 2%. Среди стран дальнего зарубежья, Монголия занимает первое место по количеству переселенцев казахской национальности (свыше 60 тыс. человек).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.