скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Экспертное исследование результатов инвентаризации

Сопоставление документов – способ, позволяющий осуществлять взаимный контроль двух или нескольких видов документов, связанных между собой единством операции.

Встречная проверка документов – способ, с помощью которого осуществляется сопоставление отдельных экземпляров и тех же документов, находящихся в других организациях, а так же документов, связанных между собой одной и той же операцией [28 с. 74].

Выводы по главе

Судебно-бухгалтерская экспертиза является процессуальным действием лица, обладающего специальными учётно-экономическими познаниями по разрешению вопросов, поставленным перед ним следователем или судом с целью установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела. Главной целью исследований, проводимых в рамках бухгалтерской экспертизы, становится установление наличия (отсутствия) фактов искажений экономически значимой информации на любой стадии процесса бухгалтерского учета, механизма их образования, места, времени, качественной и количественной характеристик, степени влияния на финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта.

Предметом судебно – бухгалтерской экспертизы являются хозяйственные операции, отраженные в учетных документах и финансовой отчетности, ставшие объектами предварительного расследования и судебного разбирательства и относительно которых эксперт – бухгалтер дает заключение по вопросам, поставленным на его разрешение следователем, прокурором и судом.

Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы первичные и сводные бухгалтерские документы; материалы инвентаризации; документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости); записи в регистрах аналитического и синтетических учетов; документы и записи оперативного и неофициального учетов; акты документальной ревизии; заключения экспертов в других областях знаний; протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу; протоколы иных процессуальных действий (допросов, очных ставок, обысков и выемок).

 Методом судебно-бухгалтерской экспертизы является совокупность приемов, применяемых экспертом-бухгалтером при исследовании им документов, записей в счетных регистрах и других материалов дела.


ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ И ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

2.1 Объекты экспертного исследования результатов инвентаризации

При производстве судебно-бухгалтерской экспертизы объектами являются хозяйственные операции, получившие отражение в учетных регистрах, бухгалтерской и налоговой отчетности и других документах.

Инвентаризация – способ бухгалтерского учета, представляющий собой процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях

1) при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже, а также при реорганизации предприятия;

2) перед составлением годового бухгалтерского отчета;

3) при смене материально-ответственных лиц;

4) при условии установления фактов хищений, злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5) в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций;

6) при ликвидации организации.

Персональный состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем организации. В нее обычно входят: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.), независимые представители, в том числе аудиторы.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо дает расписку комиссии в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, а все ценности, поступившие под его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Имеющиеся расхождения оформляются сличительными ведомостями. Материально-ответственное лицо дает объяснение как о причинах образования недостач, так и о причинах образования излишков.

Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты, которые составляются в двух экземплярах. На каждой странице описи указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества ценностей в натуральных показателях, записанных на данной странице, независимо от того, в каких единицах измерения они показаны. Исправление ошибок производится во всех экземплярах инвентаризационной описи методом корректуры, что должно быть подписано всеми членами комиссии. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, которые на последних страницах должны быть прочеркнуты. Описи подписываются всеми членами комиссии и материально-ответственным лицом, которое в конце дает расписку об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Источниками информации экспертного исследования результатов инвентаризации служат следующие документы и учетные регистры:

- Приказ об учетной политике. При ее изучении эксперт знакомится с рабочим планом счетов, сроком проведения и количеством инвентаризаций, перечнем имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации. Таким образом, эксперт получает основополагающую информацию, необходимую для проведения экспертизы.

- Первичные документы. К первичным документам по оформлению и отражению в учете операций по результатам инвентаризации относятся: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4), инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5), акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма N ИНВ-6), сличительные ведомости (формы N ИНВ-18, ИНВ-19), приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22), журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-23), акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей (форма N ИНВ-24), журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации (форма N ИНВ-25), ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26), приходный ордер, лимитно-заборная карта, карточка учета материалов, ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения, накопительная ведомость по приходу материалов, которые необходимы для выявления поступивших и выбывших, а также испорченных или утраченных товарно-материальных ценностей и основных средств.

- Регистры синтетического и аналитического учета: учетные регистры по счетам 01, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 43, 50, 68/НДС, 70, 73, 91, 94, при помощи которых можно исследовать фактическое поступление (выбытие) товарно-материальных ценностей, основных средств, за счет чего списаны недостачи.

К объектам исследования также относятся финансово-хозяйственные операции по отражению в бухгалтерском учете результатов инвентаризации. Хозяйственные операции по результатам инвентаризации представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Бухгалтерские проводки по отражению результатов инвентаризации имущества

Наименование операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Отражена недостача 94

01

10

41

43

50

Списана недостача в пределах норм естественной убыли

20

23

25

26

29

94
Списана недостача за счет виновного лица 73-2 94
Погашена задолженность по недостаче 98-4 91-1
Восстановлена сумма НДС со стоимости недостающих активов 94 68/ндс
Возмещена виновным лицом сумма недостачи

50

70

73-2
Списана недостача на финансовые результаты 91 94
Списана сумма НДС по недостаче, виновники которой не установлены 94 68/ндс

Из данной таблицы видно, как ведется учет по инвентаризации имущества в ООО «Хлебозавод №4».


2.2 Частная методика производства экспертного исследования результатов инвентаризации

Любая методика экспертизы – это программа использования комплекса методов, приемов и технических средств, применяемых в определенной последовательности для решения экспертных задач.

По степени общности выделяются два вида экспертных методик – общая и частная.

Общая экспертная методика – выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач. Применяется экспертом – бухгалтером независимо от характера преступления (правонарушения), отрасли экономики и специфики той организации, в которой совершено данное преступление (правонарушение).

Частная методика – способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения общей методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи. Применяется в зависимости от особенностей преступлений (правонарушений), места их совершения, документирования и учета операций, применяемых в конкретной организации, поскольку многие способы совершения преступлений (правонарушений) в отдельных отраслях экономики имеют специфику и своеобразно отражаются в учете.

Основными вопросами методики исследования бухгалтерского и налогового учетов по расчетам с покупателями и заказчиками являются:

- исследование учетной политики организации регулирующей порядок проведения инвентаризации;

- подтверждения наличия договоров с материально-ответственными лицами;

- установления соответствия между данными регистров синтетического и аналитического учета по счету 10 «Материалы», бухгалтерского баланса и Главной книги;

- выявления несоответствий правил ведения бухгалтерского и налогового учетов и отчетности, а так же несоответствий ведения первичного учета;

- анализ материалов инвентаризации.

Методика судебно-бухгалтерской экспертизы результатов инвентаризации в целом аналогична общей методики производства судебно-бухгалтерской экспертизы, носящей универсальный характер.

Для исследования результатов инвентаризации эксперт-бухгалтер применяет документальные приемы общей методики, такие как: нормативная проверка; формальная проверка; арифметическая проверка; сопоставление документов; встречная проверка; метод прослеживания документов.

С помощью нормативной проверки документов следует исследовать учетную политику организации регулирующей порядок проведения инвентаризации на соответствие ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

При этом обращают особое внимание на то:

  разработан ли план инвентаризации;

имеется ли график проведения инвентаризации;

создана ли инвентаризационная комиссия.

Необходимо установить, имеются ли в наличии договоры на поставку и правильность их оформления. В них должны быть указанны следующие данные: предмет договора (определенные товарно-материальные ценности), сроки поставки, способ и сроки оплаты, обязанности сторон и др.

Так же с помощью нормативной проверки исследуем договора с материально ответственными лицами. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам договоров, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и др.

Подтверждают наличие договоров с помощью визуальной проверки документов.

Для установления наличия и правильности заполнения необходимых реквизитов (показателей) документов применяют формальную проверку.

Формальная проверка документа как способ включает следующие приемы: визуальный осмотр документа и его анализ (научный прием).

Визуальный прием представляет собой внешний осмотр документа, в процессе которого устанавливается факт наличия или отсутствия соответствующих реквизитов. Так инвентаризационные описи, сличительные ведомости, лимитно-заборные карты должны быть правильно документально оформлены: иметь порядковый номер, дату, наименование организации, необходимые реквизиты, подписи, печати, расшифровку товаров с указанием цены и суммы. Следует обратить особое внимание на наличие сомнительных реквизитов, свидетельствующих о признаках материального подлога.

Посредством анализа как научного приема можно выявить, имеются ли не соблюдения формальных требований или нет. Так исследуются первичные документы унифицированных форм на соблюдение формальных требований законодательства и документы неунифицированных форм, которые должны быть утверждены учетной политикой организации, и их соблюдение.

Таким образом, применение экспертом формальной проверки в процессе исследования документов обеспечивает выявление разного рода отклонений от правил оформления хозяйственных операций.

Проверка арифметических расчетов используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов результатов инвентаризации (инвентаризационная опись ТМЦ, лимитно-заборная карта, сличительная ведомость).

Арифметическая проверка может включать как сложные расчеты, так и простые. Посредством арифметической проверки, можно выявить подлоги в первичных документах. Например, завышение итогов в инвентаризационной описи «Итого», завышение графы «Материалы» в бухгалтерском балансе по сравнению с данными сальдо-оборотной ведомости. Этот способ включает такие приемы, как сложение, вычитание, умножение, деление.

При исследовании первичного учета ТМЦ и основных средств, эксперт использует так же метод проверки правил учета отдельных хозяйственных операций. Техника исполнения состоит в сплошной проверке документов и их подтверждения (не подтверждения) правилам ведения бухгалтерского учета нормам законодательства РФ.

Сопоставление документов обоснованно трактуют как способ, позволяющий осуществлять взаимный контроль двух или нескольких видов документов, связанных между собой единством операций. Так при исследовании первичного учета по отгрузке товаров, расходные документы на отпуск материалов со склада могут быть сопоставлены с данными товарно-транспортных накладных.

Так же с помощью этого метода можно установить соответствия данных аналитического учета материалов данным сводного (синтетического) учета, который состоит в проверке карточек аналитического учета по всем материалам и в сопоставлении данных по оборотным ведомостям аналитических счетов и соответствующего синтетического счета и данных сальдо - оборотной ведомости и отчетности.

При исследовании соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, эксперту-бухгалтеру необходимо методом пересчета сверить итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 10 «Материалы» и на субсчетах к этому счету.

Такой способ, как сопоставление исполнительных и распорядительных документов позволяет исследовать соответствие совершенных хозяйственных операций содержанию распоряжения. Так, например, сравнивая данные, указанные в требовании или доверенности на получение материальных ценностей, с данными накладной на их отпуск, можно обнаружить, что отпущены другие ценности или иное их количество, чем было затребовано. В других случаях может оказаться, что распоряжение осталось без исполнения или, напротив, произведен отпуск материальных ценностей без распоряжения. Все это при определенных обстоятельствах может свидетельствовать о злоупотреблениях и нарушениях в бухгалтерском учете, в частности об уничтожении исполнительных документов, о выписке бестоварных накладных и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.