Дипломная работа: Дроби
Приложение 2
Правильные и неправильные дроби
Цели: | образовательные: | познакомить с понятием правильных и неправильных дробей, формировать умение решать задачи, использовать полученные знания при решении задач. |
развивающие: | развивать математическое мышление, внимание, речь, активность, наглядность воспроизведения | |
воспитательные: | воспитывать любовь к математике, дисциплинированность. | |
Оборудование: | учебник, конспект, наглядное пособие | |
Ход урока | ||
I. Организация класса. |
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. |
|
II. Сообщение темы и целей урока. |
- Сегодня у нас с вами новая тема «Правильные и неправильные дроби», мы познакомимся с понятием правильной и неправильной дроби, рассмотрим их на координатном луче, полученные знания применим в решении задач. Но прежде чем перейти к изучению новой темы, нас ожидает устный счет. |
|
III. Устный счет. |
127+у=357-85 125+у-85=65 30+х=32-х 10+х+2=15+х-3 - Молодцы! |
|
IV Объяснение нового материала. |
- Если мы разделили торт на 8 частей, то получали, зная, что числитель указывает сколько долей взяли, а знаменатель, на сколько поделили, что убрав 1 кусок, оставалось …торта. Так вот, взяли 3 куска, оказалось торта, а - 1 торт (8: 8=1). Если добавили еще 3 части таких же, получим 8+3=11 частей, или торта. Сравним и . Если числитель меньше знаменателя, то дробь называется правильной, т.е. - правильная дробь. Если числитель больше знаменателя, то дробь неправильная, - неправильная дробь. Также, если в дроби числитель равен знаменателю, дробь тоже неправильная, те. - неправильная дробь. - Рассмотрим на координатном луче правильные и неправильные дроби. Помним, что луч имеет начало, но не имеет конца. (рис) Правильная дробь меньше единицы, неправильная дробь больше или равна единицы. Например: |
|
V. Работа с учебником. |
- Итак, откройте стр.152 учебника. Начинаем решать номера. Найдите и прочитайте задание №974. - Сначала начертите отрезок АВ = 8 см, затем под ним другие 2 отрезка. - какая дробь: правильная или неправильная? - А ? - Верно. - Следующий №975. - Не забудьте, что за единичный отрезок по условию необходимо принять длину 12 клеток тетради. - Молодцы! - Следующий номер №376 выполним по вариантам I вариант – пункт а, II вариант – пункт б. - Проверим. Назовите записи в тетрадях. - Молодцы! - Следующий № 977. В этом номере вам перечислять все эти дроби не следует, а только укажите значения а со знаком сравнения «>» или «<». |
|
IV. Решение задач. |
- Прочитайте задачу №978 - Что известно? - Что неизвестно? - Решите, запишите правильный ответ - Прочитайте следующую задачу №979. - О чем говорится? - Что известно? - Что неизвестно? - Найдите значения. Запишите ответ. - Молодцы! - Следующее задание №980 - О чем говорится? - Что известно? - Что неизвестно? - составим краткую запись и решим задачу. - Запишите ответ. - Следующая задача под №985. |
|
VII. Разминка. |
- Сколько минут в одном часе? - Какую часть составляет 1 минута, 7 минут, 1 минут? - Молодцы! |
|
VIII. Геометрический материал. | - Укажите на данном координатном луче координаты точек А, В, С и D, если М(10) | |
IX. Итог урока. |
- С чем познакомились на уроке? - Что запомнилось на уроке? - Какую дробь называют правильной? - Неправильной? |
|
X. Домашнее задание. |
- Запишите домашнее задание: №981, 988 - Урок окончен. До свидания. |
Приложение 3
Контрольная работа №7
Цели: | образовательные: | проконтролировать знания учащихся, формировать умение отмечать дроби на координатном луче, сравнивать дроби, использовать знания по оперированию единицами величины, при решении задач. |
развивающие: | развивать логическое мышление, память, внимание, умение оперировать обыкновенными дробями. | |
воспитательные: | воспитывать любовь к математике, дисциплинированность, самостоятельность, аккуратность. |
Ход урока.
I. Организация класса | - Здравствуйте, ребята! Приготовитесь к уроку. Раздайте тетради для контрольных работ. Садитесь. | |
II. Постановка цели урока | - В тетради запишите число, контрольную работу №7. Обратите внимание на доску. Положили все ручки. Работа выполняется в 2-х вариантах. | |
III. Контрольная работа | I вариант | II. вариант |
1. Примите за единичный отрезок длину | ||
8 клеток тетради | 12 клеток тетради | |
и отметьте на координатном луче точки: | ||
A |
||
2. Сравните числа: | ||
а) б) в) г) |
а) б) в) г) |
|
3. Сложите | ||
4. Какую часть составляют: | ||
а) 9 см2 от дм2 б) 17 дм3 от м3 в) 13 кг от 5 ц |
а) 7 дм от ь2 б) 19 см3 от ь3 в) 9 ц от 4 т. |
|
5. Ширина прямоугольника 48 см, что составляет его периметра. Найдите длину этого прямоугольника |
5. Длина прямоугольника составляет его периметра. Найдите ширину этого прямоугольника, если длина его равна 80 |
|
III. Объяснение этапов контрольной работы |
- В первом задании предлагается изобразить координатный луч, отметить на нем обыкновенные дроби. Задание несложное, такого характера задания уже предлагались и вы решили его. - Во втором задании предлагается сравнить числа. Вам понадобится знания на распознавание, какая из дробей больше другой. - В третьем – надо сложить числа, но сначала в I в. узнать сколько составляет от числа 30 и от числа 14, а во II варианте узнать, сколько составляет от 18 и от числа 40. - В четвертом – вам пригодится знания по оперированию единицами величины. Сколько в квадратном метре квадратных дециметров, в кубическом метре квадратных сантиметров, кубических дециметров, в тонне центнеров, килограммов. - В пятом задании I в. известна ширина прямоугольника.48 см, периметр от 48, нужно найти сначала периметр и, зная, что периметр –сумма длин всех сторон, найти длину. Во II варианте длина известна как 8 см, а периметр от 80, найти периметр, а только потом ширину. - Итак, эти задачи решаются в два действия. |
|
IV. Выполнение заданий | - Можете начать приступать к выполнению контрольной работы. | |
V. Итог урока |
- Заканчиваем выполнять. Сдаем тетради. Урок окончен. До свидания. |
Приложение 4
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Цели: | образовательные: | объяснить учащимся приемы действий сложение и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, ввести формулу буквенной записи, правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Научить правильно читать и записывать выражения и уравнения, содержащие обыкновенные дроби, формировать умение решать задачи на сложения и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, применять полученные знания при решении задач. |
развивающие: | развивать логическое мышление, умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, умение читать выражения и уравнения, содержащие обыкновенные дроби, также, как и выражения и уравнения с натуральными числами, развивать математическое мышление, память, речь, активность. | |
воспитательные: | воспитывать любовь к математике, коллективизм, дисциплинированность, самостоятельность мышления, наглядность воспроизведения. | |
Оборудование: | учебник, конспект, наглядное пособие. |
Ход урока (1 урок):
I. Организация класса |
- Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь к уроку. Садитесь. |
II. Сообщение темы и целей урока |
- Сегодня тема нашего урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Мы научимся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, использовать полученные знания при решении задач. |
III. Устный счет |
- Решите уравнения: (3х+5х) 18=144 (7у-3у): 8=17 (6а+а): 13=14 4: (9в-в) =2 - Поставьте вместо звездочек знаки «>» или «<» так, чтобы получилось верное равенство: - Молодцы! |
IV. Объяснение нового материала |
- Вафельный торт разрезали на 8 равных частей (долей). Сначала на тарелку положили 3 части. -Эта какая дробь? (-правильная). -Что над дробной чертой? (числитель 3). - На что он указывает? (сколько долей взяли) - А под дробной чертой? (знаменатель8). - На что он указывает? (на сколько делят). - Верно. - Затем положили еще 2 куска торта. - Это какая дробь? ( - правильная). - Правильно. - Сравним и ( >). - Обратим внимание: у них какие знаменатели? (одинаковые). - Верно. Узнаем теперь, если положили , затем торта, то сколько всего оказалось? - Для этого необходимо произвести действе сложения дробей с одинаковыми знаменателями. При сложение дробей с одинаковыми знаменателями числитель складывают, а знаменатель оставляют тот же. - В дробях и что оставим неизменным (знаменатель 8). - Правильно. Складываем числители. Назовите их (3 и 2). - Запишем правило сложения дробей с одинаковым знаменателями с помощью букв. Дробь представим в виде буквенной записи , где а =3, с=8. А дробь в виде, где в=2, с=8. += -Запишем эту формулу в тетради и возьмите в рамочку. - Предположим, что теперь разрезав этот самый торт на 8 частей, на тарелку положили 3 куска съели. Сколько тогда кусков осталось? Как узнали? (вычтем). - Правильно. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же: - С помощью букв запишем правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Дробь в буквенной записи обозначим, как было обозначено в виде , а дробь в виде . -= - Запишите эту формулу и возьмите в рамочку. - Еще раз при сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель оставляют тот же, он остается неизменным, его, не трогают, а числители складывают и вычитают, т.е. производят действия только с числителями, при сложении складывают числители, а знаменатель тот же, при вычитании из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель не трогают. - Теперь потренируемся, используя полученные знания при решении задач. |
V. Работа по учебнику |
- Откройте стр.156 учебника. Найдите и прочитайте №1005 - О чем говорится? - Что известно? - Что неизвестно? - составим краткую запись и решим задачу. - Запишите ответ. - Выполняем следующие номера № 1006 - О чем говорится? - Что известно? - Что требуется найти? - Составим краткую запись и решим задачу. - Запишите ответ. №1007 - О чем говорится? - Назовите условие. - Назовите вопрос - Составим краткую запись. - Запишите ответ. - Решите и запишите ответ №1008 - О чем говорится в задаче? - Что известно? - Что нужно узнать? - Краткая запись, решение и ответ. - Молодцы! |
VI Разминка. |
- А теперь небольшая разминка по теме «Доли», Веревку поделили поровну 7 раз. Сколько это долей? (8) - А если бы поделили на 21? (22) - Верно. Ход урока (2 урок): |
I Постановка цели урока. |
- Итак, на 2 уроке продолжаем знакомство с действием сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Обратимся к стр.157, а точнее к правилу. - Прочитаем правило: |
II Работа с правилом. |
Выражения и уравнения, содержащие обыкновенные дроби, читают по тем же правилам, что и соответствующие выражения и уравнения с натуральными числами. Например: - сумма семи пятьдесят третьих и двенадцати пятьдесят третьих; - к семи пятьдесят третьим прибавить двенадцать пятьдесят третьих. - разность двадцати семи сотых и девяти сотых; - от двадцати семи сотых отнять девять сотых; - из двадцати семи сотых вычесть девять сотых. Х+ - сумма икс и двенадцати девятнадцатых равна пятнадцати девятнадцатым. - Под ним №1011 Прочитайте задание. - Решите примеры, правильно читая эти выражения. - Следующий №1012 |
III Решение задач. |
- О чем говорится? - Что известно? - Что неизвестно? - Составим краткую запись и решим ее. - Запишите ответ. - Следующая задача под №1010 - О чем говорится? - Что известно? - Что неизвестно? - Составим краткую запись. - Запишите решения и ответ. - И задача № 1013 - О чем говорится? - Что известно? - Что нужно найти? - Составим краткую запись и решим ее. - Запишите ответ. - Молодцы! - Задачи решаете хорошо, а теперь при правильном чтение решим уравнения в №1018 - Молодцы! |
IV Итог урока. |
- С чем познакомились сегодня на уроке? - Чем занимались на уроке? |
V Домашнее задание. |
- Запишите д/з: №1015, №1017. - Урок окончен. До свидания. |