Дипломная работа: Директивные формы интеграции бизнеса в РФ
Фирмы, действующие в рыночной нише, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 0,99 до –6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не принимают в расчет, и отличаются высоким уровнем специализации. Круг клиентов ограничен, характерен высокий уровень цен. В своей деятельности такие организации опираются на клиентов и максимально зависят от них.
Банкроты — фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от –7 до –10. Они принимают режим внешнего управления и осуществляют мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.
Предложенные показатели прибыльности коммерческой деятельности предприятия не полностью учитывают характер его конкурентоспособности. Конкурентоспособность как структура финансово-экономических показателей включает в себя не только собственно эти показатели, но и взаимосвязи и взаимодействия между ними, зависящие от состояния макро- и микросреды.
Рассчитаем в динамике прогнозные показатели, характеризующие прибыльность коммерческой деятельности холдинга и его конкурентоспособность за 2010–2012 гг. (см. табл. 8).
Таблица 8 Расчет прогнозных показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности и конкурентоспособность холдинга
Наименование показателя | Период | |||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||
Доля прибыли от коммерческой деятельности предприятия в общей сумме прибыли, % | 76,4 | 78,3 | 81,2 | |
Отгруженная продукция, млн. руб. | 248 567 | 299 453 | 350 962 | |
Спрос на продукцию предприятия (емкость рынка), млн. руб. | 248 567 | 299 453 | 350 962 | |
Расходы службы маркетинга, млн. руб. | 3496 | 5392 | 6915 | |
Общий объем продаж продукта на рынке, млн. руб. | 312 764 | 348 365 | 529 589 | |
Сумма затрат на функционирование системы сбыта, млн. руб. | 159 900 | 165 000 | 179 000 | |
Затраты на рекламную деятельность, млн руб. | 0,55 | 0,67 | 0,9 | |
Коэффициент конкурентоспособности предприятия | — | — | 0,39 | |
Рассчитаем коэффициент конкурентоспособности предприятия не по каждому продукту, а по всей номенклатуре.
1. Конкурентоспособность по продукту:
Сталь = 350962 / 529 589 = 0,66;
КПП = 1;
Ферромарганец = 350 962 / 299 453 = 1,17
2. Конкурентоспособность по цене:
КУЦ = 1,16 (задаем абстрактный, не указывая продукта и его цены).
3. Конкурентоспособность по критерию доведения продукта до потребителя:
КСБ = 1,17 Ч 179 / 165 = 1,26
4. Конкурентоспособность по критерию продвижения продукта:
Крекл.д. = 1,17 Ч 0,9 / 0,67 = 1,57
Суммируем вышеперечисленные коэффициенты и найдем среднеарифметическую величину, которая будет являться итоговым показателем конкурентоспособности маркетинговой деятельности:
ККМД = (0,66 + 1 + 1,17 + 1,16 + 1,26 + 1,57) / 6 = 1,13.
Далее проведем расчет общефинансовых коэффициентов на основе анализа баланса предприятия за 2007 г.
КТЛ = 1,39
КОСС = 0,75 (оба вышеуказанных коэффициента задаем абстрактными, расчет же проводится на основе данных бухгалтерского баланса предприятия).
Проведем окончательный расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия:
ККП = 1,13 Ч 1,39 Ч 0,75 = 1,17
Показатель имеет положительную величину, что свидетельствует о достаточно высоком уровне конкурентоспособности предприятия по результатам 2012 г.
Как свидетельствует анализ показателей, характеризующих прибыльность коммерческой деятельности и конкурентоспособность предприятия, финансовые результаты напрямую не связаны с деятельностью сбытовой службы предприятия (высокие показатели конкурентоспособности и средний уровень финансовой устойчивости) и в основном определяется состоянием производства компании.
3.2. Расчет и анализ рыночной стоимости холдинга на базе ОАО «ЗМЗ» и ОАО «СЧЗ»
В данном параграфе будет произведен расчет расчет и анализ показателей рыночной стоимости реорганизуемых предприятий и создаваемого холдинга.
Имущественный подход в оценке стоимости стоимости бизнеса основан на определении рыночной стоимости всех видов имуществ предприятия за вычетом долговых обязательств. Балансовая стоимость активов предприятия в результате инфляции, изменение коньюктуры рынка, используемых методов учета и других факторов отклоняется от рыночной стоимости, поэтому оценщику необходимо пересчитать балансовую стоимость активов в рыночную стоимость на дату оценки.
Имущественный подход включает два метода:
Метод стоимости чистых активов (метод накопления активов).
Метод ликвидационной стоимости.
В нашем случае был выбран метод оценки стоимости предприятия методом чистых активов, так как:
оцениваемые предприятия обладают значительными материальными активами;
у оцениваемых предприятий отсутствуют ретроспективные данные о прибыли;
в прогнозном плане оценивается холдинговая компания, которая еще не получает прибыли за счет собственного производства.
Информационной базой метода чистых активов является бухгалтерский баланс предприятия (Приложения 3 и 4).
Стоимость предприятия = Рыночная стоимость активов - долговые обязательства.
При оценке акционерных обществ необходимо учитывать "порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утвержденный приказом министерства финансов РФ и федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. №10Н, 03-6/ПЗ.
Процедура оценки рыночной стоимости предприятия методом чистых активов включает следующие этапы:
Этап 1. Оценивается рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия.
Этап 2. Определяется стоимость движимого имущества предприятий.
Этап 3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
Этап 4. Определяется рыночная стоимость краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
Этап 5. Определяется рыночная стоимость материально-производственных запасов.
Этап 6. Оценивается дебиторская задолженность. Результаты исследования по методике ОАО «ЗМЗ» представлены в таблице 9:
Таблица 9 Оценка стоимости чистых активов ОАО «ЗМЗ» за 2007-2008 г.г., тыс. руб
Наименование показателя | 01.01.2008 | 01.01.2009 |
I Активы | ||
1. Нематериальные активы | 21 | 22 |
2. Основные средства | 726 031 | 755 797 |
3. Незавершенное строительство | 471 065 | 695 513 |
4. Доходные вложения в материальные ценности | 0 | 0 |
5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения | 162 043 | 946 957 |
6. Прочие внеоборотные активы | 357 | 150 |
7. Запасы | 2 287 787 | 1 969 578 |
8. Налог на добавленную стоимость | 91 040 | 69 294 |
9. Дебиторская задолженность | 1 332 999 | 1 066 930 |
10. Денежные средства | 24 926 | 17 076 |
11. Прочие оборотные активы | 15 086 | 20 225 |
12. Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1-11) | 5 111 355 | 5 541 542 |
II. Пассивы | ||
13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам | 205 637 | 209 278 |
14. Прочие долгосрочные обязательства | 101 472 | 100 766 |
15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам | 2 219 029 | 3 268 842 |
16. Кредиторская задолженность | 1 457 164 | 911 377 |
17. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | 0 | 0 |
18. Резервы предстоящих расходов | 0 | 0 |
19. Прочие краткосрочные обязательства | 0 | 0 |
20. Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13-19) | 3 983 302 | 4 490 263 |
21. Стоимость чистых активов акционерного общества (итого активы, принимаемые к расчету (п.12), минус итого пассивы, принимаемые к расчету (п.20)) | 1 128 053 | 1 051 279 |
Результаты расчета стоимости чистых активов ОАО «СЧЗ» представлены в таблице 10:
Таблица 10 Оценка стоимости чистых активов ОАО «СЧЗ» за 2007 2008 г.г., тыс. руб
Наименование показателя | 01.07.2008 | 01.07.2009 |
I Активы | ||
1. Нематериальные активы | 0 | 0 |
2. Основные средства | 59 042 | 57 763 |
3. Незавершенное строительство | 4 769 | 8 864 |
4. Доходные вложения в материальные ценности | 39 | 37 |
5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения | 0 | 0 |
6. Прочие внеоборотные активы | 0 | 0 |
7. Запасы | 1 151 321 | 351 780 |
8. Налог на добавленную стоимость | 29 247 | 54 |
9. Дебиторская задолженность | 1 206 915 | 1 462 578 |
10. Денежные средства | 1 068 | 54 618 |
11. Прочие оборотные активы | 857 | 857 |
12. Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1-11) | 2 453 258 | 1 936 551 |
II. Пассивы | ||
13. Долгосрочные обязательства по займам и кредитам | 71 | 71 |
14. Прочие долгосрочные обязательства | 27 580 | 8 910 |
15. Краткосрочные обязательства по займам и кредитам | 318 210 | 242 891 |
16. Кредиторская задолженность | 1 390 897 | 1 063 783 |
17. Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов | 0 | 0 |
18. Резервы предстоящих расходов | 6 263 | 11 326 |
19. Прочие краткосрочные обязательства | 0 | 0 |
20. Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13-19) | 1 743 021 | 1 326 981 |
21. Стоимость чистых активов акционерного общества (итого активы, принимаемые к расчету (п.12), минус итого пассивы, принимаемые к расчету (п.20)) | 710 237 | 609 570 |
Представим сравнение данных по стоимости заводов по чистым активам в рассматриваемых периодах на рисунках 5 и 6: