Дипломная работа: Бухгалтерский учет издержек обращения на малых предприятиях (на примере ООО "Пульсар")
1) связанные с товарными фондами;
2) связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда;
3) связанные с использованием основных средств;
4) социальный (рациональное использование трудовых ресурсов, производительности труда и качеством труда, с социальными условиями, сезонное колебание потребительского спроса).
1. Фактор связанный с товарным фондом
выражается формулой товарного баланса
W зап’ + W n = W p + W выб + W зап’’ , где
W зап’ - запасы товара на начало отчетного периода;
W n - поступление товара;
W p - реализация товара;
W выб - прочие выбытие товара;
W зап’’ – запасы товара на конец отчетного периода.
Отсюда можно найти сумму розничной реализации:
W p = W зап’+W n - W выб + W зап’’.
Таблица 2.1. Товарный баланс ООО "Пульсар" за 2009 год.
Слагаемые товарного баланса |
Бизнес план |
Факт | Отклонение |
Запасы товаров на начало W зап’ |
19 | 76 | + 57 |
Поступление товара W p |
460 | 1156 | + 696 |
Всего в приходе с остатком (W зап’ + W n) |
- | - | - |
Реализация товара в розницу W p |
555 | 1353 | + 798 |
Прочие выбытие W выб | - | - | - |
Итого в расходе (W p + W выб) |
555 | 1353 | +798 |
Запасы товара на конец года (W зап’’ ) |
76 | 121 | +45 |
Всего в расходе с остатком (W p +W выб + W зап’’) | - | - | - |
631 | 1474 | + 843 |
Выводы: На объем розничного оборота влияет объем поступления, чем больше поступит товара, тем больше увеличится товарооборот. Кроме этого на увеличение товарооборота влияет остаток товара. Чем больше остаток товара, тем больше вероятность в увеличении товарооборота.
1. Фактор трудовые ресурсы.
WP = R * D , где
WP= розничный товарооборот;
R = численность;
D = средний оборот на одного работника.
Таблица 2.2.
2008 | Фактически 2009 | Отклонение | |
Объем розничного товарооборота | 365 | 959 | + 594 |
Среднесписочная численность работников | 10 | 7 | - 3 |
Среднегодовой оборот на одного работника | 37 | 137 | + 100 |
1) Розничный товарооборот увеличился на 594, таким образом определим как влияет среднесписочное число работников и производительность труда;
а) Среднесписочная 2009 года к среднегодовому обороту на одной работе 2008.
W2P = R1 * D0 = 7 * 37 = 259.
б) среднесписочная 2009 к среднегодовому обороту 2009 на одного работника
W3P = R1 * D1= 7 * 137 = 959.
Отклонение оборота 2009 от 2008 определяем следующим образом : 259 – 365 = -106.
2) В результате повышения среднегодового оборота на одного работника : 959 – 259 = + 700.
Увеличился объем розничного оборота.
Таблица 2.3. Розничные обороты, средние товарные запасы и время обращения по ООО "Пульсар".
Объем розничного товарооборота | Средний товарный запас | Время обращения | ||||
2008 | 2009 | 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | |
365 | 480 | 25 | 75 | 25 | 56 | |
Продовольственные товары | ||||||
Непродовольственные товары | - | 479 | - | 60 | - | 11 |
В целом |
1) Находим время обращения
З сренетоварный запас;
Д – число дней в отчетном периоде (360);
Р реализованный товар.
Сравнивая данные за период с 2008 по 2009 можно сказать, что время обращения товара по производственной группе замедлялось на 31 день, что ведет к снижению объема розничного оборота. Однако мы можем наблюдать увеличение самого объема розничного на + 115 и средних товарных запасов (+50), что свидетельствует о том, что данное увеличение произошло за счет изменения рыночных цен.
Ритмичность выполнения месячного плана товарооборота по продовольственной группе ООО "Пульсар".
Таблица 2.4. Товарооборот магазина за первую пятидневку состояния:
Дни | Оборот по бизнес плану | Оборот фактически | Выполнение % |
1 й | 2 | 3 | 75 |
2 й | 2 | 1 | 50 |
3 й | 2 | 1 | 50 |
4 й | 2 | 1 | 50 |
5 й | 2 | 1 | 40 |
Итого | 10 | 7 |
Определяем коэффициент ритмичности:
Коэффициент ритмичности равен 0,7 это говорит о том , чем ближе он равен 0, тем неритмичнее осуществляется реализация товара.
ООбс – остатки оборотных средств
Т – объем товарооборота
Д – дни (анализируемый период)
Коб - коэффициент оборачиваемости
Коб = Т / ООбс
Кзагр – коэффициент загрузки
Кзагр = ООбс/Т
Таблица 2.5.
Показатели | 2008 | 2009 | Отклонение |
Объем товарооборота (Т) тыс.руб. | 365 | 480 | + 115 |
Количество дней (Д) дни | 360 | 360 | - |
Однодневный товарооборот (Т/Д) тыс.руб. | |||
Средний остаток оборотных средств (ООбс) тыс.руб | 25 | 75 | + 50 |
Оборачиваемость В = (ООбс/(Т/Д)) дни | 24,8 | 57,7 | + 32,9 |
Коэффициент оборачиваемости Коб = Т/Ообс | 14,6 | 6,4 | - 8,2 |
Количество оборотов | |||
Коэффициент загрузки Кзагр = ООбс/Т | 0,07 | 0,16 | + 0,09 |
Оборачиваемость средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г. замедлилось на 33 дня, что не позволило высвободить средства из оборота (75-25=+50).
Коэффициент ликвидности предприятия:
Для этого используют коэффициент покрытия (Кпокр) – это основной показатель ликвидности
Кпокр = Обс/(КК+КЗ), где
Обс – оборотные средства
КК – краткосрочные кредиты и заемные средства
КЗ – кредиторская задолженность
К покр = 121/349 = 0,3.
И второй коэффициент коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.ликв).
Он отражает отношение денежных средств, готовых для платежей и расчетов , к краткосрочным обязательствам.
ДС денежные средства (касса, г/б).
ЦБ – ценные бумаги
Кабс.ликв. = 0
Фирма считается благополучной, если коэффициент покрытия превышает 2.0, а коэффициент абсолютной ликвидности – более 0,2, коэффициент быстрой ликвидности должен быть более 1.
К быст.ликв.= (ДС + ЦБ + ДБ)/(КК +КС) , где
ДБ – дебиторская задолженность
ЦБ - ценные бумаги
ДС – денежные средства
К быст.ликв = 237 /349 = 0,7.
Анализируя работу фирмы "Пульсар" в 2009 г. можно сказать, что фирма считается неблагоприятной, так как коэффициент покрытия равен 0,3, коэффициент абсолютной ликвидности = 0 и коэффициент быстрой ликвидности равен 0,7.
3. Методологическое и организационное обеспечение бухгалтерского учёта издержек обращения
3.1 Классификация издержек обращения
В основе организации учёта издержек обращения лежит их классификация.
Выделяют 7 основных группировок издержек:
- по элементам затрат,
- по статьям затрат,
- в зависимости от способа их включения в затраты отдельных структурных подразделений организации,
- по отчётным периодам,
- в связи с остатком товарных запасов,
- в зависимости от влияния на налогооблагаемую прибыль.
Рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше группировок издержек обращения.
Группировка издержек по элементам затрат.
Эта группировка позволяет получать информацию о величине затрат в зависимости от их экономического содержания.
Под экономическим элементом затрат понимается однородный вид затрат на приобретение и реализацию товаров, который на уровне данного предприятия невозможно разложить на какие-либо составляющие.
Например, в элемент "Затраты на оплату труда" включаются все виды расходов на заработную плату работников данного предприятия независимо от того, какие именно функции эти работники выполняют.
В соответствии с этой группировкой выделяют следующие экономические элементы:
- транспортные расходы,
- расходы, связанные с товарными запасами,
- расходы, связанные с основными средствами,
- расходы на оплату труда и социальные нужды,
- прочие расходы.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить и анализировать структуру текущих издержек обращения. Для такого анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.
Группировка издержек по статьям затрат.
Используется для деления расходов по видам, что позволяет контролировать затраты, с точки зрения их назначения. В основу данной группировки может быть положена единая номенклатура статей издержек обращения, предложенная бывшим Комитетом РФ по торговле в Методологических рекомендациях по бухгалтерскому учёту затрат, включённых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, которые были утверждены приказом от 20.04.95 г. № 1-550/32-2. Указанный документ разработан в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 5.08.92 г. № 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли".
Торговым организациям рекомендованы 14 статей издержек, перечень которых может быть расширен или сокращён по их усмотрению.
Номенклатура статей издержек обращения и производства предприятий торговли такова:
1) транспортные расходы;
2) расходы по оплате труда;
3) отчисления на социальные нужды;
4) расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;
5) амортизация основных средств;
6) расходы на ремонт основных средств;
7) износ санитарной и специальной одежды, посуды и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
8) расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
9) расходы на хранение и упаковку товаров;
10) расходы на рекламу;
11) затраты по оплате процентов за пользование кредитов;
12) потери товаров и технологические отходы;
13) расходы на тару;
14) прочие расходы.
Группировка издержек в зависимости от способа их включения в затраты отдельных структурных подразделений организаций.
В соответствии с данной группировкой различают:
- прямые расходы – это затраты, которые можно непосредственно отнести на издержки обращения конкретных структурных подразделений (магазинов, складов);
- косвенные расходы – это расходы, относящиеся ко всей организации в целом и распределяемые между её структурными единицами расчётным путём.
Группировка в зависимости от объёма товарооборота
В соответствии с данной группировкой предполагается деление затрат на:
- условно-переменные расходы;
- условно-постоянные расходы.
Условно-переменные расходы представляют собой издержки, величина которых изменяется (увеличивается или уменьшается) прямо пропорционально изменению объёма товарооборота. К ним относятся: транспортные расходы; проценты за пользование банковским кредитом; расходы на рекламу и другие.
Условно-постоянные расходы представляют собой издержки, величина которых при изменении объёма товарооборота остаётся неизменной. В их состав входят: амортизация внебюджетных активов и малоценных быстроизнашивающихся предметов; арендная плата; расходы по оплате услуг вневедомственной охране и другие.