скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблемы нравственного воспитания в современной школе

Учебник:

Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 319 с.: ил.

Конспект 1.

Тема: В.Г.Распутин «Уроки французского».

Цели: 1.Познакомить учащихся с творчеством В.Г.Распутина. 2.Показать учащимся особенности военного времени, отраженные в рассказе. 3.Развивать внимание, память. 4.Воспитывать любовь к литературе, чувство ответственности и справедливости.

Методы: творческое чтение, беседа по вопросам, рассказ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день. Сегодня мы будем изучать рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»

2.Слово о писателе.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году, за четыре года до начала Великой Отечественной войны. Распутин так писал о себе: «Родился я в трехстах километрах от Иркутска, в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я – коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьей, - ей забот, сколько помню, всегда хватало». Сибирь – суровый край, но именно здесь прошли детство и юность писателя. Он жил в небольшой деревне Аталанке, но берегу Ангары. В молодости Распутин готовился стать учителем, но начал сотрудничать в газетах, писать статьи, рассказы. Особенно известны были его очерки о молодых участниках великих строек Сибири. Постепенно главной темой рассказов писателя становится судьба родной земли и людей, живущих на этой земле. В 1973 году Распутин пишет один из лучших своих рассказов – «Уроки французского». Писатель говорил об этом произведении: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом ходить далеко не пришлось. Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

3.Чтение вступительной статьи «Из истории создания…»

4.Чтение рассказа стр. 110 – 114.

5.Беседа.

1) В какое время происходит действие рассказа? Назовите приметы этого времени.

2) Когда и при каких обстоятельствах началась самостоятельная жизнь главного героя?

3) Почему мать отпустила мальчика в райцентр?

4) Как учился мальчик на новом месте? По всем ли учебным дисциплинам он успевал? Почему французский язык ему не давался?

5) Когда начиналось самое страшное для главного героя? Что было для него самым страшным? (Тоска по дому и голод).

6) Почему мальчику не хватало привезенной из деревни еды?

5) Почему главный герой не сказал матери о том, что у него воруют еду?

6) Почему голод в городе не походил на голод в деревне?

6.Чтение страниц 114 – 123 до слов «…человека несчастнее меня».

1) Что случилось в сентябре?

2) Кто был лидером среди игроков? Почему? Почему Вадик играл в «чику»?

3) Почему главный герой ввязался в игру?

4) Что случилось, когда мальчик стал слишком часто выигрывать?

5) Как он добился того, что стал играть хорошо? Как это его характеризует?

6) Почему ребята избили главного героя?

Подведение итогов.

7.Задавание домашнего задания.

Дочитать рассказ, ответить на вопросы 1 – 6 стр.147 148.

Конспект 2

Тема: Нравственные проблемы в рассказе В.Г.Распутина

«Уроки французского».

Цели: 1. Рассмотреть нравственные проблемы рассказа. 2. Развивать внимание, память. 3.Воспитывать любовь к литературе, чувство ответственности и справедливости.

Методы: творческое чтение, беседа по вопросам.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день. Сегодня мы продолжим изучать рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»

2.Проверка домашнего задания.

Тест на знание фактического материала.

Во сколько лет началась самостоятельная жизнь главного героя?

А) 10; Б) 11; В) 12; Г)13.

2. Какой школьный предмет мальчику не давался?

А)математика; Б)литература; В)французский; Г)география.

3. Когда главный герой узнал про игру в «чику»?

А)в августе; Б)в сентябре; В)в октябре; Г)в ноябре.

4. Как прозвали друга Вадика?

А)Лиса; Б)Кречет; В)Птаха; Г)Муха.

5. Кто наябедничал на главного героя Лидии Михайловне?

А)Тишкин; Б)Вадик; В)Федька; Г)Томилин.

6. Сколько раз избивали мальчика?

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4.

7. Что Лидия Михайловна отправила в посылке мальчику?

А)картофель; Б)деньги; В)макароны; Г)муку.

8. Откуда родом была Лидия Михайловна?

А)С Кубани; Б)Из Москвы; В)Из Ленинграда; Г)Из Мурманска.

9. Как называлась игра, в которую играли мальчик и учительница?

А)Бита; Б)Подкатышек; В)Пристенок; Г)сека.

10. Кто застал мальчика и учительницу за игрой?

А)завуч; Б)учитель географии; В)уборщица; Г)директор.

3.Беседа по вопросам.

1. Понравился ли вам рассказ?

2. Чем интересен для вас герой рассказа? (В самых трудных обстоятельствах герой не терял чувства собственного достоинства, у него был сильный характер).

3. С помощью каких приемов автор изображает героя? (Портрет, рассказ о поступках). Найдите в рассказе портрет героя. Прочитайте. (Стр.128 «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки».)

Что мы узнаем о герое, прочитав его описание? Выделите эпитеты. Какую роль они играют в создании портрета? (Эпитеты помогают представить себе героя более ярко, живо).

4. Как вы думаете, почему мальчик не убежал в деревню? Что им двигало: жажда знаний или жажда выделиться, страх или чувство долга? (Мальчиком двигали жажда знаний и чувство долга).

5. Почему главный герой никому не сказал, что у него воруют еду? (Чувство собственного достоинства, сильно развитое в герое, не позволяло ему оскорбить подобное чувство в другом человеке).

6. Зачем мальчик начал играть в «чику»? (Чтобы раздобыть денег на молоко, которое мальчику необходимо было пить, так как у него было малокровие).

Кто был заводилой в игре? (Мальчик по имени Вадик).

Для чего играл Вадик, а для чего главный герой? (Главный герой играл, чтобы не умереть с голоду, а Вадик – для развлечения).

Стр.148, вопр.6. Найдите слова, передающие состояние мальчика, когда Вадик и Птаха избили его. Почему они это сделали? (Вадик и Птаха избили главного героя, потому что он играл лучше, чем они, и не хотел унижаться перед заводилами игры).

7. Найдите описание Вадика. Сравните портреты Вадика и главного героя. («Все они были примерно тех же лет, что и я, кроме одного рослого и крепкого, заметного своей силой и властью, парня с длинной рыжей челкой»). Эпитеты «рослый» и «крепкий» противопоставлены эпитетам «тощий», «на обвислых плечах». Определение «заметного своей силой и властью» противопоставлено определению «диковатый», «одинокий».

Рассмотрите таблицу:

Критерии Главный герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» Вадик
Внешний вид. Возраст. 11 лет, пятиклассник. «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки». Семиклассник. Рослый и крепкий, заметный своей силой и властью, парень с длинной рыжей челкой. «Вадик форсил в красивой толстой куртке с замком»
Материальное состояние Очень беден. Семья голодала. «Жили … без отца, жили плохо…» Денег почти не было. Мальчик из обеспеченной семьи. «У нас есть больше [чем 10 рублей], чем тебе снилось»
Отношение к игре в «чику». Игра – единственный способ раздобыть денег на молоко, которое мальчик должен был обязательно пить, так как у него было малокровие. С помощью тренировок стал отличным игроком в «чику». Во время игры не терял головы, выигрывал рубль на молоко и уходил. Игра – развлечение, способ «пощекотать себе нервы и почувствовать вкус настоящей игры». Играл хорошо, но хитрил, даже жульничал (перевернул монету). Не пропускал ни одной игры, так как это был способ удовлетворения собственных амбиций.
Отношения со сверстниками.

Были приятели, но близких друзей не было: «От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости, а главное – от дикой тоски по дому, не оставлявшей во мне никаких желаний, ни с кем из ребят я тогда не сошелся. Их ко мне тоже не тянуло, я оставался один, не понимая и не выделяя из горького своего положения одиночества: один – потому что здесь, а не дома, не в деревне, там у меня товарищей много»

Отношение к сверстникам – уважительное, корректное.

Лидер среди ребят. Вел себя высокомерно. Сверстники его побаивались, дружбы между Вадиком и другими игроками не было. За нам, «как тень», следовал Птаха, который был скорее телохранитель, чем друг.
Основные черты характера Честный, справедливый, сильно развито чувство собственного достоинства, уважает это чувство в других людях, испытывает чувство благодарности к тем, кто был добр к нему. Властный, злой, жестокий, самовлюбленный, эгоистичный, азартный.

8. На что мальчик тратил выигранные деньги? (На молоко, иногда на хлеб).

9. Почему мальчик не взял посылку от Лидии Михайловны? (Он знал, насколько сложно достать еду в послевоенное время, и не поверил, что у его учительницы много денег). Как его это характеризует?

10. На чем настаивал мальчик при игре в «замеряшки»? (На справедливости). Почему? (Он не хотел принимать подачек, иначе чувство собственного достоинства мальчика было бы задето. Он хотел всего добиться сам).

11. Расскажите о герое по плану стр.149, задание 2.

Подведение итогов.

4.Домашнее задание.

Ответьте на вопросы 7 – 9 стр.148 и вопрос 4 стр.149.

Конспект 3

Тема:В.Г.Распутин «Уроки французского».

Роль учительницы в жизни мальчика.

Цели: 1. Рассмотреть нравственные проблемы рассказа, выявить роль учительницы в жизни мальчика. 2..Развивать внимание, память. 3.Воспитывать любовь к литературе, чувство ответственности и справедливости, отзывчивость, уважение к другим и к самому себе.

Методы: творческое чтение, беседа по вопросам, рассказ.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день. Сегодня мы будем изучать рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»

2.Проверка домашнего задания.

Рассказать о главном герое по плану на странице 149. Какие черты характера главного героя вы отметили.

3.Беседа по вопросам.

Ответить на вопросы (7, 8, 9) учебника на странице 148.

Вопрос 7. Описание 127 – 128. Автор поставил описания учительницы и ученика рядом, чтобы противопоставить два мира, которые не знают друг друга, но одинаково понимают, что такое чувство человеческого достоинства. Мальчик из деревни на Ангаре, тощий и диковатый, совсем не знает, что такое городская жизнь в средней полосе России и на юге страны. Учительница из города на Кубани, аккуратная и красивая, не знает трудностей и условий жизни крестьян Приангарья. Такое противопоставление называется антитезой. Используя этот прием, писатель добивается того, что читатель понимает, какую большую духовную работу должны были провести мальчик и учительница, чтобы понять друг друга.

Вопрос 8. Лидия Михайловна выбрала для отдельных занятий именно героя рассказа, потому что она понимала, что он талантливый мальчик, но его учебе может помешать постоянное чувство голода. Общение с завсегдатаями пустыря могло направить его на ложный путь. Сначала она под видом занятий пыталась заманить его к себе домой, приручить и подкормить. Сама учительница объясняет это ученику так: «Тебе надо обязательно учиться. Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя».

Чтение по ролям: 136 – 137 (От «Когда я бочком …» до «…выскочил за дверь»).

Что мы узнаем о героях рассказа? Чем они похожи?

Вопрос 9. Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником, потому что она видела, как мальчик голодает, но отказывается принимать прямую помощь. Она сделала все, чтобы помочь мальчику. Во время игры ее сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она обманывает его, подыгрывая себе.

Когда, по-вашему, главный герой рассказа понял истинный смысл игры, которую затеяла учительница? Герой понял истинный смысл игры не сразу: может быть, когда он получил вторую посылку, может быть, когда стал уже взрослым.

4.Пересказ от лица учительницы. (Заранее подготовленный).

5.Прочитать 108 – 109. Что заставило писателя взяться за перо? Какой урок преподает нам В.Г.Распутин?

Подведение итогов.

6.Домашнее задание.

Составить цитатный план к рассказу о герое. Найти повесть А.А.Лиханова «Последние холода», начать читать.


[1] Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, - 1995. - с 144

[2]  Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М.: Терра, 1995. – с. 558.

[3] Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М.: Терра, 1995. – с. 558.

[4] Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М.: Терра, 1995. – с. 558

[5] Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.  [электр. ресурс] // www.lib.ru

[6] Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров,  А. Ю, Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». -  2005. – с. 206.

[7] Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 171.

[8] Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 169 – 171.

[9] Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С. 92

[10] Соблиров, Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru

[11] Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. –  с. 17.

[12] Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 17 – 18.

[13] Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 21.

[14] Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников //  Народное образование – 2005 - 7 – с. 166 – 169.

[15] Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

[16] Педагогический энциклопедический словарь, словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

[17] Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.  [электр. ресурс] // www.lib.ru

[18] Даль,  В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. М.: Терра, 1995. – с. 345.

[19] Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – с. 196.

[20] Педагогический энциклопедический словарь, / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил

[21] Артамохина,  А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.  [электр. ресурс] // www.lib.ru

[22] Соблиров, , А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru

[23]  Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 483 – 484.

[24] Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 483 – 484.

[25] Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.  [электр. ресурс] // www.lib.ru

[26] Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников //  Народное образование – 2005 - 7 – с. 166 – 169.

[27] Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников //  Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.

[28] Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 122.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.