скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Проблемы нравственного воспитания в современной школе

2. Инструментальные – воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).

Был исследован опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы, на которых наиболее удобно и эффективно осуществлять нравственное воспитание. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро, тактичность и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.


Список литературы

1.         Андрианов, М. Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание // Воспитание школьников. – 2002. - №9 – с. 26 – 36.

2.         Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru

3.         Богданова, О. С., Черепкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.

4.         Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – с. 38 – 42.

5.         Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 59 – 62.

6.         Воробьев, Н. Е., Шачкина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта // Педагогика. – 2005. - №5 – с. 109 – 117.

7.         Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.

8.         Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И О. – М.: Терра, 1995. – 800 с.

9.         Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. – 2008. - №1 – с. 213 219.

10.      Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448.

11.      Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 319 с.: ил

12.      Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание М.: Академия, - 1995.

13.      Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? //Духовно-нравственное воспитание. – 2008 - №6 – с. 20 – 22.

14.      Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

15.      Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.

16.      Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. – 2004 - №4 – с. 67 – 70.

17.      Соблиров, А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru

18.      Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.

19.      Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. – 2001. - №1 – с. 213 – 215.

20.      Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников – 2001. - №7 – с. 67 – 69.

21.      Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. 2002. – №2 – с. 55 – 58.

22.      Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы воспитателя) // Учитель. – 2006. - №5. – с. 68 -70.

23.      Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.


Приложение 1

Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.

2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.

При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.

Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Перед проведением тестирования дается следующая инструкция:

"Сейчас Вам будет предъявлен список с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите список и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте рядом цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте рядом цифру 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".


Приложение 2

Стимульный материал.

Список А (терминальные ценности):

1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3. здоровье (физическое и психическое);

4. интересная работа;

5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8. наличие хороших и верных друзей;

9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);

15. счастливая семейная жизнь;

16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17. творчество (возможность творческой деятельности);

18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

2. воспитанность (хорошие манеры);

3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

4. жизнерадостность (чувство юмора);

5. исполнительность (дисциплинированность);

6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7. непримиримость к недостаткам в себе и других;

8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

16. честность (правдивость, искренность);

17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18. чуткость (заботливость).


Приложение 3

терминальные ценности Выбор Сумма
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 3 14 6 6 15 18 3 10 13 12 11 11 7 5 4 138
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 4 11 8 7 14 11 2 2 15 13 3 10 14 8 3 125
3. здоровье (физическое и психическое); 1 4 7 1 1 5 1 3 14 9 2 2 6 1 1 58
4. интересная работа; 2 9 18 15 11 10 6 12 5 10 10 9 12 17 15 153
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 10 16 9 8 2 4 5 13 16 11 12 8 16 9 9 159
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 9 1 10 2 4 8 4 4 1 1 5 7 4 15 14 89
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7 5 12 13 8 9 7 5 2 2 9 6 11 7 10 123
8. наличие хороших и верных друзей; 8 3 17 3 5 6 8 6 4 3 14 5 8 14 11 125
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 6 15 13 12 10 16 9 9 17 8 7 4 17 13 12 152
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 5 17 11 9 16 17 10 11 8 14 8 1 3 6 5 141
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 16 7 3 16 14 12 16 14 10 15 6 12 15 12 13 181
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 14 6 4 10 13 13 11 7 9 16 17 3 2 2 2 139
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 12 8 5 11 6 7 12 16 18 4 18 13 13 18 17 178
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках); 15 10 2 4 8 15 13 17 7 5 16 15 9 16 6 158
15. счастливая семейная жизнь; 13 2 1 14 7 1 14 1 3 6 1 14 1 10 16 104
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 11 18 14 18 9 14 15 18 12 18 4 16 18 11 18 214
17. творчество (возможность творческой деятельности); 18 12 15 17 18 2 18 8 11 17 15 18 10 3 7 187
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). 17 13 16 5 12 3 17 15 6 7 13 17 5 4 8 158
инструментальные ценности Выбор Сумма
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 4 5 12 8 3 4 1 1 18 9 16 3 14 2 11 111
2. воспитанность (хорошие манеры); 6 1 13 2 2 1 4 2 17 18 2 4 2 1 9 82
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 5 18 10 17 17 18 3 17 16 2 12 18 16 18 4 191
4. жизнерадостность (чувство юмора); 3 6 11 14 9 3 2 12 1 10 13 5 6 10 5 110
5. исполнительность (дисциплинированность); 12 7 14 7 8 2 6 3 3 11 14 6 15 9 6 123
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 7 12 9 13 4 12 5 11 10 1 15 17 10 16 7 149
7. непримиримость к недостаткам в себе и других; 8 10 8 18 18 17 13 16 4 12 9 16 17 8 3 177
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура); 11 13 7 11 1 11 7 4 13 16 8 15 8 17 12 154
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 10 8 16 12 16 10 17 5 8 13 10 1 7 11 8 152
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 9 9 15 15 10 15 16 18 9 19 11 14 13 12 10 185
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 12 14 1 16 11 5 8 6 2 14 7 13 4 7 1 121
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13 17 6 4 5 16 15 14 15 3 18 7 3 13 2 151
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 15 2 2 5 6 14 14 15 7 4 17 8 1 6 14 130
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 16 3 18 3 7 6 9 7 6 5 3 9 11 5 15 117
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 14 16 17 10 14 13 10 13 14 7 4 10 9 14 16 181
16. честность (правдивость, искренность); 17 11 3 6 12 7 11 8 5 17 6 11 12 4 17 147
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 2 15 5 9 13 8 18 9 11 8 5 12 18 15 18 166
1818. чуткость (заботливость). 1 4 4 1 15 9 12 10 12 6 1 2 5 3 13 98

Приложение 4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.