Курсовая работа: Проблемы нравственного воспитания в современной школе
2. Инструментальные – воспитанность (хорошие манеры), чуткость (заботливость) и жизнерадостность (чувство юмора).
Был исследован опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы, на которых наиболее удобно и эффективно осуществлять нравственное воспитание. На примере рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» можно воспитывать ответственность, чувство долга, чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этого чувства в других людях, чувство жалости, сострадания, сочувствия, желание помочь человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию, умение выражать благодарность за сделанное кем-то добро, тактичность и негативное отношение к азарту, «стадному инстинкту», к насилию.
Список литературы
1. Андрианов, М. Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание // Воспитание школьников. – 2002. - №9 – с. 26 – 36.
2. Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru
3. Богданова, О. С., Черепкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
4. Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – с. 38 – 42.
5. Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 59 – 62.
6. Воробьев, Н. Е., Шачкина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта // Педагогика. – 2005. - №5 – с. 109 – 117.
7. Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И О. – М.: Терра, 1995. – 800 с.
9. Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. – 2008. - №1 – с. 213 219.
10. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448.
11. Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 319 с.: ил
12. Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание М.: Академия, - 1995.
13. Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? //Духовно-нравственное воспитание. – 2008 - №6 – с. 20 – 22.
14. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
15. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.
16. Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. – 2004 - №4 – с. 67 – 70.
17. Соблиров, А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru
18. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
19. Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. – 2001. - №1 – с. 213 – 215.
20. Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников – 2001. - №7 – с. 67 – 69.
21. Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. 2002. – №2 – с. 55 – 58.
22. Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы воспитателя) // Учитель. – 2006. - №5. – с. 68 -70.
23. Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.
Приложение 1
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Перед проведением тестирования дается следующая инструкция:
"Сейчас Вам будет предъявлен список с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите список и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поставьте рядом цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и поставьте рядом цифру 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Приложение 2
Стимульный материал.
Список А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).
Приложение 3
терминальные ценности | Выбор | Сумма | ||||||||||||||
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | 3 | 14 | 6 | 6 | 15 | 18 | 3 | 10 | 13 | 12 | 11 | 11 | 7 | 5 | 4 | 138 |
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | 4 | 11 | 8 | 7 | 14 | 11 | 2 | 2 | 15 | 13 | 3 | 10 | 14 | 8 | 3 | 125 |
3. здоровье (физическое и психическое); | 1 | 4 | 7 | 1 | 1 | 5 | 1 | 3 | 14 | 9 | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 58 |
4. интересная работа; | 2 | 9 | 18 | 15 | 11 | 10 | 6 | 12 | 5 | 10 | 10 | 9 | 12 | 17 | 15 | 153 |
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | 10 | 16 | 9 | 8 | 2 | 4 | 5 | 13 | 16 | 11 | 12 | 8 | 16 | 9 | 9 | 159 |
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | 9 | 1 | 10 | 2 | 4 | 8 | 4 | 4 | 1 | 1 | 5 | 7 | 4 | 15 | 14 | 89 |
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | 7 | 5 | 12 | 13 | 8 | 9 | 7 | 5 | 2 | 2 | 9 | 6 | 11 | 7 | 10 | 123 |
8. наличие хороших и верных друзей; | 8 | 3 | 17 | 3 | 5 | 6 | 8 | 6 | 4 | 3 | 14 | 5 | 8 | 14 | 11 | 125 |
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | 6 | 15 | 13 | 12 | 10 | 16 | 9 | 9 | 17 | 8 | 7 | 4 | 17 | 13 | 12 | 152 |
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 5 | 17 | 11 | 9 | 16 | 17 | 10 | 11 | 8 | 14 | 8 | 1 | 3 | 6 | 5 | 141 |
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | 16 | 7 | 3 | 16 | 14 | 12 | 16 | 14 | 10 | 15 | 6 | 12 | 15 | 12 | 13 | 181 |
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | 14 | 6 | 4 | 10 | 13 | 13 | 11 | 7 | 9 | 16 | 17 | 3 | 2 | 2 | 2 | 139 |
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | 12 | 8 | 5 | 11 | 6 | 7 | 12 | 16 | 18 | 4 | 18 | 13 | 13 | 18 | 17 | 178 |
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках); | 15 | 10 | 2 | 4 | 8 | 15 | 13 | 17 | 7 | 5 | 16 | 15 | 9 | 16 | 6 | 158 |
15. счастливая семейная жизнь; | 13 | 2 | 1 | 14 | 7 | 1 | 14 | 1 | 3 | 6 | 1 | 14 | 1 | 10 | 16 | 104 |
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | 11 | 18 | 14 | 18 | 9 | 14 | 15 | 18 | 12 | 18 | 4 | 16 | 18 | 11 | 18 | 214 |
17. творчество (возможность творческой деятельности); | 18 | 12 | 15 | 17 | 18 | 2 | 18 | 8 | 11 | 17 | 15 | 18 | 10 | 3 | 7 | 187 |
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | 17 | 13 | 16 | 5 | 12 | 3 | 17 | 15 | 6 | 7 | 13 | 17 | 5 | 4 | 8 | 158 |
инструментальные ценности | Выбор | Сумма | ||||||||||||||
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | 4 | 5 | 12 | 8 | 3 | 4 | 1 | 1 | 18 | 9 | 16 | 3 | 14 | 2 | 11 | 111 |
2. воспитанность (хорошие манеры); | 6 | 1 | 13 | 2 | 2 | 1 | 4 | 2 | 17 | 18 | 2 | 4 | 2 | 1 | 9 | 82 |
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | 5 | 18 | 10 | 17 | 17 | 18 | 3 | 17 | 16 | 2 | 12 | 18 | 16 | 18 | 4 | 191 |
4. жизнерадостность (чувство юмора); | 3 | 6 | 11 | 14 | 9 | 3 | 2 | 12 | 1 | 10 | 13 | 5 | 6 | 10 | 5 | 110 |
5. исполнительность (дисциплинированность); | 12 | 7 | 14 | 7 | 8 | 2 | 6 | 3 | 3 | 11 | 14 | 6 | 15 | 9 | 6 | 123 |
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | 7 | 12 | 9 | 13 | 4 | 12 | 5 | 11 | 10 | 1 | 15 | 17 | 10 | 16 | 7 | 149 |
7. непримиримость к недостаткам в себе и других; | 8 | 10 | 8 | 18 | 18 | 17 | 13 | 16 | 4 | 12 | 9 | 16 | 17 | 8 | 3 | 177 |
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура); | 11 | 13 | 7 | 11 | 1 | 11 | 7 | 4 | 13 | 16 | 8 | 15 | 8 | 17 | 12 | 154 |
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | 10 | 8 | 16 | 12 | 16 | 10 | 17 | 5 | 8 | 13 | 10 | 1 | 7 | 11 | 8 | 152 |
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | 9 | 9 | 15 | 15 | 10 | 15 | 16 | 18 | 9 | 19 | 11 | 14 | 13 | 12 | 10 | 185 |
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | 12 | 14 | 1 | 16 | 11 | 5 | 8 | 6 | 2 | 14 | 7 | 13 | 4 | 7 | 1 | 121 |
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | 13 | 17 | 6 | 4 | 5 | 16 | 15 | 14 | 15 | 3 | 18 | 7 | 3 | 13 | 2 | 151 |
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | 15 | 2 | 2 | 5 | 6 | 14 | 14 | 15 | 7 | 4 | 17 | 8 | 1 | 6 | 14 | 130 |
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | 16 | 3 | 18 | 3 | 7 | 6 | 9 | 7 | 6 | 5 | 3 | 9 | 11 | 5 | 15 | 117 |
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | 14 | 16 | 17 | 10 | 14 | 13 | 10 | 13 | 14 | 7 | 4 | 10 | 9 | 14 | 16 | 181 |
16. честность (правдивость, искренность); | 17 | 11 | 3 | 6 | 12 | 7 | 11 | 8 | 5 | 17 | 6 | 11 | 12 | 4 | 17 | 147 |
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | 2 | 15 | 5 | 9 | 13 | 8 | 18 | 9 | 11 | 8 | 5 | 12 | 18 | 15 | 18 | 166 |
1818. чуткость (заботливость). | 1 | 4 | 4 | 1 | 15 | 9 | 12 | 10 | 12 | 6 | 1 | 2 | 5 | 3 | 13 | 98 |
Приложение 4