скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия

Рассмотрев данные таблицы 6 можно сказать следующее. На начало периода в ТМУП «Транспорт общего пользования» наблюдается такое соотношение А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. На конец 2005 года соотношения не изменились. Исходя из этого, можно охарактеризовать баланс предприятия, как абсолютно ликвидный. Это значит, что предприятие является платежеспособным, то есть в состоянии нести ответственность по всем своим долгам, как внешним (поставщикам, банкам, бюджету, и т.д.), так и внутренним (работникам - по зарплате и другим платежам) принадлежащим ему имуществом.

Проводимый по вышеизложенной схеме анализ ликвидности баланса рассматриваемого предприятия является приближенным, более детальный анализ ликвидности – это анализ платежеспособности предприятия, при помощи нескольких финансовых коэффициентов, отраженный в таблице 7.


Таблица 7

Расчет показателей ликвидности предприятия

Показатель Формула расчета На начало 2005г На конец 2005г Изменение +,-
1.Коэффициент абсолютной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / Сумму всех краткосрочных долгов 8,66 7,72 -0,94
2.Коэффициент быстрой ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Краткосрочная дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) / Сумму краткосрочных финансовых обязательств 10,89 8,33 -2,56
3.Коэффициент текущей ликвидности Сумма всех оборотных активов / Сумму краткосрочных обязательств 25,5 19,3 -6,2

Следуя данным таблицы 7, рассчитав показатели ликвидности ТМУП «Транспорт общего пользования», можно сделать следующие выводы. Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов предприятия) показывающий, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности, необычайно высок, он составляет на конец 2005 года - 7,72. Это говорит о том, что данное предприятие имеет очень маленькую сумму краткосрочных долгов (в их числе кредиты банков) и много собственных средств.

Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности на предприятии очень высокий (обычно удовлетворяет значение показателя ≥ 1). В нашем случае он составил на конец 2005 года – 8,33. Объясняется это тем, что у ТМУП «Транспорт общего пользования» большое наличие денежных средств, краткосрочных вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, и маленькая сумма краткосрочных финансовых обязательств.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отражающий степень покрытия оборотными активами пассивов. На изучаемом предприятии этот коэффициент составляет на конец 2005 года - 19,3. Этот высокий показатель, и говорит он о том, что оборотные активы предприятия покрывают пассивы полностью.

В целом по результатам анализа основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, можно сказать, что объект исследования данной работы – Тальменское МУП «Транспорт общего пользования» - это стабильное предприятие, обладающее хорошим запасом финансовой устойчивости. Это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими аналогичными предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы оказания своих услуг, расширять ассортимент предоставляемых услуг, а также увеличивать зону действия оказания своих услуг (например, организация туристических и деловых поездок за пределы рынка оказания услуг) и привлекать дополнительных клиентов без какого-либо финансового риска.

1.2. Сущность производственных запасов на транспортных предприятиях

Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой весь производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость производственных запасов полностью передается на вновь созданный продукт, работу, услугу. В целом по стране удельный вес материалов в себестоимости изготовляемой продукции, выполнения работ, оказания услуг составляет свыше 70%[7].

В условиях рыночной экономики проблема повышения эффективности использования материально-производственных запасов предприятий занимает центральное место. От решения этой проблемы зависит место предприятия в общем производстве страны, его финансовое состояние, платежеспособность, конкурентоспособность на рынке.

Производственные запасы – это материально - сырьевая база общественного производства страны. От их объема и качественного состава зависят производственная мощность предприятия и в значительной степени уровень технической вооруженности труда. Имея ясное представление о роли каждого элемента материальных запасов в производственном процессе, влияющих на использование производственных мощностей предприятия в целом, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Производственные запасы подразделяются на покупные и производимые предприятием для собственного потребления. Покупные производственные запасы функционируют в сфере материального производства (оказание услуг, работ на сторону), запасы, производимые для собственного производства - удовлетворяют внутренние потребности предприятия (стройматериалы при ликвидации основных средств - зданий, сооружений, запчасти при ремонте и ликвидации автотранспорта и пр.). [11]

Необходимым условием поддержания непрерывности кругооборота является постоянное наличие оборотных средств в материальной форме. Чтобы осуществлялся процесс производства, оказания услуг, выполнения работ транспортное предприятие должно иметь в нужных размерах запасы запасных частей, хозяйственного инвентаря, строительных материалов, а самое главное –нефтепродуктов (бензин, дизтопливо). Основным результатом процесса производства является создание конечного продукта - оказание работ и услуг (в зависимости от специфики деятельности транспортного предприятия) [9].

Перед бухгалтерским учетом материально-производственных запасов на транспортном предприятии стоят следующие задачи:

·   правильное документальное оформление и своевременное отражение операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию запасов;

·   обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материально производственных запасов;

·   обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием всех материальных ценностей;

·   соблюдение установленных норм запасов и расходов;

·   своевременное выявление неиспользуемых материалов, подлежащих реализации в установленном порядке;

·   получение точных сведений об остатках материальных запасов, находящихся на складах предприятия [13].

Для успешного решения этих задач транспортные предприятия должны:

- правильно организовывать складское хозяйство, располагать рациональной системой первичных и сводных учетных документов и хорошо налаженным документооборотом;

- обеспечить подбор и подготовку квалифицированных кадров материально ответственных лиц и лиц, связанных с учетом запасов;

- рационально вести аналитический и синтетический учет товарно-материальных ценностей.

При учете материально - производственных запасов транспортные предприятия должны руководствоваться ПБУ 5/01. Положение по бухгалтерскому учету “Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 года № 44н, устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материально – производственных запасах юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. [5]

В соответствии с данным Положением (ПБУ 5/01) материально – производственные запасы являются неотъемлемой частью активов организации (предприятия) которые:

- используются в качестве сырья, материалов, и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначаются для продажи на сторону;

- используются для управленческих нужд самой организации. [5]

Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности предприятия в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)), исходя из способа использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд организации.

ПБУ 5/01 также определяет правила учета материального имущества, входящего в состав оборотных средств организации, используемого при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, не превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. [5]

Учет производственных запасов на транспортных предприятиях, независимо от специфики их деятельности, должен осуществляться в соответствии с данным ПБУ 5/01, Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н), законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и другими нормативными актами.

1.3. Состав и виды запасов, используемых на транспортных предприятиях

На современных транспортных предприятиях используется большое количество разнообразных материально-производственных запасов и для удобства и надлежащей организации синтетического и аналитического учета необходима их группировка. Все материально-производственные запасы в бухгалтерском учете можно классифицировать по признаку назначения и роли в процессе производства, оказания услуг, выполнения работ (рисунок 2):

А) Сырье и материалы - образуют вещественную основу созданного продукта: они полностью потребляются, изменяя свою первоначальную форму.

Б) Основные материалы - это продукция обрабатывающей промышленности, черные и цветные металлы, продукты промышленности и сельского хозяйства, непосредственно применяемые в процессе производства, оказания услуг, также образуют вещественную основу созданного продукта, работы, услуги.

В) Вспомогательные материалы, в отличие от основных материалов, не образуют вещественной основы продукта: они могут присоединяться к основным материалам для придания ему определенного качества. Также они могут потреблять орудия труда для поддержания их в рабочем состоянии; могут использоваться для обеспечения нормального хода процесса производства: для ремонта и т.д. (смазочные материалы, запасные части, краска, лак, обтирочные материалы и пр.).

Подразделение материалов на основные и вспомогательные носит условный характер, не определенный физико-химическими свойствами запасов. Например, одни и те же материалы в разных производствах могут быть как основными, так и вспомогательными.

Г) Покупные полуфабрикаты - материалы, которые подвергаются определенной обработке по законной технологии, переделе, но не являются готовой продукцией. Эти полуфабрикаты и комплектующие изделия могут считаться основными материалами (моторы, шины и т.д.).

Д) Тара и тарные материалы – предназначены для хранения, упаковки, транспортировки, сохранности качества материалов и продукции. Инвентарная тара - предметы обслуживающего производства в качестве тары длительного (многократного) пользования. Неинвентарная тара учитывается вместе с тарными материалами и предназначена для упаковки реализуемой продукции. Возвратная тара – это тара многократного пользования. С целью возврата за некоторые виды тары с покупателей взимается залог, который возвращается после сдачи тары (залоговая тара).

Е) Топливо - в производстве подразделяется на энергетическое и технологическое, а также для хозяйственных нужд. Твердым топливом на предприятии считается уголь и дрова.

Ж) Прочие материалы – это материалы, которые не учитываются ни в одной статье запасов. [12]

На каждую такую группу материально – производственных запасов в бухгалтерском учете открывают отдельный субсчет.

Группа материально-производственных запасов включает очень большое количество различных видов товарно-материальных ценностей. На транспортных предприятиях в нее входят следующие виды материалов [13]:

- топливо (нефтепродукты, смазочные материалы, уголь, дрова);

- запасные части;

- хозяйственный инвентарь (грабли, лопаты, метлы);

- тара и тарные материалы (коробки, ящики);

- строительные материалы (цемент, песок, гравий, кирпич, ДСП, ДВП);

- прочие материалы.

Для правильного планирования потребности в производственных запасах, рациональной организации аналитического учета и контроля за использованием производственных запасов применяют более детальную группировку по технологическим признакам. Все материалы подразделяются на группы (по свойствам), а внутри групп на сорта, типы и т.д.

Для формирования показателей о наличии и движении материально -производственных запасов в настоящее время на транспортных предприятиях, согласно Плана счетов бухгалтерского учета, используется счет 10 – «Материалы». Этот счет относится к активным инвентарным счетам. По дебету этого счета в начале года отражают остаток материальных средств (производственных запасов) и все дальнейшие поступления в течение отчетного периода (приход), а по кредиту - выбытие, списание запасов (расход). Остаток на конец отчетного периода указывается всегда по дебету этого счета в стоимостном выражении и отражается в активе баланса [7].

Материальные ценности на счете 10 «Материалы» отражаются на отдельных субсчетах по соответствующим классификационным группам [8]:

10.1. Сырье и материалы;

10.2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие;

10.3. Топливо;

10.4. Тара и тарные материалы;

10.5. Запасные части;

10.6. Прочие материалы;

10.7. Материалы, переданные в переработку на сторону;

10.8. Строительные материалы;

10.9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности;

10.10. Материалы специального назначения на складах;

10.11. Материалы специального назначения, переданные на сторону.

Перечень субсчетов учета материалов для предприятий носит рекомендательный характер и может уточняться. На используемых счетах и субсчетах материальные ценности учитываются по каждому наименованию.

Следует сказать, что на транспортных предприятиях при учете производственных запасов используются не все субсчета счета 10 «Материалы», что объясняется спецификой производства. Здесь производство – это оказание транспортных услуг.

1.4. Оценка и управление запасами на транспортных предприятиях

Одним из важнейших моментов правильной организации учета материальных ресурсов является их оценка. Согласно ПБУ 5/01, материальные ценности (производственные запасы) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости [5].

Фактической себестоимостью материальных ресурсов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов. Фактическими затратами на приобретение материально-производственных запасов могут быть:

-суммы, уплачиваемые по договору поставки (продавцу);

-суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

-таможенные пошлины;

-невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материальных ценностей;

-вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности.

Не включаются в фактические затраты на приобретение материально – производственных запасов [5]:

- налог на добавленную стоимость (НДС) и другие возмещаемые налоги;

-общехозяйственные и аналогичные расходы, которые не связаны непосредственно с приобретением материальных ценностей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.