Дипломная работа: Учет, анализ и аудит производственных запасов на примере транспортного предприятия
В целом, в динамике трех лет по всем направлениям осуществляемой деятельности предприятия наблюдается положительная тенденция роста.
На предприятии применяется повременная, сдельно-премиальная заработная плата и оплата труда по конечному результату. Оплата труда работников производится с учетом квалификации, отработанного времени, реального вклада в экономику предприятия, конечных результатов труда, в размере не ниже установленного государством МРОТ. При изменении МРОТ производится корректировка заработной платы в сроки и размерах предусмотренных законодательством РФ. Также на предприятии осуществляются доплаты к основной заработной плате за особые заслуги труда (высокая квалификация, работа в сверхурочное и ночное время, праздничные дни, за разрыв рабочей смены). [23]
Основной рынок оказания услуг предприятия – Алтайский край, Новосибирская область, республика Горный Алтай. Ежегодно предприятие приобретает машины, оборудование и транспортные средства. Так в 2005 году было приобретено транспортных средств на сумму около 1,5 млн. руб.
Структура поставщиков предприятия выглядит следующим образом:
· ОАО «Алтайэнерго», Тальменский сетевой участок - электроэнергия;
· ОАО «Роснефть – Алтайнефтепродукт» - ГСМ;
· ОАО «Сибирь – Телеком», «Ростелеком» - телефонная связь;
· ОАО «Алтайагропромснаб» - запасные части;
· частные предприниматели и другие фирмы (ЧП Бистерфельд, ЧП Волков, ООО «Рынок» и т.д.) – ГСМ, запасные части, хозяйственный инвентарь, стройматериалы, прочие материалы.
Структура потребителей предприятия выглядит следующим образом:
· Администрация Тальменского района - пассажирские перевозки;
· «Алтайавтодор» - грузовые перевозки;
· Барнаульское АТП пассажирские перевозки;
· школы Тальменского района – пассажирские перевозки;
· частные предприниматели, физические и юридические лица – грузовые, пассажирские перевозки, иные услуги.
На основании баланса предприятия произведен анализ финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, который можно пронаблюдать в таблице 3 и на графике (Приложение 3).
Таблица 3
Финансовые результаты предприятия от продажи услуг
Показатель |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2005 к 2003 % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Выручка от продаж услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 010) | 29910 | 41518 | 46271 | 154,7 |
Себестоимость проданных услуг, тыс. руб. (ф.№2 стр. 020) | 14080 | 17797 | 22772 | 161,7 |
Валовая прибыль = Выручка - Себестоимость, тыс. руб. (ф.№2 стр. 029) в т.ч. прибыль от продаж, тыс. руб. (ф.№2 стр. 050) |
15830 15659 |
23721 23169 |
23499 22883 |
148,4 146,1 |
Рентабельность = Прибыль от продаж / Выручку от продаж услуг, % | 52,4 | 55,8 | 49,5 | X |
Следуя данным таблицы 3, можно сделать следующие выводы. Выручка от продажи услуг на предприятии в 2005 году составила 46 271 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 54,7% больше. Это объясняется увеличением объема оказания услуг, привлечением новых клиентов и расширением ассортимента предлагаемых услуг. Соответственно произошло увеличение себестоимости проданных услуг предприятия. В 2005 году она составила 27 772 тыс. руб., что по сравнению с 2003 годом на 61,7% больше. Это произошло за счет увеличения первоначальной стоимости используемых запасов, и за счет увеличения объемов производства предприятия. Прибыль от продаж услуг в 2005 году существенно возросла и составила 22 883 тыс. руб., это больше чем в 2003 году на 46,1%. Рентабельность продаж в 2005 году составила 49,5%. Это означает, что предприятие получает 49,5% прибыли с каждого рубля проданных услуг.
Таким образом, ТМУП «Транспорт общего пользования» получает стабильный доход от своей деятельности, что объясняется устойчивым финансовым состоянием. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств и источниками их формирования. Такие сведения представлены в балансе предприятия за 2005 год, в таблице 4.
Таблица 4
Баланс ТМУП «Транспорт общего пользования» за 2005 год, тыс. руб.
Статьи баланса | Условн обозначение | На начало 2005 г. | На конец 2005 г. | Изменение +,- |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
АКТИВ | ||||
1.Основные средства и иные внеоборотные активы (ф.№1 стр.190) | СВ | 24390 | 30422 | +6032 |
2. Текущие активы: (ф.№1 стр.290) | ТА | 44754 | 56319 | +11565 |
Денежные средства (ф.№1 стр.260) | ДС | 6724 | 5093 | -1631 |
Расчеты с дебиторами (ф.№1 стр.230-250) | ДЗ | 16153 | 22268 | +6115 |
Запасы и затраты (ф.№1 стр.210) | ЗЗ | 21877 | 28958 | +7081 |
Прочие активы | ПА | 0 | 0 | 0 |
Баланс (ф.№1 стр.300) | Б | 69144 | 86741 | +17597 |
ПАССИВ | ||||
1.Собственный капитал (ф.№1 стр.490) | СК | 67389 | 83824 | +16435 |
2.Привлеченный капитал: | ПК | 1755 | 2917 | +1162 |
Текущие обязательства (ф.№1 стр. 690) | ТО | 1755 | 2917 | +1162 |
Долгосрочные обязательства (ф.№1стр.590) | ДО | 0 | 0 | 0 |
Баланс (ф.№1 стр.700) | Б | 69144 | 86741 | +17597 |
На основании данных баланса, представленного в таблице 4 можно рассчитать показатели финансовой устойчивости предприятия, которые отражены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели финансовой устойчивости предприятия
Коэффициенты |
Условн обозн |
Формула расчета | На начало 2005 г | На конец 2005 г |
1.Финансовой автономии (независимости) |
Кав |
СК/Б | 0,97 | 0,96 |
2.Финансовой зависимости |
Кфз |
ПК/Б | 0,03 | 0,03 |
3.Текущей задолженности |
Ктз |
ТО/Б | 0,03 | 0,03 |
4.Долгосрочной финансовой независимости |
Кд фн |
(СК+ДО)/Б | 0,97 | 0,96 |
5.Покрытия долгов собственным капиталом |
Кпд |
СК/ПК | 38,3 | 28,7 |
6.Финансового риска |
Кфр |
ПК/СК | 0,02 | 0,03 |
7.Финансовой маневренности |
Км |
ТА/СК | 0,66 | 0,67 |
8.Инвестирования |
Ки |
СК/СВ | 2,76 | 2,75 |
9.Обеспеченности оборотных активов собственными средствами |
Ксс |
(СК-СВ)/ТА | 0,96 | 0,95 |
Исходя из рассчитанных показателей, представленных в таблице 5, можно сказать следующее. Коэффициент финансовой независимости, отражающий удельный вес собственного капитала в общей валюте баланса составил в 2005 году- 0,96 (при нормативе ≥ 0,5). Это свидетельствует о том, что собственный капитал предприятия занимает доминирующее место в валюте баланса.
Коэффициент финансовой зависимости, отражающий долю заемного капитала в общей валюте баланса, составил 0,03 (при нормативе ≥1). Это означает, что предприятие использует заемные средства в незначительной форме.
Коэффициент текущей задолженности, показывающий отношение краткосрочных финансовых обязательств предприятия к общей валюте баланса в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 0,03. Это означает, что текущая задолженность предприятия по краткосрочным обязательствам (займам, кредитам банка) достаточно невелика.
Коэффициент долгосрочной финансовой независимости (финансовой устойчивости) отражающий отношение собственного и долгосрочного заемного капитала предприятия к общей валюте баланса составил 0,96 (при нормативе ≥ 0,8). Это означает, что анализируемое предприятие финансово устойчиво в долгосрочной перспективе.
Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (платежеспособности) показывающий отношение собственного капитала к заемному, в ТМУП «Транспорт общего пользования» составил 28,7 (при нормативе ≥ 1), то есть предприятие в состоянии покрыть собственным капиталом все свои долги.
Коэффициент финансового риска, отражающий отношение заемного капитала к собственному, на предприятии составил 0,03 (при нормативе ≤ 1). Эта величина достаточно низкая, поэтому финансовый риск очень маловероятен.
Коэффициент финансовой маневренности, показывающий отношение собственных оборотных средств к собственному капиталу, составил 0,67 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что собственные оборотные средства предприятия очень маневренны.
Коэффициент инвестирования, отражающий отношение собственного капитала к внеоборотным активам предприятия, составил 2,75 (при нормативе >1), что является положительной тенденцией, так как предприятие в состоянии инвестировать собственным капиталом внеоборотные активы.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами отражающий степень обеспеченности оборотных активов собственными средствами составил 0,95 (при нормативе ≥ 0,1). Это означает, что оборотные средства предприятия обеспечены собственными средствами по максимуму.
Следующим шагом в оценке финансового состояния ТМУП «Транспорт общего пользования» ставится анализ ликвидности баланса, который дает оценку платежеспособности данного предприятия, то есть способности своевременно и полностью рассчитаться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса предприятия определяется, как степень покрытия обязательств организации, ее активами, срок превращения которых в деньги, соответствует сроку погашения ее обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков погашения.
Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если в нем соблюдаются следующие соотношения: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3; А4 ≤ П4. Результаты расчетов ликвидности баланса ТМУП «Транспорт общего пользования» отражены в нижеприведенной таблице 6.
Таблица 6
Анализ ликвидности баланса предприятия., тыс.руб.
Актив | На начало 2005г | На конец 2005г | Пассив | На начало 2005 г | На конец 2005г | Платежный излишек | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7=2-5 | 8=3-6 |
А1 (ф.№1 стр. 260+250) | 14377 | 20959 | П1 (ф.№1 стр.620 + 630 +660) | 1660 | 2715 | 12717 | 18244 |
А2 (ф.№1 стр. 240+270) | 7914 | 3847 | П2 (ф.№1 стр. 610) | 95 | 0 | 7919 | 3847 |
А3 (ф.№1 стр. 210 +220 +230 -270) | 22463 | 31513 | П3 (ф.№1 стр. 590) | 0 | 0 | 22463 | 31513 |
А4 (ф.№1 стр. 190) |
24390 | 30422 | П4 (ф.№1 остальные) | 67389 | 84026 | -42999 | -53604 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9