скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Совершенствование системы управления качеством

            Однако налоги наряду с фискальной должны выполнять и стимулирующую функцию, поощрять инвестиционную активность. В большинстве высокоразвитых стран в 80-е годы производилась политика налоговых сокращений, имевшая целью воздействие  на обновление основного капитала. Наиболее характерный в этом отношении опыт США показывает, что в период с 1963 по 1987 г.г. ставка налога на прибыль в основном неуклонно снижалась, что при одновременном повышении нормы амортизации благоприятно сказывалось на накоплениях частного сектора. Однако, при этом ликвидировались различные налоговые льготы и скидки, снижая вероятность того, что получаемая корпорациями налоговая экономия будет использована на капиталовложения.

            Таким образом, одним из основных стимулов привлечения в экономику инвестиций как решающего фактора модернизации производства, его автоматизации, обновления выпускаемой продукции, улучшения ее качества и конкурентоспособности является стимулирующая инвестиционная активность налоговая политика. Действующая сегодня в России налоговая система не удовлетворяет этому требованию. Прежде всего, должна быть изменена сугубо фискальная сущность этой системы, подавляющей предпринимательство. Необходимо общее снижение уровня ставок многих видов налогов – в первую очередь, налогов на прибыль и на добавленную стоимость. Необходимо также усиление регулирующей функции налогов – через введение серьезных налоговых льгот, с помощью которых налоговая политика будет более ориентирована на общую амортизацию инвестиций в производство, повышение его эффективности, стимулирование развития в первую очередь тех отраслей и предприятий, которые активно ведут исследования и разработки, расширяют и обновляют производство, занимаются разработкой новых видов изделий, выпускают продукцию стабильно высокого качества, конкурентоспособную на мировом рынке. Одновременно следует вести прогрессивное налогообложение прибыли от выпуска устаревшей и несовершенной продукции. Необходимо введение реально действующих стабильных льгот не только для отечественных, но и для иностранных инвесторов, поощряющих приток зарубежного капитала в российскую экономику.

            Расширение налоговых льгот для развития средних и крупных предприятий способствовало бы дальнейшей демонополизации экономики, формированию конкурентной среды.

            Все налоговые льготы, не оправдавшие себя, должны быть ликвидированы.

            Дотирование неразвитых пока направлений и областей исследований – важный начальный элемент их подъема.

            Действенным орудием демонополизации экономики является поощрение экспорта. Ориентируя наши предприятия на насыщенные разнообразными высококачественными товарами внешние рынки, государство ставит их в положение, когда завоевание устойчивых конкурентных позиций требует постоянной заботы о качестве и конкурентоспособности производимой продукции, побуждает к внедрению систем качества на базе ИСО.

            В мировой практике используются самые разнообразные средства стимулирования экспорта: прямое его субсидирование, налоговые льготы экспортерам, их кредитование  и т.п. в ходе реформ особую и очень важную роль могут играть субвенции на развитие экспортных производств наукоемкой продукции. Выдача этих субвенций должна носить строго нормативный характер и осуществляться под рост объемов производства (против нормативного), а сам размер субвенции должен меняться в соответствии с планируемым уровнем и темпами этого роста. При этом субвенция должна носить отраслевой характер и гарантом ее эффективного использования выступает государственный орган, отвечающий за реализацию отраслевой политики. Целесообразность такого подхода очевидна. Дело в том, что безвозвратный характер субвенции особенно остро ставит вопрос о моральной и административной ответственности пользователя. А эти факторы гораздо сильнее действуют на уровне руководства указанного государственного органа, которое назначается и смещается экономическим центром. Но есть и другая, чисто экономическая сторона: эффекты концентрации и возможности для хозяйственного маневра. Они, конечно, выше на уровне отрасли.

 

2.3 Характеристика МС ИСО серии 9000

В административно-командной экономике под управлением качеством продукции понималась деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества (ГОСТ 15467-79). Для международного термина (МС ИСО 8402) характерна принципиально иная, более узкая трактовка данного понятия, в соответствии с которой управление качеством – это лишь методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований, предъявляемых к качеству. При этом предполагается, что в процессе управления качеством выявляются и устраняются несоответствие в продукции, производстве, системе управления качеством, то есть управление качеством связывается с предупредительной, надзорной и корректирующей функцией. Тем самым управление качеством отнесено к сфере деятельности не высшего руководства предприятия, а руководителей среднего звена специалистов. Определение ИСО, в отличие от отечественного, нацелено на удовлетворение требований потребителей к качеству.

В данной работе (как и в ее названии) понятие управления качеством по традиции используется более широко – как аспект общей функции управления, определяющей и осуществляющей политику в области качества (что в международной терминологии соответствует термину “общее руководство качеством”).

С 50-х годов управление качеством продукции на уровне фирмы в развитых странах основывается на развитии и широком применении системно-комплексного подхода, сущность которого заключается в последовательном и взаимосвязанном осуществлении комплекса технических, организационных, экономических, идеологических мероприятий, воздействующих на все стадии жизненного цикла изделий.

Опыт крупнейших фирм многих развитых стран по управлению качеством, характеризующийся большим разнообразием концепций и методов формирования систем качества, был согласован и обобщен в комплексе международных стандартов ИСО серии 9000. На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 приняты в качестве национальных практически во всех развитых странах мира.

Учитывая прогрессивный характер МС ИСО серии 9000 и их регулирующую роль при выходе на международный рынок и образовании прямых хозяйственных связей. Госстандартом было принято решение ввести с 1 января 1989 г. в СССР стандарты ИСО 9001-9003 в виде ГОСТ для прямого использования. На основе МС ИСО 9000 и ИСО 9004, а также опыта отечественных предприятий по управлению качеством продукции были разработаны рекомендации по применению государственных стандартов серии 40.900. В приложениях к данным рекомендациям приведен МС ИСО 8402, включающий терминологию в области качества. Состав комплекса международных стандартов ИСО серии 9000 представлен ниже:

ИСО 9000 Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению.

ИСО 9004 Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания.

ИСО 9001 Системы качества. Модель для обеспечения качеством при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании.

ИСО 9002 Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже.

ИСО 9003 Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

МС ИСО 9000, являясь вводным стандартом, устанавливает основные задачи предприятия-изготовителя продукции в области качества и содержит руководящие положения по выбору и применению стандартов ИСО серии 9000. МС ИСО 9004 предлагает руководство для построения системы качества. МС ИСО 9001-9003 дают описание моделей обеспечения качества (на соответствие которым проверяется система у поставщика) для трех различных этапов деятельности процесса производства продукции показана на рис. 2.4

Системные методы управления качеством развивались и проходили практическую проверку на предприятиях Горького, Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурге, Свердловска, Кременчуга и других городов страны. На этой основе в начале 1970-х годов передовые предприятия г. Львова совместно с научными учреждениями выбрали наиболее действенные и эффективные методы управления качеством продукции и выделили важнейшие принципы нового в тот период подхода к управлению качеством.


Рис. 2.4  Общая взаимосвязь между стандартами ИСО серии 9000

Анализ практического опыта по формированию на отечественных предприятиях систем качества на базе ИСО позволил обобщить многочисленные проблемы и трудности, возникающие в ходе этой сложной и длительной работы.

Прежде всего, содержание МС ИСО, установленная в них терминология в области качества даже для многих наших ученых и специалистов являются новыми. Отмечается и нечеткость перевода, который не во всем адекватен английскому оригиналу. Стандарты ИСО приспособлены, главным образом, для проверки систем, а не для их проектирования. Они изложены на уровне общих требований, предполагающих широкую свободу выборов методов и средств. Между тем коллективы отечественных предприятий привыкли к жесткой регламентации своей деятельности “сверху”, к готовым методическим подходам и решениям. При этом уровень подготовки кадров в области современных методов и форм управления качеством в целом является крайне низким. У большинства работников отсутствует опыт целенаправленной систематической работы по обеспечению качества. Данные трудности имеют и психологический аспект. Малая результативность внедрения КС УКП подорвала веру многих руководителей и специалистов в системы управления качеством, снизила их психологический настрой.

Тяжесть внедрения МС ИСО (в отличие от внедрения КС УКП) сегодня ложится на сами предприятия. Не сформировавшийся же в полной мере рыночный механизм не создает еще достаточно сильно экономической мотивации обеспечения высокого и стабильного качества. Сложное финансовое положение большинства предприятий, низкий организационно-технический уровень производства, не освоенность ряда важных принципов  и требований системы качества ИСО, определяющих эффективность ее функционирования, таких как ориентация на потребности (а не на соответствие нормативно-технической документации), на предупреждение дефектов, непроработанность статистического контроля качества, учета и анализа затрат на качество, маркетинга, отсутствие автоматизации информационного обеспечения качества продукции и технологических процессов, учет специфики выпускаемой продукции, особенностей ее разработки и изготовления и т.п. – все это приводит к тому, что на многих предприятиях подходят к внедрению систем качества на базе МС ИСО формально, ограничиваясь лишь их документированием, которое также далеко не всегда отвечает требованиям международных стандартов. Во многих случаях директор предприятия единолично принимает решение о внедрении системы качества, издав соответствующий приказ. Нередко активность высшего руководства этим и ограничивается.

Оно делегирует свои полномочия руководителям подразделений, чаще же вся работа выполняется в основном специалистами службы управления качеством и сводится она к обновлению стандартов предприятия, регламентировавших  построение и функционирование КС УКП. Между тем на многих предприятиях необходимо не перестраивать и совершенствовать прежнюю систему управления качеством, а создавать их заново (Это относится и к большей части действующей документации), поскольку несоответствие даже отдельных принципов действующей системы принципам МС ИСО может потребовать серьезной перестройки не только самой системы управления качеством, но и всей системы управления предприятием, его организационной структуры.

Позитивный опыт крупнейших фирм многих государств по управлению качеством был обобщен в комплексе международных стандартов ИСО 9000, принятых на сегодняшний день практически во всех развитых странах мира в качестве национальных. С развитием рыночных отношений, либерализацией внешнеэкономических связей наличие на отечественных предприятиях систем качества, соответствующих стандартам ИСО серии 9000, становится определяющим фактором не только надлежащего качества, но и конкурентоспособности создаваемой ими продукции.

1)    при создании системы качества на основе МС ИСО не следует

заранее отвергать или ломать действующую на предприятии систему управления качеством или ее элементы. Все то, что в прежних КС УКП предприятий соответствовало принципам и требованиям МС ИСО, можно и необходимо в полной мере использовать. В этом случае речь может идти о совершенствовании системы и доведении ее до соответствия международным стандартам;

При формировании системы качества на базе ИСО нужно учитывать, что:

1)   необходима организация непрерывного обучения методам управления качеством с постоянным чередованием теории и практики среди всех работников предприятия – от руководителя до рабочего с участием всех звеньев;

2)   при создании системы качества на базе ИСО не следует заранее отвергать или ломать действующую на предприятии систему управления качеством или ее элементы. Все то, что в прежних КС УКП предприятий соответствовало принципам и требованиям МС ИСО, можно и необходимо в полной мере использовать;

3)   в условиях переходного периода необходимы меры государственного воздействия, способные усилить мотивацию предприятий к повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, к разработке и внедрению систем качества на основе использования стандартов ИСО.

Сопоставление положений МС ИСО серии 9000 с методическими материалами по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством продукции на отечественных предприятиях позволяет сделать вывод о том, что КС УКП и система качества, регламентированная стандартами ИСО, базируются на одной общей методологии, а именно – на комплексном управлении качество продукции. В стандартах ИСО закреплены многие элементы и решения, установленные в методических материалах по КС УКП.

Организационная структура системы качества это взаиморасположение основных частей системы, которое отражает картину формальных взаимодействий по вертикали и горизонтали подразделений и должностных лиц предприятия внутри системы качества.

Одним из назначений организационной структуры является обеспечение устойчивости, регулярности и предсказуемости деятельности в системе качества. Организационная структура не только воспроизводит характер формальных коммуникаций в системе, но и служит также средством их формирования и совершенствования.

В свое время специалисты Госстандарта СССР разработали методологию, согласно которой основным структурообразующим элементом КС УКП являлась специальная функция управления качеством продукции. Анализ показывает, что функциональный подход может быть успешно использован и при совершенствовании системы УКП на основе стандартов ИСО. Хотя в стандартах ИСО понятие о специальной функции системы качества открыто не используется, тем не менее, функциональный подход к построению системы качества не противоречит их положениям. Этот подход присутствует в работах ведущих западных специалистов по качеству, идеи и практика которых легли  в основу концепции стандартов ИСО.

Представляется целесообразным при совершенствовании структуры системы УКП на базе стандартов ИСО основными элементами этой системы считать специальные функции системы качества.

Специальная функция системы качества – это обособленный по своему характеру вид деятельности, регулярно осуществляемый в рамках системы качества. Каждая такая функция представляет собой сугубо специфическую деятельность, необходимую для обеспечения заданного поведения (функционирования) системы качества. Функция отвечает на вопрос: что делается или, что должно делаться в системе качества?  

Изучение разработок отечественных экономистов по данной проблеме позволили установить, что для решения задач, предусмотренных стандартами ИСО (применительно к наиболее сложной продукции), система качества должна обеспечивать реализацию 35 специальных функций. В таблице 2.1 указан методический прием, послуживший основой определения состава специальных функций. Данный прием предусматривает выявление основных видов деятельности по базовым элементам системы качества и на этапах петли качества, а также учет функций КС УКП.

                                                                                                                         Таблица 2.1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.