скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: История Религии (том 1)

Интуитивные прозрения, облеченные в миф, нередко опережают развитие науки. Именно в Библии, в отличие от греческих, вавилонских, ин­дийских писаний, мы впервые находим понятие о мире как об Истории, Становлении, Процессе. Мифы и философские системы древности, по су­ществу, стояли вне прошлого и будущего; для них Вселенная вместе с богами, людьми и низ­шими существами пребывала в бесконечности кру­говоротов и циклов. Библейским же пророкам первым открылась внутренняя устремленность мира к совершенству.

В XIX в. появилась теория Дарвина. Противники религиозной веры с восторгом уверовали в дарвинизм и с ожесточением обру­шились на библейские «дни творения». Дарви­низм стал жупелом, которым пугали благочести­вых людей.

Одним из первых понявших подлинно рели­гиозное значение эволюционной идеи был не кто иной, как дед Чарльза Дарвина — поэт и натура­лист Эразм Дарвин. «Мир, — писал он в своей "Зоономии", — развивался... образовывался по­степенно из небольшого начала, увеличивался бла­годаря деятельности присущих ему сил... Какая это возвышенная мысль о безграничной мощи великого Зодчего, Причины всех причин, Отца всех отцов. Существа существ! Ведь если бы за­хотели сравнивать бесконечность, то должны были бы признать, что больше бесконечной силы нуж­но для создания причин действия, чем для созда­ния самих только действий». В этих словах зак­лючена самая суть христианского подхода к эволюции. Согласно Библии, само существование мира зависит от Творца и постепенно питается его созидательной мощью. Отсюда — понятие о «продолжающемся творении».

Эволюция христианского сознания — это не просто движение вперед, но и возвращение твари на пути, предначертанные Творцом, ибо развитие направлено на создание человека, чье призва­ние — одухотворить мир и сделать его откры­тым для новых творческих деяний Бога. Таков смысл развития с точки зрения веры; наука же лишь изучает формы и этапы становления приро­ды; она еще далека от того, чтобы познать все закономерности эволюции.

После возникновения материальных струк­тур вторым чудом природы стала жизнь, кото­рую Эрвин Шредингер называет «самым пре­красным шедевром, когда-либо достигнутым по линии Господней квантовой механики».

Третьим чудом явился человек. Это было еще более чудесным переворотом, чем возникновение жизни. Впервые в истории планеты та Сила, кото­рая движет мирами, — космический Разум, скры­тый за миром явлений, — отобразилась в личностном, тварном существе. До сих пор мироздание — и мертвое и живое — только слепо-бессознательно следовало по пути эволюции, но с появлением чело­века Вселенная в его лице стала обладательницей духа, разума, творческого дара, ей открылся путь вы­сочайшего восхождения.

Антропогенез3 был уникальным явлением, и все современное человечество представляет со­бой один вид. Однако едва ли возможно устано­вить, каким образом произошел этот качествен­ный скачок. По-видимому, эволюция психики не может заполнить пробел между разумом высшего животного и личностным интеллектом челове­ка. Этот шаг, по верному замечанию Пьера Тейяра де Шардена, «должен был совершиться сразу». Разумеется, развитие умственной деятельности приматов подготовило среду и условия для этого переворота. Но дух, самосознание личности как таковые — чудо в мире природы, и именно они делают человека человеком.

Наука может пытаться восстановить после­довательные ступени в развитии мозга — но не более того. Сам же мозг был лишь необходимым инструментом, способным уловить тончайшие виб­рации нематериального плана бытия, стать оруди­ем духа.

В тот момент, когда в существе, обретшем форму человека, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и духа. «Прах зем­ной» (как называет Библия психофизическое ес­тество человека) сделался носителем «души жи­вой» (Быт 2:7).

____________________________________________________________

' Пантеизм (греч. «всебожие») — воззрение, харак­терное для некоторых философских систем и мистических течений, отождествление Бога с «природой», при котором Бог по сути не является личностным.

2 Космогенез (греч. «рождение, происхождение мира») — возникновение Вселенной и представление о нем в религиозных системах и научных теориях; христи­анский космогенез опирается на начальные главы Книги Бытия, так называемый «Шестоднев». Вопреки распрост­раненному заблуждению Шестоднев никак не вступает в противоречие с научными теориями хотя бы потому, что описывает процессы сотворения мира с позиций, неподвла­стных строго научному мышлению.

3 Антропогенез (греч. «происхождение человека») — совокупность религиозных или научных представлений о возникновении человечества, а также сам процесс этого возникновения.

Образ и подобие

«И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию» (Быт 1:27). Библия всегда гово­рит о Боге как о Начале невидимом. Тема чело­веческого богоподобия на протяжении веков при­влекала внимание богословов, философов и ученых различных школ, исследователей Священного Писания.

Хотя на всей организованной материи мож­но видеть отпечаток ее разумного происхожде­ния, разум в природе — это, скорее, незавершен­ная «программа», он безлик, «диффузен», распылен. Только на человеческом уровне он становится подлинным «образом и подобием» своего Твор­ца. Вселенский Божественный Разум — Ло­гос, — проявляющий себя в эволюции мира, бо­лее всего отображен в личностном разуме и сознательной воле человека.

Божество открывается людям как Сила, пре­вышающая механическую причинность: как выс­шая Свобода и высшее Творчество. И то и дру­гое присуще человеку.

Бог, открывающийся как абсолютное Совер­шенство, приобщает человека к процессу вечного совершенствования. Разумеется, этот процесс не может ограничиваться малым отрезком времен­ного бытия; бессмертие человеческой личности есть залог ее богоуподобления.

Христианская антропология признает в чело­веке три уровня, которые соответствуют трем ос­новным аспектам познания и тройственной струк­туре реальности. Первый, наиболее связанный с внешней природой уровень — тело; второй, по­граничный — душа, или психика; третий, самый глубокий —дух. Дух образует человеческое «Я» и те высшие свойства человека, в которых отра­жен «образ и подобие Божие». Первые два из­мерения — общие у человека и других живых существ. Духом же обладает лишь он один среди всех известных нам творений. Тело и психика изучаются естественнонаучными методами (тело, во всяком случае, всецело); дух же раскрывается преимущественно в процессе интуитивного по­стижения и самопознания.

Первым свойством духа является то, что он реализуется через «Я», через личность, живущую во взаимосвязи с другими личностями. Христи­анское учение признает бесконечную ценность каждой отдельной личности, но при этом считает необходимым единение человеческих личностей, образующих в своей совокупности высшее ду­ховное Целое. В христианстве это называется «соборностью», т. е. таким состоянием Целого, в котором все части сохраняют свою индивидуаль­ность и ценность, не нивелируются.

Другим свойством духа является сознающий себя разум. Именно он способен воспринимать и осмысливать общие закономерности развития при­роды и общества, причинно-следственные связи бытия, смысл происходящих в мире процессов. Сознательная, разумная активность настолько от­личает людей от природы, что для обозначения человечества применяется термин «ноосфера»1.

Третье свойство духа — свобода. Только человек может быть «хозяином своих поступков» и нести за них ответственность. Животное не выбирает — выбирает лишь человек. Только для него существует нравственная оценка поступ­ков.

Разумеется, не следует забывать, что сила во­левой энергии человека и относительная свобода его от природных факторов тесно связаны с уров­нем его духовного развития. Человек способен реализовать свою потенциальную свободу толь­ко благодаря развитию, упражнениям, воспитанию в себе высших духовных задатков. В противном случае он как бы отрекается от своего дара. Тог­да он действительно всецело подпадает под дей­ствие низменных инстинктов и общественных условий. Он оказывается неспособным противо­поставить что-либо ни своей биологической при­роде, ни своему окружению. Ведь разум — это также потенциальная способность человека, и если он не подвергается воспитанию, то потенция ос­тается в зачатке. Примером этого могут служить дети, которых вскармливали животные. Несколь­ко таких случаев известно и изучено. Выясни­лось, что великий дар разума у них подобен зерну, которое бросили в почву, лишенную влаги и пи­тательных веществ.

Итак, индивидуальное становление, развитие человека есть обязательное условие для выявле­ния его высшей природы. Одна из основных осо­бенностей человека заключается именно в пре­одолении чисто биологических рубежей. На это указывают запросы людей, которые неведомы животным. Природа человека такова, что изоби­лие земных благ не удовлетворяет его желаний и не сдерживает страстей. Человек ищет в жизни полноты и совершенства, которых не может ему дать одно лишь природное бытие. И дело тут совсем не в обществе и не в «общественных от­ношениях». У человека, который уже познал сво­боду, появляются высшие, сверхприродные интересы и влечения. В этом — залог его бесконеч­ного развития.

Желание обрести свободу настолько сильно в человечестве, что даже марксисты, склонные к детерминизму2, грезят о «прыжке из царства не­обходимости в царство свободы». Мало того, Маркс утверждал, что это царство «лежит по ту сторону сферы соб­ственно материально­го производства». Тем не менее он про­должал считать «ба­зисом» свободы соци­альное и экономичес­кое переустройство. Нет сомнения, поиски оптимальных обще­ственных систем мо­гут служить делу под­линной свободы, но опыт показал, что без признания прав лич­ности и духовных ос­нований этих прав идея освобождения превращается в свою противоположность: в диктат, насилие, раб­ство.

Подобная дегра­дация связана еще и с тем, что в человеке наряду с потребнос­тью в свободе живет боязнь ее. Без ориен­тации на Вечное сво­бода может пугать и вызывать тоску по рабству. «Человек обречен на свободу», — говорил Жан-Поль Сартр, и в этих словах ощущается скрытый ужас. Но подлинная вера не страшится свободы. Она сознает всю трудность этого дара и радостно идет ему навстре­чу. Пусть даже иные представители религии пре­вращают ее саму в уютную клетку, где извращает­ся вера. «Комфортабельный атеизм и комфорта­бельная вера, — по словам Э. Мунье, — встречаются в одном болоте. Для того, кто верен Евангелию, остается всегда живым завет апосто­ла Павла: "К свободе призваны вы, братья" (Гал 5:13)».

Рис.8

Благовещение. Икона. XIV в.

Реализацией духовного начала выступает и стремление к творчеству, неотделимому от исто­рии человеческой культуры. Н. Бердяев в книге «Смысл творчества» считает творчество главной отличитель­ной чертой человека, «позволяющей ему прорываться через этот мир к миру ино­му».

В процессе творчества человек приобщается к ми­ровому духовному бытию, и тут с нео­бычайной силой про­является его богопо­добная сущность. Так, Микеланджело, работая над своими фресками, видел в этом труде священ­нодействие, которым руководит Дух Бо­жий. По словам Флобера, художники являются «органами Бога», посредством которых Он Сам от­крывает Свою Сущ­ность; Мицкевич в своем творчестве чувствовал «силу, не от людей идущую». Бетхо­вен свидетельствовал, что в моменты музыкаль­ных озарений «Сам Бог говорил над его ухом». А. К. Толстой посвятил Божественной природе творческого вдохновения стихотворение: «Тщет­но, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»

Ценность подлинно художественного произ­ведения заключается прежде всего в том, что его автор создает некий новый, свой собственный мир. Краски и формы, звуки и слова становятся язы­ком духа.

Не случайно творчество для христианства имеет значение космическое: в нем человек как бы продолжает Божественное дело созидания. Это уже не «Земля» или «Вода» с их темной сти­хийной жизнью, а сознательное существо, творя­щее свой «второй космос» и тем самым соуча­ствующее в творчестве Бога.

Именно поэтому созидательный процесс от­крыт беспредельному совершенствованию. Имен­но поэтому каждый мастер, закончив свой труд, испытывает неудовлетворенность, которая по­буждает его к новым творческим поискам.

Все наше земное творчество есть радость, пе­реплетенная с глубокой тоской по совершенству и идеалу. Мы ощущаем в себе огромные воз­можности, осуществить которые полностью нам не дано. Горизонт и устремления безграничны, а человеческая жизнь коротка, как мгновение. Это касается не только творчества, но и свободы, и разума.

Откуда же такое несоответствие? Является ли оно неустранимой трагедией духа? Если бы наше тяготение к истине, добру и творчеству име­ло лишь призрачную основу, оно не владело бы человеком с такой силой. Поскольку эти порывы вложены в нас, они должны иметь возможность для реализации. Только в перспективе бесконеч­ного развития человеческой личности, далеко за пределами нынешних условий ее бытия, обретает она подлинный простор. Только тогда разум, со­весть, свобода, творчество приводят человека к вершинам подлинного богоуподобления. Иными словами, вопрос о возможностях человека есть вопрос о его бессмертии

____________________________________________________________________.

1 Ноосфера (греч. «сфера разума») — человечество как разумный компонент биосферы («сферы жизни»); это понятие ввел священник и философ Пьер Тейяр де Шарден в 1927 г.

2 Детерминизм (от лат. «определенность») — фило­софская концепция об объективной закономерной взаимо­связи и причинной обусловленности всех явлений.

Человек: смерть и бессмертие

Во все времена людям было свойственно созна­ние неразрушимости духа. Это сознание такое же древнее, как и сам человек. Ритуальные по­гребения у охотников каменного века говорят о начальных фазах веры в бессмертие. А в наши дни у такого «первобытного» (в смысле отноше­ния к цивилизации) народа, как, например, буш­мены, представление о бессмертии имеет вполне определенные черты. Согласно их религии, после кончины дух умершего еще некоторое время живет у его могилы и может время от времени появлять­ся и разговаривать с родственниками мертвеца, оставаясь невидимым. Такой подход, при всей кажущейся примитивности, уже содержит основы учения о бессмертии, характерного для большин­ства мировых религий.

Повсеместное распространение веры в то, что смерть не есть полное уничтожение личности, — факт, заслуживающий внимания. Он свидетель­ствует о почти врожденном чувстве бессмертия «Я», пусть даже не всегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктом са­мосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительно существует. Однако мысль о бес­смертии — не просто биологический феномен. Прежде всего она — проявление духа, интуитив­но ощущающего свою целостную природу.

Одним из распространенных доводов, направ­ленных против идеи бессмертия, является то, что вера в бессмертие, в потустороннее ослабляет волю человека, отвлекает его от земных задач. В зна­чительной степени этот довод порожден извра­щениями той идеи, которую он оспаривает. Ведь не случайно и Ветхий Завет, и Евангелие столь скупо говорят о посмертии: человек должен в этом мире осуществлять свое призвание, а не пассивно ожидать загробной жизни. Горизонт бессмертия только делает перспективу более широкой и труд — более осмысленным. Однако неверно понятое учение о вечной жизни может подорвать творческую активность людей на Земле.

Обычно материалисты связывают веру в бес­смертие с уровнем науки прошлых эпох. У лю­дей, живших тысячи лет тому назад, считают они, вера в бессмертие возникла в результате непо­нимания законов природы и общества. Люди не знали биологических причин смерти, не могли научно истолковать человеческое сознание. Од­нако неясно, почему в этом случае развитие зна­ний не привело к опровержению идеи бессмер­тия. Ведь трудно предположить, что такие ее защитники, как Джозеф Томсон, открывший элект­рон, или Эрвин Шредингер, созда­тель волновой ме­ханики, знали зако­ны природы хуже, меньше, чем пещер­ный человек или древний египтянин.

Многие круп­нейшие представи­тели человеческой мысли разделяли и философски обо­сновывали учение о бессмертии.

Гибель тела от­крывает сознанию путь к переходу в другую форму су­ществования. Ма­териалисты обычно говорят, что со смертью сознание «угасает», но это не более чем плохая метафора. Ведь и в чисто физическом плане бытия «угасание» от­нюдь не означает аннигиляции1, а лишь переход одной формы материи или энергии в другую.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.