скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни

Достаточно значимой ценностью становится культурно-нравственная самоценность. Человек не боится предать свои идеалы, он боится предать себя. И если меняется позиция, это значит прежде все го меняется личность. Параллельная культура 80-х включала в себя аристократическую и демократическую части, различающиеся по степени выраженности признаков своей особости. Но вместе они противостояли еще трем направлениям: официально-декларативному, эстетски - традиционалистскому, примитивно-патриархальному. Социальную базу первого составляли политиканствующие бюрократы от культуры, социальную базу второго составляла интеллигенция старшего поколения, социальная база третьего- рабочие старшего поколения и крестьянство. Параллельная культура выражала позицию молодежи, авангардистской интеллигенции.

Не надо представлять дело так, что люди старея автоматически переходят от параллельной к традиционалистской культуре. Черты параллельной культуры присущи времени века, а не возрасту человека. Возникнув в 60-е годы, параллельное сознание постепенно охватывало все более широкие слои населения, все глубже осознавая свою особую позицию. В параллельной культуре 50-летних почти нет, сорокалетних мало, тридцатилетних много. Основную же массу носителей параллельной культуры составляют двадцатилетние и младшее юношество.

Согласно опросам, интерес к народной песне больше всего проявляют пожилые люди и та часть молодежи, которая увлекается рок-музыкой т.е. по нашей интерпретации модернизационно ориентированная часть молодежи). В отношении к народной песне (и к культурной традиции вообще) смешивается два подхода: исторический традиционализм и советский традиционализм. Пожилые люди со держат в своем менталитете неотдифференцированные компоненты обоих источников. Молодые традиционалисты, представляя советский менталитет, следуют стереотипам нынешнего времени. Модернизационно отказываясь от этих стереотипов любители рока вновь открывают для себя историческую традицию. Существует парадоксальный феномен, когда одним из источников культурной модернизации служит историческая традиция. Молодые люди, как носители модернизации, ценят конкретные культурно-исторические ценности нации. После определенного этапа освоения , историческая традиция займет место соответствующее ее функции в обществе. Периодическая ретрадиционализация характерна для модернизационных процессов в социокультурной сфере.

Для анализа параллельного сознания прокомментируем творчество группы "Каскад". Высказанные по ходу этих рассуждений положения могут служить ориентирами при анализе новых черт культуры Группе присуща острая социальная направленность, как это часто случалось в 80-х. Речь не идет об идеологической позиции. Идеологическая сторона прочно зашифрована, прямо никак не просматривается. Речь идет о выработке пространственного отношения отстраненности, возведенного в принцип. "И заставляет жизнь опять от всех лицо свое скрыть "- настойчиво и неоднократно повторяется в одной из песен. Значимость этой формулы подчеркивается тем, что музыкальная тема песни начинает концерт и завершает опреде ленную законченную часть, образуя как бы рамку. А завершается весь концерт сильной по воздействию песней, в которой ключевой строчкой являются слова "теперь в сонливой синеве хочу дожить ни в чем не каясь".

Образы песни неоднократно несут на себе печать отстраненности, отторженности и отвергнутости. "Я грязный фонарщик, живу как дворняжка, богом забытый седой старикашка", "бессердечный, подлый, злой я - демон тьмы, лукавый бес", " я лунатик, я луна тик" " я слыл изгоем...", " мой страх - моя броня...". Это цитаты из разных песен. И все они рисуют человека сознательно отстраняющегося от общества, не желающего примыкать к благополучной приятности. Причем прорабатываются не только люмпенпролетарский вариант изгойства, но и героический. " Стоит жизнь прожить, чтобы покорить весь мир". И здесь просматривается позиция психологического дистанцирования об общества. Духовноаристократическая позиция самодостаточности "я" возникает как реакция на от чаяние от перманентного непонимания. Слушателю концерта предлагается ролевой театр, где проигрываются различные общественные типы. Это характерно для стадии психологической неопределенности самоощущения "я". На этой стадии личностное ценно само по себе, без конкретной содержательности. Происходит поиск идентификации, путем игры в такую идентификацию. Лирический герой песен последовательно мысленно моделирует свое самоощущение в различных ролях. Идет напряженное сканирование по общественным типам в поисках для себя образца или точнее в поисках себя. Если это происходит в юношестве - это нормальный процесс, детская болезнь. Позже это свидетельствует о кризисе идентификации, когда человек не может с полной определенностью сказать кто он, какой он, когда он не находит в общественной среде явлений близких по своему духовному складу, не может найти людей, которые имели бы такие же вкусы, мнения, оценки как у данного человека. В этом состоянии существует зыбкая граница личности. В процессе пробы своих позиций человек не вполне уверен в положительной оценке себя окружающими и, поэтому, инстинктивно, на всякий случай шифрует свое "я", закрывается маской. Изменчивость, текучесть образов говорит о невнятности результатов самопознания. Герой осознает, что вполне отделиться от общественного влияния он не может. И панически боится искушения предать себя. Есть некий об раз Я: чистый, гордый, духовный. Человек как бы боится за себя, так как есть угроза того, что этот образ Я расплывется под воз действием соблазнов, общепринятых стандартов, под напором массового сознания. Это героический нравственный индивидуализм. Такое самоощущение возможно лишь в зыбкой среде, затягивающей повседневной обыденности. "чур меня от дутых золотых колец, от расчетливых и тлеющих сердец... чур меня от сделки с тем, чего я так боюсь".

Свою отстраненность группа подчеркивает тематикой некоторых песен, демонстративно насмехающихся над критериями оценки рока со стороны чуждых социокультурных групп. Такова песня о голосе рок-певца "я признаюсь вам, что только в целях осторожности мне приходится скрывать вокальные возможности". Самоутверждение рока происходит в условиях отстаивания своих ценностей в сопоставлении с другими музыкальными жанрами. Так, в казалось бы иронической песне о том, как "на фоне симфонии, скрипки и флейт воз никло течение рок" излагается вполне серьезное содержание. Смысл песни в том, что слушать рок - огромное удовольствие и именно это является главным оправданием появления этого музыкального жанра. Рок соответствует внутренним духовным потребностям "последний аккорд и тишина, а как же теперь хорошо, ах как же теперь хорошо!". Рок вынужден бороться за свое самоутверждение, чтобы сохранить условия для удовлетворения своих потребностей. Во взаимоотношениях с остальным миром возможны две позиции: раздражительное подчеркивание взаимных несоответствий, взаимотерпение, уважение. Молодежь как социально более слабая группа, готова уважать непонятные стандарты старших, взамен на такое же к себе уважение со стороны старших. Наталкиваясь на раздражи тельное брюзжание и запрет молодежь идет на самоизоляцию, надевает на себя черную маску вынужденного лицемерия, маскарад ради защиты своих ценностей."... осторожный не значит трус, мотай на ус". В роке часто образ строится не только с помощью поэтических метафор. Этический смысл в песне передается не понятиями, а образами, метафорами, музыкальными формами. Среди формообразующих средств важным является крик. Форсируя голос музыкант форсирует свои духовные силы. Нелепо кричать о чепухе. Поэтому в роке даже шуточная песня становится многозначительной. Мы не вольно готовы придать большое значение тому, что говорится на повышенных тонах.

Надо четко себе представить, что стиль рок лишь отголосок, часть более крупного социального явления. Параллельная культура находит свое выражение в роке, но не исчерпывается им. Это и параллельный образ чувствования, восприятия действительности, это определенный способ построения своей жизни, это парадигма, способ оценки мира, себя в этом мире.

Крик в роке - это знак отношения к миру. Надо только рас шифровать этот знак. Человек может кричать от отчаяния, от страха. В крике он выражает свое ощущение предела и близкого краха. Крик - это знак опасности для других людей. Через крик изливается последняя энергия человека. Через музыку выражает певец свое крайнее состояние.

Для классификации направленности песен необходимо выбрать подходящий параметр. Одним из них может служить ответ на часто повторяющееся восклицание: "Жизнь собачья, жить невозможно". Есть несколько причин этого.

1. Необходимость от всех лицо свое скрыть под черной маской, т.е нет возможности открыто заявить миру себя, а необходимо жить зашифрованной жизнью, зашифрованно мыслить. Не стала ли маска самой сущностью, не приросла ли маска к подлинному лицу? Человек страдает от невозможности выполнить свое предназначение, быть самим собой.

2. Ощущение вакуума "Я". Человек оглядывается и ощущает себя в пустоте. Нет ни друга, ни единомышленника.

З. Постоянное ощущение ошибочности своей жизни. Усилия сформировать экологическую нишу для себя - безуспешны. А то, что уже удалось сделать вызывает стыд, чувство неполноценности, неудовлетворенность.

4. Незащищенность при наличии силы вызывает агрессию. Насилие противно естеству, оно воспринимается как вынужденное.

Необходимость непрерывно каяться в совершении насилия, ощущение собственной агрессивности вызывает страдание. Жить невоз можно, жизнь собачья.

5. Прозревая грядущий крах, узнаешь пределы своей души. Там за пределом не видно новой земли, за временем краха не видно но вой жизни. Ощущение апокалипсиса вызывает страдание. Жить невозможно!

Горе от излишней чувствительности в восприятии своего време ни. Ныне ум заключается в способности не видеть, отказаться от оценки будущего и последствий своих действий.

Теперь можно сделать некоторые выводы, позволяющие оценить признаки параллельного сознания 80-х. Новое поколение осознает, что приняв прежние социокультурные парадигмы человек обрекает себя на отчаянье. Видение мира уже не совпадает с предлагаемыми способами его оценки. Есть потребность пересмотреть подход к жизни, в этом и заключается основная причина формирования параллельного сознания. Его признаки: ироническое саморазрушение; агрессивность, сменяющаяся самооплакиванием; недоверие к прежним социокультурным стандартам; самоуважение; героический индивидуализм; неприятные слова. Культура рассуждения сменяется культу рой чувствования. Отказ от оценки будущего, предохраняющий от ощущения краха. Господство "настоящего" личной мифологии, неортодоксальной этики, "пространственность" предпочитается "временности". Чувство удовольствия не осуждается. Значимым источником наслаждения становится сознание в состоянии шока.

Таким образом, реконструкция внутренних интенций содержания и интонации ранней отечественной рок-песни позволяет утверждать наличие в ней признаков социокультурной трансформации, модификации ментальности в постмодернистский проект.

Конкретный анализ творчества молодых музыкантов показывает, что процессы трансформации, развившиеся в экономической и политической сфере в средине 90-х годов, в социокультурной сфере берут свое начало в конце 70-х - начале 80-х годов. Этот процесс имеет и позитивные и негативные черты. Обновление духовной жизни сопровождается трагическими интонациями. Такова плата за прогресс.

Таблица 3. Структура содержания молодежной песни ( в % к числу песен )

Тематика песен ВИА 80-е годы Рок 1983-1984 годы Рок 1985 год
Социально-нравственная тематика, всего, 4 32 45
в том числе:

а)общие проблемы жизни и  

смерти

- 8

б)нравственная позиция, 

этические ценности

1 17
в)этические поучения, притчи 3 20

2. Социально-психологическая  

тематика, всего

5 20 25
в том числе:
- проблемы общения 1 4
- психологические портреты, характер людей 2 12 2

- выражение настроения,

чувств(кроме любви)

2 11

- сцены из жизни молодых 

людей

- 8 8
3. Социальная тематика, всего 4 21 10
в том числе:
- антивоенные 1 15 5
- экологическая тематика 2 3 4
- темы техники 1 3 1

4. Тема любви, отношений с  

женщиной

75 13 18
5. Темы музыки и танца 5 12 6
6. Спорт 2 2 2
7. Детская тематика 4 - -

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kataev.iatp.org.ua


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.