скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни

Отсюда неверие в стабильность удачи, мнительность и меланхолия. "... Нелегко понять, чем вызвано во мне недоверие к тишине. Словно что-то в ней свершается порой недоступное для меня...".

Герой песни не вполне верит своим чувствам, чувствам любимого человека и заранее тоскует о будущей потере.

Наш герой не только слаб, а еще и мстителен, злораден. Будучи как-то обманутым, он горит желанием жестоко отомстить, шантажируя чудесным "кинофотоаппаратом", способным рассказать все обо всех Герой хочет сорвать маску с окружающих людей и показать их сущность, заранее считая, что эта сущность грязная и подлая. Создается впечатление, что свое разочарование в жизни герой хочет выместить на близких и знакомых людях. В своем инфантильном тщеславии герой песни считает себя единственным хорошим человеком, а все остальные обладают тайными пороками. "И я рад, и я рад, что прекращу ваш маскарад... Кто-то будет злиться, кто-то веселиться, некоторым лицам придется лечь в больницу, когда увидят все проявленные лица". Ехидность и злорадность слышны в интонации, в голосе певца. Что здесь? Исполнение долга честного человека или просто месть? Нет, здесь просто лихачество, мечта тельная химера обиженного и неспособного постоять за себя чело века. Здесь мы видим пробуждение гражданственности, социальный протест, взрывной выплеск негодования от царящего вокруг обмана.

А пока на пути взрослости герой "Динамика" ищет спасения в родительском доме, ищет утешения у мамы. "Мама, мама, я к тебе иду, к мудрости твоей с бедой своей...". Конечно, проявление любви к маме - это хорошо. Но вспоминает герой о родителях только лишь, когда попадает в беду. Нет ли здесь бегства от реальности в свое детство? В родном доме, в окружении милых, привычных вещей и людей можно легче забыть о том, что случилось там, за порогом дома детства, в океане жизни. Можно быстро успокоиться под ласковые слова мамы. Однако может ли это привести к решению судьбы? Поможет ли это спасти мечты, чего так страстно желает герой "Динамика"? Только слабый, надломленный человек может сетовать на бесполезность попыток сладить с жизненной бедой, спасаясь при этом в материнской жалости. "Детских лет воспоминания приносят улыбку и возвращают туда, откуда пришел...".

Герой песен "Динамика" все же склонен поверять свои чувства не только маме, но и гитаре. В ней он видит и свое спасение, и свое жизненное предназначение. В этом смысле можно сказать, что герою "Динамика" очень повезло. Ведь он нашел свой единственно правильный путь. Далеко не каждый может сказать это о себе. В данном случае можно говорить об упрямстве или даже мужестве в отстаивании верности своего пути. Автор группы "Динамик" стремится лирически обобщить духовные события или иронически отрефлексировать собственные значимые автобиографические факты. "Я иногда вдруг замечаю, как уплываю в далекую грусть. Я спать не ложусь и подлив себе крепкого чаю, уныло курю и вспоминаю о том, что забыть не боюсь..." Герой теряет веру в себя и свои силы. Опустошенность и разочарование - доминирующее состояние пес - ни. Эти чувства не преодолеваются, а эстетизируются. Лирическая меланхолия переходит из песни в песню. Меняются слова, но духовный смысл остается постоянным. Обычной становится песня о различных жизненных неудачах. Психологический характер творчества "Динамика" делает их концерт как бы панорамой внутреннего мира современника. В этой панораме есть сложные вещи, а есть песни вполне понятные. Кроме психологических этюдов "Динамик" пытается построить модель своей жизни, используя символику. Герой песни воспроизводит этапы своей жизни как рок-музыканта, сравнивая себя с бегуном на длинные дистанции. "... Я задыхаюсь, но все же бегу, коль упаду, то уж встать не могу...". Ироническая серьезность песни делает её одновременно и бесшабашной и вдохновляющей. Для бегуна-музыканта важнее всего не признание, а возможность петь любимые песни в стиле рок.

В концерте, как и положено, песни лирические чередуются с шуточными или социальными. Но нить судьбы лирического героя настойчиво возвращается, посвящая нас в тайники развития отношений людей Вот песня о преодолении старых сомнений. Здесь мы слышим знакомые мотивы слабого человека. Он отдается во власть судьбы, право решения предоставляет другим людям. Предпочитая быть смешным, чем жалким, герой выбирает лучшее из зол. Рок группа "Динамик" тяготеет к аллегорической песне-балладе. Наиболее показательна в этом смысле песня о тоске. Она изображается в образе красивой молодой женщины.

Тоска воспринимается как прекрасное, потому что она духовна Человек идет на самоистязание, страдает от тоски .но ждет ее при хода с нетерпением. Почему? Потому что тоскует по духовности. Парадокс надломленной души. Тоска по духовности снимается тоской же. Эта вторая тоска есть выплывшее наружу осознание своей жизни, это миг правды о себе. Такая тоска нужна для очищения, для будущего просветления. Тоска у героя песни безадресная и без прямой внешней причины. Это характерно для человека ненагруженного ответственностью, эгоцентрика.

Каково же это время, создающее среду для социального типа, представленного в цикле песен "Динамика"?

Отвечая на поставленный вопрос, присмотримся к образу жизни героя песен "Динамика". Прежде всего ясно, что это жизнь большого города. Почти в каждой песне можно найти атрибутику большого города: "тучи зонтов" на улицах, вечеринка джазовых музыкантов, бесконечные телефонные звонки. Несомненным преимуществом большого города является более высокая и активная культура, богатство информации, множество социальных связей, много свободного времени, необходимого для самосозерцания, углубления в себя. Житель города быстрее и ярче имеет возможность проявить себя как личность, удовлетворить свои многочисленные потребности, как личности, выработать в себе утонченные духовные потребности. В городе лучше формируется потребность быть личностью и лучше условия для удовлетворения этой глобальной потребности.

Однако город несет с собой и множество проблем. Рассмотрим некоторые из них - тех, которые можно проанализировать на мате риале рок-песен.

1. Равнодушие. Перенасыщение людьми города подорвало социально-биологические механизмы воспроизводства человека. Одним из следствий является безразличие к нуждам окружающих. Эгоцентризм не просто качество отдельных людей, а общая черта жителя очень большого города. Обострение восприятия себя, постоянная борьба за охрану своего личностного от посягательств слишком многих, болезненное переживание использования себя другими, до ходящее до отрицания функционирования себя, самоизоляция - вот вторая сторона удовлетворенной потребности стать личностью. "Смотрю с тоской на имена и безучасность мне видна". Равнодушие вызывает возмущение у героя, но разве он не сам такой же? Возможно пришло время не только обличать равнодушие, но и сострадать ему, как всякой, независящей от человека, болезни. Порази тельное свойство равнодушия заключается в том, что человек становится равнодушным и к себе тоже. Вот где таится причина тяги к самоуничтожению. Если вокруг слишком много людей сочувствие к другому снижается, появляется равнодушие. Оно от надрыва человеческого. Парадокс в том, что выживает сильнейший, т.е. самый равнодушный. Но это равнодушие не от недостатка социальных качеств, а от внутренней мощи потребности рода к самосохранению. Равнодушие убивает творческие силы человека. Носители творческого начала, теряя жизненную перспективу, тяготеют к самоуничтожению.

2. Обостренное чувство собственного достоинства. Это об ратная сторона нового равнодушия. Если прежде равнодушие было результатом мещанской ограниченности, то ныне равнодушие есть результат пресыщения социальными связями. Равнодушие, как средство духовной самозащиты, является способом сохранения собственного человеческого достоинства. В настоящее время равнодушие это принципиальное нежелание посягнуть на суверенность другой личности параллельно с отчаянной защитой собственного личностного. Нежелание героя песен "Динамика" активно преодолеть конфликт в отношении с девушкой может восприниматься как слабость Но эта слабость не от духовной вялости, а от глубокого уважения суверенитета другой личности. Равнодушие от уважения, а не от ограниченности объясняет вспышки протеста против унижения другого. Светлое и чистое должно быть скрыто, а черное и лживое должно быть разоблачено откровенностью. Вот объяснение контраста жестоких и лирических песен. Парадоксальное соединение равнодушия и собственного достоинства объясняет также осуждение любви как формы посягательства на личность. Отрицание любви как покушения на самость - это конечно истерическая крайность, но черты ес стали обычными. Это свойство присуще контексту лирических песен В.Кузьмина. Утончение духовного мира - это одно из проявлений нового равнодушия. Но есть и другое ее проявление, выражающееся в усилении духовной черствости, отстраненности от чужих проблем. Феномен роста преступности - это брак процессов культурой модернизации. Социальные контрасты и уменьшение степени самоконтроля - другая сторона общественных изменений, ослабляющих социальный иммунитет от преступности.

3. Поиск человеческого тепла.

Это еще одна тема песен "Динамика" , вернее , эта тема является оттенком всех остальных сторон творчества этой группы, и всего рока 80-х годов. В любой песне можно найти тему по иска человеческого тепла. Конечно, это поиск гордого человека Певец не просит милостыню, нет, он ищет достоинства, серьезного отношения к себе. Ищет то, чем сам обладает, призыв к себе подобному в этом поиске. Песня вообще - это средство найти другого та кого как ты и передать ему послание общности. Надежда на полное понимание этого послания и есть поиск человеческого тепла. В большом городе такой поиск автономен. Многообразие людей делает высокой вероятность найти себе подобного. Люди одного склада мысли, жизненного стиля как бы поляризуются в относительно не большие группы - микрокультурные образования. Иногда центром поляризации служит песня, как индикатор узнавания.

4. Анонимность в толпе.

Это хорошо известная черта психологии личности городского жителя. Все как единое тело - это обратная сторона чувства толпы. Парадоксальное единство двух черт - ощущения части целого и одновременно обостренная автономность единичного - порождает духовные срывы. В норме эта особенность города приучает строго дозировать обнаружение своего личного и тренирует чувство приобщения без причастности. Городской человек, оказавшись долгое время вне людской толпы, тоскует без толпы. В песнях "Динамика" толпа незримо присутствует в качестве зрителей. Лирическое и личное точно дозировано в такой мере, чтобы одновременно остаться неузнанным и не потерять своего лица. Песня анонимна и личностна одновременно. Особенно четко проявляется это в стиле песен.

5. Недостаток пространства.

Городской человек подобен бабочке, бьющейся о стекло. Тоска о просторе неотделима у горожанина с тягой к определенным границам, к огороженности. Среда жизни - это городская среда. Вне ее подлинная жизнь невозможна для городского жителя. Мечта "пособирать бы грибов" естественна у человека в городских джунглях. Но сбор грибов - это как наскок, как выплеск накопившейся тоски по пространству. Основная же жизнь без города немыслима. И ограниченность пространства внутренне переплавляется в ограниченность мироощущения, в потерю жизненных перспектив. Проблемы песен "Динамика" камерные, уходящие внутрь, замкнуты, зажаты в тиски. Череда песен - это фактически главы личного мифа. Личное предание возможно именно как реакция на сжатие внешнего пространства.

6. Городской человек видит природу преимущественно через окно.

Трудно это доказать, много людей откажутся от этого, но, наш взгляд, горожанин не видит природу вообще. Он глух к ней, не воспринимает ее. Природа для него - это дома в окружении воздуха, несколько деревьев и газон. Равнодушие к природе не озна чает отсутствия экологического чувства. Напротив, оно у горожанина обострено. Но экологические проблемы выступают именно как проблемы окружающей среды. Это прежде всего проблемы воздуха, которым он дышит и воды, которую он пьет. Оставшаяся природа воспринимается абстрактно. Именно ввиду этой отвлеченности от живого изобилия природы городской житель самый страстный приверженец экологической защиты и больше всего возмущается истреблением природы. В песнях "Динамика" нет ощущения природы. Разве дождь, да осенний парк. Но это лишь обрамление природы. И это не потому, что герой песен не любит природу, она просто выпала как фактор его духовной жизни. Искусственная среда и порождает искусственность, сделанность стиля песен. Это не потому, что извращены его создатели, а потому, что нужны искусственные песни для искусственного мира.

7. Окружение каменное, но родное.

Дома и вещи очеловечены личной судьбой. Обилие и высота домов не гнетет молодого человека, а делает его способным оживлять камень своей радостью и грустью. Это во многом определяет городскую культуру.

8. Мужское начало ослабевшее.

Феминизация поведения мужчины давно известное явление для городской культуры. Песня "Динамика" феминизирована и по тексту и по контексту. Рефлективная реакция на это свое свойство порождает намеренное огрубление в стиле песни. Мужчина как бы вспоминает о своих началах. В этом и свойство феминизации. Мужское очерчивается резче не в силу внутренней необходимости, а как реакция на осознание своей слабости, как импульсивная попытка вернуть свои исходные позиции. Это, конечно, не женские черты это результат ослабления мужского начала несвойственными, неприятными и неприемлимыми феминизированными позициями мужчины.

Подобные же процессы с аналогичной логикой свойственны для явления инфантильности в поведении городских жителей в возрасте далеко за 20. Инфантильность порождает чувство беззащитности, стремление найти защиту во вне, чувство неопределенности в выборе взрослого поведения, наивность, безответственность, ориентацию на родителей, детские аргументы в суждениях, увлечения невзрослого свойства и т.д. Это одна из причин того, что песни, сочиненные людьми, которым далеко за 30, очень хорошо принимаются молодежью, начиная с подросткового возраста.

9. Обостренное соперничество и чувство очереди.

Это очень городские черты. В условиях конкуренции в притязаниях формируются два типа личности. Один тип жестко преодолевающий препятствия, другой тип - всем и вся уступающий. Поляризация этих типов тем больше, чем больше город. Для сохранения равновесия у горожан вырабатывается инстинкт очереди. Удовлетворение этих притязаний может быть достигнуто при значительных усилиях. Постоянное сравнение своих возможностей с возможностями очень многих заставляет постоянно совершенствоваться, заставляет учитывать многообразие. Конкуренция и соперничество дает возможность реально, правильно оценивать свои возможности, заставляет мобилизовать и использовать опыт многих. Все это делает горожанина более развитым. Поэтому в городе чаще выдающиеся достижения. Поэтому быстрее появляются признаки свойственные будущему. Рок- чисто городское явление. Мало того, явление большого города. Человек может кричать от радости или от отчаяния. И то и другое - это результаты разрушения предела. Рок - это догадка человека о своем пределе, это отчаянный прыжок через предел. Но что там - за ним?

10. Пресыщенность, богемность.

Эти черты были присущи городу всегда. Одной из причин, вызывающих появление рока на нашей культурной сцене, были эти черты. О пресыщенности и тоске из-за нее говорят несколько песен "Динамика", но больше всего говорит об этом стиль. Несмотря на обилие печальных тонов, автор песен "Динамика" счастливый, беспечный человек, который не успел испытать в жизни горе. Это очень типичный облик молодого городского жителя. Недостаток подлинных, серьезных переживаний восполняется псевдопереживаниями искусственно возбужденных пресыщенностью. Пресыщенность - это результат противоречий между наличными формами культуры и потребностью их обновления.

Приведём подробный комментарий еще двух очень популярных в свое время рок-концертов.

"Банановые острова" - 1983/1984 гг.

В концерте демонстрируются различные виды жизненного стиля. Это художественная иллюстрация постмодернистского понимания ценностей.

1. Молодые люди путешествуют по свету в поисках приключений. Идут на риск, несмотря на увещевания благоразумных. В пути встречаются три острова. Первый - банановый. Его особенность в том, что здесь изобилие, но оно никому не приносит удовольствия. Это остров крохоборов-накопителей, которые все добро прячут в огромные сараи и не дают ими пользоваться. Отношение певца к этой ситуации издевательское, саркастическое. Второй остров дивановый. Остров затхлого быта, где все друг на друга озлоблены. Духовный ад. Третий остров - земля меломанов, т.е. любите лей музыки. Это место по душе авторам песни. Земля обетованная: все танцуют, поют. Культ музыкальной техники, притом бесплатной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.