скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыКурсовая работа: Отражение социокультурной трансформации в содержании и интонации рок-песни

Общей совокупностью песен концерта группы формируют определенный морально-психологический импульс: созидательно преодолевающего направления у динамического подхода и пассивно-стоического направления у астенического подхода.

Для иллюстрации возьмем две группы ("Круиз" и "Воскресенье") для дальнейшего, более пристального анализа.

Психологической доминантой песен "Круиза" является тревога. Тревога за мир, за природу, за человека. Вот, антивоенная песня "... смысла нет, глупость и бред. Поджечь свой дом и на пожаре цыплёнка табака себе поджарить на обед. Глупость и бред...". Иногда звучит безотчетная тревога, как субъективное ощущение, состояние человека. "Не верьте тишине. Рассвет еще далёк Еще суровый мрак тревожен и глубок. В предтечье новых дней пусть праздничны огни, но чем-то черных птиц хотят спугнуть они..." Иногда тревога прячется за иронию. Вот песня о среднем человеке. Здесь ирония поднимается до острого сарказма. Под видом утверждения критикуется позиция маленького человека. По нашим наблюдениям, некоторые люди принимают текст буквально и готовы согласиться с позицией среднего человека соотнеся ее с собой. Значит автор песни был очень точен в выражении типичного жизнеощущения для какой-то части молодежи."... а я безлик, я средний человек, я - результат научных обобщений, в моей вполне нормальной голове нет места для раздумий и сомнений, я - средний чело век...".Здесь важен тон, развенчающий горделивость среднего человека. В песне нет высокомерного презрения к обычному человеку без претензий и больших достижений. Но отрицается бравирование своей посредственностью, презирается воинствующая средина. Ты можешь быть средним, подразумевается в контексте, но не надо этим гордиться и не надо этим ограничиваться.

Тема маленького человека не новая, но каждый раз она появляется в новом социальном контексте. Средний человек 70-х годов смирный, сытый и довольный. Резкое падение энергии жизненной устремленности замечено поэтом с чувством горестной иронии"... живу как все, не тороплю свой век и как мне повезло, что я не гений..." Ещё в начале века в социологии существовали две точки зрения на последствия индустриализации. Э. Дюркгейм, например, боялся, что непокорные желания наполнят человека ненасыщаемой страстью к приобретательству и материальным ценностям. Он рассматривал индустриализм, как то, что вызывает анархию, порождает беспокойство. Макс Вебер, напротив, боялся не социального беспорядка, но энтропии, безжизненности, недостатка стремлений, отсутствия страстной причастности. Именно об этой опасности говорит рок-песня. Ирония разрыхляет поверхностный, затоптанный слой проблемы и совершает выход к более глубокому ядру самосознания. Конструктивизм позиции "Круиза" заключается не только в ироническом разрушении стандарта, а и в стремлении выработать позитивную морально-психологическую позицию. "... в каждом серьезном деле кто-то обязан быть первым... Но далеко не каждый хочет мотать себе нервы..." Кто не каждый? Именно средний человек. Здесь сопоставляется готовность взять на себя первый удар, "бросить перчатку смерти" и трусливый уход в посредственность, желание быть тихим и довольным. В рок-песне четко слышен призыв, страстный и прямой, против безликости и социальной пассивности. Вот другая песня: "... Как скучно жить без светлой сказки, с од ним лишь холодом в груди... Как жизнь бледна без приключений, как жизнь без подвигов мертва и без высоких отвлечений душа, как раб без божества". Холод в груди, тихая жизнь, рабская душа - вот результат душевной лености. Об этом же песня на стихи Н.Заболотского "Не позволяй душе лениться..." Песня воспринимается, как вдохновляющий призыв. Не пассивно, лениво брать мир таким, ка ков он есть, а воспринимать его душой, эмоциональным напряжением, активно участвовать в преобразовании мира. Эта позиция не может быть выработана без внутренней борьбы с собой, без преодоления страха, сомнений, конформизма.

"Не мог поверить я, что всё так просто, не верил я, что можно вот так без крыльев за спиной подняться над самим собой..." Эпизоды нравственной жизни зачастую передаются в символической форме, в виде притч. Особенно это характерно для "Машины времени" - классики русского рока. Таких песен много и у "Круиза". "Пугал оскалом скал, желанный берег, который я искал, в который верил". Философический взгляд даже на обычные вещи углубляет перспективу восприятия жизни. Философичность - общая черта рок-песни начала 80-х. "... Но тем, чья жизнь - сплошная гонка, увы, не убежать от бед. Тогда как тело суетливо, покоя требует душа и, если хочешь быть счастливым, живи спокойно, не спеша". Конструктивная забота о цельности человека, о сохранении его общечеловеческих качеств. В одной из песен "Круиз" предлагает внести в красную книгу для особой сохранности, кроме редких птиц, зверей, рыб, также такие душевные качества, как доброту, тепло души, достоинство, честь. Забота о человеке включает заботу о среде его обитания. Экологическое сознание у современной молодежи обострено. Не удивительно, поэтому, появление песни "Послушай, человек!" С позиции гуманистического антропоморфизма музыканты от имени дерева обращаются к человеку иметь совесть и

прекратить расправу над своим верным другом." .Я больше, чем твой верный друг. Скажи, разве это даст тебе право вбивать в меня гвозди и ради забавы вписать в моё тело ножом свое имя, ломать мои ветки руками своими? Кто дал тебе право на эту расправу". Ответственность за судьбу природы, внутренняя обязанность быть доверенным души дерева - такова нравственная максима, предлагаемая песней.

Не все в творчестве "Круиза" ясно и просто. Искушенность и психологическую утонченность мы видим в песнях-снах. "Пробирался я куда-то, что-то локтем задевал. Чьи-то скорбные надежды мимоходом разбивал... уносили чьи-то муки... продавали у ларьков., вырастали чьи-то руки из могильных бугорков.. на пол сыпались стаканы, что-то звякало у ног, кто-то расставлял капканы, кто-то в них никак попасть не мог... стой, стрелять буду, огонь!". Песня сложная и длинная. Песня - спектакль. И хотя антураж у нес шуточный, таковой бы не хотелось ее назвать. Песня говорит о том, что тревога не оставляет автора и во сне. Специфика формы позволяет без особой логической мотивировки спресованно, эмоционально передать внутреннее настроение человека. Атрибутика черного юмора в песне - это самоиронический кураж. Текст предполагает большое поле значений, возможны различные толкования. Молодые слушатели демонстративно отказываются от толкования, уважая свою интуитивную зачарованность загадочными словами и образами песни. Текст же вполне прозрачно толкуется в терминах психоанализа.

Также изощренны песни на любовную тему. Вообще для отечественного рока начала 80-х годов характерно сдержанное отношение к этой теме. На концерт из 20 песен приходится 2-3 о любви. Что непривычно мало, учитывая, что музыка ориентирована на молодежь. По-видимому, сказывается снобизм новаторства рок-песни, избегав шей затоптанных троп. Кроме того, сейчас, происходит интенсивный процесс изменения ролевых отношений между юношами и девушками. К тому же обогащение содержания духовной жизни делает чисто любовную проблематику недостаточной для удовлетворения смысло-жизненных ориентаций.

И хотя у новых рок-групп количество любовных песен возрастала , гражданская и социально-нравственная проблематика продол жала доминировать в рок-песне 80- х годов. 0 своем понимании гражданственности у "Круиза" есть программная песня: " Приносит новый день свои слова. Так было, есть и будет неизменно: бездумная приподнятость мертва гражданственно лишь то, что современно. И сколько звонких фраз не напиши, от звонкости ума не пребывает. В эпоху становления души гражданственно лишь то, что задевает...". В этой песне конструктивность провозглашена как принцип ответственного отношения к жизни. Исходя из этих позиций, нельзя не поддерживать своим вниманием рок-движение, выражающее в новых ритмах, в не привычной для многих манере глубокие ценности человека.

Несколько другой пласт духовных проблем молодого современника поднимает рок-группа "Воскресенье". Это также "смысложизненная" группа. Для группы характерно пессимистическое настроение. Деструктивность сказывается в поэтизации паралича надежды, ощущении невнятности завтрашнего дня. "Можно не верить в успех, ес ли ветер удачи затих..." "... Если надежду сгложут сомненья, снова закроет весь мир неизвестность одна... "долог путь моих переживаний, дальний край несбывшихся надежд...". Это слова из разных песен. Повторяется постоянно мотив "рвущейся нити надежды". Герой, как правило, не действует. У него обреченно опущены руки. Нет сил, а, главное, желания двигаться вперед. Настроение такое, что все лучшие времена уже позади. Герой нагружен па мятью о тех временах, когда "радость меня любила". Для многих молодых людей знакомо это чувство душевной усталости, хандры. Но, если для большинства людей - это временное состояние, то "Воскресенье" культивирует хандру. В песнях практически отсутствует какой - либо протест, твердая социальная позиция. Герой просто не принимает всего, что случается с ним в жизни. Понятно, что конструктивности здесь нет. Популярность "Воскресенья" имеет свои психологические корни. Обилие информации и социальных кон тактов, усложнение жизни пресыщает неокрепшие душевные силы и проявляется чувство скуки, нечто старческое в молодежном сознании. Для такой псевдостарости характерна усталость прежде каких-либо значимых усилий, разочарование прежде весомых надежд, некое упреждение жизни. Тоска о прошлом у псевдостарости ненатуральна - это игра, поза. Так маленькие дети играют во взрослых, а молодежь играет в старость. Больше того, молодость кокетничает со смертью. В творчестве почти каждой рок-группы есть песни о встрече со смертью. А ведь песни ориентированы на молодежь. Интересно, что молодые люди нуждаются в таких песнях. Это тоже свидетельство обострения нравственного сознания. Эти пес ни примыкают к попыткам выработать принципы своей жизни. Говорят даже, что такие песни были в моде. Однако, мода на смысл жизни! Что может быть лучшим свидетельством движения за духовное обновление. Деструктивное направление в роке "от противного" вносит свою лепту в поиски соотнесения исконных нравственных начал с новыми явлениями жизни. Но это "от противного" чревато опасностью эстетизации социально не вполне приемлемых качеств. Это свойственно для деструктивного направления. Скажем, проблема скуки. Это - важная духовная проблема молодежи. Реальность такова, что определенная часть молодых людей страдает хронической скукой, хуже того, равнодушием, душевной вялостью. Осознание этого, как социальной проблемы поможет смягчить невеселые последствия такого жизнеощущения. На появление скуки возможны две реакции. Первая - находить самодостаточность себя, как человека, как единственного, преодолевая скуку в плаче по поводу скуки. Это путь "Воскресенья". Вторая реакция - это истерия, экстатичное самовозбуждение, кураж. Это путь прибалтийских рок-групп. Итак, для "Воскресенья" скука выступает, как объект эстетического переживания, как утонченное смакование небытия. Ведь один мудрый человек сказал, что скука - это зевок небытия. Надо отдать должное художественности духовной исповеди героя "Воскресенья". В музыкальной ткани горестный вздох певца подчеркивает искренность и серьезность поэтического моно лога. Молодой человек в "Воскресенье" предстает, как индивидуалист в культурно-духовном, а не в меркантильно-материальном смысле. Интроверсия, углубленность в себя, привязывание к себе всех нитей бытия - это гуманистическая индивидуализация, направленная на поиск более глубокого основания человечности в самой личности в ее жизненной судьбе. На определенном этапе такой личностной художнической изоляции возникает жажда нового общения, о чищенного от суеты. " А мир, пожалуй, стоит изменить, пусть ста нем мы добрей и старомодней, доверчивей, наивнее любить и искренней, а, стало быть, свободней". Эта тема, широко прозвучавшая в песнях Б.Окуджавы, воспринята молодым сознанием как истина. Общее настроение песен "Воскресенья" - прогрессивно-гуманистическая тяга к просветлению, состраданию и прощению в целом совпадает с общечеловеческой духовной традицией. Следует подчеркнуть, что деструктивность не может быть однозначно оценена как негативный импульс. В данном случае осуществляется психотерапевтическая операция извлечения сокровенного духовного содержания. Эта операция имеет очистительный смысл и приводит к обновлению "привядшего сознания". В творчестве "Воскресенья" социальное принимает форму психологического. Поэтому-то казалось бы личные проблемы героя песен воспринимаются как откровение для многих молодых людей. Молодые музыканты предстают как личности, серьезно делящиеся со своими слушателями раздумьями, помогают вернуть сознание к вечным вопросам, к абсолютности человеческого, к духовности. Практически в каждой песне, наряду с мотивами безнадежности, есть тема неодолимости сил жизни. Создается невнятный мифический образ стоика, борца, неведомого героя духа, преодолевающего собственную слабость "Прости, мой друг, я так же слаб, как ты. Я с детства был помолвлен с неудачей...", "В жизни как в темной чаще, каждый чуть-чуть пропащий, как заблудившиеся дети, ищут друг друга слепо, словно в бреду нелепом, зовут того, кто не ответит". "Уходит жизнь чужим путем и одиноким стал твой дом и пусто за твоим окном", "Я сам из тех, кто спрятался за дверь, кто мог идти, но дальше не идет". Сетованию на слабость сопутствует надежда на просветление". Но пробуждаясь от этого сна тянется сердце к новой мечте, словно солнце сверкает она..." " в пучок опять связать надежды порванную нить и в сотый раз себе сказать, что что-то можно изменить"... "Я сам стерплю свои печали, с друзьями стану радости делить..." Стоическая позиция неодолимости сил добра, сострадания настойчиво проводится в песнях " Воскресенья". "Поверь опять, что победишь, в конечном счете будет прав тот, кто зажег огонь добра...". Поиск новой мечты и пути к воскресенью не заканчивается в песнях этой группы чем-то определенным. Важно только, чтобы эти поиски не завели на тупиковые тропы злых, темных сторон духовного.

Подробный анализ репертуара, содержания рок-песен приводит ся для доказательства серьезных намерений рок-культуры, несмотря на внешне легковесный антураж. Проблемы формирования нового сознания пронизывают всю рок-культуру. Мы продолжим обсуждение этой темы на материале творчества группы "Динамик" и Кузьмина, одного из ведущих деятелей этого направления в 80-х. Композиционно это обсуждение мы построим, выделив две части.

В первой части мы познакомимся с образом молодого человека, который поет о себе в песне. Во второй - мы постараемся понять откуда этот человек взялся и почему он таков, какой он есть.

Любое значимое художественное явление имеет кроме своего поверхностного, лежащего на виду смысла еще и глубокий подтекст. Именно благодаря этому подтексту и живет художественное произведение. Глубинный смысл наполняет содержанием слова и музыку, де лает их тугими, полновесными, незряшними. И если зритель сам на полнен жизнью и смыслом, то непременно угадывает значимость произведения и заложенную в нем силу. И именно здесь нужна включенность в жизнь, непосредственное знание сегодняшнего дня и желание высказанности своего знания. Рок-песня - это язык для выражения подспудного знания общего для многих и многих.

Сделаем допущение об автобиографичности рок-песни. Искренность, исповедальность - это то, что делает рок-песню захватываю щей и близкой. Разбирая смысл песен, препарируя их содержание мы неожиданно находим много неприятных слов о герое песен.

Здесь приоткрывается еще одна тайна привлекательности песен. Герой их не похож на стандартного, уверенного в себе молодого человека массовой песни. Группа "Динамик" поет о человеке, который и не думает бороться со своими недостатками, а, напротив любит в них себя. Герой настороженно смотрит в мир, в котором не так много людей, готовых просто полюбить человека с недостатка ми таким, каков он есть. Поэтому в песнях есть некая намеренная лихость в демонстрировании далеко не идеальных качеств, некая бравада своей слабостью с тем, чтобы уязвить расхожий якобы гуманизм не способный подняться над условностями. Как и любой другой нормальный человек герой песен "Динамика" ищет свою удачу. Но не меркантильную удачу среднего человека, которая приносит какие-то материальные блага, а удачу духовного счастья, удачу найти близкого себе человека: женщину или мужчину, в общении и дружбе с которыми, можно найти свою полноценность. "До свиданья, берег, боль судьбы моей, я счастливым быть еще смогу...". Бере га в песне - это различные состояния, рубежи жизни. В своем плавании по океану судьбы душа пристает, то к берегу счастья, удачи, то к берегу несчастливых дней и расставаний. Шторм и шквальный ветер не дают герою чувствовать себя надежно в океане.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.