Реферат: Концепция информационной системы онкологического центра
В качестве файловых серверов должны использоваться специализированные компьютеры повышенной производительности и надежности, получившие название суперсерверов. Основными признаками суперсервера являются:
1. Наличие двух или более RISC-процессоров либо ЦП Pentium корпорации Intel.
2. Наличие многоуровневой шинной архитектуры, в которой высоко-скоростная системная шина связывает множество стандартных шин ввода-вывода, размещенных в том же корпусе.
3. Суперсервер должен поддерживать технологию RAID, режим симметричной многопроцессорной обработки, в котором допускается выделение процессоров для выполнения конкретных задач.
Типичные параметры суперсерверов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Тип | Стандартная конфигурация | Цена, | ||||||
Изготовитель | Изделие | процессора | число про-цессоров | Объем ОЗУ | Объем НЖМД | дол. США | ||
Acer | Altos 17000 | Pentium-60 | 1 | 16Mбайт | 1Гбайт | 16820 | ||
AST Research | Manhattan SMP | Pentium-60 | 1 | 16Mбайт | 1Гбайт | 19607 | ||
Compaq Computer | ProLiant 2000 | 80486-50 | 1 | 16Мбайт | 1.05 Гбайт | 8700 | ||
IBM | PS/2 Server 295 | 80486-50 | 1 | 32Мбайт | 3 Гбайт | 23600 | ||
Olivetti | LSX5040E | 80486-66 | 1 | 16Мбайт | 525Мбайт | 12084 | ||
Tricord Systems | Power-Frame ES3000 | 80486-66 | 1 | 32Мбайт | 520Мбайт | 36650 | ||
Wyse Technology | 760MP | 80486-66 | 1 | 16Мбайт | 1 Гбайт | 10802 | ||
Каждый файловый сервер ЛИВС оснащается несколькими 32-разрядными адаптерами Fast Ethernet (по числу сегментов сети, подключенных к данному серверу). Все соединения между рабочими станциями и файловым сервером выполняются посpедством коаксиального кабеля и витой пары.
В качестве сетевого программного обеспечения пpедполагается использовать сетевую операционную систему NetWare фирмы Novell версии 4 или выше.
Рабочие станции, используемые для архивирования, должны быть оснащены стримером емкостью не менее 250 Мбайт.
Рассмотpенная стpуктуpа сети дает возможность пользователю любой рабочей станции иметь доступ как к локальным базам данных, так и к инфоpмационным фондам общего назначения.
Высокая надежность обработки, хранения и передачи информации в АИС достигается за счет использования дисковых массивов с горячим резервированием (RAID - redundant array of inexpensive disks), системы бесперебойного электропитания, автономной системы аварийного электропитания, применения в качестве файловых серверов специализированных компьютеров повышенной надежности. Дополнительным средством повышения надежности АИС является размещение файловых серверов АИС в специально оборудованных помещениях, обеспечивающих защиту от хищения, пожара и затопления.
4.4. Информационные фонды АИС
К основным информационным фондам АИС СОЦ относятся:
регистрационная БД пациентов;
оперативная БД историй болезни;
архивная БД историй болезни на магнитных лентах (МЛ);
БД медперсонала;
БД медикаментов;
БД материальных ценностей;
БД бухгалтерии;
БД нормативно-справочной информации (НСИ).
Регистрационная база данных содержит ФИО, паспортные данные пациента и уникальный код, который однозначно его идентифицирует. Общий объем информации, хранимой в регистрационной базе, составляет около 50 МБайт.
Оперативные и архивные базы данных имеются в поликлинике и стационаре СОЦ. Оперативная и архивные базы данных хранятся непосредственно в подразделениях. Они имеют одинаковую структуру в рамках одного подразделения и отличаются сроками хранения информации. В оперативной базе данных накапливаются сведения за текущий год, чтобы иметь возможность оперативного сбора статистической информации, а по его окончании переносятся в архивную базу на стримерных лентах и хранятся там 25 лет. Базы данных историй болезни пациентов состоят из описания истории болезни, результатов анализов и результатов исследований. Прогнозируемый объем оперативной и архивных баз данных для каждого подразделения приведены в табл. 3.
Таблица 3
Наименование | Объем базы данных, Мбайт | |||
подразделения | оперативная на МД | архивная на МЛ | ||
Поликлиника | 2000 | 16000 | ||
Стационар | 1500 | 11000 | ||
Регистрационная БД и базы пациентов распределены по участкам. БД медперсонала имеется в каждом подразделении и содержит сведения о врачах, среднем и младшем медперсонале данного подразделения.
БД медикаментов должна находиться в аптеке, т.к. там происходит ее формирование. Доступ к ней должны иметь все АРМы врачей и старших медсестер для получения справки о наличии медикаментов, а так же АРМ бухгалтера для учета затрат на медикаменты по отделениям.
БД материальных ценностей формируется и хранится в бухгалтерии.
Базу нормативно-справочной информации можно разделить на БД общего назначения и БД подразделений. К НСИ общего назначения относятся справочники и классификаторы: справочники алгоритмов диагностики и лечения, международный классификатор болезней и т.п. Эта информация должна быть общедоступной и место ее хранения определяется с учетом этого фактора. НСИ подразделения составляют списки кабинетов, расписания работы кабинетов и врачей, перечни проводимых назначений и процедур и т.д. Эти данные должны храниться непосредственно в подразделении.
Кроме перечисленных основных баз данных в системе будут присутствовать и другие, имеющие локальный характер. Состав и структура этих баз будут разработаны на этапе технического проектирования.
5. КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Традиционная технология работы СООД в связи с внедрением АИС претерпит неизбежные изменения, которые коснутся организации лечебно-диагностического процесса и работы всех подразделений и служб диспансера. Рассмотрим подробнее организацию работы основных подразделений, обеспечивающих лечебно-диагностический процесс.
Технология работы поликлиники в рамках АИС такова: пациент обращается в регистратуру и регистратор делает запрос о нем в регистрационную базу данных, откуда получает сведения о пациенте. Если больной обратился впервые, то регистратор вводит его данные с клавиатуры и они записываются в базу данных. Затем он вызывает расписание работы нужного кабинета или врача, выбирает удобное время и данные пациента автоматически заносятся в расписание. Пациенту распечатывается талон на прием к врачу, в котором указаны номер кабинета, дата, время и фамилия врача.
Пациент приходит в назначенное время, врач запрашивает из регистрационной БД его регистрационные сведения и из БД историй болезни амбулаторную карту. В процессе обследования врач формирует протокол, который заносится в амбулаторную карту, при необходимости может напечатать направление на анализы, на дополнительные обследования, рецепты на лекарства. В процессе работы он может обратиться также к автоматизированным справочникам: фармацевтическому, справочнику алгоритмов диагностики и лечения, международному классификатору болезней и др.
С внедрением компьютерной технологии отпадает необходимость ручного заполнения различных журналов в регистратуре и дневников врача, т.к. эти документы будут формироваться автоматически на основе информации, имеющейся в регистрационной БД и БД историй болезни.
Административно-управленческий персонал и вспомогательные службы поликлиники имеют доступ к базам данных для просмотра, анализа и коррекции хранимой там информации и получения статистических отчетов по различным параметрам и их комбинациям.
Изменения коснутся также и организации работ в стационаре. Пациент приходит в стационар, имея при себе направление лечебно-профилактического учреждения на госпитализацию. Медсестра приемного отделения запрашивает сведения о нем в регистрационной БД поликлиники или регистрирует его, если он обратился впервые. Затем она вызывает справку о наличии свободных мест в том отделении стационара, куда необходимо направить больного, и принимает решение о его госпитализации. Если это решение положительно, то медсестра вводит дополнительные данные о пациенте: температуру тела, назначения и пр., которые заносятся в БД историй болезни отделения. Если больной не подлежит госпитализации по какой-либо причине, то ему выдается справка.
Врач отделения ежедневно должен работать с медицинской картой больного, которую он запрашивает в БД историй болезни отделения для просмотра и добавления новых записей. Он заполняет лист назначений, протоколы операций, формирует направления на анализы, дополнительные обследования и физиотерапевтические процедуры.
Лаборатория и "узкие" специалисты также имеют возможность получить из БД историй болезни медицинскую карту больного и занести туда результаты анализов и обследований.
В процессе работы любой врач может обратиться к автоматизированным справочникам и получить интересующую информацию.
Медсестра отделения после выполнения предписанных врачем назначений и процедур делает отметки в листе назначений, которые используются в дальнейшем подсистемой "Учет работы медперсонала" для формирования экспертных оценок работы медперсонала отделения.
При выписке пациента лечащий врач на основании информации из БД историй болезни формирует выписной эпикриз, который вместе с результатами последних анализов передается по сети в поликлинику и заносится в БД историй болезни поликлиники, в приемном отделении ему заполняют больничный лист, запрашивая сведения в БД отделения. Учет справок, больничных листов и прочих документов в приемном отделении осуществляется автоматически, отчеты формируются по запросу пользователя.
Старшая медсестра, в обязанности которой входит обеспечение отделения медикаментами, делает запрос в аптеку и из БД медикаментов получает справку об их наличии, на основании которой формирует требование на медикаменты.
Процесс учета медикаментов и материальных ценностей также автоматизирован и сводится к своевременному вводу данных об их поступлении и расходовании.
Все отчеты по отделению, порционные требования в пищеблок, листок учета движения больных и коечного фонда формируются автоматически на основе информации, имеющейся в базах данных.
Журналы регистрации приемного и специализированных отделений будут поддерживаться самой системой. Интересующую информацию можно будет получить по запросу в любой момент времени.
Внедрение компьютерной технологии значительно облегчит работу вспомогательных служб медсанчасти: отдела кадров, бухгалтерии, архива.
Учет кадрового состава будет сводиться к своевременному вводу информации о новых сотрудниках, поступающих на работу, отметок об увольнении, о повышении квалификации работников. Сводные отчеты по составу и движению кадров формируются автоматически по запросу. АРМ отдела кадров будет формировать и поддерживать БД медперсонала, которая используется многими информационными подсистемами АИС. В частности, она используется подсистемой "Расчет заработной платы" , установленной на АРМе бухгалтера расчетного отдела. Расчет заработной платы осуществляется автоматически на основании табеля учета рабочего времени, коэффициентов трудового участия и протоколов распределения фонда экономии заработной платы по подразделениям. Табель учета заполняется в каждом подразделении и хранится в БД бухгалтерии. Коэффициенты трудового участия и протоколы распределения фонда экономии заработной платы формируются руководителями подразделений и планово-экономическим отделом соответственно с помощью подсистемы "Учет работы медперсонала".
Медицинский архив будет представлять собой архив историй болезни на стримерных лентах. Для более быстрого поиска архивных материалов будут организованы автоматизированные каталоги. Технология работы с архивом такова: если врачу потребовались сведения сроком давности более чем три года, то он посылает запрос в архив, где работник архива устанавливает соответствующую стримерную ленту, вводит данные пациента и информация о нем переписывается в архивную базу данных на магнитном диске, сразу после чего врач может получить ее со своего АРМа. Информация за последние три года хранится в архивной базе на дисках, поэтому она может быть получена в любой момент времени самим врачом и не требует обращения в архив.
Необходимо отметить, что внедрение АИС столкнется с рядом проблем. Одна из них - организационная. Она связана с обучением медперсонала работе с компьютером и программными средствами и снятием психологического барьера перед новой техникой, необходимость освоения которой на первом этапе не всегда очевидна.
Другая проблема заключается в содержательном наполнении АРМов врачей, т.к. для каждой специальности необходимо иметь свою информационно-справочную систему описания истории болезни и экспертную систему постановки диагноза. Эта работа предполагает тесное сотрудничество разработчиков и наиболее квалифицированных, творчески мыслящих врачей различных специализаций.
Еще одна организационная проблема заключается в необходимости создания в онкологическом центре группы АСУ, состоящей из инженеров-электроников и программистов, которая будет заниматься эксплуатацией системы: осуществлять ремонт и наладку технических средств, сопровождать программное обеспечение, заниматься обучением пользователей работе с программными продуктами, выполнять функции администратора базы данных. Только решив эти проблемы, можно будет получить значительный эффект от внедрения АИС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8