скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Исследование здоровья детей

Несколько лучше были результаты осенью у мальчиков, так высокая и выше средней оценка индекса Шаповаловой наблюдались у 5% и 18% соответственно у мальчиков, занимавшихся спортом (плаванием и легкой атлетикой), на 6% до 24% увеличилось количество учащихся с оценкой ИШ ниже среднего и не изменился процент школьников (18%) с низким значением индекса Шаповаловой.

Количество учащихся со средней оценкой ИШ осенью было 35 процентов.

Проводя сравнительный анализ индекса Шаповаловой весной и осенью можно отметить (рисунок 9), что осенью по сравнению с весной наблюдались ухудшение функционального состояния кардиореспираторной системы у школьников, так на 9% уменьшилось количество школьников с высокой оценкой ИШ и на 9% увеличилось их количество с низкой и ниже среднего оценкой этого индекса, но не изменилось количество учащихся со средней (37%) и выше среднего (16%) оценкой индекса Шаповаловой.

Рисунок №9. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Шаповаловой.

Результаты нашего обследования во многом совпадают с данными других исследований (Горбунов Н.П., 2002г., Фарбер Д.А. с соавторами, 1990г. и др.) и свидетельствуют о том, что можно использовать средства физического воспитания с целью преодоления факторов риска учебной деятельности для здоровья учащихся, профилактика негативных последствий напряженной умственной деятельности, повышения функциональных возможностей организма и укрепления здоровья. Очевидно, именно поэтому у тех 25% учащихся (6 мальчиков и 2 девочки), которые занимались физическими занятиями дополнительно к школьным урокам физкультуры, при увеличении учебной нагрузки не было резкого ухудшения функционального состояния кардиореспираторной системы. И весной и осенью у значительного (44%) количества обследованных учащихся были судя по оценке индекса Шаповаловой слабо развиты двигательные качества, быстрота и выносливость, а также наблюдались низкие функциональные возможности кардиореспираторной системы. Очевидно, это связано с их малой двигательной активностью и слабым развитием других функциональных систем организма. Как мы выяснили, почти у всех детей с низкой и ниже среднего оценкой индекса Шаповаловой была низкая оценка индекса Скибинского, индекса Робинсона и весо – ростового показателя Кетле, а если у ребенка слабое сердце или слабо развиты мышцы, то о какой выносливости может идти речь?

Следующий интегральный показатель, который мы обследовали у учащихся, индекс Руфье, он свидетельствует об уровне адаптационных резервов сердечно – сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма.

Анализируя результаты оценки индекса Руфье (ИР), представлены в таблицах № 1 и № 2, мы установили, что среди девочек весной две (13%) имели высокую и две (13%) выше средней оценку ИР, а у мальчиков так же оценки ИР были у шести (36%), у трех ИР – высокий и у трех выше среднего. Полученные данные свидетельствовали о том, что учащиеся, дополнительно занимавшиеся физическими упражнениями, имели достаточно высокий уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы, что было обусловлено тренировочным эффектом повышающим функциональные возможности различных систем и органов и развитии адаптации организма к физическим нагрузкам (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г).

Среднее значение ИР весной в 4 «А» классе были у 40% и 29% мальчиков, что свидетельствовало об оптимальном уровне адаптационных резервов их кардиореспираторной системы. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье была весной у 7% и соответственно у 27% девочек, а у мальчиков у 6% и соответственно 29%.

Как свидетельствуют литературные данные, низкая оценка (-1 и –2 балла) индекса  Руфье определенно свидетельствует о недостаточном уровне адаптационных резервов такой важнейшей системы жизнеобеспечения, как кардиореспираторная. Низкая и ниже средней оценка индекса Руфье весной наблюдалась у 7% и 27% девочек и 6% и 29% мальчиков соответственно, большинство из этих учащихся имели оценки так же и по другим индексам, например Миша Е. И Катя М. имели низкие оценки по всем обследованным индексам, оба эти ребенка освобождены от уроков физкультуры и имеют з –ю группу здоровья, хотя мы неоднократно рекомендовали этим и ряду других учащихся заниматься корректирующими физическими упражнениями, т.к. гипокинезия, вызывая нарушения обменных процессов и избыточные отложения липидов, способствует заболеванию детей ожирением. У таких детей чаще возникают травмы, у них в 3-5 раз выше простудная заболеваемость (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г). Результаты повторного обследования индекса Руфье у этих же учащихся осенью представлены на рисунке № 10.


Рисунок № 10. Распределение учащихся (%) с разной оценкой индекса Руфье (ИР).

Как следует из данных, представленных на рисунке № 10 «Б», осенью нет ни одной девочки с высокой оценкой ИР, а у 20% учениц оценка ИР была выше средней, это на 7% больше, чем весной. Количество девочек со средней оценкой индекса Руфье увеличилось осенью на 6% и составило 46%, это означает, что у двух девочек Нины П. и Кати П. адаптационные резервы кардиореспираторной системы осенью несколько снизились. Количество учениц с низкой и ниже средней оценкой индекса Руфье осенью не изменилось 7% и 27% соответственно. Как следует из данных, приведенных на рисунке № 10 «Д», количество мальчиков с низкой 6%, ниже среднего 29% и средней 29% оценками индекса Руфье осенью не изменилось, но несколько снизились адаптационные резервы кардиореспираторной системы у Кирилла П., т.к. его высокая оценка ИР весной стала выше средней осенью, но в целом у мальчиков функциональное состояние и резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной систем лучше, чем у обследованных девочек, что очевидно связано с их больней двигательной активностью. Достоверно установлено, что количество занятий физическими упражнениями для адекватного развития организма школьников, предусмотренное существующим ныне учебным планом, недостаточно, т.к. школьные уроки физической культуры (2 часа в неделю) восполняют двигательный дефицит только на 11% (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г.).

Сравнительная оценка динамики индекса Руфье у школьников 10 – 11 лет весной и осенью, представлена на рисунке № 11.

Рисунок № 11. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой индекса Руфье.

Как следует из данных, представленных на рисунке № 11, осенью на 10% снизилось количество учащихся с высокой и на 6% с выше средней оценкой ИР, что обусловлено скорее повышением учебной нагрузки и изменением условий обучения. При этом количество детей со средней оценкой ИР увеличилось на 14%, но не изменилось с низкой (6%) и ниже среднего (28%) оценками ИР, следовательно у 32% обследованных учащихся и весной и осенью наблюдались низкий уровень адаптационных резервов кардиореспираторной системы, что лимитирует физические возможности организма детей. Таким учащимся мы посоветовали больше времени уделять физическим упражнениям. Соматическая, правильно организованная тренировка, улучшает физическую ССС, улучшает реакцию кардиореспираторной системы на мышечную работу, расширяет возможности детского организма. С лечебной целью использовать плавание, которое значительно улучшает не только деятельность ССС, но и дыхательной системы, увеличивая объем легких, экскурсию грудной клетки, величину жизненной емкости легких.

В ходе нашего обследования после оценки каждого показателя по таблицам в баллах мы рассчитывали общую сумму баллов, которой определяли уровень соматического здоровья школьников (рисунок № 12), т.е. степень жизнеспособности их организма, что в наибольшей мере определяется развитием общей выносливости.

Рисунок № 12. Распределение учащихся (%) с разным уровнем соматического здоровья.

Весна 2002

Осень 2002

Как следует из данных, представленных на рисунке № 12 «А», весной среди девочек высокий уровень соматического здоровья был у 13%, средний у 47%, а низкий и ниже среднего по 20%. У обследованных мальчиков весной оценка уровня физического здоровья (рисунок № 12 «В») была распределена следующим образом: по 18% высокий и выше среднего, по 29% с оценкой низкий и средний уровнем и 6% - ниже среднего.

Следовательно, уровень физического здоровья у мальчиков 4 «А» класса весной был лучше, чем у их одноклассниц, т.к. у мальчиков высокий и выше среднего уровень соматического здоровья был у 36%, а у девочек в три раза меньше у 13%, это очевидно обусловлено большей двигательной активностью мальчиков.

Повторные обследования уровня физического развития учащихся осенью, представленные на рисунке № 12 «Б» и «Г» свидетельствуют о незначительном ухудшении уровня соматического здоровья у девочек, так при неизменном количестве учениц со средней оценкой (47%) уровня здоровья, увеличилось их количество с низкой (26%) оценкой уровня физического здоровья, кроме того, у одной из девочек Нины П., осенью уровень физического здоровья оценивался как выше среднего, а весной был высокий. Как видно из результатов, представленных на рисунке № 12 «Г», у учеников осенью увеличилось их количество с высокой (23%) и ниже среднего (13%) оценкой уровня физического развития, но уменьшилось на 6% с низкой оценкой соматического здоровья. Полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства учащихся 5 «А» класса в целом адаптация к новым условиям обучения прошла удовлетворительно, но у девочек несколько хуже, чем у мальчиков, это очевидно обусловлено началом у них периода полового созревания и меньшей двигательной активностью. Лучше всех учащихся справились с адаптацией к новым условиям обучения мальчиков, занимавшиеся постоянно физическими упражнениями, что нормализует кислотно – щелочной баланс их организма, ускоряет восстановление мышечного тонуса, а так же совершенствуются фильтрационные, водо – , ионо – и осморегулирующие функции почек и формируется функциональная система адаптации.

Сравнительный анализ уровня соматического здоровья учащихся 10 – 11 лет весной и осенью представлен на рисунке № 13.

Рисунок № 13. Динамика распределения учащихся (%) с разной оценкой уровня физического здоровья (УФЗ).

Из данных, представленных на рисунке № 13 следует, что большинство обследованных учащихся удовлетворительно справились с адаптацией к усложнению учебной нагрузки и новым условием обучения при переходе из начальной в среднюю школу. Об этом свидетельствует то, что не изменилось количество школьников с низкой (25%), ниже средней (12%) и средней (38%) оценкой уровня соматического здоровья и лишь у 2 человек (одна девочка и один мальчик) вместо высокого уровня физического здоровья стал выше среднего.


Заключение.

Проблема физического (соматического) здоровья детей всегда волновала родителей и учителей, но в настоящее время она еще больше усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания и др. За последние 33 года численность практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4 – 5 раз, особенно в 4-5 классах, когда совпадают периоды полового созревания и повышенной учебной нагрузки (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г. и др.). Высокая интенсивность школьного обучения и недостаточная двигательная активность приводят к резкому снижению эмоционального и психического тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и снижению их умственной работоспособности.

Согласно анализу медицинских карт и бесед с медицинским персоналом школы и родителями, значительное количество (44%) обследованных нами детей относились ко II группе здоровья, это дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, снижению сопротивляемости к острым и хроническим заболеваниям.

У многих из этих школьников мы наблюдали ниже среднего и даже низкие оценки показателей физического здоровья. Эти дети относятся к группе «риска» и требуют более пристального внимания врачей и педагогов.

Школьники, относящиеся ко второй и тем более третьей группам здоровья, нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий, свое временное проведение которых обладает большой эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском возрасте. У нас школа частная и по желанию родителей у учащихся, начиная с первого класса, проводятся дополнительные занятия иностранными языками, хотя на наш взгляд следует дополнить учебный процесс уроками физической культуры, так как школьные уроки физической культуры (2 часа в неделю) восполняют двигательный дефицит только на 11%, а как показывают наши результаты обследования лучше адаптируются к возросшим учебным нагрузкам учащихся, систематически занимающиеся физическими упражнениями, вследствие чего на фоне повышения аэробных возможностей их организма, происходит значительное возрастание соматической выносливости и формируются такие адаптационные реакции сердечно – сосудистой системы, которые свидетельствуют об экономизации функции кровообращения (Горбунов Н.П., 2002г.).

Анализируя весо – ростовой показатель учащихся 10 – 11 лет, можно отметить, что у детей со средними значениями индекса Кетле, наблюдались отклонения в состоянии здоровья (понижение артериального давления, снижение гемоглобина в крови, частые простудные заболевания). Поэтому особенное значение для таких детей имеет гигиеническая рекомендация по повышению резистентности организма такими неспецифическими средствами как: оптимальный двигательный режим, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Среди факторов, обеспечивающих резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика.

Вставка со стр 69-70

Как показали результаты нашего обследования из 32 обследованных учащихся к концу первой четверти учебного года в пятом классе суммарный высокий и средний уровень соматического здоровья был у 20 (63%) детей, т.е. у большинства, что позволяет нам сделать вывод, что эти школьники адаптировались к новым условиям обучения и воспитания, неудовлетворительная адаптация к обучению наблюдалась у 8 учащихся, что составляет 25%, эти ученики относились к 2-3 группе здоровья и у них была низкая оценка уровня соматического здоровья.

Подобного рода обследования позволяет, своевременно установить снижение адаптационных резервов организма учащихся, повысить их за счет комплекса оздоровительных мероприятий, ведущим их которых является активизация двигательного режима.


Выводы.

I.            У большинства учащихся 5 «А»класса при переходе к предметному обучению и кабинетной системе, адаптация к новой форме обучения прошла удовлетворительно.

II.           Достоверных половых различий в уровне соматического здоровья между девочками и мальчиками в 5-м классе не выявлено.

III.         Динамика показателей кардиореспираторной системы является чувствительным индикатором неблагоприятного воздействия педагогических инноваций на организм школьников 10 –11 лет.

IV.         В процессе адаптации младших школьников к условиям расширенной физической активности динамика показателей вегетативного гомеостаза приобретает специфические черты в виде сохранения высокого уровня функционирования кардиореспираторной системы в течение учебных занятий.

V.          Неудовлетворительное функциональное состояние дыхательной системы у 14 (33%) из 32 детей свидетельствует о снижении устойчивости их организма к гипоксии и необходимости проведения с ними коррекционных мероприятий.


Список литературы.

1.   Апанасенко Г.Л., Волков В.В., Науменко Р.Г. Лечебная физкультура при заболеваниях ССС. Киев, «Здоровье», 1987г., стр. 74-82.

2.   Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Киев, «Здоровье» 2002г., стр. 49-72.

3.  


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.