скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Эпилепсия

3)В задних отделах верхней лобной извилины представлен центр, дающий начало лобно-мостомозжечковому пути . Эта область коры больших полушарии участвует в обеспечении координации движений, связанных с прямохождением, сохранением равновесия стоя, сидя и регулирует работу противоположного полушария мозжечка.

4)Моторный центр речи (центр речевого праксиса) находится в задней части нижней лобной извилины—извилине Брока. Центр обеспечивает анализ кинестетической импульсации от мышц речедвигательного аппарата, хранение и реализацию «образов» речевых автоматизмов, формирование устной речи, тесно связан с расположением кзади от него нижним отделом передней центральной извилины (проекционной зоной губ, языка и гортани) и с находящимся кпереди от него музыкальным моторным центром.

5)Музыкальный моторный центр обеспечивает определенную тональность, модуляцию речи, способность составлять музыкальные фразы и петь.

6)Центр письменной речи - в заднем отделе средней лобной извилины в непосредственной близости от проекционной корковой зоны руки. Центр обеспечивает автоматизм письма и функционально связан с центром Брока.

Теменная доля.

1)Центр кожного анализатора располагается в задней центральной извилине и коре верхней теменной области. В задней центральной извилине проецируется тактильная, болевая, температурная чувствительность противоположной половины тела. В верхних отделах проецируется чувствительноси, воги, в нижних отделах— чувствительность лица. Представлены элементы глубокой чувствительности. Кзади от средних отделов задней центральной извилины располагается центр стереогнозиса, обеспечивающего способность узнавания предметов на ощупь.

2)Кзади от верхних отделов задней центральной извилины располагается центр, обеспечивающий способность узнавания собственного тела, его частей, их пропорции и взаимоположения .

3)Центр праксиса локализуется в нижней теменной дольке слева, надкраевой извилине. Центр обеспечивает хранение и реализацию образов двигательных автоматизмов (функции праксиса).

4)В нижних отделах передней и задней центральных извилин располагается центр анализатора интероцептивных импульсов внутренних органов и сосудов. Центр имеет тесные связи с подкорковыми вегетативными образованиями.

Височная доля.

1)Центр слухового анализатора располагается в средней части верхней височной извилины, на поверхности, обращенной к островку (извилина Гешля). Указанные образования обеспечивают проекцию улитки, а также хранение и распознавание слуховых образов.

2)Центр вестибулярного анализатора располагается в нижних отделах наружной поверхности височной доли, является проекционным, находится в тесной связи с нижнебазальными отделами височных долей, дающими начало затылочно-височному корково-мостомозжечковому пути.

3)Центр обонятельного анализатора находится в филогенетически наиболее древней части коры мозга— в крючке и аммоновом роге и обеспечивает проекционную функцию, а также хранение и распознавание обонятельных образов.

4)Центр вкусового анализатора располагается в ближайшем соседстве с центром обонятельного анализатора, т. е. в крючке и аммоновом роге. но, кроме того, в нижнем отделе задней центральной извилины, а также в островке. Как и обонятельный анализатор, центр обеспечивает проекционную функцию, хранение и распознавание вкусовых обозов.

     5)Акустико-гностический сенсорный центр речи (центр Вернике) локализуется в задних отделах верхней височной извилины слева, в глубине латеральной борозды. Центр обеспечивает распознавшие и хранение звуковых образов устной речи как собственной, так и чужой. В непосредственной близости от центра Вернике располагается центр, обеспечивающий распознавание музыкальных звуков, мелодий.

Затылочная доля.

1)Центр зрительного анализатора располагается в затылочной доле, является проекционной зрительной зоной, обеспечивает хранение и распознавание зрительных образов, зрительную ориентацию в непривычной обстановке.

На границе височной, затылочной и теменной долей распола-гается центр анализатора письменной речи, который тесно связан с центром Вернике височной доли, с центром зрительного анализатора затылочной доли, а также с центрами теменной доли. Центр чтения обеспечивает распознавание и хранение образов письменной речи.

Высшие корковые функции: гнозис, праксис, мнестические функции, речь.

Гнозис означает узнавание. Интерпретация сенсорных импульсов, сличение получаемых данных с образами, хранящимися в памяти. Гнозис—это процесс непрерывного обновления, уточнения, конкретизации образа, хранимого в матрице памяти, под влиянием повторного сопоставления его с принимаемой информацией. Расстройство гнозиса — агнозия, утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности.

     Тотальная агнозия, при которой наблюдается полная дезориентировка, встречается нечасто.

Зрительные агнозии возникают при поражении затылочных отделов коры. Больной видит предмет, но не узнает его.

Для исследования зрительного гнозиса используют набор предметов, просят определить, описать их внешний вид, сравнить, какие предметы больше, какие меньше.

Слуховые агнозии. Возникают при поражении височной доли в области извилины Гешля. Больной не может узнавать знакомые ранее звуки: тиканье часов, звон колокольчика, шум льющейся воды. Возможны нарушения узнавания музыкальных мелодий—амузия. В ряде случаев нарушается определение направления звука.

Сенситивные агнозии - нарушено узнавание тактильных, болевых, температурных, проприоцептивных образов или их сочетаний. Они возникают при поражении теменной области. Сюда относится астереогноз, расстройства схемы тела, анозогнозия, фантомные ощущения .

Вкусовые и обонятельные агнозии встречаются при поражении височной доли.

Праксис - целенаправленное действие, способность выполнять произвольные движения. Апраксия - утрата сложных целенаправленных движений - возникает при поражении теменно-височно-затылочной области доминантного полушария, мозолистого тела. Различают:

Моторная апраксия. Больной не может выполнять действий по заданию и  по подражанию.

Идеаторная апраксия. Больной не может выполнять действия по заданию с реальными и воображаемыми предметами (например показать, как причесываются, размешивают сахар в стакане и т. д.), в то же время действия по подражанию сохранены. В некоторых случаях больной может автоматически, не задумываясь, выполнять определенные действия.

Конструктивная апраксия. Больной может выполнять различные действия по подражанию и по устному приказу, но оказывается не в состоянии создать качественно новый двигательный акт, сложить целое из частей, например составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду и т. д.

Некоторые варианты апраксии связаны с нарушением гнозиса. Вольной не узнает предмета или у него нарушена схема тела.

    Для исследования праксиса больному предлагают выполнить ряд заданий, подражать действиям врача, действия с воображаемыми предметами, сложить из спичек геометрические фигуры.

    Речь. В осуществлении функции речи участвуют зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический анализаторы.

    Корковое нарушение моторной речи является речевой апраксией, сенсорной речи—речевой агнозией. В некоторых случаях нарушается вспоминание нужных слов, т. е. страдают механизмы памяти. Речевые агнозии и апраксии называются афазиями.

Речевые расстройства в детском возрасте в зависимости от причин их возникновения можно разделить на следующие группы:

I. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы они делятся на:

1) афазии—распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее говорил);

2) алалии—системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;

3) дизартрии—нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. Анартрия.

II. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

1) заикание;

2) мутизм (немота) и сурдомутизм.

III. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии - фонетически неправильное произнесение, ринолалия).

IV. Задержки речевого развития различного генеза. (при недоношенности, соматической ослабленности, педагогической запущенности и т. д.).

Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии.

Сенсорная афазия (афазия Вернике), или словесная «глухота», возникает при поражении левой височной области (средние и задние отделы верхней височной извилины), выделяет две формы сенсорной афазии: акустико-гностическую и акустико-мнестическую.

    Основу дефекта при акустико-гностической форме составляет нарушение слухового гнозиса. Больной не дифференцирует на слух сходные по звучанию фонемы при отсутствии глухоты, в результате чего искажается и нарушается понимание смысла отдельных слов и предложений. Также нарушен контрольза собственной речью. Наблюдается логорея (повышенная речевая активность), парафазии (искажение слов), алексия (нарушение письма) , аграфия.

При акустико-мнестической афазии поражается кора средних отделов девой височной области. Основу дефекта составляют нарушения памяти. Больной забывает название предметов (заменяет - вербальные парафазии). Грамматическая структура фраз остается правильной, однако трудности речи связаны с подбором нужных слов. Подобные расстройства наблюдаются и в письменной речи, хотя и устную, и письменную речь больной хорошо понимает.

   Семантическая афазия обусловлена поражением височно-теменно-затылочной области левого полушария. Основным признаком семантической афазии являются затруднения в понимании сложных логико-грамматических конструкций, особенно таких, которые выражают пространственные отношения. Не различает сходных по звучанию, смыслу слов, переносных понятий При семантической афазии отмечается забывание слов. Однако в отличие от акустико-мнестического варианта сенсорной афазии подсказка первого звука или слога помогает больным воспроизвести все слово.

Моторная афазия (афазия Брока, речевая апраксия) возникает при поражении задней части нижней лобной извилины, что соответствует смежным центрам передней центральной извилины для движений гортани, губ и языка, при посредстве которых совершается артикуляция. Моторная афазия в большинстве случаев характеризуется сочетанным нарушением разговорной речи и письменной речи (аграфия). Больной понимает речь, но не может говорить, он утратил «память приемов произношения». В тяжелых речь выражена в виде бессмысленных звукосочетаний («речевые остатки»). В более легких случаях у больного сохраняются только некоторые слова, из которых он строит простые предложения. Предложения очень однообразны. В них преобладают имена существительные и инфинитивные формы глаголов («телеграфный стиль»). Литеральная парафазия, аграмматизмы. В письменной речи особенно страдает письмо под диктовку, написание сложных фраз, также наблюдаются аграмматизмы, литеральная параграфия, вербальные параграфии.

Алалия— системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Алалия отмечается только в детском возрасте при раннем поражении мозга в возрасте до 2—3 лет. Алалии, как и афазии, делятся на моторные и сенсорные.

 Всего вышеперечисленного у больной не выявлено.

При исследовании речевой функции отдельно анализируют устную речь, письмо, чтение (у более старших детей).

Устная речь. 1)Импрессивная (сенсорная) речь: понимание смысла слысла прола простых и сложных предложений, сложных инструкций, исследование фонематического слуха.

2)Исследование экспрессивной (моторной) речи:

-артикуляция и отраженная речь (повторяет отдельные буквы, слоги, слова, которые подбирают в соответствии с возрастом. Даются трудные для произношения слова со многими согласными, а также сложные в смысловом отношении: «кораблекрушение», «воздухоплавание», «землетрясение». Затем предлагают повторять короткие и длинные фразы, например: «На траве дрова», «Тридцать три богатыря». При этом устанавливают, в какой мере больному удается повторение букв, слогов, слов, предложений).

-Автоматическая речь. (считает от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; перечисляет дни, недели, месяцы, времена года, декламирует стихотворения.)

-Называние предметов. (обозначающая функция речи)

-Разговоpная речь. Обследуемый отвечает на вопросы, рассказывает о событиях в семье, школе и др. При этом определяют словарный запас, грамматический строй речи, структуру слов.

Письмо. Обследуемый списывает буквы, слова, фразы, пишет под диктовку буквы, слова фразы, целые предложения. Рядовое письмо (определяют наличие параграфий.) Написание названий предметов (определяют дефект слов как устной, так и письменной речи). Записи ответов на вопросы..

Чтение. Обследуемый читает вслух буквы, слоги, слова, фразы. При этом определяют темп и характер чтения. Проверяют понимание прочитанного. Обследуемый выполняет задание согласно письменной инструкции.

Исследование памяти : механической кратковременной (10 слов несколько раз повторить) , долговременной (через 60 минут). Логическое , ааоциативное запоминание (с помощью картинок).

Синдромы поражения КБП:

Лобная доля:

) центральные парезы, параличи (моноплегии, гемиплегии, недостаточность VII и XII нервов по центральному типу), симптомы орального автоматизма, хватательные рефлексы. Раздражение этой области вызывает фокальные судорожные припадки (так называемая моторная джексоновская эпилепсия).

) Поражение коркового центра взора приводит к параличу или парезу взора —невозможности сочетанного поворота глазных яблок в сторону, противоположную локализации очага. В тяжелых случаях глаза и шея «смотрят на очаг». Раздражение в области коркового центра взора вызывает адверсивные судорожные припадки, начинающиеся с поворота головы и глазных яблок в сторону, противоположную очагу.

) Поражение моторного центра речи (центра Брока) сопровождается развитием моторной афазии, которая может сочетаться с аграфией.

) Контралатеральная гемиатаксии (нарушение корково-мозжечковой связи), астазия-абазия.

) Изменения психики: страдает целенаправленность психических процессов, утрачивается способность к перспективному планированию действий, возникают абулия (слабоволие), апатия, потеря инициативности. Часто наблюдаются эйфория, снижение самокритики, наклонность к грубым, плоским шуткам, над которыми обычно больной смеется первым (лобный юмор), неряшливость, утрата чувства дистанции в общении с людьми.

) Аносмия при поражении на основании лобной доли, затрагивается обонятельный тракт.

) Поражение зрительного нерва - амблиопия, амавроз, синдром Фостера-Кеннеди (атрофия соска зрительного нерва на стороне опухоли, на противоположной стороне - застойные явления).

Поражение теменной доли

) в области задней центральной извилины проявляется в виде неравномерной моноанестезии, гемианестезии, сенситивной гемиатаксии на противоположной стороне. Раздражение этой области вызывает фокальные сенсорные джексоновские припадки: приступы онемения, покалывания, жжения, парестезий в соответствующих участках тела.

) При поражении центров сенситивного гнозиса возникают астереогноз, нарушения схемы тела (ауготопагнозия, псевдополимелия), анозогнозия (неузнавание собственного дефекта).

)  В случаях локализации очага в области центра праксиса появляются различные виды апраксии (моторная, идиоторная, конструктивная), алексия, акалькулия (неспособность к счету).

Поражение височной доли

) в области коркового центра слухового анализатора приводит к появлению слуховой агнозии, слуховые галлюцинации.

) Вследствие поражения сенсорного центра речи (центра Вернике) наступает сенсорная афазия, амузия

) Височные доли играют важную роль в организации сложных психических процессов, в частности памяти. При раздражении височных отделов коры могут возникать нарушения памяти, сумеречные состояния, сложные психомоторные автоматизмы, состояния дереализации (приступы «уже виденного», «никогда не виденного»), снохождение, сноговорение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.