скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Третий – вопрос технологического доступа к сетям. Вопрос развития телекоммуникаций, средств доступа – телефонной связи, сетей передачи данных, мобильной связи и т.д.

Надо отметить, что несмотря нет телефонной связи в большом количестве населённых пунктов России, острота проблемы может быть хотя бы частично снята с применением мобильных телефонов. Сейчас уже наметилась тенденция существенного снижения стоимости использования таких средств доступа. Необходимо также оказывать государственную поддержку центрам доступа в отдалённых районах.

И четвёртый приоритет – повышение благосостояния посредством ИКТ, то есть развитие электронного бизнеса, электронной коммерции, перевод части бизнес-операций, бизнес-процессов в сеть.

Есть точка зрения, что информационное неравенство – явление неизбежное и социально обусловленное и с этим ничего нельзя сделать. Сторонники данного подхода ведут речь лишь о нахождении некоего социально-этически приемлемого уровня. Сейчас не менее 10% российских детей обречены на информационное неравенство и социальную неконкурентоспособность. Сама ситуация в образовании не менее парадоксальна, чем в целом по информатизации в обществе. С одной стороны, идёт реформа образования, декларируется переход к постиндустриальному обществу, с другой – ярко выражена деградация науки, образования, деиндустриализация. На окраинах России из-за отсутствия финансирования дети не могут получить и начального образования. Общая обстановка тяжёлая и совершенно утопично надеяться на то, что информатизацией можно преодолеть социально-экономические проблемы в наших условиях [11].

Осознать проблему информационного неравенства важно для России уже сегодня, когда развитие информационного общества находится на начальной стадии, но идёт довольно высокими темпами. Информационное неравенство развивается вместе с развитием самих ИКТ. Складывается ситуация, когда быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное неравенство, и в этом состоит одна из серьёзных трудностей его преодоления. Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция государства. Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий круг информационной элиты и аутсайдеров.

Для решения проблемы информационного неравенства принципиально важно партнёрство государства и гражданского общества. Это партнёрство должно быть направлено не только на развитие самой инфраструктуры информационного общества, но и на её социальную ориентацию, то есть стимулировать «проникновение» ИКТ в новые социальные ниши. Информационное неравенство – социальная проблема с высокой степенью приоритетности для государственных и муниципальных структур. Это означает, что эта проблема может и должна решаться с помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по преодолению информационного неравенства является тесное социальное партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого сектора.

Проблема неравного доступа к информации становится одним из ключевых вопросов современного общества во многих странах мира. В особенности это актуально для постсоветского пространства, где образовательный уровень населения традиционно высок, и где в последние годы имела место поспешная «экономизация» всех сфер социальной жизни. Отсутствие долговременных программ поддержки социальных проектов в сфере информатизации привело к тому, что ИКТ обслуживают исключительно экономические цели. Это означает, что значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в информационном обществе.

Социальное разделение по отношению к информации становится в России болезненным вопросом, вызывает болезненное противостояние. Развитие альтернативных некоммерческих проектов чрезвычайно важно, так как должно привести к относительному уравниванию возможностей для разных социальных и культурных групп.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что ситуация с информатизацией в России крайне противоречива, её нельзя оценивать однозначно, она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, в России ускоренными темпами идёт развитие информационной индустрии, в значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. С другой стороны – не снята с повестки дня проблема «информационной бедности», когда целые слои населения лишены доступа к ИКТ, и которая имеет также региональное преломление (информационное неравенство между регионами).

Кроме того, существуют значительные пробелы в законодательстве, которое регулирует информатизацию в России. Не получило надлежащей правовой защиты право граждан на охрану персональных данных, не приняты законы о праве на информацию, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных прав, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене и т.д..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информатизация общества – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация включает в себя медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию. Наука выделяет  два подхода к информатизации  технократический и гуманитарный. 

Научным сообществом не выработан единый подход к определению понятия информационного общества. Проблематика информационного общества как нового типа общественных отношений, разрабатывалась Д.Беллом,  А Туреном, О.Тоффлером и др. Одно из самых распространённых определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материи. Ключевой тенденцией информационного общества является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся всё более важными факторами производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Информация становится реальным социальным ресурсом.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие получает «третичный» сектор экономики – оказание услуг. Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов. В информационном обществе производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации.

Признавая достоинства информационного общества, нужно также сказать и о его недостатках и рисках, связанных с ним. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Взрывное развитие ИКТ, либерализация международной торговли, триумф рыночной экономики приводят к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

Интенсивное использование глобальных сетей способствует возникновению новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.

Усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту.

Актуальной становится проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного измерения бедности – так называемой «информационной бедности», когда население дифференцируется по принципу возможности доступа к информационным технологиям. Значительные группы населения (люди с малыми доходами, пенсионеры, инвалиды, дети из малообеспеченных семей) практически не имеют доступа к информационным ресурсам, следовательно, не имеют перспектив жизни в информационном обществе.  Специалисты отмечают также существование информационного неравенства между регионами.

Взрывное развитие ИКТ, предоставляя большие возможности обществу, в то же время создаёт предпосылки для установления диктатуры и глобального контроля власти над обществом, манипуляции общественным сознанием.

Характеризуя развитие информатизации в России, необходимо отметить двойственность ситуации и противоречивость протекания этого процесса. С одной стороны, бурными темпами развивается информационная индустрия, стремительно растёт рынок информационных услуг, с другой стороны для России, к сожалению, остаётся весьма актуальной проблема «информационной бедности». Если государство не начнёт думать о тех слоях населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий круг информационной элиты и аутсайдеров. Эта проблема может и должна решаться с помощью мер социальной политики. Ключевым элементом деятельности по преодолению информационного неравенства является тесное социальное партнёрство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого сектора.

 

 

    

         

          

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.      Абдеев Р.Ф. Философия новой информационной цивилизации. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 216 с.

2.      Анохин П.К. Конструкция мозга. – М.: Иностранная литература, 1962. –   232 с.

3.      Г.В. Атаманчук Теория государственного управления.- М.: Изд-во РАГС, 1997. – 280 с.

4.      Балабанов И.Т. Интерактивный бизнес. – СПб.: Питер, 2001. – 314 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).

5.      Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 560 с.

6.      Н. Винер Кибернетика и общество. - М.: Наука, 1991. - 620 с.

7.      ГОСТ 7.83-2001. «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

8.      Доктрина информационной безопасности РФ от 09.09.2000 №Пр-1895 // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

9.      Журналистика в информационном обществе /Под ред. Я. Засурского. - М.:Изд-во МГУ, 2001. – 276 с.

10.    Информациология и информационная политика /Под ред. Попова Л.Г. - М.:Луч, 1999. – 276 с.

11.    Информационное общество: истоки, проблемы тенденции /Под ред. А.А. Иванова. М.: Институт развития информационного общества, 2000. 840 с.

12.    Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

13.    Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2002. Изд. 4-е, испр. и доп. – 640 с.

14.    Киселев Ю.Н. Электронная коммерция: практическое руководство. – СПб: ООО «ДиаСофтЮП», 2001. – 224 с.

15.    Козье Д.К. Электронная коммерция. М.: ИТД «Русская редакция», 1999. – 268 с.

16.    Компьютеры и экономика: экономические проблемы компьютеризации общества  /Под ред. И.М. Макарова. – М.: Наука, 1991. – 346 с.

17.    Л.Н Королёв, В.К. Власов Компьютеризация в науке и производстве. - М.: Знание, 1988. - 35 с.

18.    Краткий толковый словарь русского языка /Под ред. В.В. Розановой. М.; Русский язык, 1987. – 252 с.

19.    Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. – Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2002. – 256 с.

20.    Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. – СПб.: Питер, 1994. – 187 с.

21.    С. Моль Информационное воздействие в современном мире. - М.: Крымский мост, 484 с.

22.    Москва и информационное общество /Под ред. С.В. Орлова и Ю.Е. Хохлова.- Институт развития информационного общества, 1999. - 800 с.

23.    Новая постиндустриальная волна на Западе /Под ред. Иноземцева В.Л.- М.: Академия, 1999. – 640 с. 

24.    Попов В.М. и др. Глобальный бизнес и информационные технологии: современная практика и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2001. – 287 с.

25.    Г. Поспелов Теория и практика коммуникации. М.: Академия, 1998. – 574 с.

26.    Проект открытой программы саморегулирования «Организационно-правовые стандарты электронной коммерции» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

27.    Проект Федерального закона РФ «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

28.    Проект Федерального закона РФ «О предоставлении электронных финансовых услуг» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

29.    Проект Федерального закона РФ «О сделках, совершаемых при помощи электронных средств (Об электронных сделках)» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

30.    Проект Федерального закона РФ «Об информатизации банковской системы российской федерации с использованием мировой информационной сети Интернет» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

31.    Проект Федерального закона РФ «Об электронной торговле» // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

32.    Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Дело, 1991. –   217 с.    

33.     Свитич Л.Г. Социальная информациология. - М.: Алгоритм, 2000. – 250 с.

34.    Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российской опыт. – М.: Открытые системы, 2000. – 224 с.

35.    Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. 816 с.

36.    Урсул А.Д. На пути к информационно-экологическому обществу. //  Философские науки. 1991, №5. С.20 – 37.

37.    Федеральная целевая программа РФ «Электронная Россия» от 28.01.2002 №65 // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

38.    Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 №24-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

39.    Федеральный закон РФ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-ФЗ // Справочно-правовая система (СПС) «Консультант Плюс».

40.    Школьникова И.Г. Информационные технологии – «Галактика» на выставке Бухучет и аудит’2003: некоторые итоги. // Экономика и жизнь. – 2003. – №4. – С.15-16.

41.    Р. Эшби Массовая информация: стратегия и тактика потребления. - М.: Дело, 1993. – 469 с.

42.    Т. Яглом Массовые коммуникации в современном мире: методология анализа и практика исследования.- С-Пб.: Питер, 2000. 190 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.