скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) и их возрастающее использование во всех сферах экономической и политической жизни. ИКТ сущностно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Всё это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции и считать информационное общество обществом информационных технологий.

Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 1970-х годов, привела к смене доминирующей формы организационной структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организационных технологий была адаптация к резко возросшим темпам изменений в экономической, институциональной и технологической среде деятельности. Общее направление изменений – переход от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причём сети стали формообразующей основой для структуры внутренней организации современной корпорации, так и для её взаимодействия с партнёрами (межфирменные сети, корпоративные стратегические альянсы и т.п.).          

Явления, которые мы сейчас наблюдаем, ряд социальных и экономических процессов, которые мы в совокупности называем развитием информационного общества или информационной революцией, это процессы, затрагивающие как изменение государственного устройства, изменение политической государственной коммуникации, так и жизненное пространство каждого человека в отдельности.

Аналогичные организационные изменения происходят в сфере услуг, административных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой формы социальной организации, хотя организационные изменения возникли и развивались первоначально независимо от технологического развития. Со своей стороны, развитие телекоммуникационной инфраструктуры, и прежде всего Интернета, привело к тому, что всё больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут доходы от электронной коммерции. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об информационном обществе как о «сетевом обществе», а современную экономику определять как «сетевую». 

Созданная в мае 1995 году с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой стороны – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры [22]. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.

С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывает возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а значит существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники.

Сегодня чётко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развёртывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками системы повышения квалификации.

Ещё одна возможность, предоставляемая информационным обществом – качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность «телемедицину», опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.

В информационном обществе обычным явлением становится «телеработа», которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением связываются надежды на решение таких острых проблем больших городов как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Информация становится реальным социальным ресурсом – ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться в жизни в условиях неопределённости, приспособиться к  постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.

Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. «Сжимая пространство», информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняет жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.

Использование спутников, «живого» радио и телевидения для передачи информации оказывает массированное влияние на формирование общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.

Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечёт за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии. Преимущественное развитие «третичного» сектора экономики – оказания услуг – приводит к существенному изменению удельного веса отраслей экономики в формировании ВВП. В целом ряде европейских стран более половины оборота средств в информационной индустрии приходится на создание информационных продуктов и технологий и лишь 45% - на производство техники; в индустрии связи разрыв ещё более радикальный: 80% составляю телекоммуникационные услуги и только 20% - производство средств коммуникации [23].

        Время споров об информационном обществе миновало. Обобщая существующие подходы, можно сказать, что в настоящее время под информационным обществом понимается:

–       общество нового типа, формирующееся в результате новой глобальной социальной революции, порождённой взрывным развитием и конвергенцией информационных и коммуникационных технологий;

–       общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней;

–       глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни временных границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой – открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации. 

Отличительным признаком информационного общества является свобода доступа к информации и свобода её распространения. Это способствует совершенствованию демократических процедур, повышению деловой активности, развитию добросовестной конкуренции, обеспечению прав потребителей. Это также предотвращает угрозу олигархизации экономики, сращивания бюрократии с неэффективными монополистическими структурами, ставит заслон деградации хозяйства и коррупции. Очевидно, что, только опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности. Информационное общество несёт в себе большой потенциал для совершенствования устройства государства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для значительного повышения эффективности производства, для развития сферы услуг и образования, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.

В связи с расширением сферы информационной деятельности меняется профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил – человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивида, непосредственно включённого в процесс производства. В информационном обществе на первое место выходит производство услуг. На рынке услуг главным становится труд, направленный на получение, обработку, хранение, преобразование и использование информации, творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. По оценкам экспертов, 60 – 70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации [23]

Если Парсонс в своём труде «Система современных обществ» рассматривал общество как сеть взаимообменов четырёх основных подсистем – экономической, политической, правовой, морально-идеологической, то в информационном обществе к ним добавляются ещё подсистемы – телекоммуникационная и образовательная.

В информационном обществе на первый план выдвигается третичная (после сельского хозяйства и промышленности) сфера экономической деятельности – сфера услуг, признаётся ведущая роль науки, знаний, получения, распространения информации, а также университетов, учёных, менеджеров-консультантов.

Информационное общество – социальная система, в которой производство товаров и услуг существенно зависит от сбора, обработки и передачи информации. Если индустриализация сделала возможным производство огромного количества товаров, то наступление эры информационных (компьютерных) технологий обеспечило возможность производить, обрабатывать и передавать огромное количество информации. В информационном обществе преобладает третичная сфера – услуг, где ведущую роль приобретают наука и образование.

ИКТ занимают центральное место в обновлении и реинжиринге всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность любого города: производство продукции, транспорт, системы «продавец – покупатель» и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.

В любом демократическом государстве особую ценность имеет свобода и защищенность личности. Информационное общество несёт в себе широкие возможности для их обеспечения. Например, передача и распространение электронной информации представляется более простой, оперативной и надёжной, чем обмен бумажными документами. Системы хранения электронных документов значительно надёжнее сейфов и хранилищ.

Информационное общество – благоприятная среда для развития так называемого среднего класса, который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоёмкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.

Таким образом, информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности.

Осознавая все преимущества информационного общества, нельзя, однако, не признать, что оно несёт с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. 

Одним из объективных процессов, с которым вынужден считаться современный мир, является глобализация, порождённая взрывным развитием ИКТ, созданием планетарных сетей, триумфом рыночной экономики, либерализацией международной торговли, развитием транспорта. Так или иначе, всё это приводит к размыванию национальных и политических границ и к ускорению темпов индустриализации и унификации культур – частично за счёт образования глобальных конгломератов в области информации, коммуникации и досуга.

Глобализация заставляет предпринимателей вступать в жёсткую конкуренцию, в результате которой выживают действительно сильнейшие, которые затем получают большую реальную власть, начинают оттирать с рынка новых игроков и вовсе не подпускать к нему слабых.

В условиях интенсивного использования глобальных сетей возникают новые формы культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых, появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую, происходит навязывание человечеству потребительских предпочтений и вкусов в интересах узкой группы транснациональных компаний-производителей.

Главная опасность заключается в том, что усиливающаяся глобализация производства и мобильность всемирных корпораций могут неблагоприятным образом повлиять на политику охраны окружающей среды, а также на право на труд и социальную защиту – причём во всемирном масштабе. Реальным сигналом тревоги является сокращение рабочих мест в компаниях, связанных с производством ИКТ, в наиболее развитых странах.

Всё более широкое распространение «экранной» культуры, неизбежность столкновения с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность создают некоторые психологические проблемы. По мере нарастания объёма информации людям становится труднее ориентироваться в её содержании, ограждать себя от её избытка.

В условиях существования открытых, легко доступных и легко наполняемых информационных сетей возникает проблема ограничения информации, считающейся социально и экономически опасной, проблема безопасности персональных и других видов данных, проблема соблюдения авторских прав и прав производителей электронной информации.

Развитие и широкое использование ИКТ привело к появлению ещё одного измерения бедности – так называемой «информационной бедности». Это понятие отражает рост социальной дифференциации населения по отношению к новому принципу – принципу возможностей доступа к современным ИКТ, когда лишь часть населения получает доступ к новым технологиям и информационным ресурсам и может реализовать это преимущество.

Благодаря ускорению процесса технологической инновации, вовлечению индустриального капитала и конкуренции новая сетевая технология и инфраструктура становятся гораздо дешевле, а потому доступнее для всё большего числа людей. Что же касается доступа к распространяемой по ним информации, то это остаётся одной из самых сложных проблем. Стоимость информационных услуг может на долгие годы стать фактором, усиливающим разрыв между теми, кто может и кто не может себе позволить получать и распространять информацию.

ИКТ превратились в фактор обыденной жизни. А раз это фактор обыденной жизни, то невозможность доступа к ИКТ становится уже огромной проблемой, проблемой существования целых государств, регионов, категорий населения. И есть, конечно,  категории населения, которые могут беспрепятственно пользоваться ИКТ, умеют это делать, морально к этому готовы. Таким образом, они получают несравненно больше возможности в трудоустройстве и в бизнесе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.