скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Информатизация как механизм социального управления (философский аспект)

Основными задачами Рабочей группы являются:

–       разработка пакетов законодательных актов по вопросам электронной коммерции;

–       создание необходимых правовых условий, обеспечивающих функциональную равнозначность юридических документов, представленных в электронной форме и юридических документов, оформленных на бумажном носителе;

–       разработка типовых правил ведения электронного бизнеса в российском сегменте сети Интернет и др.

Данной группой было представлено не мало законопроектов относительно регулирования сфер электронной экономической деятельности, однако немногие из их получили дальнейшее развитие. Все это говорит о том, что в России пока еще институт электронного бизнеса находится на стадии зарождения.

Еще одним немаловажным звеном в процессе развития информатизации является создание единого электронного правительства для целей контроля за деятельностью субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках различных информационных сетей.

В общем виде понятие электронного правительства может выглядеть следующим образом – как система управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных комму­никаций для каждого члена общества.

Целью создания электронного правительства является эффективное государ­ственное управление, прозрачность работы государственной власти и раз­рушение монополии чиновников на информацию.

Создание системы электронного правительства можно разделить на четыре стадии.

Первая стадия создания электронного правительства – это разработка ин­формационного интернет-портала, предоставляющего любую оперативную и справочную информацию о данном государственном учреждении или административно-территориальном образовании.

На второй стадии создания электронного правительства информационный интернет-портал становится инструментом для двустороннего об­щения между органами власти, с одной стороны, и бизнесом и граждана­ми, с другой. Для этого должна быть проведена стандартизация всех процессов информационного взаимодействия между ними.

На третьей стадии интернет-портал предоставляет возможность осуществлять отдельные процессы взаимодействия государства с гражданами и бизнесом в электронной форме. Это может включать, например, уплату налогов, социальные выплаты, регистрацию предприятий и выдачу                   ли­цензий и т. д.

Последняя, четвертая, стадия предполагает наличие портала, который интегрирует весь комплекс услуг правительства и обеспечивает свободный доступ к ним для всех граждан. Внедрение таких порталов способствует повышению эффективности деятельности государственных организаций, а также существенному снижению уровня бюрократизма в государствен­ном секторе.

Электронное правительство должно решать ряд взаимосвязанных задач:

–       координацию и администрирование взаимодействия между различными государственными структурами;

–       организацию доступа граждан к обслуживанию их государственными органами (получение пенсий, пособий, стипендий, паспортное обслуживание, здравоохранение, образование и т. д.);

–       организацию взаимодействия структур власти и бизнеса (государственные закупки, выдача лицензий, патентов, уплата налогов, управление государственной собственностью, разработка и реали­зация программ развития экономики и т. п.);

–       выдачу гражданам любой связанной с деятельностью правительствен­ных органов информации, включая информацию личного характера (например, порядок начисления пенсии для данного пенсионера), доступной благодаря использованию систем электронной цифровой подписи для идентификации пользователя, запрашивающего кон­фиденциальную информацию;

–       создание форм правления с большим участием граждан и т. п.;

–       обеспечение равной доступности социальных и культурных благ вне зависимости от места проживания гражданина;

–       обеспечение полного охвата населения правительственными услугами;

–       преодоление информационного неравенства;

–       обеспечение трекинга (отслеживание статуса) документов, посыла­емых в государственные структуры, позволяющего в любой момент узнать, в каком статусе (как и кем рассматривается, какие решения по данному документу приняты) находится данный документ;

–       расширение спектра предоставляемых государственными учрежде­ниями услуг;

–       реформирование высокозатратных структур государственной власти;

–       радикальное улучшение качества использования информации в рам­ках всего общества.

Один из наиболее важных элементов концепции информационного общества, обеспечиваемый механизмами электронного правительства, – прозрачность деятельности государственных учреждений и процессов взаимодействия с ними, будь то государственные тендеры, лицензирование коммерческой деятельности или просто общение государственного чиновника с гражданином.

С 1999 года действует официальный сайт правительства России. Как один из вариантов решения проблемы – создание разветвлённой системы сайтов всех органов государственной власти. 

Сегодня уже действует федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.». В рамках этой программы помимо электронизации взаимодействия правительства с гражданским обществом, решаются вопросы электронного обучения, электронной медицины, развития электронных технологий в целом по стране и т.д. Разработана и утверждена программа развития телекоммуникационного рынка в России. Тем не менее остались барьеры, которые необходимо преодолевать [22].

Диалог населения с государственными служащими посредством телекоммуникационных сетей  по­зволяет более рационально организовать взаимодействие власти и граж­дан – исчезает необходимость непосредственного контакта в установлен­ные часы в присутственном месте, общение может осуществляться круглосуточно и практически в любое время. Деятельность и конкретные ре­шения федеральных министерств, ведомств и местных органов власти ста­новятся более понятными и подконтрольными, одним из результатов это­го становится укрепление стабильности в стране.

В России нет системы показателей развития информационного общества, а она должна быть чётко определена. Более того, эти показатели должны быть согласованы с теми показателями, которые используются в международной практике.

И самое важное – это то, что в России вообще отсутствует форум, на котором граждане, законодательная и исполнительная власть вели бы диалог о развитии информационного общества.

Часть управленческих процессов сегодня информатизирована. Но это те сервисы, которые доступны россиянам в очень малой степени. Даже в Москве, которая является лидером в России в области развития информационных технологий и информационного общества в целом, жители города не могут получить справку, используя Интернет. Хотя доступ в Интернет в Москве есть. Ни один из жителей города не заполняет в электронном виде соответствующие документы, продолжая стоять в очередях. Жители города не имеют возможности по электронной почте задать вопрос ответственному чиновнику  правительства города, депутату и получить официальный ответ. Вместе с тем, в столице уже начинают развиваться электронные торги.     

Подытоживая выше сказанное стоит отметить, что концепция электронного правительства разрабатывается не только у нас в стране. Подобные концепции разрабатывают многие страны мира, где уже существует достаточно развитое (по сравнению с Россией) информационное общество. Но до сих пор ни одна из подобных концепций не заняла свое законное место в новом информационно-телекоммуникационном типе экономики. Это говорит о том, что процесс развития «гибридного» вида экономики, во-первых, еще не до конца изучен а, во-вторых, сами люди ещё не до конца осознали необходимость внедрения информационно-телекоммуникационных технологий практически во все сферы жизни общества, в том числе в политическую и экономическую.

В России за последние 10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьёзные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.

Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы её использования сопоставимы с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырьё и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость.

Растёт парк ЭВМ, ускоренными темпами идёт развитие систем и средств телекоммуникации, растёт число корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает два миллиона человек. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что составляет 0,6% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растёт рынок средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на Западе.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями.

Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами – в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объёмом более 170 терабайт. В целом по объёму информационных ресурсов наша страна уверено занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа [3].

В настоящее время одним из динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня всё программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного её завершения и развития её на региональном уровне.

В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 году – Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он даёт определённые преимущества – те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами.

Использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-экономических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти 21 столетия.

Вместе с тем, в России, так же как и в других странах мира, имеет место «информационная бедность». В последнее время в связи со сложностями экономического развития люди, особенно малоимущие категории населения и жители депрессивных регионов, теряют доступ даже к традиционным источникам ИКТ. Выходят из строя телевизоры, ломаются радиоприёмники, а на починку или приобретение новых не хватает средств. Огромное число жителей не имеет возможности пользоваться мобильной связью, которая у других уже превратилась в инструмент бизнеса.

Несмотря на бурное развитие технологии, немало россиян отрезано от пользования компьютером и Интернетом. Более того, у многих из них нет возможности даже научиться использовать эти технологии и, таким образом, они лишены возможности пользоваться ими в немногочисленных, но всё же существующих точках общественного доступа – в вузах, библиотеках, школах.

ИКТ стали фактором политической борьбы в России. Особенно ярко это показала избирательная кампания 1999 года, когда Интернет, сетевые СМИ завоевали своё место в политической жизни. И опять-таки, мы можем говорить, что у большинства населения России нет возможности получить доступ к сетевым СМИ и к Интернету. Не потому, что они этого не хотят, а потому что они не имеют компьютера, не имеют доступа, не знают, как это делать, и к этому не готовы.

На международном уровне проблема информационного неравенства признаётся так же, как признаётся необходимость его преодоления. Оно поддаётся объективным количественным способам измерения, то есть существует определённый набор параметров, критериев, по которым однозначно определяется «информационная бедность» или информационное богатство той или иной страны. Здесь получается парадоксальная ситуация. Россия в экономическом отношении находится во второй сотне государств. Но если говорить про развитие ИКТ, то благодаря инфраструктуре, которая была создана более 10 лет назад и продолжает быстро развиваться, Россия занимает достаточно привлекательное положение в мире.

Если же соотнести, скажем, насыщенность компьютерами, степень подключённости к Интернету и т.д. не применительно к территории страны или к количеству населения, а применительно к ВВП, то получится, что при минимальном продукте у нас очень хорошие показатели, едва ли не лидирующие в мире. И так как наша страна является участником «Большой Восьмёрки», её участники считают, что Россия находится на верхней ступени, на высоком берегу информационного неравенства.

Необходимо отметить, что вопрос не сводится к только к неравенству  между различными категориями населения. Существует проблема информационного неравенства и между регионами. Скажем, между Москвой и Дагестаном.

Существуют проблемы в каждом населённом пункте. Даже в Москве есть места, где больше возможностей доступа к информационным технологиям, и где меньше. Наконец, это неравенство имеет отношение и к образованию. Человек, который имеет лучшее образование, способен получить в Интернете намного больше полезной информации, чем человек, который является пользователем, только подошедшим к компьютеру.

Вопрос о преодолении информационного неравенства (если исходить из той посылки, что оно всё же преодолимо) сводится к четырём важнейшим приоритетам.

Первый из них – это вопрос нормативной базы. В отсутствие соответствующего законодательства никакие попытки устранить информационное неравенство не могут иметь успеха. В России такой базы нет.

В других странах, например, в Аргентине, вопрос использования гражданином электронной почты уже вносится в Конституцию как одно из прав человека. В Великобритании принята правительственная программа можно сказать «всеобщей интернетизации» населения, которая должна к         2005 году обеспечить всем доступ к сети. Он должен быть бесплатным и в пределах «пешеходной доступности»

Второй приоритет – вопрос образования, того, что называют «человеческий капитал». Необходимо уделить особое внимание нынешнему подрастающему поколению. Следует обучать и уже взрослых граждан. В России большинство населения просто не готово к тому, чтобы эффективно использовать ИКТ. Часть так называемых «продвинутых пользователей» достаточно небольшая.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.