скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Специфика мультимедийных жанров онлайновых информационных ресурсов

Мониторингу подверглись все ресурсы категорий «СМИ», «Телевидение» и «Радиовещание», входящих в каталог «Рамблер. Мониторинг». Всего был описан 141 сайт [18, с. 54].

В результате исследования к числу признаков, существенных для отнесения ресурса к СМИ, был отнесен профессиональный характер производства информации и специализация производителей на данном виде деятельности. При этом учитывалась стремление самих информационных ресурсов позиционировать себя как СМИ, что можно сделать с помощью профессиональных журналистских слов в названии ресурса, логотипе или слогане — «газета», «радио», «журнал», «редакция» и т.п., а также в самих текстах — «программа», «интервью», «сюжет», «корреспондент», «редактор» и т.п.

Кроме того, многие онлайновые информационные ресурсы указывают на свою принадлежность к СМИ, публикуя на сайте так называемые «выходные данные» редакции (рубрики «about» , «о проекте», «о сайте» и т.п.), которые, как и в традиционных СМИ, включают информацию об учредителе/создателе, руководстве редакции и его авторском коллективе, полные реквизиты редакции с адресом и контактными телефонами.

В то же время в интернете любой сайт при желании можно рассматривать как СМИ, а можно и лишить его такого статуса.

Тем не менее, среди информационных ресурсов, позиционирующих себя как СМИ, следует выделить те, которые существуют только в интернете и не имеют печатных аналогов, онлайн-версии печатных изданий и смешанные ресурсы, которые производят собственные оригинальные материалы и перепечатывают информацию, ранее опубликованную в бумажной версии «материнского» журнала или газеты.

Сугубо онлайновые информационные ресурсы можно классифицировать по сходности с их традиционными аналогами.

1. Интернет-газеты — часто обновляемые издания, специализирующиеся в основном на информационных жанрах.

2. Интернет-журналы — издания аналитического и/или развлекательного характера как тематические.

3. Интернет-радио — онлайн-радиостанции.

4. Интернет-телевидение — развивающееся интерактивное телевидение.

5. Информационные агентства — ресурсы, поставляющие информацию с телетайпных лент.

Как показал мониторинг тематики, проведенный исследователями МГУ, онлайновые ресурсы балансируют между универсализмом и узкой специализацией. Группы универсальных и специализированных изданий распределяются примерно в равных долях: соответственно 49% и 51% из попавших в выборку изданий. В белорусском сегменте интернета к универсальным по тематике изданиям можно наиболее популярные онлайновые ресурсы — tut.by, naviny.by, ej.by.

Специализированные ресурсы ориентируются, как правило, на аудиторию с определенными интересами: финансово-экономическими, автомобильными, спортивными, религиозными и др. Зачастую дополнительные, специализированные рубрики создаются и на универсальных ресурсах. Например, на сайте tut.by можно найти отдельные разделы, посвященные IT-тематике и финансам

Сайты оффлайновых СМИ зачастую вовсе не считают полноценным средством массовой информации и относят к группе презентационных корпоративных сайтов с имиджевой функцией.

Как правило, «материнские» оффлайновые издания переносят периодичность обновления содержания (ежедневную, еженедельную, ежемесячную) на свои онлайновые версии, хотя иногда на таких ресурсах появляются новые рубрики, которые обновляются в более оперативном режиме, например, лента новостей.

Электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Иногда редакции подходят к своим информационных ресурсам более прогрессивно и практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде, создавая таким образом ресурс смешанного типа.

Считается, что многочисленные клоны бумажных изданий в интернете долго не продержатся и в скором времени будут преобразованы в полнофункциональные онлайновые ресурсы. Причины неуспеха онлайн-версий печатных изданий, как правило, связаны с игнорированием редакторами гипертекста и ссылок, а также использованием примитивных технологий, из-за которых возникают ошибки в проектировании, проблемы с навигацией (перемещением) по сайту и т.п. [13, с. 24].

Как альтернатива онлайновым информационным ресурсам, где производителем информации является штат профессиональных журналистов, в интернете появились авторские проекты и блоги.

Авторский проект — это популярный, хорошо посещаемый ресурс, который создается и поддерживается усилиями одного человека и в котором появляются продукты его творчества.

Авторские проекты стали первым опытом онлайн-журналистики, однако их значение пока слабо изучено. По мнению некоторых экспертов, причины малоизученности авторских проектов состоят в том, что научный инструментарий, используемый для исследования журналистского творчества, для интернет-журналистики применим весьма ограниченно, поэтому достаточно сложно доказать, что такие проекты являются СМИ [13, с. 10-11]

Блогом (сокр. от англ. weblog) принято называть онлайн-журнал (дневник), представляющий собой страницу с короткими сообщениями и комментариями. Как правило, блогеры пишут в своих дневниках о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, публикаций в СМИ, а порой делятся оперативной и эксклюзивной информацией, которой нет у журналистов.

Таким образом, несмотря на широкое распространение онлайновых информационных ресурсов, в их классификации остается еще много вопросов. До сих пор точно не определено, какие именно ресурсы стоит относить к средствам массовой информации, и являются ли таковыми онлайновые клоны традиционных (настоящих) СМИ.

Тем не менее, все перечисленные в этой главе виды онлайновых информационных ресурсов (и профессиональные журналистские, и альтернативные) участвуют в производстве информации и имеют возможность публиковать видео-, аудио-, фото- и текстовые данные, что имеет большое значение для дальнейшего исследования темы использования мультимедийных жанров.

1.3 Особенности онлайновых информационных ресурсов

Онлайновые информационные ресурсы довольно проблематично описать по классическим критериям — таким, как периодичность издания, объемы передаваемой информации, география ее распространения, поскольку эти понятия неприменимы к интернету. Периодичность издания, например, может быть и ежеминутной, да и само понятие «периодичность» в данном случае имеет неоднозначное значение. Под ним можно понимать как обычное добавление новости, так и полное обновление всех рубрик ресурса. Понятия «география распространения» в интернете и вовсе не существует, т.к. сайты доступны практически в любой точке мира, в то время как традиционные СМИ «привязаны» к конкретному географическому месту (например, локальная газета, радиостанция).

В то же время онлайновые информационные ресурсы обладают рядом специфических качеств, которые нельзя найти у традиционных СМИ. Среди них исследователи М. Лукина и И. Фомичева выделяют интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, оперативность, доступность, неограниченный объем и др. [18, с. 48].

Интерактивность. Хотя в печатных СМИ пока никто не отменял письма и пресс-анкеты как формы общения со своим читателем,более молодые СМИ успешно используют другие формы интерактивности (двустороннего взаимодействия с читателем): например, на радио и телевидении сегодня весьма популярны звонки в эфир, телефонные и студийные рейтинговые опросы, разнообразные игровые способы общения с аудиторией.

Коммуникация в интернете подразумевает возможность активного взаимодействия между редакцией и читателем. Интерактивность с точки зрения направленности действий участников коммуникационного процесса можно разделить на четыре разновидности:

1. от одного — к одному (письма в редакцию по электронной почте);

2. от одного — к многим (журналист/редактор/модератор рассылает электронное письмо);

3. от многих — к одному (когда пользователи имеют возможность задать вопрос конкретной персоне во время онлайн-конференции);

4. от многих ко многим (участие в форуме).

В отличие от традиционных СМИ, в онлайновых информационных ресурсах двустороннее общение между редакцией и читателями разворачивается в одной и той же физической среде, т.е не «газета» — «почта», или «радио» — «телефон», а «интернет» — «интернет».

На практике редакции СМИ, присутствующие в Интернете, пользуются разными устоявшимися форматами сетевого общения — электронными письмами, чатами, форумами.

В связи с этим у журналистов появляются новые профессиональные обязанности модераторов, организаторов этой многосторонней коммуникации, что помогает им быть активной стороной в организации дискуссий, «держать в русле» предложенные темы для обсуждения.

Возможность вступить в контакт с публикой в интернете помогает журналистам подробнее узнавать социальные потребности аудитории, а значит, приблизиться к удовлетворению ее запросов. Кроме того, журналист может сознательно вовлекать аудиторию в информационный обмен, для получения необходимых данных. К примеру, портал tut.by нередко включает в статьи комментарии своих пользователей, оставленные на форумах, а зачастую просит откликнуться очевидцев какого-либо события, участников конфликта и т.п.

К элементам интерактивности относят и такие сервисы, как «Оценка материала», «Голосование», которое обычно состоит из вопроса и вариантов ответа, сервиса «Задать вопрос», где пользователь может обратиться в редакцию за помощью в какой-либо проблеме, «Форма для отправки пользовательского контента», позволяющая пользователю отправить редакции текстовое сообщение или мультимедийные файлы [16, с. 147].

Гипертекст. Гипертекстовая природаоснова интернета и его уникальное свойство, которое помогает связать различные веб-страницы с помощью гиперссылок и тем самым дает возможность пользователю получить более полную информацию о событии. Гипертекстные связи зачастую рассматривают как технический элемент веб-дизайна, как источник информации и характеристику контента [18, с. 72].

Гиперссылки могут быть контекстуальными и тематическими, внутренними и внешними. Контекстуальные ссылки ведут на различные новости об одном и том же событии (например, подробности землетрясения, интервью с сейсмологами и пр.) Тематические ссылки будут указывать на материалы на похожие события, но произошедшие в другом месте и/ или в другое время (напр., материалы о землетрясениях в других странах).

Внешние гиперссылки ведут на другие сайты, внутренние — на материалы в пределах одного ресурса.

Мультимедийностьэто возможность использования на веб-странице различных видов информации — текстовой, графической, аудиовизуальной.

Включение в веб-страницы аудио- и видеоинформации уже стало обычной практикой. В интернете нередко создаются онлайн-радиостанции, специализирующиеся на узкой тематике, поскольку вещание в сети намного дешевле покупки эфирных диапазонов.

Как уже отмечалось ранее, использование в информационных ресурсах мультимедиа делает информацию более доступной для восприятия пользователями, а зачастую подтверждает ее достоверность.

Оперативность. В отличие от других каналов передачи информации, сеть дает возможность публиковать новость мгновенно, как только она появилась. Однако некоторые исследователи считают, что оперативность становится по-настоящему востребованной лишь во время острых кризисов, происшествий, важных событий, т.е. несколько раз в год [20, с. 20].

Архив. Интернет предлагает неограниченный объем памяти и возможность архивировать более старую информацию, превращать ее в базу данных с возможностью легкого поиска и открытия необходимых документов.

Такая возможность позволяет внедрять такие сервисы, как, например, календарь культурных мероприятий, справочники, электронные консультанты и др.

Неограниченный объем. В то время как печатные СМИ ограничены объемом выпуска, телепередача ограничена временем, на сайте издания можно разместить неограниченное количество текстового и графического материала. Это увеличивает как количество опубликованных новостей, так охват целевой аудитории.

Доступность. Сетевое издание можно прочитать из любой точки земного шара, для этого необходим только компьютер с доступом в интернет. Пуховичскую газету может увидеть житель любой страны. Помешать этому может разве что языковой барьер.

Индивидуальный прием информации. Когда телевизоры еще были редкостью, их смотрели семьями, а иногда и целыми деревнями, в наши дни появление пульта и растущее количество телевизоров в доме обеспечивает индивидуальный просмотр. Так же и персональный компьютер постепенно стал средством индивидуального пользования.

Возможность повторного использования информации. Телевизионные и радиопередачи невозможно просмотреть повторно без специальной записи на носитель информации, в то время как к текстам сетевых изданий, подобно печатным СМИ, можно обратиться в любое время.

Низкая себестоимость. Низкая себестоимость создания и поддержки онлайнового ресурса позволяет достаточно легко войти на рынок, что, в свою очередь, способствует созданию узкоспециальных, маргинальных и личных электронных колонок, газет и журналов.

Однако легкость публикации при возможности сохранения анонимности может вести к использованию дезинформации, плагиата, пропаганде экстремизма, порнографии пр.

В то же время, если печатные издания имеют единственной предпосылкой для своего существования продажу, пользователи телевидения, радио и интернет-изданий не только должны иметь технические средства — телевизор, радиоприемник, персональный компьютер, что является изначальным препятствием для их использования

К тому же, материалы онлайновых ресурсов должны читаться непосредственно с монитора, «гипертекстово», что, с одной стороны, освобождает руки при чтении, с другой — переутомляет глаза, а его скорость приблизительно на 25 % ниже, чем при чтении печатных текстов. Более того, результаты исследования, проведенного в университете штата Огайо (США), показали, что читатели воспринимают текстовый онлайн-материал хуже, чем его печатные аналоги. Предлагаемые с монитора тексты кажутся менее достоверными и оказывают более слабое влияние на позиции читателей, чем те же тексты, опубликованные в обычных газетах [4].

Таким образом, онлайновые информационные ресурсы позволяют пользователям получать информацию более оперативно, чем традиционные СМИ, а использование гипертекста и мультимедиа делает журналистские материалы более полными и интересными, как с информативной, так и с дизайнерской точки зрения. Тем не менее, по некоторым характеристикам, онлайновые ресурсы проигрывают традиционным: свет монитора переутомляет глаза, снижается скорость чтения и уровень доверия к опубликованной информации.

интернет информационный онлайновый журналистика мультимедийный


Глава 2. Жанровое разнообразие онлайновых информационных ресурсов

2.1 Понятие жанра в журналистике

Вся масса созданных в журналистике произведений распределяется на жанры на основе целого ряда принципов. «Журналистский жанр — это элемент метаязыка интегрированных социальных коммуникаций или современный код, с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией» [13, с. 8].

Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе — род, вид. Жанр — эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Однако единого определения понятия жанр не существует, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают; жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации, каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

Многообразие и взаимопересечение принципов деления на жанры объясняет то, что до конца так и не прояснен вопрос: является ли жанр категорией содержания или категорией формы.

Как известно, любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном). Выражением типологии форм принято считать жанр.

Различают три базовых способа отображения реальности: 1) фактографический, 2) аналитический, 3) образный. [13, 72]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.