скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыДипломная работа: Специфика мультимедийных жанров онлайновых информационных ресурсов

Фактография фиксирует события и преобразует их в факты, которые отвечают на вопросы: где, что и когда произошло.

Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей, разного уровня обобщения, а также прогнозирования возможных событий (фактов).

Образотворчество создает максимально емкое обобщенное представление в форме художественного образа целых классов и категорий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой.

Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойственен свой объем информативности и уровень обобщения фактов.

Л. Кройчик предлагает разделить журналистские тексты на пять групп:

1) оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;

2) оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;

3) исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;

4) исследовательские — статья, письмо, обозрение;

5) исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.

Таким образом, журналистские жанры можно охарактеризовать по тексту объему информативности и уровню обобщения фактов, в связи с чем можно выделить пять жанровых групп: оперативно-новостные, оперативно-исследовательские, исследовательско-новостные, исследовательские, исследовательско-образные.

2.2 Традиционные жанры журналистики в интернете

Общеизвестно, что в журналистике идет постоянное обновление «жанровой палитры», причем наиболее активно оно происходит в переломные моменты развития общества. Меняются характер, форма представления материала, происходит некая мутация привычных, устоявшихся текстовых форм. Подобные изменения вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым коммуникативным реалиям [20,с. 21].

Безусловно, такое масштабное явление, как интернет-журналистика, не может не трансформировать журналистику в целом, внося новые художественные приемы представления массовой информации, а также видоизменяя методы работы с массовой информацией.

В журналистике нынешнего времени, когда в единицу времени человек получает огромное количество разнообразной информации, на первый план выходят оперативно-новостные жанры.

Заметка является простейшим жанром периодической печати. С нее начиналась газета. Она призвана оперативно, выразительно и кратко сообщать о новости в политической, экономической, культурной жизни — что, где, когда произошло или должно произойти. Заметка фиксирует конкретный жизненный факт, она фиксирует самое главное, существенное. Именно поэтому этот жанр так популярен в интернете.

Потребность в максимальной оперативности и сжатости спровоцировало появление принципа телеграфной строчки; язык стал суховатым, слова потеряли образность.

Зачастую интернет-издания используют такой прием, как публикацию одной строки, самого факта новости (с пометкой «Будет дополнено»), а чуть позже выходит уже развернутый вариант заметки. Таким образом, издание информирует о самом факте, показывает, что уже знает о нем и предупреждает о продолжении. Таким методом часто пользуются информационные агентства — БелТА, БелаПАН и др.

Оперативно-исследовательские жанры — интервью, репортаж, отчет.

Жанр интервью очень популярен в интернете — практически любой сайт, позиционирующий себя как СМИ, содержит рубрику «Интервью». Сетевые технологии заметно упрощают процесс подготовки и публикации интервью, не говоря уже о том, что интерактивность интернет-вещания позволяет вовлечь в процесс подготовки материала аудиторию издания.

Репортаж — наглядное представление о событии через восприятие журналиста-очевидца. Его особенности определяются назначением этого жанра. Задача, стоящая перед его автором, — рассказать о событии глазами очевидца или участника. Важными качествами этого жанра являются оперативность, динамичность и эффект присутствия, а в онлайновых ресурсах — еще и небольшой объем текста, поскольку веб-страницы с объемными материалами, как правило, плохо воспринимаются

Отчет — это информационное сообщение о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференции и собрания, спортивные соревнования и выставки и т. д.). Важнейшая задача отчета в периодической печати — сообщить читателям о событии, его ходе и развитии так, чтобы дать достаточно полное представление об общественно-политическом значении описываемого. Отчеты делятся на прямой, аналитический, тематический, проблемный. Например, сайт naviny.by во время предвыборной кампании в Америке и во время самих выборов несколько раз в день публиковал отчёт о происходящих событиях, который включал и элементы репортажа, интервью, зарисовки.

Корреспонденцию, комментарий (колонку), рецензию можно отнести к исследовательско-новостным жанрам.

Корреспонденция — информационный жанр, содержащий не только информацию о событии или явлении, но и элементы оценки, прогноза. Этот жанр характерен для ресурсов, специализирующихся на новостной информации и часто применяется в газетах (журналах), как онлайновых, так и оффлайновых.

Комментарий — жанр, ставший весьма популярным среди сетевых изданий именно благодаря интерактивности интернета. Сетевые технологии позволяют в кратчайшие сроки получить практически неограниченное количество комментариев как от экспертов, так и от рядовых читателей. В результате заявленная тема освещается с нескольких точек зрения и рассматривается максимально полно. В сети применяется два «формата» полемического комментария: когда публикуются две противоположные точки зрения и когда в пределах одного материала публикуется несколько комментариев по заданной теме.

На сегодняшний день рецензия встречается на многих интернет‑ресурсах, тематически связанных с кинематографом, литературой, живописью или другими видами искусства. В байнете рецензии можно найти и на сайтах широкопрофильных изданий («Советская Белоруссия», «Звязда») и на специализированных ресурсах (critic.by, kinogorod.by).

Наиболее популярными исследовательскими жанрами являются статья, письмо, обозрение.

Статья — один из самых распространенных полемических жанров в интернете, особенно среди общественных изданий с широкой аудиторией. В статье автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. Такому жанру, как статья, присуща широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность

Письмо — пожалуй, самый интересный полемический жанр с точки зрения его трансформации в условиях интернет-вещания. Данный жанр всегда рассматривалась как метод эффективного взаимодействия журналиста и аудитории [24].

Этот жанр нередко используется онлайновыми ресурсами и оффлайновыми СМИ и публикуется, как правило, в рубрике «Мнение» и доступен не только журналистам, но и читателям, экспертам и др. Такие материалы обычно вызывают большой интерес у читателей и подталкивают к обсуждению материалов на форумах, в чатах и т.д. В качестве примера можно привести статью «Женский взгляд. Купила бы белорусское» на naviny.by, в которой журналист Оксана Яновская размышляет о белорусских товарах для женщин — косметике, белье, обуви, одежде.

Обозрение — жанр, одной из основных задач которого является корректировка общественного мнения по актуальной проблеме, — представлен в интернете обзорами СМИ и характерен для информационных порталов и новостных сайтов.

Однако появление в сети материалов данного жанра, особенно в начальный период развития сетевых СМИ, приобрело характер эпидемии. Причина такой популярности в том, что простому пользователю трудно ориентироваться в большом количестве информации, представленной в интернете. Ему намного удобнее обратиться к тексту журналиста, который собрал эту информацию, проанализировал и структурировал

Таким образом, при перенесении с бумаги на веб-страницы некоторые традиционные жанры журналистики претерпели ряд изменений. Так, все они вынуждены сократиться в объеме, поскольку массивные материалы в интернете зачастую не дочитываются до конца. Наибольшую популярность в сети приобрела заметка, т.к. современному потребителю необходима информация — лишь самое важное. К тому же лишь в интернете новостные журналисты могут в полной мере проявить свою оперативность.

2.3 Специфические жанры онлайн-журналистики

Появление онлайновых информационных ресурсов спровоцировало не только трансформацию традиционных жанров печатной журналистики, но и появление новых, характерных исключительно для сети.

Высокий уровень интерактивности интернет-изданий привел к появлению такого жанра, как онлайн-конференции, в котором интервьюерами могут стать все желающие читатели, отправив вопрос в редакцию. Обычно редакция приглашает специалиста в определенной сфере, определяет тему интервью и тщательно отбирает присылаемые вопросы. Стоит отметить, что вопросы можно присылать и во время самой беседы. Так как во время онлайн-конференции редакция осуществляет текстовую трансляцию интервью, читатели могут задавать собеседнику уточняющие вопросы. Именно это и отличает ее от газетного жанра «прямая линия».

Жанр онлайн-конференции освоили многие СМИ, в том числе и онлайн-версии оффлайновых изданий. Они регулярно проводятся на сайтах газет «СБ-Беларусь сегодня», «Народная газета», информагентства БелТА, сайтах naviny.by, tut.by и др. Гостями конференций становятся министры, их заместители, представители местной власти, послы, руководители международных организаций.

Самым оперативным и удобным способом освещения продолжительного события является онлайн-репортаж, который представляет собой совокупность коротких новостей. Многие интернет-издания использовали этот жанр для освещения теракта в минском метро 11 апреля — naviny.by, belapan.by, nn.by. Корреспонденты этих ресурсов находились на месте трагедии и передавали редакциям новую информацию, которой постепенно дополнялся онлайн-репортаж. Информация может быть как текстовой, так и мультимедийной — фотоснимки, видео- и аудиосюжеты.

В последнее время набирает популярность и такой жанр, как твиттер-репортаж, для которого используется сеть микроблогов Twitter. К примеру, ресурс Lenta.ru таким образом освещал свадьбу принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон. Удобство этого способа в том, что информация подается очень короткими сообщениями — не более 140 знаков — и содержит самое важное и интересное. Однако в Беларуси этот способ освещения событий пока не распространен.

Скромным редакциям, как правило, проблематично освещать события, проходящие за рубежом, такие как конкурс песни «Евровидение», мировые конкурсы красоты, спортивные соревнования, поскольку финансовые возможности не позволяют отправить туда корреспондентов. В этих случаях редакциям помогают непосредственные участники этих событий, которые ведут на сайтах онлайн-дневники. К примеру, сайт naviny.by совсем недавно публиковал дневники белорусской участницы «Евровидения» Анастасии Винниковой и главного тренера хоккейной сборной Беларуси Эдуарда Занковца с 75-го чемпионата мира по хоккею в Словакии.

Новым жанром онлайн-журналистики можно считать и журналистский блог (впрочем, его с таким же успехом можно считать и авторским СМИ одного человека), где профессионал выступает и репортером, и комментатором, и модератором, и собеседником, использует видеоиллюстрацию, радио- и фоторепортаж.

Таким образом, к онлайновым информационным ресурсам проблематично применять только традиционную жанровую классификацию . Технологические возможности интернета позволили зародиться таким оперативным жанрам, как оналйн-репортаж и твиттер-репортаж. Высокий уровень интерактивности позволяет читателям самим поучаствовать в интервью с важной персоной, задав вопрос во время онлайн-конференции. К тому особую популярность получили блоги и онлайн-дневники известных людей.

2.4 Особенности мультимедийных жанров журналистики

С каждым годом технологические возможности интернета улучшаются, провайдеры увеличивают скорость доступа к сети и уменьшают стоимость абонементов, что делает интернет более доступным для населения. А это значит, что у пользователей появилось больше возможностей посещать веб-страницы с размещенными на них большими качественными фотоснимками и просматривать видеоролики. Для информационных ресурсов это стало стимулом для более активного использования на своих страницах возможностей мультимедиа и созданию новых жанров.

Мультимедийный жанр — это новый жанр журнаналистики, в основе которого лежит мультимедийная информация (фото, видео, аудио).

Эксперты американского агентства Associated Press сравнивают доставку информации из интернет-СМИ в новостные агрегаторы и сборку историй с движением атомов, а сами жанры — с инфомолекулами. Такой же метод в описании производства мультимедийных историй используется и в РИА «Новости». Например, одна фотография — условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много пользователю. Три или пять фотографий, собранные в слайдшоу, — это уже «инфомолекула», тоже самодостаточная. Но при соединении такой «инфомолекулы» слайд-шоу с «инфомолекулой» текста, «молекулой» видеоиллюстрации или видеосюжета, «инфомолекулой» графики получается «тело» мультимедийного материала [15, с. 131].

Самые распространенные виды «инфомолекул»:

Статичная иллюстрация — классическая иллюстрация в мультимедийной истории. Она несет практически те же функции, что любая фотоиллюстрация в традиционном СМИ: отражает суть происходящего, расширяет информацию, помогает выстроить визуальный ряд. В идеале это кадры с места событий или архивные снимки абсолютно релевантные сути истории. В мультимедийной заметке также часто приходится использовать коллажи и другие «хитрые» решения иллюстрирования, если документальной иллюстрации нет. Статичная иллюстрация не обязательно фотография. Это может быть стоп-кадр из видео, «превью» к инфографике (уменьшенный или специально подготовленный кадр), фрагмент карты, карикатура и так далее.

Фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи — производные рассказа о событии с помощью фотографий. Это может быть подборка снимков, построенная по классическим канонам фоторепортажа — и мы увидим последовательно разворачивающиеся события. Это может быть и микс разных иллюстраций, относящихся к общей теме. По-разному здесь организуется и навигация: в одном случае пользователь листает картинку за картинкой, в другом — выбирает из «превью». Одним из популярных вариантов фотогалерей может быть подборка «Фото дня» или «Фото недели».

Фотолента может быть самостоятельной «инфомолекулой», самодостаточным рассказом, в котором будут только «технические» подписи (кто, где, когда) или минимальные комментарии, а может стать только частью большой мультимедийной истории. В зависимости от особенностей верстки, фотолента может быть представлена в статье одной фотографией — «превью», и полностью открываться в отдельном окне, а может иметь механизм «листания» прямо в теле мультимедийной заметки.

Слайд-шоу отличается от фотоленты прежде всего тем, что картинки «перелистываются» сами в режиме «фотофильма» и часто очень похожи на видео. Иногда эта схожесть так принципиальна, что, например, по правилам организаторов некоторых крупных соревнований и шоу-событий, СМИ не имеют права собирать слайд-шоу, чтобы не нарушить права вещателей. Но не обязательно все кадры слайд-шоу должны принадлежать одному моменту. Иногда, напротив, важно собрать картинки, разного времени и разных граней события.

Карикатура — традиционный жанр — получает новое дыхание в конвергентном СМИ. В первую очередь потому, что она становится анимационной, в ней можно заложить движение, действие и даже звук.

Подкаст — (от англ. podcasting, от iPod и англ. Broadcasting — повсеместное, широкоформатное вещание) — звуковой файл, передача, законченный сюжет. Как правило, выложенный в Интернете фрагмент радийной программы или начитанный текст сообщений. Подка́стом называется либо отдельный файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов. Чаще всего этот жанр используют радиостанции, но иногда и другие онлайн-СМИ — в байнете это 34mag.net, onliner.by и др.

Аудиоиллюстрация — фрагмент аудиозаписи, относящийся к определенной части текста. Может быть не законченным, минимально коротким (2-3 секунды). Призван проиллюстрировать ту часть сообщения, в которой звуковая составляющая несет смысловую или эмоциональную нагрузку. Например: звук редкого музыкального инструмента, смех знаменитости, рев огня на беспрецедентном пожаре или аудиоцитата ньюзмейкера, когда тон, экспрессия, эмоция, с которой он произносит ключевые вещи, играют роль не меньшую, чем собственно слова.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.