Реферат: Связь интенсивности физических упражнений с объемом учебной и умственной деятельности
Высокое развитие этих функций зрительного анализатора важно для операторских профессий.
Двигательный анализатор. Его функции - точность движения и усилия. Под воздействием специальной спортивной тренировки он меняет свою чувствительность. Точность движений высока у спортсменов -игровиков, гимнастов, легкоатлетов-метателей, конькобежцев. У тех же, кто занимается боксом, баскетболом, волейболом, гимнастикой или греблей, увеличивается и показатель точности мышечных усилий. Движения становятся более четкими. Функции двигательного анализатора следует особенно развивать представителям профессий тонкого ручного труда.
Тактильная чувствительность пальцев. Ее развивают спортивные игры - особенно баскетбол и волейбол. Это качество просто необходимо сборщикам изделий из мелких деталей, хирургам, полировщикам турбинных лопаток - словом, всем, кто выполняет тонкие работы, где необходимо «видеть пальцами».
Тренировка в спортивных играх вообще предоставляет большие возможности для развития многих психофизиологических функций, являющихся ведущими для ряда сложных современных профессий, предъявляющих повышенные требования к высшей нервной деятельности, работе зрительного, кожного и кинестетического (двигательного) анализаторов. Это профессии точных и тонких ручных работ (сборщики изделий из мелких деталей, швейники, чертежники), профессии металлообработки (токари, сверловщики, фрезеровщики), авиаторы и т. д. Установлено, что далеко не каждый вид спорта подходит для той или иной специальности. Например, занятия штангой не годятся для сборщика часов или электронно-вычислительных машин, а теннис — для работника на угольном комбайне. Ведь свое профессионально-прикладное значение спорт лучше всего оправдывает тогда, когда он способствует развитию определенных двигательных и психофизиологических качеств, обретению навыков, которые наиболее характерны для данной производственной специальности.
Какие же виды спорта или отдельные спортивные упражнения наиболее полезны в целях ППФП?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно четко представлять классификацию видов спорта по развиваемым ими психофизиологическим качествам.
Интерес представляют несколько классификаций видов спорта. Например, одна из них, наиболее общая, разработана старшим научным сотрудником ВНИИФКа С. С. Грошенковым, который разделил все виды спорта на три группы. Первая объединяет виды спорта, отличительная черта которых - тренировка быстроты, силы и специальной выносливости. Вторая требует преимущественно развитых координационных способностей. И третья - психофизиологических качеств, позволяющих точно решать двигательные задачи тактического свойства.
Приведем наиболее детальную и удобную для определения задач ППФП классификацию, предложенную профессорами А. Б. Гандельсманом и К. М. Смирновым. Согласно ей все виды спорта объединены в семь групп:
Первую группу составляют виды спорта, которые предъявляют повышенные требования к координации движений. Это акробатика, гимнастика, прыжки в воду.
Во вторую группу входят виды спорта, характеризующиеся циклическими движениями, главная черта которых — развитие выносливости. К ним относятся бег, конькобежный спорт, велоспорт.
Для третьей группы характерна сила и быстрота движений, в свою очередь она делится на две подгруппы перемещение максимальной массы (тяжелая атлетика); создание максимального ускорения при постоянной массе (легкоатлетические метания).
Четвертая группа объединяет виды спорта, которые способствуют быстрому сбору и освоению информации в условиях борьбы с соперником. Это все виды единоборств.
Пятая группа особенно успешно тренирует центральную нервную систему в связи с необходимостью обеспечить опережающее и предупреждающее действие. К ней относятся мотоспорт, конный, водно-моторный спорт.
Шестая группа «воспитывает» нервную систему при малых физических нагрузках. В эту группу входят шахматы, русские шашки.
И наконец, последняя, седьмая группа тренирует способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Это современное пятиборье, биатлон.
КАК РАЗВИТЬ НУЖНЫЕ КАЧЕСТВА
Пользуясь уже известными нам профессиограммами и спортограммами, можно дать вполне обоснованные рекомендации для профессионального обучения.
Естественно, для этого нужно хорошо знать особенности профессиональной деятельности, реально оценивать направленность отбираемого вида спорта и уметь сопоставлять их.
Пригодность вида спорта для целей ППФП оценивается по следующим направлениям: общность формируемых навыков, идентичность требуемых физических качеств, одинаковая направленность на совершенствование психофизиологических функций. При полном совпадении направленности влияния вида спорта на организм с основными требованиями специальности прикладной эффект.
Если прикладное значение многих видов спорта выявлено в экспериментальных исследованиях, то методики использования отдельных элементов вида спорта во многих случаях еще не разрабатывалась. Какое полезное влияние на то или иное физическое качество или функцию сказывают те или иные элементы разные виды спорта? Здесь большой простор для личной инициативы инструктора физкультуры на предприятии иди преподавателя физического воспитания учебного заведения, которые могут помочь своими наблюдениями ученым.
Глава 4. Средства оздоровления и управления работоспособностью
В задачу физической культуры наряду с оздоровлением условий спортивной среды входит разработка мер, способствующих оздоровлению молодежи, повышению общей и спортивной работоспособности, ускорению процессов восстановления после учебы, работы и занятий физкультурой и спортом.
К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств обеспечивает всестороннее развитие физических способностей учащихся, их гармоничное развитие и здоровье. Общая цель физического воспитания, одного из важнейших направлений деятельности учебных заведений - формирование здорового, физически совершенного, бодрого и жизнерадостного, социально активного, морально стойкого молодого поколения строителей и защитников нашего общества.
В задачи физического воспитания входит:
- укрепление и повышение уровня здоровья, развитие физических способностей, закаливание, достижение физического совершенства;
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, в том числе профессионально-прикладных;
- углубление знаний, необходимых для широкого использования физической культуры в повседневной жизни;
- привитие любви к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышение уровня спортивных достижений;
- формирование лучших черт характера и воли для созидания и творческой деятельности.
Гигиенические требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи базируются на физиологических закономерностях влияния двигательной активности на организм.
Формы физического воспитания характеризуются большим разнообразием:
1) учебные занятия, как обязательные, так и факультативные;
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия во время учебы, производственного обучения и практики;
3) физкультурно-массовая и спортивно-массовая работа с учащимися в свободное от учебных занятий время.
Все названные формы дополняют друг друга и представляют собой единое целое в физическом воспитании.
На организм учащегося-спортсмена приходится очень большая психическая и физическая нагрузка, которая может быть причиной травм и нарушений деятельности отдельных органов и систем, для чего необходимо использовать различные средства.
РЕЖИМ ДНЯ - РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Проверенные в разные годы эксперименты и массовые обследования наглядно доказали, что систематическое использование средств физической культуры заметно повышает производительность индивидуального и коллективного труда. Тренированный человек быстрее и полнее восстанавливает силы после рабочего дня, меньше подвержен травматизму, быстрее преодолевает его последствия, Высокая физическая подготовленность значительно повышает устойчивость организма к неблагоприятным условиям труда, перегреванию и охлаждению, и это очень важно для сохранения здоровья работников ряда отраслей промышленности, к примеру, в металлургии.
Средствами физической культуры можно эффективно снять утомление, быстро и полноценно восстановить силы. Знают об этом многие, но делают не все. Почему? Главная причина, на которую ссылаются обычно, — недостаток времени. И все же, как бы ни был занят человек, всегда есть возможность правильно спланировать свой распорядок дня.
Альфа и омега здорового образа жизни - так можно назвать режим дня, чередование труда и отдыха. В его основу положен суточный биоритм, присущий всему живому.
Как же достроить свой день? Советы на эту тему неизбежно будут общими. Каждый человек в первую очередь ориентируется на продолжительность и содержание своей работы. Именно с ней соотносятся его занятия домашним хозяйством, отдых.
Воспитание навыков организации рационального режима дня у учащихся и студентов в процессе учебной деятельности должно основываться на необходимости многое успевать и без ущерба для здоровья переносить высокие умственные и физические нагрузки. Почему рациональный режим дня помогает сохранять высокую работоспособность на длительный период времени и дает возможность эффективнее его использовать?
В первую очередь учащимся необходимо объяснить, что функциональная активность организма ритмически изменяется. Ритмы функционирования или биоритмы имеют различные периоды. Период суточного или циркадианного ритма равен 24 ч. Общая продолжительность учебных занятий достигает подчас 10-12 ч в день за счет сокращения, как правило, ночного сна и свободного времени. Вместе с тем ночью снижается уровень обменных процессов, температура тела, функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Рассогласование биологических и социальных ритмов приводит к заболеваниям, бессоннице, Ухудшает память, снижает работоспособность.
Большое значение имеет полноценность ночного сна. Для восстановления организма. Недаром существует народная поговорка - «утро вечера мудренее». При рациональном режиме продолжительность ночного сна составляет не менее 9'/2 ч для 15-16-летних и 8'/2-9 ч -для 17-18-летних. Для быстрого засыпания при нарушениях сна, связанных с излишним волнением, рекомендуется на ночь выпить стакан горячего молока с 2-3 чайными ложками меда, но не крепкий чай или кофе, а перед сном - прогулка на свежем воздухе и расслабляющая ванна или душ. Систематические тренировки и соревнования после 21-22 ч нарушают полноценность сна и диссонируют с нарастанием в силу циркадианной ритмики тормозных процессов в коре головного мозга, не рекомендуется их проводить и тотчас после пробуждения, особенно с упражнениями на .координацию, быстроту и силу.
Режим понимается как система условно-рефлекторных реакций, формирующих динамический стереотип. Выработка динамического стереотипа для центральной нервной системы, по представлениям И. П. Павлова, - большой нервный труд, а его переделка еще более трудна для организма. Отсюда вытекает один из принципов организации суточного режима - недопустимость беспорядочности и частых изменений режимных компонентов, постепенность перехода к новому режиму обучения, новому объему и характеру двигательной активности.
Особое значение имеет воспитание потребности к ежедневной утренней гимнастике в сочетании с закаливающими процедурами, на открытом воздухе или в проветренном помещении.
При анализе режима дня оценивают, прежде всего, распределение различных видов деятельности, время и продолжительность сна, режим питания, интервалы между
приемом пищи и физическими упражнениями. Рекомендуется утром завтракать за 1-11/3 ч до тренировки, обедать за 2-2/2 ч. Количество тренировочных занятий и их продолжительность зависит от квалификации и возраста спортсменов и др.
ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ - ИНСТРУМЕНТ АНАЛИЗА ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
У учащихся необходимо воспитывать навыки самоконтроля за состоянием здоровья, самочувствием, физическим развитием и физической подготовленностью.
Самоконтроль осуществляется простыми и доступными приемами наблюдения и определения субъективных (самочувствие, сон, аппетит, желание тренироваться, переносимость нагрузок и др.) и объективных показателей (взвешивание, измерение частоты пульса, определение мышечной силы ручным динамометром и некоторых антропометрических параметров обычным сантиметром иди ростомером - рост, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе). Полученные данные заносят в дневник и анализируют их. Спортсменам дневник следует вести ежедневно и периодически показывать тренеру или преподавателю физического воспитания.
При субъективном самоконтроле после первых занятий физическими упражнениями отмечается боль в мышцах - это естественная реакция на непривычную мышечную нагрузку. Занятия в этом случае нужно продолжать, правда, немного снизив интенсивность упражнений. Через несколько дней боль в мышцах исчезает. Боль исчезает быстрее, если использовать тепловые процедуры (душ, ванна) и само массаж.
В результате занятий может возникать и физической перенапряжение, для которого характерны боль в области печени, слабость, головокружения. Нужно записать, какие нагрузки вызывают эти явления, скорректировать нагрузку после врачебных консультаций.
Признаки переутомления — вялость, апатия, плохой аппетит, раздражительность. При их появлении нагрузку надо снизить, но пропускать занятия не рекомендуется.
О состоянии организма можно, судить, наблюдая за динамикой массы тела. В первые дни занятий физкультурой я спортом масса тела несколько уменьшается, главным образом за счет резервного жира и воды, в дальнейшем может возрастать благодаря развитию мышечной массы и затем стабилизируется.
Каждый учащийся должен знать нормальную величину массы своего тела и стараться поддерживать ее на оптимальном уровне.
Важное место в дневнике самоконтроля отведите наблюдениям за частотой пульса, так как оно доступно для любого учащегося. Пульс можно считать или в течение минуты, или за 30, 15 и 10 сек. с последующим пересчетом на минуту.
У спортсменов в состоянии покоя частота пульса понижается при адекватных физических нагрузках постепенно, через 6-7 месяцев тренировки на 3-4 удара в 1 мин, после года занятий - на 5-8 ударов и более. Пульс во время физической нагрузки и сразу после нее может достигать 160-170 ударов в I мин, а иногда и больше. Чем тренированнее организм, тем быстрее пульс приходит в норму после нагрузки. При снижении уровня тренированности вследствие прекращения или уменьшения, нагрузки пульс в покое вновь несколько учащается.
В состоянии переутомления пульс может быть как учащенным, так и замедленным. При этом нередко наступает аритмия, т.е. удары ощущаются через неравные промежутки времени.
Если в процессе занятий после одной и той же нагрузки уменьшается время восстановления частоты пульса к исходной величине, то это служит одним из показателей оптимальной нагрузки и роста тренированности.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СНИЖЕНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
После напряженных спортивных соревнований, по мнению некоторых спортсменов, можно выпить алкогольный напиток для снятия напряжения и утомления. Это вредно, т.к. алкоголь тормозит восстановительный процессы и на длительное время снижает работоспособность. При этом употребление спиртных напитков юными спортсменами не только разрушает тренированность, но и отрицательно сказывается на морально-волевых качествах, приводя зачастую к аморальным поступкам.
К сожалению, имеются примеры морального падения спортсменов, даже высшей квалификации из-за употребления алкоголя. Ясно одно, что из выпивающего учащегося не получится спортсмена, а спортсмена, который выпивает, ждет бесславный конец. И. М. Саркизов-Серазини писал:
"Не могу не отметить весьма интересный факт наблюдения на протяжении 40 лет людей, занимающихся спортом и физическими упражнениями. Те из них кто на протяжении всей своей жизни не прикасался к алкоголю, не знали болезней и прожили долгую жизнь".
Альтернатива пьянству - здоровый образ жизни, отличительной чертой которого являются систематические занятия физкультурой и спортом.
Особую тревогу вызывает раннее приобщение молодежи к разного рода пагубным привычкам. Так, по данным ВНИИФК (Царик И. 1987), в возрасте 16-20 лет к употреблению алкогольных напитков приобщаются 47,6%, а к курению в этом же возрасте - 50,9%.
Поэтому необходимо персонально приглашать «трудных» подростков в секции и команды, учитывая их склонность к тому или иному виду спорта.
При употреблении наркотиков происходит отравление организма с глубокими нарушениями психических и физических функций. Как известно, допинги запрещены в спорте и на крупных соревнованиях осуществляется антидопинговый контроль.
Борьба с вредными привычками и их предупреждение - важнейшая задача гигиенического воспитания учащейся молодежи. Главным средством служит рациональная организация суточного режима, наполненного творческой, созидательной деятельностью и содержательным досугом. Именно в этом ее профилактическая сущность.
Курение вредно людям всех профессий. Но особенный вред обществу наносят курящие педагоги и врачи. Борьба с курением ширится. На предприятиях, в лабораториях, в мастерских курить на рабочем месте не разрешается. Запрещено курить в школах, поликлиниках, больницах.
Пьянство и курение и наркомания ведут к болезням, утрате трудоспособности. Эти пороки, часто называемые безобидно «вредными привычками», нередко приводит к потере профессионального мастерства.
Приложить максимум усилий для искоренения этих зол - таково требование не только здорового образа жизни, но и требование времени.
Заключение
Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60% подростков страдают острыми респираторными заболеваниям!), имеют избыточную массу (до 20%), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40%), лишь 20-30% осваивают в целом нормы комплекса ГТО.
Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи. Решение этой задачи важно, ибо сегодняшние школьники, учащиеся СПТУ, студенты - завтра квалифицированные рабочие, организаторы промышленности и сельского хозяйства, воины Российской Армии. Именно от их здоровья, физической и профессиональной подготовленности зависит успешность участия в сфере общественного производства, повышение производительности труда.
Почему так остро и принципиально ставится в наши дни вопрос о массовой физкультуре? Не только потому, что забота о здоровье народа - главная социальная забота нашего общества. Сегодня связь физической культуры и здоровья работоспособности и производительности труда ощущается особенно ясно.
«В укреплении здоровья населения, гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни».
"Перестройка, ведущаяся после съезда, должна произойти и в нашем отношении к здоровью", - так считает Юрий Петрович Власов, прославленный атлет, долгие годы носивший звание самого сильного человека планеты.
- Пора всем нам понять, что здоровье каждый зарабатывает сам, что за него надо бороться, что ради него, ради полноценной творческой, счастливой жизни надо и поработать и «потерпеть». Конечно же, для этого нужно, прежде всего психологически перестроиться, избавиться от лени, от расхлябанности, внутренней недисциплинированности. Если верно, что каждый из нас кузнец собственного здоровья».
Физкультура и профессиональная деятельность. Вот что писал нарком здравоохранения Н. Семашко:
- "В проведении физической культуры на местах в громадном большинстве случаев понятие физической культуры подменивается понятием физических упражнений. Такой подмен совершенно неправилен и способен извратить все перспективы. Физическая культура означает не только, и далеко не только физические упражнения. «Физкультурно-образованный» (если можно так выразиться) человек должен проводить ее принципы ежечасно, ежеминутно. Вот почему правилен наш лозунг: «Физкультура продолжается 24 часа в день..."
Физические упражнения составляют лишь часть ее, и, часть, как видим, очень небольшую. Эти физические упражнения, конечно, очень важны, и мы горячо приветствуем их распространение. Они имеют уже, прежде всего то значение, что исправляют (корригируют) вредности нашего быта. Если человек 22 часа в сутки дышит испорченным воздухом, хорошо, если он будет упражняться 1—2 часа на свежем воздухе; если он целую неделю сидит в канцелярии, то хорошо, если хоть в воскресенье сходит на охоту или побегает на лыжах. Но настоящая физическая культура все же не в этом, или, точнее, не только в этом. Надо так устроить жизнь, быт, чтобы каждый час не подрезывать сук, на котором держится наше трудовое государство, то есть силы, трудоспособность, здоровье населения.
А мы в этом отношении пока варвары. Если объективные условия затрудняют пока оздоровление производства и некоторых сторон жизни и быта, то, по крайней мере, нужно делать то, что зависит от нас самих.
«Культурность народа измеряется количеством мыла, им потребляемого»,— сказал один ученый. Культурность народа зависит вообще от уяснения и проведения им правил гигиены. Вот почему настаиваем мы на проведении правил физической культуры в широком смысле слова. Ибо путь к культуре лежит через физическую культуру. Это особенно важно помнить в нашем трудовом государстве, где живые трудовые ресурсы населения — основа благополучия страны.
Отрывок из этой статьи Н. А. Семашко, написанной в 20-е годы, мы привели не случайно. И сейчас проблема взаимосвязи физкультуры и здоровья не потеряла своей актуальности и находится в центре внимания специалистов самых различных областей науки. О важности оздоровительной роли физкультуры и спорта свидетельствуют данные социологов. Учеными подсчитано, что сокращение заболеваемости хотя бы на 1 % позволит получить дополнительно 35 млн. рабочих дней.
Пока наши болезни обществу обходятся дорого. Из-за слабой физической подготовки молодых рабочих и инженерно-технических работников происходит 24% всех видов брака, аварий, остановок оборудования. Недостатки в физическом воспитании, отсутствие должной закалки приводят к тому, что из трудового процесса ежедневно по болезни выключается около 3 млн. человек!
Для решения этой и многих других проблем необходимы совместные усилия ученых и практических работников, всего общества.
Можно сказать, что новое производство требует нового физического мира человека. Как учеба сегодня становится постоянным фактором жизни члена нашего общества, так и физическая культура ныне превращается в неотъемлемый атрибут жизни, средство адаптации к изменяющимся природным, социальным и другим условиям. Из способа проведения досуга, требующего расхода мышечной энергии, физическая культура превращается в основной фактор физического развития человека,
Специалисты, к примеру, доказали, что состояние здоровья человека лишь на 10% зависит от медицины и на 90% от уровня его физической подготовленности и здорового образа жизни. Проведенные исследования показывают, что расходы, направленные на поощрение профилактических спортивных мероприятий (даже учитывая возможность травм), много меньше, чем затраты на пособия по нетрудоспособности.
Сегодня лозунг «Физическая культура — залог здоровья» уже недостаточно актуален. Занятия физкультурой и спортом должны стать залогом социального и творческого долголетия.
А закончить нам хочется словами известного советского ученого И. М. Саркизова-Серазини: «Систематически применяемые физкультура и спорт - это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это — старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это — долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъем, это, наконец, здоровье — самый большой источник красоты».
Литературные источники:1. «Профессионально-прикладная физическая подготовка» В.И. Ильинич. Изд. "Москва - Высшая школа - 1978г."
2. «Физкультура и профессия». С.П. Полиевский. И.Д. Старцева. Изд. "Москва - Физкультура и спорт - 1988г."
3. «Физическое воспитание учащейся молодежи». С.П. Полиевский. Изд. "Москва - Медицина - 1989г."
4. «Физическая культура в жизни человека». С.М. Оплавин. Ю.Т. Чихаев. Изд. "Ленинград - Знание - 1986г."
5. «Активизация учебно-воспитательного процесса студентов средствами физического воспитания». Г.Д. Иванов. Изд. "Алма-Ата - Мектел - 1989г."
[1] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[2] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[3] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[4] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[5] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[6] Г.Д. Иванов. "Активизация учебно-воспитательного процесса …" Алма-Ата 1989г.
[7] Определения физических качеств даются в этом разделе по Казациорский В. М. Физические качества спортсмена. М., ФиС, 1970.