скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Связь интенсивности физических упражнений с объемом учебной и умственной деятельности

Ответы выявили невысокую посещаемость учащимися уроков физкультуры, низкий охват занятиями спортом и участием в соревнованиях. Это, в свою очередь, влияет на постановку физического воспитания в вузе.

Исследуя отношение студентов к физической культуре и спорту исследователи выявили, что 40,75% опрошенных занимаются в целях укрепления здоровья. Созидательный подход к физически культуре следует считать положительным моментом, хотя лучше, если состояние здоровья не является основной причиной для занятий физическими упражнениями. В практике физкультурного движения Казахстана известно, что в учебные заведения, особенно в вузы, поступают юноши и девуш­ки, имеющие недостаточный уровень физической подго­товленности, что значительно осложняет их подготовку к выполнению нормативных требовании комплекса ГТО, освоению учебной программы по физическому воспита­нию и будущей специальности.

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ  ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСТУПАЮЩИХ В ВУЗЫ.

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

На протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизивший двигательную активность людей.

Стремительный рост объема научной информации, включаемой в учебные предметы, увеличил перегрузку учащихся, что вызывает у них переутомление, снижает двигательную активность и приносит большой вред здоровью (М. Н. Скаткин, 1963; П. А. Рудик, 1959; Г. А. Уманов, 1971)

Нами[2] обобщены материалы физической подготовленности студентов различных вузов Казахстана, страны. Выяснилось, что выпускники школ, поступающие в вузы, имеют недостаточную физическую подготовленность. Например, средние результаты юношей в беге на 100 м, начиная с 1960 г. по 1976 г., колеблются от 14,0 до 15 сек. Особенно низкие показатели в этом виде у девушек, пробегающих дистанцию в среднем за 17,0-18,7 сек.

Большинство студентов имеют низкую подготовленность в таких прикладных упражнениях, как метание гранаты и подтягивание на перекладине. Юноши различных вузов страны метают гранату от 32 до 57 .м, результаты девушек еще хуже - 14-18 м. Некоторые авторы особо отмечают необходимость развития у студентов профессионально-прикладной физической подготовленности. Профессионально - прикладные навыки необходимы для будущих специалистов: географов, биологов, юристов и т. д. Приобретение профессионально-прикладных навыков (умение грести, подтягиваться, плавать, ориентироваться на местности, преодолевать труднопроходимые места) становится одним из перво­степенных факторов в успешной профессиональной дея­тельности молодых специалистов и обеспечивается при достаточном уровне их физической подготовленности.

Многолетний опыт приема контрольных упражнений для оценки физической подготовленности поступающих в Казахский государственный университет и другие вузы г. Алма-Аты показал, что большинство юношей и девушек особенно не подготовлены к бегу на выносливость.

Юноши-первокурсники выполняют предусмотренные учебной программой нормативы в беге на 100 м для оценки физической подготовленности основной меди­цинской группы на удовлетворительно, в прыжках в длину с места и в подтягивании на перекладине близки средние показатели к этой оценке. Показатели девушек во всех контрольных испытаниях значительно ниже удовлетворительных оценок требований учебной программы и крайне далеки от норм комплекса ГТО.

Одним из главных критериев оценки физического воспитания в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов, проследить за которой можно посредством приема одних и тех же контрольных нормативов, характеризующих основные физические качества человека.

С помощью педагогических наблюдений можно проследить не только за динамикой физической подготовленности, но и выявить влияние на нее различных двигательных режимов, возможных в условиях вуза.

Динамика уровня физической подготовленности студентов в процессе физического воспитания на 1-2 курсах положительна - хотя ее показатели, особенно у девушек, уступает нормативам комплекса ГТО. После четырех лет обучения из-за отсутствия уроков физического воспитания физическая готовность студентов снижается до уровня поступающих на первый курс. Студенты же, - занимающиеся спортом, к

выпускному курсу имеют достаточную физическую подготовленность. И это позволяет им успешно осваивать программы учебных и производственных практик, требующие проявления психофизических качеств (умственной и физической работоспособности, устойчивости внимания и т. п.) и различных двигательных навыков и умений, особенно профессиональной направленности. Отсутствие уроков физического воспитания на старших курсах приводит к значительному снижению уровня основных физических качеств у студентов, они почти не участвуют в проводимых в вузах физкультурно-оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях, наблюдается их общественная пассивность во всех сферах профсоюзной деятельности.

Доктор педагогических наук В. И. Ильинич, отмечая низкий уровень физической подготовленности абиту­риентов Московского института инженеров землеустройства, считает, что на факультеты, связанные с полевыми работами, необходимы студенты здоровые, имеющие физическую подготовку не ниже III ступени ГТО. Это должно проверяться при поступлении и заранее оговариваться в правилах приема (В. И. Ильинич, 1973. 1977).

Аналогичные требования предъявляются к студентам инженерных и транспортных вузов.

Кафедрой физического воспитания[3] Алма-атинского института инженеров железнодорожного транспорта была проанализирован уровень физической подготовленности поступающих на первый курс и динамика роста в процессе обучения.

Результаты показали, что физическая подготовленность выпускников  школ - юношей - не изменяется на протяжении нескольких лет и уступает нормативам комплекса ГТО, у девушек наблюдается тенденция к снижению показателей физической подготовленности. Студенты особенно затрудняются в выполнении упражнений на выносливость, уровень развития этого важнейшего физического качества во многом определяет функциональное состояние организма. Следует вывод, что обходимы поиски дополнительных средств и методов подготовки девушек к выполнению норм ГТО.

Для более активного привлечения студентов к регулярным занятиям на уроках физического воспитания (4 часа в неделю), в сочетании с дополнительными вне учебными  формами физического воспитания, были использованы следующие методы:

-      дана оценка физической работоспособности и функционального состояния организма студентов посредством контрольных нормативов и Гарвардского степ теста;

-      показана взаимосвязь двигательного режима студентов с устойчивостью основных психофизических качеств (умственной работоспособности и внимания)

-      определены наиболее важные физические качества,  двигательные навыки и умения в системе железнодорожного транспорта;

-      зачислены в отделение спортивного совершенствования студенты, не имеющие спортивных разрядов;

-      обработаны результаты исследований, которые затем проанализированы на теоретических занятиях по физическому воспитанию;

-      организована научно-исследовательская работа студентов (НИРС) по проблемам физического воспитания с учетом специфики учебного процесса и будущего конкретного вида труда.

Из 170 студентов первого курса, обследованных по Гарвардскому степ тесту (по индексу восстановления) оценку отлично имели 10 студентов (5.8%), посредственно - 56 студентов (32,9%), плохо -104 студента (61,3%), т.е. больше половины обследованных студентов I курса имеющих низкую физическую работоспособность.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, ПОДГОТОВКИ  ОБ1ЦЕСТВЕННО  АКТИВНЫХ СПЦИАЛИСТОВ

Известно, что устойчивость умственной работоспособности и внимания во многом помогает студентам овладевать знаниями, предусмотренными учебными планами. Эти же психофизические качества важны и в будущей их производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. Студентам КазГУ была предоставлена возможность самооценки уровня физической подготовленности, физической и умственной рабо­тоспособности методом анкетного опроса.

Самооценка физического состояния и умственной работоспособности (см. табл.8 и 9) показала преимущество студентов активного двигательного режима.

Таблица 8

Самооценка уровня физической подготовленности и работоспособности (п=1000)

Оценили

Спортсмены

Не спортсмены

Отлично 39.68 7.96
Хорошо 41.34 41.59
Удовлетворительно 15.22 43.36
Неудовлетворительно 0.30 2.95

 

Таблица 9

Самооценка умственной работоспособности (п=1000)

Наступает умственное

Спортсмены

Не спортсмены

Через 2 часа занятий 5.36 7.82
Через 3 » » 15.05 25.66
Через 4 » » 25.60 33.00
Через 5 » » 19.72 12.39
Через 6 часов » 29.58 15.19

В дальнейшем нами[4] были продолжены исследования студентов инженерного вуза с применением более объективных методик, которые выявили аналогичную схему психофизического состояния систем организма студентов в зависимости от двигательного режима, физической и функциональной подготовленности.

Перед исследованием были поставлены две задачи:

-      выявить показатели умственной работоспособности и внимания у студентов АЛИИТа (различного двигательного режима) в конце второго часа занятий первой лекции (9 часов 45 минут);

-      изучить влияние уроков физического воспитания на устойчивость рассматриваемых психофизических качеств.

Для характеристики устойчивости умственной работоспособности и внимания мы применили модифицированную таблицу В. Я. Анфимова и Э. Крепилина, добавив к ней несколько вопросов.

Добавления к таблице

Дата___________ Время обследования_________________

Факультет ________ Курс __________ Группа __________

Фамилия ____________________ Имя _________________

Отчество _________________ Возраст _________________

Занимаюсь спортом 1, 2. 3, 4, 5 раз в неделю (подчеркнуть)

Вид спорта____________ Разряд_____________________

Занимаюсь физическими упражнениями во вне учебное время (не менее 15 минут):

-      утренней гигиенически гимнастикой — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

-     бегом — 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

-     другими видами физических упражнений (плавание, лыжи, коньки, атлетическая гимнастика и т.д.) - 1, 2. 3, 4, 5, 6, 7 раз в неделю (подчеркнуть);

-     туризмом — 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 раз в месяц (подчеркнуть).

Получив таблицу-анкету, студент заполнял ее, давая таким образом, характеристику своей спортивной квалификации и двигательного режима. Условно мы выделили два двигательных режима - активный и пассивный. К активному были отнесены студенты, занимающиеся физкультурой и спортом (кроме двухразовых уроков физического воспитания) три и более раз в неделю не менее 15 минут. К пассивному - студенты, занимающиеся физическими упражнениями менее трех раз в неделю.

В первом задании, просматривая строчки направо, как при чтении книги, студенты вычеркивают определенное сочетание букв за две минуты. Во втором - в течение двух минут продолжают вычеркивать то же словосочетание букв, во всех случаях, за исключением тех, когда перед данным словосочетанием находится буква «х». Затем подсчитывается количество просмотренных букв по первому и второму заданиям, определяется общее количество ошибок в пересчете на 500 знаков и количество ошибок по второму заданию в пересчете на 200 знаков (за ошибку считаются пропуски, исправления, неправильно вычеркнутые буквы).

Количество просмотренных знаков у студентов активного двигательного режима оказалось на 4 больше, Количество же допущенных ошибок в пересчете на 200 и 500 знаков на 0,06 и 0,4 меньше, чем у студентов пассивного двигательного режима. Это позволяет сделать заключение, что студенты, активно занимающиеся физической культурой и спортом, обладают большей работоспособностью в начале учебного дня, быстрее могут сосредоточить внимание на представленном объекте работы и более точны во время ее выполнения.

Таблица10

Показатели внимания у студентов различного двигательного режима (11=200)

Средние данные

Студенты

активного

двигательного

режима

Студенты

пассивного

двигательного

режима

Разница в

показателях

Количество просмотренных знаков 1276 1272 4
Количество ошибок на 500 знаков 1.4 1.8 0.4
Количество ошибок на 200 знаков 0,32 0.38 0,06

Чтобы проследить за изменением устойчивости внимании в холе учебного процесса и выявить влияние уроков физического воспитания на ее показатели, мы[5] привлекли к обследованию 75 студентов I курса, не разде­ляя их по двигательному режиму. Первое обследование проводилось по описанной выше методике в конце второго часа лекции; второе и третье - к окончанию шестого часа занятий (в день проведения уроков физического воспитания и в день, когда физическое воспитание не проводилось).

В таблице 10 представлены материалы, полученные в конце учебной недели, в таблице 11 - в начале недели и, по видимому, это является причиной различия в количестве просмотренных знаков (1276-1272 и 1434.4), когда работоспособность студентов к концу учебной недели закономерно снижается.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.