Реферат: Социально-культурный сервис и туризм (ГОСы 2003г.)
Ø формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента: элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм для интеллигенции;
Ø появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества.
39. Особенности развития туризма в России (советский и современные периоды).
Организационно-централизованный период (1930-1970 гг.)
В 1928 г. Российское общество туристов было реорганизовано в Общество пролетарского туризма, а в 1930 г. было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В него вошли все организации по туризму, объединившие в своих рядах около 75 тыс. чел. Таким образом была установлена государственная монополия в российском туризме. Общество имело четкую организац. структуру, в состав которой входили ячейки, созданные на промышленных предприятиях, в учебных организациях, колхозах. Во всех республиках работали филиалы общества. В Красной Армии туризм использовался как средство воспитания патриотизма и в качестве военно-спортивной подготовки. Особое распространение получил пешеходный и лыжный туризм. Для военнослужащих также организовывались поездки познавательного характера по местам гражд. войны, в Крым, на Кавказ, в Москву и Ленинград.
В 1929 г. основывается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» (ВАО «Интурист»), что было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приема зарубежных гостей. В 1931 г. для размещения иностранных туристов было создано Всесоюзное акционерное общество «Отель» (ВАО «Отель»). В ведении общества находились 17 отелей в разных городах страны. До 1941 г. было принято около 100 тыс. иностранных туристов.
К началу 30-х гг. экскурсионный и спортивный туризм становится массовым явлением, в нем принимают участие около 500 тыс. граждан. В то же время в туристском движении возникает ряд проблем, обусловленных слабой материально-технической базой и нехваткой квалифицированных специалистов. Для успешного решения проблем при ВЦСПС вместо ликвидированного в 1936 г. Общества пролетарского туризма и экскурсий создается Центральное туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС), в ведении которого находились материальная база и туристско-экскурсионное обслуживание населения.
Развитием массового самодеятельного и спортивного туризма занимался Высший совет физической культуры, при котором была сформирована Всесоюзная секция туризма. В 1939 г. создаются добровольные альпинистские организации военно-спортивной направленности, из которых в годы Великой Отеч. войны формировались спец. отряды. В 1940 г. вводятся туристские звания, за особые заслуги туристы награждаются значком «Турист СССР».
К 1939 г. в СССР была создана курортная индустрия, располагавшая 1828 санаториями и 1270 домами отдыха. В период Великой Отеч. войны деятельность ТЭУ ВЦСПС была приостановлена и возобновлена только в 1945 г. В 1956 г. число туристских баз достигло 109, всего было обслужено 179,3 тыс. туристов и 2,4 млн экскурсантов, реализовано услуг на 17,8 млн руб. В последующие годы число туристских баз увеличилось до 222. В послевоенные годы получил широкое распространение спортивный, самодеятельный, семейный и детский туризм. В 1950-60-е гг. проводились всесоюзные детские экспедиции по спортивному туризму. Начиная с 1960-х гг. получает распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организуются ж/д путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке госуд. и профсоюзов. С целью развития междун. молодежного туризма в июне 1958 г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Бюро занималось вопросами обмена молодежными группами СССР с другими странами. Однако в период 1960-70-х гг. в зарубежные поездки выезжало лишь 0,4 % граждан СССР.
В 1960 г. создается Центральный совет по управлению курортами и туризму ВЦСПС, в 1969 г. - Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. Оба совета руководили республиканскими, краевыми и областными советами.
Основные черты организационно-централизованного периода:
Ø развитие социального туризма;
Ø создание материальной базы для рекреационного туризма (дома отдыха, санатории, пионерские лагеря);
Ø развитие семейного, самодеятельного и спортивного туризма;
Ø лимитирование внешнего (выездного) туризма.
Административно-нормативный период (1970-1990 гг.)
Развитие туризма в этот период происходило в соответствии с планами, выполнение которых было обязательно. Планы разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жесткому контролю.
Данный период хар-ся дальнейшим развитием социального туризма. Туризм используется также как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, например, в 1970-х гг. проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодежи. Целями таких массовых туристских мероприятий были воспитание патриотизма и экскурсионно-краеведческая работа, спортивная тренировка и закалка. Важную роль в развитии детского и школьного туризма в 1970-80-х гг. играли Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.
В период 1980-х и до 1992 г. растет материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появляются новые гостиничные комплексы в крупных городах страны, получают распространение новые виды обслуживания — семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Было хорошо развито экскурсионное обслуживание, осуществляемое сетью экскурсионных бюро (по стране их действовало свыше 900), и рекреационное - на базе санаториев и домов отдыха. В 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, экскурсионные - 210 млн. Наиболее высокие темпы ежегодного роста иностранного туризма в СССР (10 % при среднемировом показателе - 5-6 %) приходятся на период 1976-80 гг.
Основные черты административно-нормативного периода:
Ø развитие туризма в условиях жесткого нормирования и планирования;
Ø расширение географии туризма (Сибирь, Дальний Восток);
Ø концентрация рекреационного обслуживания в благоприятных территориально-климатических зонах;
Ø распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
Ø формирование самой крупной и самой дешевой в мире базы социального и самодеятельного туризма;
Ø создание научной основы изучения туризма;
Ø рост показателей иностранного туризма.
Переходный период (с 1990 г.)
Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризма к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предприн-вом и рынка в целом, так и связанных с туристской деятельностью в частности.
Для переходного периода характерны следующие тенденции:
Ø переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
Ø формирование туристского рынка на основе новых законов;
Ø использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений;
Ø изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры - поездки с целью
Ø оптовых закупок, развлекательные, приключенческие туры, изучение языка и т. д.);
Ø невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
Ø возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
Ø рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990 года. Одновременно шло 3 процесса:
1. распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий, бюро путешествий и экскурсий).
2. Создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться ТО или ТА.
3. Модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры.
На протяжении 8 лет (1991-1999 гг.) на туристском рынке России был представлен в основном иностранный туристский продукт. Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Объединённых Арабских Эмиратах.
Выездной характер российского туризма был обусловлен след. причинами:
Ø Упрощением порядка выезда
Ø Расширением внешних деловых контактов
Ø Увеличением числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами
Ø Новизной иностранного продукта для российского потребителя
Ø Доступность цен на выездные туры.
В 1999 году количество тур. поездок в страны зарубежья уменьшилось на 20%: уменьшилась доля шоп-туризма, ограничилось количество стран, посещаемых с этой целью, наиболее перспективным стал выездной поток с целью отдыха и удовлетворения познавательного интереса.
Развитию туризма был нанесён существ. урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие эконом. кризиса (август 1998 года). Выезд граждан в летний сезон 1999 года снизился по сравнению с прошлым годом на 30-50%. В то же время многие фирмы переключились на разработку тур. продукта для внутр. и въездного туризма.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Ялта, Дагомыс), познавательный туризм в культурно-исторических центрах России
Тенденции:
- переход от монопольного хозяйства к многоукладному (тур предприятия становятся собственностью разных владельцев)
- формирование тур рынка на основе новых законов
- использование тур ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношений
- изменение хар-ра спроса в связи с появлением новых видов тур услуг (шоп-туры, развлекательные, приключенческие, образовательные)
- невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха)
- возникновение большого числа малых и средних тур предприятий
- рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего российского туризма:
Ø нестабильность внутренней политики.
Ø Несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам.
Ø Несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности классности гостиниц и уровню сервиса в них.
Ø Несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровнях.
Ø Несовершенство финансовой системы российского туризма
Ø Недостаточная квалификационная организация обслуживания туристов.
В 2000 развитие т. в РФ характеризовалось следующими направлениями:
- дальнейшее развитие тур рынка
- совершенствование соответствующей законодательной базы
- освоение новых технологий в гостиничном бизнесе
- разработка новых видов тур продукта
- использование компьютерных систем бронирования и резервирования
- развитие образовательной и научной базы туризма
- создание российских тур обществ
- появление монопольных структур на российском тур рынке
- совместное ведение бизнеса с иностранными фирмами
- активизация продвижения тур продукта на рынке
40. Понятие туристского продукта.
Турпродукт – комплексное понятие, которое охватывает 3 основных вида возможных предприятий: тур, туристко-экскурсионная услуга и товары туристко-сувенирного назначения.
Тур – первичная (обязательная) единица турпродукта, реализуемая потребителю, как единое целое, является продуктом труда туроператора на опред. маршрут и в конкретные сроки.
Обязательную программу туроператор оформляет в виде турпутевки или ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги.
Товары туристко-сувенирного назначения включают в себя специфическую материальную часть турпродукта, куда входят туристкие карты, путеводители, открытки, значки, буклеты, сувениры, турснаряжения (для активного способа передвижения).
Неспецифическую часть турпродукта, куда входят товары, являющиеся дефицитными или более дорогими в месте постоянного проживания туриста.
Дополнительные туристко-экскурсионные услуги непредусмотренные турпутевкой, доводимые до потребителя в режиме свободного времени (допол. питание, внутри маршрутный транспорт, услуги гида и т.д.). ВТО разработала 400 видов таких услуг. Эти услуги турист приобретает за дополнительную плату.
Структура затрат туристов по элементам турпродукта:
тур – 50%, дополнительные услуги – 30%, товары – 20%
Производство турпродукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство)
Производство – осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприятия, так и турбизнеса в целом.
В туризме как нигде нужны инновации.
Особенности тур. продукта.
· Неосязаемость, т.е. их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения.
· Неразрывность производства и потребления, т.е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент.
· Изменчивость, т.е. качество тур. услуги зависит от того, когда и где её предоставляют.
· Неспособность к хранению, т.е. их нельзя складировать, накопить.
Производство тур. продукта требует ресурсов. Сущ. 3 основных категории производственных ресурсов, или факторов производства: природные, культурно-исторические, людские и капитальные.
«фундамент» тур. предложения составляют природные блага. Рекреационные ландшафты, комфорьный климат, водные объекты, минеральные воды – всё это привлекает посетителей и решающим образом влияет на тур. движение.
Привлекательность территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от её историко-культурного потенциала. Он представлен историческими памятниками, музеями, тэеэ сочетанием объектов материальной и духовной культуры.
В процессе производства тур. продукта используется труд.Главная особенность труда в сфере туризма состоит в его неквалифицированном хар-ре.Междун. организация труда выделяет 3 основные формы занятости в туризме:
· Сезонная работа.
· Неполный рабочий день.
· Временная работа (проведение выставок, на выходные дни).
·
41. Разработка тура.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги годов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30