скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физкультура и здоровый образ жизни

Разнообразие способов достижения цели и, как правило, комплексный характер деятельности. Возможность достижения игровой цели обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда су­ществуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не предопределяют жестко конкретные действия. Игровая деятель­ность в процессе физического воспитания имеет, как правило, ком­плексный характер, т. е. включает в себя различные двигательные действия.

Широкая самостоятельность действий зани­мающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости. Игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное из­менение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способ­ностей.

Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоцио­нальность. В большинстве игр воспроизводятся активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противополож­ные интересы, возникают и разрешаются игровые «конфликты». Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности.

Вероятностное программирование действий и ограниченные  возможности точного дозирования нагрузки. Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав дейст­вий, так и степень их влияния на занимающихся. Возможность до­стижения игровой цели различными способами, постоянное и вне­запное изменение игровых ситуаций, динамичность и высокая эмоциональность взаимодействий — все это исключает возможность жестко программировать содержание упражнений и точно регули­ровать нагрузку по величине и направленности. Педагогическое управление имеет здесь более сложные и косвенные формы, чем в методах строго регламентированного уп­ражнения.

Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей исполь­зуется в процессе физического воспитания не столько для началь­ного обучения движениям или избирательного воздействия на от­дельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

3.2. Соревновательный метод

Соревнование, подобно игре, от­носится к числу широко распространенных общественных явлений. Оно имеет существенное значение как способ организации и стиму­лирования деятельности в самых различных сферах жизни — в про­изводственной деятельности, в искусстве, в спорте и т. д. Естественно, что конкретный смысл соревнований при этом различен.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в раз­вернутой форме.

Основная определяющая черта соревнователь­ного метода — сопоставление сил в условиях упо­рядоченного соперничества, борьбы за первенст­во или возможно высокое достижение. Отсюда выте­кают и все другие особенности этого метода.

Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения создают особый эмоциональный и физиологиче­ский «фон», который усиливает воздействие физических упражне­ний и может способствовать максимальному проявлению функцио­нальных  возможностей организма.

Во время состязаний, особенно значимых в личном и общест­венном отношениях, в большей мере, чем в игре, выражены момен­ты психической напряженности. Здесь постоянно действует фактор противодействия, противоборства, столкновения противоположно направленных интересов.

Соревновательный метод характеризуется также унификацией предмета состя­зания, порядка борьбы за победу и способов оцен­ки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет общего эталона для сравнения и если не упорядочен сам процесс сопоставления. В спорте же унифи­кация закрепляется едиными правилами состязания, которые во многих случаях приобрели уже значение международных норм со­стязания. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не регламентирует деятельность соревнующихся во всех деталях. Характер этой деятельности определяется в решающей мере логи­кой борьбы за первенство, победу или возможно высокое достиже­ние. Можно сказать, что соревновательный метод занимает как бы про­межуточное положение между игровым методом и методами строго регламентированного упражнения.

Соревновательный метод применяется при решении разнообраз­ных педагогических задач — воспитании физических, волевых и мо­ральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способно­сти рационально использовать их в усложненных условиях. Сравни­тельно с другими методами физического воспитания он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным воз­можностям организма и тем способствовать их наибольшему разви­тию. Исключительно велико значение соревновательного метода и в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, ини­циативности, решительности, настойчивости, способности преодоле­вать трудности, самообладания, самоотверженности и др.

4. Методы использования слова и средств наглядного воздействия в процессе физического воспитания

Слово и организованная «чувственная информа­ция» (направленная демонстрация реальных явлений или их образ­ных отображений) составляют основу общепедаго­гических методов обучения и воспитания. Они широко использу­ются и в процессе физического воспитания как в традиционных общепедагогических, так и в особых формах.

4.1. Методы использования слова

Практически все основные стороны деятельности педагога в процессе физического воспитания связаны с использо­ванием слова: посредством слова сообщают знания, активизируют и углубляют восприятия, ставят задания, формируют отношение к ним, руководят их выполнением, анализируют и оценивают ре­зультаты, направляют поведение воспитуемых. Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморе­гуляции действий воспитуемыми. В зависимости от этих много­образных функций слова пользуются теми или иными методами его применения.

Общепедагогические методы приобретают в физическом воспитании, как правило, более лаконичную форму, чему в нема­лой степени способствует специальная гимнастическая и спортив­ная терминология. Непосредственно в процесс занятий физически­ми упражнениями включаются преимущественно те словесные ме­тоды, которые позволяют сохранять высокую моторную плотность занятий и органически связывать слово с движением. К ним отно­сятся, в частности:

Инструктирование—точное, емкое словесное объясне­ние задания, техники изучаемых действий или тренировочных уп­ражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспи­тания.

Сопроводительные пояснения—лаконичные коммен­тарии и замечания, которыми сопровождают демонстрацию нагляд­ных пособий и натуральных объектов или пользуются по ходу вы­полнения упражнений занимающимися с целью направить и углу­бить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений.

Указания и команды—специфические формы речевого воздействия, отличающиеся особой лаконичностью и повелитель­ным наклонением. Они принадлежат к числу основных способов оперативного управления деятельностью занимающихся. Указания используются и с целью предварительного инструктирования, по­становки и уточнения заданий.

Словесные оценки—общепринятые или специальные ка­тегории речевого одобрения либо неодобрения. Наряду со своим основным назначением— быть мерой достигнутых успехов—они могут играть и роль одного из способов текущей коррекции действий: оценивая действия за­нимающихся по ходу выполнения заданий, преподаватель тем са­мым сообщает, согласуются ли они с намеченным образцом, и соответственно направляет дальнейшие усилия.

Словесные отчеты и взаиморазъяснения—уст­ная информация, которую дают занимающиеся по требованию пре­подавателя или по собственной инициативе, стараясь по возмож­ности точно и кратко сформулировать свои представления о полученном задании либо о выполненном упражнении. Для пре­подавателя это один из основных источников информации об эф­фективности педагогического процесса. Вместе с тем эти методы имеют существенное значение как способ организации и углубле­ния восприятии, представлений и понятий, складывающихся в про­цессе физического воспитания, а также как один из способов са­мооценки и самоконтроля.

«Самопроговаривание», самоприказы и другие ос­нованные на внутренней речи методы самообучения и самовоспита­ния. Метод «самопроговаривания» часто заключается в описании с помощью внутренней речи общей картины предстоящих двигатель­ных действий либо отдельных сторон их. Так, готовясь выполнить комбинацию гимнастических или игровых упражнений, преднаме­ренно воссоздают эту комбинацию несколько раз в мыслях, назы­вая ее элементы и выражая словами характер усилий. Благодаря органической связи слова и мышечно-двигательных ощущений и представлений внутренняя речь не только воспроизводит идеаль­ную картину предстоящих действий, но и может воссоздать в той или иной мере кинестетиче­ский образ движений (идеомоторные явления).

Методы использования слова в целях самообучения и самовос­питания не исчерпываются указанными. К ним можно отнести раз­личные формы самостоятельного обдумывания, разбора, анализа и т. д.

4.2. Методы обеспечения наглядности

«Наглядность» в физическом воспитании понимается широко: как опора на свидетельства всех органов чувств, благода­ря которым достигается контакт с действительностью. Обеспечивая наглядность в таком широ­ком смысле, применяют целый комплекс методов, основанных на прямом либо опосредованном восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик, условий выполнения и т. д. Эти методы можно условно подразделить по преимущественному назначению на следующие группы и подгруппы.

Методы натуральной и опосредствованной де­монстрации. К ним относится прежде всего методически орга­низованный показ самих упражнений. Для формирования предварительных представлений о двигательных действиях, прави­лах и условиях их выполнения, равно как для уточнения и углуб­ления представлений, полученных путем непосредственных воспри­ятии, широко пользуются вспомогательными средствами демонст­рации. Методы такой опосредствованной демонстрации становятся все более разнообразными по мере совершенствования аппаратурно-технической базы физического воспитания. Они дета­лизируются применительно к следующим видам опосредствованной демонстрации:

Демонстрация наглядных пособий типа рисунков, схем, фотографий, контурограмм и т. п., где воссоздаются отдель­ные фазы двигательных действий, те или иные характеристики дви­жений и условия их выполнения.

Предметно-модельная и макетная демонстра­ция—демонстрация, например, элементов техники физических уп­ражнений с помощью муляжей-моделей человеческого тела или ме­таллических моделей системы «тело гимнаста—снаряд»; демон­страция тактических комбинаций и ситуаций, возникающих при вы­полнении физических упражнений, на макете игровой площадки, слаломной трассы и т. д.

Кино-  и видеомагнитофонная демонстрация. Одно из важнейших достоинств этого вида демонстрации состоит в воз­можности воссоздавать движения в динамике, в том числе в замед­ленном темпе, и вместе с тем выделять для анали­за отдельные фазы.

Избирательно-сенсорная демонстрация. Вос­создание отдельных параметров движений (временных и пространственно-временных) с помощью аппаратурных устройств, позволяющих воспринять зрительно или на слух эти параметры.

Методы направленного «прочувствования» движений. Хорошо известно, что чрезвычайно важную роль в управ­лении движениями играют проприорецепторы самого двигательного аппарата (мышечно-двигательный, или кинестетический, анализа­тор). Мышечные ощущения, поначалу мало определенные, уточняются в процессе освоения двигательных действий и занимают, в конечном счете, ведущее место в общем комплексе ощущений, составляющих сенсомоторную основу двигательных навыков.

Методы ориентирования. Это введение в обстановку действия предметных или символических  ориентиров, которые указы­вают направление, амплитуду и форму траектории движений, точ­ку приложения усилий. Тем самым они делают более предметными внешние проявления усилий.

Методы лидирования и текущего сенсорного программирования. Смысл ее в том, чтобы использовать по ходу упражнения некоторый внешний фактор, который бы стимулировал и направлял выполняющего упражнение, облегчая ему решение дви­гательной задачи в том или ином отношении.

Методы «срочной информации». Идея срочной инфор­мации предусматривает экстренное получе­ние выполняющим физические упражнения объективных сведений о ходе движений с целью коррекции их или сохранения заданных параметров.

двигательные умения и навыки

Обучая в процессе физического воспитания, преследуют образовательные задачи, которые состоят в том, чтобы сформировать и довести до определенной степени совершенства необходимые двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. При этом основным предметом обучения являются рациональные двигательные действия, включающие систему взаимосвязанных движений. Особенности двигательных действий и закономерности формирования двигательных умений и навыков во многом предопределяют дидактические особенности физического воспитания.

1. Особенности задач и подходов, зависящие от предмета обучения

Двигательным действиям обучают, решая различные конкретные задачи. В большинстве случаев они сводятся к следующим:

1) обеспечить «начальную школу движений», т. е. Научить управлять относительно простыми движениями в основных звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;

2) обучить действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения либо как средства избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;

3) сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, в трудовой, спортивной и других сферах деятельности.

В зависимости от характера этих задач и особенностей изучаемых двигательных действий процесс обучения приобретает ряд особенностей, которые зависят также от специфики проявляемых в них физических качеств и необходимого уровня их проявления.

2. О механизмах и закономерностях формирования двигательных умений и навыков

2.1. Отличительные черты двигательных умений и навыков

Как двигательные умения, так и двигательные навы­ки представляют собой определенные функциональные образования, которые возника­ют в процессе и в результате освоения двигательных действий. Вмес­те с тем двигательное умение и двигательный навык имеют сущест­венные отличия,  вытекающие  прежде всего  из характера управления движениями и выражающиеся в неодинаковой степени владения действием.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе необходимого минимума знаний о его технике, предвари­тельного двигательного опыта и общей физической подготовленнос­ти благодаря попыткам сознательно построить некоторую систему движений. В процессе возникновения умения происходит постоян­ный поиск адекватного способа выполнения действия при ведущей роли сознания в управлении движениями. Это и определяет сущ­ность двигательного умения.

В процессе многократного повторения двигательного действия входящие в его состав операции становятся все более привычными, координационные механизмы действия постепенно автоматизируют­ся и двигательное умение переходит в навык. Его главной отличи­тельной чертой является автоматизированное управление движе­ниями. Вместе с тем для навыка характерна слитность движений и надежность действия. Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизированно и действия отличаются высокой надежностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.