скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Физкультура и здоровый образ жизни

Необходимость регулярного обновления заданий с общей тен­денцией к росту нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная  черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и дли­тельности их воздействия.

Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для выполнения образовательных задач: не об­новляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходи­мо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигатель­ных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые фор­мы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в про­цессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносли­вость.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия — в том чис­ле если нагрузки не превышают меру, за которой начинается пе­реутомление,—то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и «сверхвосстановления».

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособле­ния к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, ста­новятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справ­ляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к на­грузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вы­зывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить ос­новным фактором положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможно­стей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положи­тельным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функ­циональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и опти­мальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть также значение прочности приобретае­мых навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе раз­вития физических качеств. Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сра­зу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы ус­пели произойти адаптационные перестройки, позволяющие поднять­ся на новый, более высокий, уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требу­ются неодинаковые сроки.

Динамика нагру­зок должна характеризовать­ся постепенностью. При этом возможны различ­ные формы постепенного по­вышения нагрузок: прямо­линейно-восходящая, ступенчатая и волнооб­разная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на раз­личных этапах физического воспитания.

6. Взаимосвязь методических принципов

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не уди­вительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономер­ности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных прин­ципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую пред­посылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение занимающихся к делу обус­ловливает доступность учебного материала, прочность приобретае­мых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой стороны, актив­ная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование на­грузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на осно­ве реализации принципов систематичности и прогрессирования.

Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действен­ность каждого из них.

Вполне очевидно, что действенность любого педа­гогического средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неот­делимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспи­тание не мыслится без методов, связанных с применением всеоб­щих педагогических средств — слова и сенсорно-образных воздей­ствий («наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие мето­ды, органически включаемые в процесс физического воспитания.

методы физического воспитания

1. Структурные основы методов физического воспитания

1.1. Нагрузка и отдых как специфические компоненты методов физического воспитания

Одну из важнейших основ всех методов физическо­го воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом.

«Нагрузкой» в физических упражнениях называют величину их воздействия на организм, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. Иначе говоря, этим термином обозначают прежде всего количественную меру воздей­ствия физических упражнений. Нагрузка непосредственно сопря­жена с расходованием «рабочих потенциалов» организма (энерге­тических ресурсов) и с утомлением. Последнее же неизбеж­но связано с отдыхом, во время которого развертываются восста­новительные процессы, обусловленные нагрузкой. Таким образом, нагрузка ведет через утомление к восстановлению и повышению работоспособности.

Эффект нагрузки прямо пропорционален ее объему и интенсивности. Если рассматривать отдель­ное физическое упражнение как некоторый воздействующий фак­тор, то понятие объема нагрузки будет относиться к длительности воздействия, его «протяженности во времени», суммарному коли­честву выполненной физической работы и тому подобным пара­метрам. «Интенсивность» же нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный его момент, напряженностью функций, разовой величиной усилий и т. п. Общая нагрузка не­скольких физических упражнений может быть определена, соответственно, по интегральным характеристи­кам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях.

Между предельными показателями объема и интенсивности на­грузки существуют обратно пропорциональные соотношения. Максимальные по интенсивности нагрузки могут длиться лишь от долей секунды до нескольких секунд. Предельные же по объему нагрузки мо­гут иметь лишь относительно невысокую интенсивность. Чем выше интенсивность какого-либо упражнения, тем меньше возможный объем нагрузки, и наоборот.

Если говорить об ответных реакциях организма на заданную нагрузку, то она характеризуется той или иной степенью мобилиза­ции его функциональных возможностей, т. е. величиной физиоло­гических, биохимических и других рабочих сдвигов, происходящих в организме во время выполнения упражнений. Между этой «внут­ренней стороной нагрузки» и ее внешними параметрами сущест­вует определенная соразмерность: одни и те же по внешним пара­метрам нагрузки связаны практически с одними и теми же вели­чинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузка по своим внешним параметрам, тем значительнее сдвиги в организме; чем меньше она, тем меньше сдвиги. При различных состояниях организма такой соразмерности не наблюдается. В этом случае не­одинаковые по внешним параметрам нагрузки могут давать сход­ные эффекты, и, наоборот, одни и те же по внешним параметрам нагрузки—сопровождаться различными функциональными сдви­гами.

Нагрузка в различных методах физического воспитания быва­ет стандартной—практически одинаковой по своим внешним параметрам в каждый данный момент упражнения — и перемен­ной—меняющейся по ходу упражнения. Целесообразность ис­пользования нагрузок обоих типов вытекает из принципов мето­дики физического воспитания.

Структура методов физического воспитания определяется в зна­чительной мере и тем, имеет ли нагрузка в процессе занятия не­прерывный (перманентный) либо интервальный (преры­вистый) характер. Отдых как составной элемент методов физиче­ского воспитания может быть пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности) и актив­ным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, какая вызвала утомление). Активный отдых при известных условиях дает лучший эффект восстановления, чем пассивный. Часто обе эти формы отдыха соче­таются, причем в начале интервала между частями нагрузки дает­ся активный отдых, а затем—пассивный.

Длительность интервала между частями нагрузки при различ­ных методах устанавливается согласно преимущественной направ­ленности воздействий и закономерностям протекания восстанови­тельных процессов. Возможны интервалы трех типов: ординарные, жесткие и экстремальные.

Эффект, достигаемый с помощью того или иного интервала, не­постоянен. Он меняется в зависимости от суммарной нагрузки, ко­торую задают при использовании определенного метода. С другой стороны, в зависимо­сти от особенностей задаваемых интервалов отдыха существенно меняется эффект как отдельной нагрузки, так и всего занятия. Ин­тервалы отдыха являются в рассматриваемом отношении столь же важными компонентами методов физического воспитания, как и нагрузка, причем каждый из интервалов названного типа бывает в соответствующих условиях необходимым и оптимальным.

Итак, задаваемая нагрузка (параметры ее объема и интенсив­ности, порядок повторения, изменения и сочетания с отдыхом), а также особенности интервалов отдыха имеют существенное зна­чение для характеристики методов физического воспитания. Кон­кретные особенности того или иного метода во многом определяются именно особенностями из­бираемого способа регулирования нагрузки и отдыха.

1.2. Возможность различных подходов к освоению и регламентации двигательных действий

Наряду с указанными способами регулирования на­грузки и отдыха в методах физического воспитания воплощаются рациональные подходы к освоению двигательных действий и опре­деленные формы их общей регламентации (организации и регу­лирования).

Возможны два противоположных подхода к освое­нию двигательных действий: с первоначальным расчле­нением их на составные элементы и без расчленения (т. е. сразу в целостном виде). Оба эти подхода целесообразны в зависимости от особенностей изучаемых действий (их сложности или простоты), уровня предварительной подготовленности занимаю­щихся и других условий. Точно так же и при воспитании физиче­ских качеств бывают необходимы как относительно избирательные, так и целостные воздействия на различные функциональные свойства организма.

Что касается способов общей регламентации деятельности при выполнении физических упражнений, то они исторически склады­вались в формах, типичных для гимнастики, игр и спорта. В настоящее время любая система физического воспи­тания включает гимнастические, игровые и спортивные средства и методы.

Знакомясь с многообразием конкретных методов физического воспитания, принципиально важно исходить из того, что ни один метод, взятый сам по себе, никогда не может оцениваться как единственно полноценный. Успех гарантирует лишь умелое приме­нение всего комплекса научно и практически оправданных методов с учетом особенностей используемых средств, контингента зани­мающихся и условий занятий.

2. Методы строго регламентированного упражнения

В методах этого типа деятельность занимающихся организуется и регулирует­ся с возможно полной регламентацией, которая состоит:

— в твердо предписанной программе движений (заранее обус­ловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

— в возможно точном дозировании нагрузки и управлении ее динамикой по ходу упражнения, а также в возможно четком нор­мировании интервалов отдыха и строго установленном порядке чередования их с фазами нагрузки;

— в создании или использовании внешних условий, облегчаю­щих управление действиями занимающихся (построение и распределение группы на местах занятий, использование вспомогатель­ных снарядов, тренажеров и других технических устройств, способ­ствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием).

Смысл такой регламентации заключается в том, чтобы обеспе­чить оптимальные условия для усвоения новых двигательных уме­ний, навыков или гарантировать точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.

Методы строго регламентированного упражнения имеют мно­жество конкретных вариантов, применение которых зависит в пер­вую очередь от содержания занятий и этапов, после­довательно сменяющихся в процессе физического воспитания.

3. Игровой и соревновательный методы

Несмотря на все достоинства и разнообразие ме­тодов строго регламентированного упражнения, в них, по сути, во­площается лишь одна из главных методических линий в процессе физического воспитания, предполагающая возможно полное упо­рядочивание действий занимающихся и условий их выполнения. В определенных ситуациях не менее существенное значение имеет и иная методическая линия, связанная с игровым и соревнова­тельным методами.

3.1. Игровой метод

Значение игры как многообразного общественного явления, вообще говоря, выходит далеко за сферу физического вос­питания и даже воспитания в целом. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игра слу­жила и служит удовлетворению различных потребностей—в само­познании и внешнем контактировании, духовном и физическом раз­витии, отдыхе и развлечении и т. д. Однако одна из главнейших функций игры—педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методи­ческие особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Игровой метод в физическом воспитании характеризуют в целом следующие черты.

«Сюжетная» организация. Деятельность играющих ор­ганизуется в соответствии с образным или условным «сюжетом», в котором предусматривается достиже­ние определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуаций. Игровой сюжет либо непо­средственно заимствуется из окружающей действительности с об­разным отражением тех или иных прикладных действий и жизнен­ных отношений, либо специально со­здается, исходя из потребностей физического воспитания, как ус­ловная схема взаимодействия играющих, что особенно характерно для современных спортивных игр.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.