скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыРеферат: Проблемы формирования инвестиционной политики Новосибирской области

В настоящее время наряду с проблемами снижения процентных ставок, снижения налогового бремени, сокращения рисков, порождаемых общим состоянием экономики, превращения государственной политики поддержки частных инвестиций в один из важнейших приоритетов и т.п. наиболее существенны следующие направления работы:

                            Завершение существенно отставшего процесса формирования минимально необходимой законодательной базы инвестиционной деятельности.

                            Привлечение денег населения на инвестиционные цели.

                            Расширение лизинга, увеличение средств, направляемых на развитие лизинга  структуре финансирования государственной инвестиционной программы.

                            Расширение банковского кредитования инвестиций.

                            Формирование финансово-промышленных групп различных типов, в том числе на основе участия банков  в капитале предприятия, которое они кредитуют.

                            Дальнейшее развитие по мере преодоления кризиса, российского рынка корпоративных ценных бумаг, уделяя особое внимание обеспечению прозрачности фирм, участвующих на этом рынке.

                            Развитие конкуренции между регионами за создание большей инвестиционной привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов, имея в виду, что именно регионы начали играть ведущую роль  в формировании благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

                            Решение законодательных и организационных проблем развития ипотеки, без которой невозможно рассчитывать на активизацию инвестиционной деятельности.

                            Повышение уровня подготовки руководителей и специалистов предприятий в области стратегии, бизнес - планирования и обоснования инвестиционных проектов. Создание сети школ проектного финансирования. Формирование более широкой сети консультационных фирм и активизация консультационной деятельности в области инвестиций, особенно в регионах.1

Если дать общую оценку сложившейся на текущий момент ситуации, то можно сказать, что потенциальные возможности Сибири как сферы приложения капитала задействованы далеко не полностью в силу ряда причин, в первую очередь макроэкономического и институцио­нального характера. Тем не менее,  инвестиционные возможности регионов Сибири имеют большие перспективы. С одной стороны, в России в последнее время наметились признаки экономической стабилизации, с другой стороны, и государство как на федеральном, так и на региональном уровнях делает шаги по улучшению инвестиционного климата и стимулированию инвестиционной активности, в том числе и по привлечению иностранных инвесторов.                

Ведется соответствующая работа российского правительства и на международном уровне. Россия подписала Сеульскую конвенцию (1985 г.) об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) при Всемирном Банке, Вашингтонскую конвенцию (1965 г.) по созданию Международного центра по урегулированию инвестиционных споров при Всемирном Банке. Все это позволит умень­шить риск капиталовложений, что для России сейчас чрезвычайно ак­туально.

 

1.3.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Оно предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности и прямое участие государства в инвестиционной деятельности.1

Что касается создания благоприятных условий, то это решения органов законодательной  и исполнительной власти о совершенствовании системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, о предоставлении льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами другие решения, улучшающие условия инвестирования.

Прямое участие осуществляется органами исполнительной власти в форме разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов, в формировании перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования  указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации.

Органами исполнительной власти определяется порядок предоставления на конкурсной основе государственных гарантий за счет средств бюджетов, порядок  размещения на конкурсной основе средств бюджетов.

2.ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1.Ãîñóäàðñòâåííîå ðåãóëèðîâàíèå èíâåñòèöèîííîãî ïðîöåññà íà ðåãèîíàëüíîì óðîâíå.

Изучая инвестиционный процесс в регионе можно отметить его сложность и существенное отличие от инвестиционного процесса на государственном. На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они как с масштабами деятельности, особенностями хозяйствующих субъектов, их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.

Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой степени уникален. Хотя некоторые закономерности направлений инвестирования по различным секторам экономики прослеживаются достаточно четко.

В настоящее время, органы государственного управления субъектов РФ осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим основным направлениям: а) финансирование капитальных вложений органов государственного управления для осуществления и поддержания своей деятельности, б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора экономики на возвратной и безвозвратной основе (субсидии, дотации и т.п.), в) целевое финансирование некоммерческого сектора экономики в соответствии с региональными программами развития.

Таким образом, государственные органы осуществляют целевое финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На региональном уровне целевое финансирование находит  место как в федеральных, так и в региональных программах.

Наиболее известными федеральными программами, реализуемые на территории  Новосибирской области являются: “Дети России”, “Онкология”, “Сохранение и развитие культуры и искусства”, “Социальная поддержка инвалидов”, “Молодежь России”,“Дороги России”, “Жилище”, “Топливо и энергия”. 

Предприятия коммерческого сектора экономики, также как и некоммерческого находятся сейчас в очень тяжелом финансово-экономическом положении. У многих не хватает средств не только для расширенного, но и даже для простого воспроизводства основных фондов. Во многом этим определяется инвестиционная стратегия большинства из них. Таким образом, направления инвестирования ориентированы не на количественное увеличение основных фондов, а по возможности на их качественное перевооружение, даже с получением такого результата как суженное воспроизводство в стоимостном выражении.

2.2.Тенденции и динамика развития инвестиционного комплекса в Новосибирской области.

В 1998 году на развитие экономики и социальной сферы области использовано 4313,1 млн. руб., на 9,1% ниже уровня 1997 года (в 1997 году против 1996 года объем инвестиций в основной капитал снизился на 4,6%).

Диаграмма 2

Объем инвестиций в основной капитал, выполненный крупными и средними предприятиями и организациями составил 3596,7 млн. руб.

На производственное строительство использовано 2475,9 млн. руб. (68,8% инвестиций крупных и средних предприятий).Основная часть производственных инвестиций направлена на развитие транспорта и связи (40,3%), электроэнергетики (17,2%), машиностроения и металлообработки (7,5%).По сравнению с 1997 годом инвестиции в производственное строительство сократились на 6% (в 1997 году против 1996 года на 4,2%).

На развитие непроизводственных отраслей использовано 31.2% инвестиций крупных и средних предприятий или 1120,8 млн. рублей (72,2% к уровню 1997 года). На жилищное строительство направлено 553,3 млн. рублей, 49,4% непроизводственных инвестиций.

Большая часть инвестиций по крупным и средним предприятиям в 1998 году освоена предприятиями негосударственного сектора экономики - 69,4% от общего объема.

На капитальный ремонт основных фондов крупными и средними предприятиями затрачено 1279,5 млн. рублей.

Инвестиции в нематериальные активы составили в 1998 году 25,8 млн. рублей, в другие нефинансовые активы - 5,4 млн. рублей, из них 4,6 млн. рублей направлено на покупку земли и объектов природопользования.1

Общий объем финансовых вложений по крупным и средним предприятиям и организациям в 1998 году составил 2054,9 млн. рублей, в том числе на краткосрочные финансовые вложения приходится 1766,6 млн. рублей или 86%. 58,7% долгосрочных финансовых  вложений осуществлены  предприятиями промышленности (на 169,4 млн. рублей).Около половины краткосрочных финансовых вложений (на 830,6 млн. рублей - 47%) принадлежит предприятиям и организациям финансовой и кредитной сферам деятельности, а также страховым организациям и пенсионным фондам.

Основная часть финансовых вложений приходится на предприятия со смешанной (без иностранного вмешательства) формой собственности (54% общего объема долгосрочных финансовых вложений и 83,6% краткосрочных).

В крупные и средние предприятия области за 1998 год вложены финансовые средства на 324,1 млн. рублей, из них 46,8 млн. рублей - краткосрочные.

Основная доля инвестиций направлена на развитие предприятий торговли и общественного питания - 45,1 %. В промышленные предприятия вложено 29,1% общего объема финансовых средств.2

Инвестиции из-за рубежа в 1998 году в виде финансовых вложений составили 25,9 млн. рублей (8% общего объема), в основной капитал - 30,4 млн. рублей (0,7% общего объема). Рост иностранных инвестиций в промышленность Новосибирской области с начала 1998 года составил 7%. Анализируя статистические данные, можно сказать, что в инвестиционной структуре области иностранный капитал играет не основную роль.

Что касается иностранного капитала, то на сегодняшний день большая часть зарегистрированных совместных предприятий области занята в торговой сфере (37% в 1998 г.) это связано с возможностью быстро получить высокую доходность. При этом очевидно, что потребность в капитале у производственных предприятий гораздо выше, чем у торговых. К тому же конкретные инвестиционные предложения не охватывают всю структуру областной промышленности. Финансировать же возникающий финансовый спрос за счет собственных средств или за счет заемного капитала в сложившихся условиях достаточно сложно.

Зачетная система расчетов за произведенную продукцию оставила  чуть ли не единственно возможный источник пополнения собственных средств - простаивающие основные фонды, механизмы оптимальной реализации которых сегодня только начинают разрабатываться. О финансировании за счет заемного капитала также сложно говорить. Даже за минимальный срок окупаемости проекта, который составляет 2-3 года, в России могут произойти непредсказуемые события. И без того незначительные капвложения в реальный сектор (по некоторым оценкам - 25% от общего числа инвестиций) в условиях экономической и политической нестабильности существенно снижаются. Так, за последний год долгосрочные финансовые вложения в промышленность области из-за рубежа выросли незначительно - с $2754 тыс. до $ 2970тыс. Причем инвестиции осуществлялись в те отрасли, с предприятиями которых в предыдущие годы были установлены стабильные финансовые отношения.

Не меняется не только группа получателей инвестиций, но и стран-инвесторов. Однако сама структура капитала достаточно размыта. Сложно отследить, кто конкретно заинтересован в получении дохода от новосибирской промышленности. Дело в том, что в большей степени деньги поступают в регион через предприятия, зарегистрированные на Кипре (доля поступлений от них в 1997 году составляла 46%, а в 1998 году - 51 %). А поступление того капитала, который можно отследить, в течение прошлого года снизилось: США уменьшили свои инвестиции с 34% до 31%. Как поведут себя владельцы капиталов в текущем году, местные власти пока не знают.

Что касается инвестирования предприятий посредством кредитования, то ситуация в этой сфере за последний год резко ухудшилась. По данным Главного управления Банка России по Новосибирской области, за 1998 год кредитные вложения в реальный сектор экономики уменьшились на 392 млн. рублей, или на 20%, и на 1.01.99 г. составили 1535,6 млн. рублей. Удельный вес задолженности по кредитам в общей сумме вложений банков и филиалов составил на  01.01.98 г 29% против 41% на 01.01.99 г. Доля просроченной задолженности в кредитных вложениях возросла в три раза (с 6% на 01.01.98 г. до 18% на 01.01.99 г.).

Из приведенных данных видно, что ситуация в сфере кредитования реального сектора в прошлом году значительно ухудшилась. Это обусловлено резким падением рубля, ростом темпов инфляции, ростом процентных ставок по кредитам.

Всего за 1998 год банковской системой Новосибирской области было выдано кредитов на сумму 4000 млн. рублей, что на 25% ниже, чем в 1997 году. Практически все кредиты (90%) были направлены в три отрасли: промышленность (17,4%), торгово-посредническая деятельность (35%), и прочие отрасли, включая потребительские кредиты  населению, органам власти и внебюджетным фондам (37%). При этом, объемы кредитов, выданных промышленным предприятиям области, уменьшились на 43%, торгово-посредническим предприятиям  - на 24%. Практически не кредитовалось сельской хозяйство, а в строительство и транспорт было направлено 10% общей суммы выделенных средств.

В настоящее время областным Советом депутатов приняты законы НСО “О Бюджете развития Новосибирской области”, “О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области”.

В Законе Новосибирской области “Об областном бюджете Новосибирской области на 1999 год” были приняты следующие статьи, регулирующие инвестиционную деятельность:

Статья 22.

Установить, что дополнительным основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в части зачисляемой в областной бюджет является участие налогоплательщика в инвестиционном проекте, прошедшем государственный конкурсный отбор, и рекомендованном для региональной поддержки.

Статья 33.

Утвердить в составе областного бюджета на 1999 год бюджет развития  в объеме 198524 тысяч рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.