Реферат: Применение статистических методов в изучении прибыли и рентабельности
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли, и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход(МД)- это прибыль в сумме с постоянными затратами предприятия(Н).
МД=П+Н.
Откуда
П=МД-Н,
С помощью последней формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Очень часто при определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка(ВР) и удельный вес маржинального дохода в ней(Ду).
Поскольку МД=ВР*Ду , то
П=ВР*Ду-Н .
Последняя формула успешно применяется тогда, когда необходимо проанализировать прибыль от реализации предприятием нескольких видов продукции.
При анализе прибыли от реализации одного вида продукции можно применять модификационную формулу определения прибыли; если известны количество проданной продукции и ставка маржинального дохода (Дс) в цене за единицу продукции: П=К*Дс-Н.
Дс=Ц-V.
П=К*(Ц-V)-Н.
Последняя формула позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.
Методика анализа рентабельности по системе директ-костинг.
Методика анализа рентабельности, применявшаяся и применяемая на многих предприятиях, также не учитывает взаимосвязь «объем-затраты-прибыль». По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат. В действительности, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку частично расходы являются постоянными.
При проведении факторного анализа прибыли по некоторому изделию используется следующая факторная модель:
Ri=Пi/Зi=(Кi*(Цi-Vi)-Нi)/(Кi*Vi+Нi)
II. Практическая часть
1.Анализ прибыли и рентабельности на примере ЗАО «Торгконтракт».
Анализ показателей прибыли.
По данным таб.1. установим, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Найдем процент перевыполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости: 1321/738*100-100=79%. Теперь определим влияние объема продаж:
DПVрп=560,47*0,79=442,8(тыс.руб)
Затем можно определить влияние структурного фактора:
DП(vрп,уд)=982-560,47=421,53(тыс.руб)
DПуд= 421,53-442,8=-21,3(тыс.руб)
Установим влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли:
DПс =7575,2-7967,4=-392,2(тыс.руб)
Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию равна:
DПц =8760,5-8557,2=+203,3(тыс.руб)
Выполнение плана по реализации на данном предприятии составляет:
%РП=1321/738*100=179%,
таким образом предприятие перевыполнило план по реализации на 79%.
Сумма прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах равна:982(тыс.руб)
При фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости предприятие могло бы получить прибыли 1185,3(тыс.руб).
Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.
По данным таблицы 2 установим, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора .
Изменение суммы прибыли за счет:
1.объема реализации:
DПvрп =1003,3-560,47=442,8(тыс.руб)
2.структуры товарной продукции:
DПстр =982-1003,3=-21,3(тыс.руб)
3.средних цен реализации:
DПцен =1185,3-982=+203,3
4.себестоимости реализованной продукции:
DПс =793,1-1185,3=-392,2
ВЫВОДЫ: Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения объема реализации и среднерелизационных цен.
В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 392,2тыс.руб и за счет изменения структуры товарной продукции на 21,3тыс.руб.
Данные таб.3 показывают по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние и какие –отрицательное, и в какой степени.
Анализ показателей рентабельности.
Используя данные таб.4 рассчитаем влияние факторов 1-ого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию:
Rпл=560,47/5400*100%=10,4%
Rф=793,1/7967,4*100%=9,95%
DRобщ=Rф-Rпл=9,95%-10,4%= - 0,45%
DRvрп=(5960,47/5400-1)*100%-10,4%= -0,02%
DRуд=8557,2/7575,2*100%-5960,47/5400*100%=112,96-110,38=2,58
DRц=(8760,5-8557,2)/7575,2*100%=2,68%
DRс=9,95%-(8760,5/7575,2-1)*100%= -5,7%
Вычислим уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции:
Rхолод.ш-ф=(1-21/22,3)*100%=5,83%
Rкас.ап-т=(1-4,3/4,9)*100%=20,4%
Rэлек.весы=(1-3,67/3,97)*100%=7,56%
ВЫВОД: Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности недовыполнен на 0,45% в связи с изменениями структуры товарной продукции.
2.Применение статистических методов в изучении показателей прибыли и рентабельности ЗАО «Торгконтракт».
1.Метод аналитической группировки.
Собранный в процессе статистического наблюдения материал представляет собой разрозненные первичные сведения об отдельных единицах изучаемого явления. В таком виде материал еще не дает достаточно точных представлений о величинах показателей и о существе их связей с другими данными.
Для того, чтобы выявить взаимосвязь между этими показатели применим один из самых распространенных методов в статистике- метод аналитической группировки.
Даны показатели прибыли и себестоимости в разрезе каждого месяца. Определим взаимосвязь и ее вид между показателями прибыли от реализованной продукции и рентабельности.
№ месяца по п/п |
Прибыль от реализованной продукции, тыс.руб |
Себестоимость, тыс.руб |
Рентабельность,% |
1 |
60,8 |
663,4 |
9,2 |
2 |
53,7 |
670,9 |
8 |
3 |
68,9 |
620 |
11 |
4 |
70 |
590,3 |
1,9 |
5 |
72,6 |
630,2 |
11,5 |
6 |
81 |
835,8 |
9,7 |
7 |
71,3 |
690,5 |
10,3 |
8 |
82,2 |
805,2 |
10,2 |
9 |
63,7 |
670,3 |
9,5 |
10 |
56,7 |
550 |
10,3 |
11 |
64,4 |
650,2 |
9,9 |
12 |
47,8 |
590,6 |
8,1 |
Итого: |
793,1 |
7967,4 |
Определим размер интервала: d=(хmax-хmin)/n
Так как число объектов <20, то n=3, тогда d=(82,2-47,8)/3=11,5, следовательно границы групп будут таковы:
I группа: 47,8-59,3
II группа: 59,3-70,8
III группа: 70,8-82,3
Распределение по группам |
№ месяца |
Прибыль от реализованной продукции(тыс.руб) |
Рентабельность,% |
||
Всего |
Ср.пок-ль |
Всего |
Ср.пок-ль |
||
I группа 47,8-59,3 |
2 |
53,7 |
8 |
||
10 |
56,7 |
10,3 |
|||
12 |
47,8 |
8,1 |
|||
Итого: |
3 |
158,2 |
52,7 |
26,4 |
8,8 |
II группа 59,3-70,8 |
1 |
60,8 |
9,2 |
||
3 |
68,9 |
11 |
|||
4 |
70 |
11,9 |
|||
9 |
63,7 |
9,5 |
|||
11 |
64,4 |
9,9 |
|||
Итого: |
5 |
327,8 |
65,56 |
51,5 |
10,3 |
II группа 70,8-82,3 |
5 |
72,6 |
11,5 |
||
7 |
71,3 |
10,3 |
|||
8 |
82,2 |
10,2 |
|||
6 |
81 |
9,7 |
|||
Итого: |
4 |
307,1 |
76,8 |
41,7 |
10,4 |
Составим итоговую таблицу:
Распределение по прибыли от реализации |
Прибыль от реал-ой продукции в среднем на каждый месяц (тыс.руб) |
Рентабельность в среднем на каждый месяц, % |
I группа 47,8-59,3 |
52,7 |
8,8 |
II группа 59,3-70,8 |
65,56 |
10,3 |
III группа 70,8-82,3 |
76,8 |
10,4 |