скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Основные понятия статистики

Произведения количественного индекса Ласпейреса и ценового индекса Пааше, а также ценового индекса Ласпейреса и количественного индекса Пааше дают общий индекс выручки.

Однако вид этих формул показывает, что однофакторные индексы Ласпейреса и Пааше не равны между собой. То есть не равными являются количественные индексы Ласпейреса и Пааше и ценовые. Американский экономист Гершенкрон обширными расчетами установил, что по одному и тому же фактору индекс Ласпейреса всегда больше индекса Пааше и это открытие названо эффектом Гершенкрона.

Но в статистике должно быть одно значение индекса, поэтому американский экономист Фишер предложил применять среднюю геометрическую величину из индексов Ласпейреса и Пааше, определяя ее по формулам:

для количества товаров

=                                                (1.79)

для цен

 

=                                                (1.80)

Вместе с тем, проведенные Ворониным В.Ф. многочисленные расчеты показали, что для целей статистики вполне можно применять не среднюю геометрическую, а простую среднюю арифметическую величину из индексов Ласпейреса и Пааше, определяя ее по формулам:

для количества товаров

=                                               (1.81)


для цен

 

=                                               (1.82)

Например, если индекс Ласпейреса 1,8 и индекс Пааше 1,4 , то средний геометрический индекс по предложению Фишера равняется

IФ==1,59,

а средний арифметический индекс по нашему предложению составит

IВ=(1,8+1,4)/2 = 1,60.

Как видим, разница очень незначительная. Но при этом важно во всех периодах времени постоянно пользоваться одной и той же средней величиной: или геометрической, или арифметической.

 

5.4 Общие индексы как средние из индивидуальных

Помимо записи общих индексов в агрегатном виде, на практике часто используют формулы их расчета как величин, средних из соответствующих индивидуальных индексов.

Используя их формулы, можем записывать, что q1 = q0iq и p1 = p0ip, а также, что q0 =q1/iq и р0=р1/ip. Подставив отчетные значения количества товара и цены в формулу общего индекса выручки, получим

 

IQ===.             (1.83)


Значит, общий индекс выручки можно определять только через ее базисные значения с умножением в числителе на индивидуальный индекс выручки по конкретному товару.

Теперь подставим базисные значения количества товара и цены в формулу общего индекса выручки. Тогда получим

 

IQ =.                                           (1.84)

Значит, общий индекс выручки можно определять только через ее отчетные значения с делением в знаменателе на индивидуальный индекс выручки по конкретному товару.

Аналогично через индивидуальные индексы количества товара и цены можно выразить агрегатные общие индексы Ласпейреса и Пааше.

 

5.5 Индекс структурных сдвигов

Выше изложенные общие индексы применимы к изучению явлений, образованных как разными, так и однородными процессами. В последнем случае динамику итога можно показать через простые общие индексы отдельных факторов.

Для доказательства в формуле количественного индекса Ласпейреса числитель умножим и разделим на , а знаменатель на . Тогда будем иметь

 

===,


где= - простой общий индекс количества товаров;

=– доля или удельный вес конкретного товара в общем количестве;

=- агрегатный общий индекс структуры, доли или удельного веса, часто называемый индексом структурных сдвигов.

Следовательно, количественный индекс Ласпейреса равняется произведению простого общего индекса количества товаров и индекса структурных сдвигов. То есть

 

=,                                                   (1.85)

откуда для определения индекса структурных сдвигов получается довольно простая формула

 

=/.                                                  (1.86)

Используя формулу (1.83) в двухфакторной модели общего индекса выручки, получим его трехфакторную мультипликативную модель вида

 

IQ ==.                                    (1.87)

Трехфакторная модель возможна к широкому применению в экономическом анализе для установления количественного влияния каждого фактора на вариацию сложного явления.


5.6 Факторный анализ общей и частной выручки

Приравнивая правую часть полученной трехфакторной модели и среднюю часть формулы (1.72), записываем выражение

 

=,

из которого заключаем, что общую выручку отчетного периода можно определить через общую выручку базисного периода и общие индексы по мультипликативной формуле

 

=.                                (1.88)

Эта формула в точности соответствует мультипликативной модели (1.71), что позволяет применять соответствующие формулы факторных изменений. Так, изменение общей выручки за счет изменения общего количества товаров определится по формуле

 

=.                                 (1.89)

Изменение общей выручки за счет изменения долей конкретных товаров (структурных сдвигов) определяется по формуле

 

=.                              (1.90)

И наконец изменение общей выручки за счет изменения цен определяется по формуле


=.                         (1.91)

Естественно, сумма факторных изменений должна равняться общему итоговому изменению. То есть для контроля правильности анализа проверяется выполнение условия

 

=-=++.      (1.92)

Факторный анализ изменения выручки по отдельному товару в составе общего товарооборота ведется на основе следующей трехфакторной мультипликативной модели

 

=,                                             (1.93)

где = — индивидуальный индекс доли конкретного товара.

Следовательно, изменения выручки по конкретному товару за счет изменения каждого фактора могут определяться по формулам:

за счет изменения общего количества товаров (товарооборота)

 

=;                                           (1.94)

за счет изменения доли конкретного товара

 

=;                                        (1.95)

за счет изменения цены конкретного товара

 

=.                                      (1.96)


Естественно, факторные изменения выручки по конкретному товару в сумме должны равняться полному изменению выручки по этому товару. То есть для контроля правильности анализа проверяется выполнение условия

 

=-=++.                 (1.97)

где j — признак конкретного товара.

Кроме того, полные изменения выручки по каждому товару в сумме должны равняться общему изменению выручки по всему товарообороту. То есть для контроля правильности анализа дополнительно проверяется выполнение условия =. При этом для облегчения необходимого контроля результаты факторного анализа представляются в виде факторной таблицы, рассмотренной ниже в методических указаниях по теме.

 

5.7 Индексы фиксированного (постоянного) и переменного состава

В полученной трехфакторной модели (1.87) второй и третий индексы запишем подробно по формулам их определения, а третий еще и сократим на . Тогда сначала будем иметь

 

IQ =====,

а, произведя очевидное сокращение и обозначив

=- индекс переменного состава,       (1.98)


получим общий индекс выручки в виде формулы

 

IQ =*.                                                   (1.99)

= называется индексом фиксированного (постоянного) состава.          (1.100)

Следовательно, общий индекс выручки есть произведение простого общего индекса количества товаров и индекса переменного состава. Последний часто путают с ценовым индексом Пааше, хотя формулы их определения совершенно разные.

Из формулы (1.99) можно заключить, что индекс переменного состава есть частное от деления общего индекса выручки на простой общий индекс количества товаров, тогда как ценовый индекс Пааше наравне с формулой (1.77) возможно определять как отношение общего индекса выручки и количественного индекса Ласпейреса.

Изложенные математические выкладки позволяют общий индекс выручки определять следующими семью способами

=======*.

Результат расчета любым способом должен быть одинаковым и это яркий пример того, что истина всегда одна, хотя пути ее достижения могут быть разными.


[1] Тема повышенной сложности


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.