скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: История педагогических систем

[8] Вилльман, ibid., т. 1, стр. 240. Выяснением этой духовной нераздельности, которой, как цельным духом, только и можно познать настоящую, цельную истину, занимался особенно один из наших славянофилов, И. В. Киреевский.

[9] Истины царства Божие часто скрываются от мудрых и разумных и открываются младенцам, т.е. людям с психической нераздельностью (как в детях деятельности чувства, ума и воли еще слабо различены, слабо дифференцированы).

[10] У Платона, как мы уже знаем, они стоят ниже разума.

[11] Наиболее ясна эта связь христианских идей с новой постановкой образовательного дела, — более широкой, глубокой и цельной, открывается нам из „Великой дидактики“ Амоса Коменского.

[12] § 1, — настоящей главы.

[13] § 2-ой.

[14] § 3й настоящей главы.

[15] Известный впоследствии под именем Германии, Франции, Италии, Англии, Даши.

[16] Собственно религиозная сторона в античном образовании и воспитании стояла на заднем плане, хотя религиозный элемент и не был в совершенном заброс и забвении. См. Вилльман, т. 1, стр. 197.

[17] И. Златоуст, поэтому, и отстаивает крещение младенцев.

3 Модзалевский Ч. I , стр. 208—210. Dr. W ilh. Zenz... „Geschichte d. Padagogik“, S. 81. 0. Fischer, „Leben, Schriften u. Bedeutung d. wichtigst Padagogen“, S. 3334.

[19] Поэтому его можно считать инициатором монастырской школы, которая впоследствии сделалась на Западе видным местом образования, не только низшего и среднего, но и высшего.

[20] См. „Творение Василия Великого“, изд. 4-е, Свято Троицкая Сергиева Лавра, часть пятая, — „Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах“, стр. 110—112 и стр. 168.

[21] В „Беседе” он дает и примеры этого, приводя уроки добродетели из языческих писателей. „Творение Василия Великого”, изд. 4е, ч. 4я, стр. 295314.

[22] „По дорийской пословице водя мелом по снурку”.

[23] Это и есть та религиозная идеализация науки и образования, о которой мы говорили в восьмой главу, отд. 2е.

[24] Вилльман. ibid., т. 1, стр. 255. См. Творение Григория Богослова”, изд. 3е, М. 1889 г., часть 4я, Слово 43-е (Надгробное Василию Великому), стр. 5051.

[25] Сравн. с этим отношением Восточного отца церкви к языческой мудрости” отношение к ней, напр., блаженного Иеронима (учителя Запада), который свое резкоотрицательное отношение к классическим занятиям выражает в рассказе о видении в пустыне, где всемирный Судья, как громом, поражает его словами: „Ты — цицеронианин, а не христианин!” Сам он старался изгнать всякие следы античных влияний даже из своего стиля. Вилльман, ibid, т. 1, стр. 257.

[26] С подобной же энергичной защитой образование от невежественных людей мы впоследствии встретимся у отца реформации, — Лютера.

[27] Вилльман, т. 1, стр. 264 Галльские (местные) соборы в Оранже и Валенсе 529 года и вселенский собор Константинопольский в 681 году требовали” чтобы священники учреждали школы в селениях своего прихода (per villas et vicos”, по деревням и селам”). См. также Schiller, ibid, S. 48.

[28] „Восточные монастырские правила определяют; чтобы каждый принимаемый в монастырь учился читать, и делают постановление о воспитании и обучении приводимых в монастырь детей; это мы видим не только в правилах Василия Великого, но и в более древних правилах Св. Пахомия (умер в 348 г.), так что место деятельности последнего, Египет является колыбелью монастырских школ”. Вилльман, ibid., т. 1, стр. 264-265.

[29] Вилльман, ibid., т. 1, стр. 266.

[30] „Катехуменатов”, от слова κατηχειυ, говорить громко, как это имело место при коллективном обучении новообращаемых в христианство.

[31] Возникла в середине 2-го века и имела знаменитых учителей в лице Климента Александрийского и Оригена.

[32] Sсh11еr, ibid., S. 32.

[33] В домашнем быту, в христианской семье, дети привлекались также к деятельному участию в добрых делах, — именно в попечении о бедных.

[34] В зародышах и ростках, вообще, слабо означаются видовые особенности зрелых форм.

[35] См. у Вилльмана, ibid., т. 1, стр. 268.

[36] „Пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие”, говорил первый христианский Учитель,—Христос. Ев. Марка гл. 10, ст. 14.

[37] Таким именем обозначается обыкновенно тысячелетие, от падение римской империи на западе (V в.) до эпохи Возрождение наук и искусств (XV в.).

[38] Входить в рассмотрение всех их мы не имеем здесь нужды: это относится к области гражданской и церковной истории.

[39] Не говоря уже о терзаниях и со стороны других народов. „В течение лишь первых шестисот лет самобытной политической жизни Византии кого только не видала она на прекрасных землях своих, особенно на благословенных равнинах Дуная? Готы, Гунны, Авары, Славянская племена. Болгары, Печенеги, Варяг Руссы, Западные Норманны, Арабы, Турки, — один за другим, а иногда и разом по несколько врагов, нападали на нее с разных сторон, грабили, отрывали целые области, пытались захватить самый Константинополь”... Проф. М. Н. Петров. „Лекции по всемирной истории”, т. II. „История средних веков, ч. 1я, С.Пб. 1906 г., стр. 106.

[40] Модзалевский, ibid., ч. 1я с. 232: „Грековосточная церковь, не препятствуя внутренним авторитетом развитию образованности, не состоявшемуся по другим причинам, все-таки была с ее монастырями, библиотеками и школами, ревностной хранительницей античных сокровищ, которые, в свое время, должны были прейти к возродившемуся к новой жизни Запада”. См. также профессор М.Н. Петров „Лекции по всемирной истории”, т. 2, ч. 1, с. 106109 о „Византийском образовании”: Иоанн Дамаскин (знаменитый богослов, умер 777 г.), Иоанн Грамматик (ученый патриарх, умер во 2-й половине 9-го века), ученый патриарх Фотий, дочь патриарха императора Алексея Анна Комнена (1148 г., составила описание подвигов своего отца в 15 книгах), целый ряд даровитых историков, описавших всю тысячелетнюю судьбу византийского царства, что подобного мог, выставить Запад до самого 12-го века?”...

[41] Кассиодор (480—565 г.), известный остготский министр при короле Теодорихе Великом, впоследствии поступивший в основанный им самим монастырь, первый указал в своих „ Institutiones divinarum et saecularium lectionum три „искусства” („artes”): грамматику, риторику и диалектику, и четыре реальных науки” („scientiae reales”): арифметику, геометрию, музыку и астрономию, как необходимые пути образование для клириков и, вместе с тем, для средневековой школы, вообще. Он признает необходимость классических занятий, как и Св. Отцы не презирали науки, и Моисеи, раб Господа, был посвящен в языческую мудрость. И так как в Св. Писание многие истины выражены фигурально, и доступны пониманию только с помощью грамматики, риторики, и диалектики, то он и указывает их в первую очередь. При своем Виварейском монастыре он основал впервые, с указанным образовательным курсом, школу. Schiller, ibid., s. 34. Noack „ Philosophit geschichtliches Lexicon”, — „Cassiodorius”.

[42] Первым познакомил Запад с логическими сочинениями Аристотеля и даже греческих его комментаторов, — через переводы на латинский яз., Боэций (470524 г.), образованнейший государственный деятель и философ при остготском короле Теодорихе. Кассиодора и Боэция можно назвать, поэтому, отцами схоластического состава образования. С. Schiller, ibid., S. 33—34. Но собственно Аристотелевекую философию, как основание диалектически-спекулятивных исследований, ввел в обиход христианской науки знаменитый схоластик, доминиканец Фома Аквинат (умер в 1274 г.). Zenz-Frank-Ziegert, ,Gesch. d. Padag.”, S. 105.

[43] Schiller, ibid., S. 41. См. также Вилльман, т. 1, стр. 299. Рассказывают, что Карл IVй (в половине 14го века), просидев однажды долгое время за диспутом, заявил, что, не насытившись этим удовольствием, он уже не .нуждается в обед”.

[44] Впрочем, о музык и пении, в интересах богослужения, заботились в тогдашних школах, но теорией музыки занимались только особо способные ученики. См. Schiller, ibid., S. 41. Арифметика изучалась для понимание мистики чисел, распространенной в средние века: „Непонимание чисел часто закрывает уразумение того, что в писании выражено образно и что заключает в себе тайный смысл”. Конечно, имелись в виду и практические, житейские цели при ее изучении. Рядом с арифметикой стояла астрономия, ознакомление с которой нужно было для установление подвижных праздников (для календаря). Геометрия нужна была землемерных цълей и „в то же время давала часто фантастические описание земли; и существ, на ней обитающих”: этот материал „средневековые богословы нередко применяли для поучительных аллегорий. Н.Тарасов и С. Моравский Культурно-историческая картины из жизни Западной Европы”, М. 1903 г., стр. 61. примечания.

[45] Такую картину постановки научноучебного дела в монастырских школах начала средневековья дает дневник Валафрида Страбона (Walafried Strabo). В. Страбон в первой четверти 9-го века посещал монастырская школы в Рейхенау и Фульде, а позднее сделался настоятелем монастыря в Рейхенау. По его сообщение, в школах грамматику изучали по Донату (римский грамматик половины 6-го века и учитель блаж. Иеронима); риторику — по Кассиодору („De artibus ас disciplinis liberalium artium”, астрономию — по Беде Достопочтенному (674—735 г., ученейший английский монах и учитель монастырских школ, оставивший множество сочинений); диалектику — по Алкуину (ученый советник при Карл Великом, 735—804 г.) и геометрию и музыку по Боэцию. См. Dr. W. Zenz Geschichte d. Padagogik”, S. 95—96. Самостоятельного и самодеятельного исследования не было и в позднейшее время средневековья. Даже в университетах и даже на таком отделении, как медицинское, изучение предметов было чисто теоретическое, словесное: „главное дело было в списывании и запоминании”. Если и изучали здесь природу, то по Аристотелю, Плинию, или Боэцию. Занятие медициной состояли в списывании и заучивании сочинений Гиппократа и Галена, или переводных сочинений арабского врача Авиценны. В Венском университете только в 1452 году, т. е. на заре гуманизма, рассечен был первый труп. См. Dr. Wilh. Zenz, „Gesch. d. Padagogik”, S. 113 и 133-134.

[46] Хотя и среди схоластике в встречались мыслители с верным чутьем научного исследования. Так, напр., доминиканец Альберт Великий (1193—1280 г.) высказывался, что не от абстрактных оснований, а „от познание природы надо восходить к познанию Бога. Отсюда и естественное бытие получает свое право на познание”. Dr. Wi1h. Zenz, ,Gesch. d. Padag”, S. 104.

[47] Впоследствии распространение школьного образование несколько более освоило с латинским языком разные слои населения. Но в начале средних веков даже „епископы понимали латинский язык крайне недостаточно”. Schiller, ibid., S. 39-40.

[48] В средние века самой по себе классической литературой не интересовались и не занимались. „В классиках признавали, прежде всего, учебный книги латинского языка”. Schiller, ibid., S. 43—46.

[49] Сначала по Донату („Ars grammatica” — Доната), позднее по Алкуину, а с 12-го века по знаменитой „Doctrinale puerorum”—Александра де-Вилладеи, которую Лютер называл ослиным навозом”.

[50] Встречаются жалобы учеников средневековой школы, что они 10 лет учились латыни и все остаются, как в начале. Dr. W 11 h. Z e n z, „Gesch. d. Padagogik”, Wien, 1910 J, S. 133.

[51] Bursa, от греческого слова βδρδα, кожа, кожаный кошелек, сначала этим именем называлась общая касса учеников общежития, а потом и самое общежитие. В бурсах был очень стеснительный режим и очень плохое довольства,—последнее, вероятно, по принципу, высказанному одним фрейбургским профессором при основании им в 1496 году „дома мудрости” (Domus sapientiae): „так как мудрость не обитает в домах людей, живущих в довольстве, то все вкусные обеды и лакомства должны быть, подобно коварным сиренам, удалены из нашего дома мудрости”. Людвиг Гейгер, „История немецкого гуманизма”, пер. с нем., СПб., 1899 г., стр. 123. См. также W. Zenz u. andr — „Geschichte d. Padagogikе” S. 114.

[52] Schiller, ibid., S. 70.

[53] Вилльман, ibid., т. 1, стр. 322.

[54] Вилльман, ibid., т. 1, стр. 324. „Ученого Беду (674—735 г.) благодарность учеников его украсила именем „Достопочтенный” (Venerabilis.); когда Ланфранк пришел к своему бывшему воспитаннику пап Александру II-му, последний почтительно поднялся с места со словами: „Встаю пред тобою, как пред учителем, и целую, как воспитателя”.

[55] Один из наших мыслителей, П. Я. Чаадаев очень высоко ценить средние века, сковавшие, по его мнению, весь христианский Запад одними интересами и идеями. На счет отсутствие таких веков и такой всеобщей образовательной системы у нас он относить то, что „всем нам недостает известной уверенности, умственной методичности, логики; Западный силлогизм нам не знаком; наши лучшие умы страдают большим, нежели простая неосновательность. Лучшие идеи, за отсутствием связи или последовательности, замирают в нашем мозгу и превращаются в бесплодные призраки”. Гершензон, „П. Я. Чаадаев”, стр. 213.

[56] Открытие Колумбом Америки в 1492 году; изобретение пороха в XIV веке, или ранее; изобретете книгопечатания в 1440 году; создание гелиоцентрической системы Коперником в половин XV И века, при чем еще ранее Николаем Кузанским (епископ г. Бриксена, 1401 — 1464 г.) предугадано движете земли вокруг своей оси; и проч.

[57] Говоря о возрождении наук и искусств в эпоху гуманизма, английский историк реформации Ч. Бэрд делает следующее замечание: Если бы мы вздумали открывать первоначальные причины этого великого пробуждения духовной деятельности, это завело бы нас слишком далеко. Вероятно, невежество темных времен (именно времен схоластики), вследствие теологических предрассудков, насколько преувеличено: в тех пределах, какие допускала церковь, был возможен больший простор для живого человеческого духа, чем это хотят допустить протестантская критики”. Ч. Бэрд „Реформация 16-го века в ее отношении к новому мышлению и знанию”. СПб. 1897 г., стр. 36. С этим можно сопоставить замечание другого английского историка о состоянии искусств в средние века”: „Во многом средневековые искусства”, говорить Квик в своей книге”. Реформаторы воспитания” (М. 1893 г., стр. 4.), „превосходили искусства времен Возрождения”, и приводить такой же отзыв архиепископа Триля, что, 13-е столетие богато великими творениями по всем отраслям искусств” (разумеется: в архитектура, в живописи, пожалуй, если припомнить Данте, даже в поэзии). Величественный готический стиль — создание средних веков, и оно так гармонирует с тонкими, диалектическими порывами средневекового ума в высь, к Богу, гармонирует с архитектурой силлогистической системы упирающейся в теологию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.