скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Экономика предприятий

Цель инвестирования – доход, прибыль, полезность.

Общее для всех вариантов инвестирования – это соизмерение затрат и результата, т.е. эффективность. Данный процесс практически непрерывен. От его тщательности зависит выживание в условиях рынка. Его нужно проводить до инвестирования, в ходе инвестирования и после инвестирования. В реальной практике предприятие предусматривает несколько инвестиционных целей, поэтому все формы соизмерения идут параллельно по различным инвестиционным объектам. Общее для успеха всех форм инвестиций – полный сбор информации, прогнозирование перспектив рыночной экономики, гибкая корректировка инвестиционной практики.

Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с выделения всех возможных альтернативных вариантов (рис.12.).

Если предприятие стремится достичь высокой эффективности вложений, то его руководство должно учитывать базовые принципы инвестирования, к которым относятся:

1.         Принцип предельной эффективности инвестирования

Данный принцип рассматривает взаимосвязь между процессом вложения капитала и показателями эффективности (прибыльности).

2.         Принцип «замазки».Инвестирование подобно работе с замазкой, т.е. свобода принятия решений, сменяется все большей несвободой в ходе их реализации.

3.         Принцип сочетания материальных и денежных оценок эффективности капитальных вложений

4.         Принцип адаптационных издержек

Адаптационные издержки – это все издержки, связанные с адаптацией в новой инвестиционной среде. Они измеряются как выпуск, потерянный от реорганизации производства и переподготовки кадров, когда новые оборудование установлено, но его нужно переналадить под изменившиеся конъюнктуры. Потеря времени рассматривается как потеря дохода.

5.         Принцип мультипликатора (множителя)отрасли.

Данный принцип опирается на взаимосвязанность различных отраслей. Эффект мультипликатора затухает по мере удаления от зависимой

6.         Q – принцип

Данный принцип отражает зависимость между оценкой на фондовой бирже и реальной восстановительной стоимостью актива.

Инвестиционная политика предприятия При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:

Ø   Соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики, законодательным и иным нормативным и правовым актам по вопросам регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Ø   Достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффекта рассматриваемых инвестиций.

Ø   Получение предприятием прибыли на инвестируемый капитал.

Ø   Эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных процессов.

Ø   Использование предприятием государственной поддержки в целях повышения эффективности инвестиций.

Ø   Привлечение субсидий и льготных кредитов международных и иностранных организации и банков.

Продолжительность периода, на который обосновывается инвестиционная политика предприятия, целесообразно определить равным сроку реализации реформы предприятия.

При определении инвестиционной политики учитываются:

-    состояние рынка продукции, производимой предприятием, объем ее реализации, качество и цена этой продукции;

-    финансово-экономическое положение предприятия;

-    технический уровень производства предприятия, наличие у него незавершенного строительства и не установленного оборудования;

-    сочетание собственных и заемных ресурсов предприятия;

-    возможность получения предприятием оборудования по лизингу;

-    финансовые условия инвестирования на рынке капиталов;

-    льготы, получаемые инвестором от государства;

-    коммерческая и бюджетная эффективность инвестиционных мероприятий, осуществляемых с участием предприятия;

-    условия страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков.

Инвестиционная политика, разработанная работниками предприятия (и/или других специализированных организаций), подлежит рассмотрению руководящими работниками предприятия.

Положения разработанной инвестиционной политики рекомендуется учитывать при принятии решений по разработке технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, использованию различных источников финансирования, участию в реализации инвестиционных проектов совместно с другими предприятиями (организациями), организации работ других структурных подразделений предприятия.

Эффективность инвестиционной политики предприятия оценивается по показателю срока окупаемости инвестиций, который определяется на основе данных бизнес-плана предприятия и предварительных расчетов по обоснованию инвестиционных проектов в рамках инвестиционной политики предприятия.

Инвестиционный проект – это планируемый и осуществляемый комплекс мероприятий по вложению капитала в различные отрасли и сферы экономики с целью его увеличения.

Реализация инвестиционного проекта, связанного с созданием нового или реконструкцией, техническим перевооружением (переоснащением) действующего предприятия или производства, требует осуществления рядя мер по приобретению, арендоотводу и подготовке земельного участка под застройку, проведению инженерных изысканий, разработке проектной документации на строительство или реконструкцию предприятия (производства), выполнению строительных и монтажных работ, приобретению технологического оборудования, проведения пуско-наладочных работ, обеспечению создаваемого (переоснащаемого или перепрофилируемого) предприятия (производства необходимыми кадрами, сырьем, комплектующими изделиями, организации сбыта намеченной к производству продукции. Осуществление комплекса указанных мер, во взаимосвязи по времени и организационно-технологическим соображениям – есть инвестиционный процесс.

2. Создание и реализация инвестиционного проекта

Включает в себя следующие этапы:

1.  формирование инвестиционного замысла (идей);

2.  исследование инвестиционных возможностей; прединвестиционная

3.  технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; фаза

4.  приобретение или аренда и отвод земельного участка;

5.  подготовка контрактной документации; инвестиционная

6.  подготовка проектной документации; фаза

7.  осуществление строительно-монтажных работ, включая пуско-наладочные;

8.  эксплуатация объекта, мониторинг экономических эксплуатационная показателей фаза

Инвестиции предприятия могут охватывать как полный научно-технический и производственный цикл создания продукции (ресурса, услуги), так и его элемент (стадии): научные исследования, проектно-конструкторские работы, расширение и реконструкция действующего производства, организация выпуска новой продукции.


3. Сущность и основные принципы планирования

Устойчивое финансовое состояние предприятия, действующего в рыночной экономике может быть обеспечено при условии постоянного совершенствования и развития производства с целью выпуска продукции, соответствующей динамично меняющемуся спросу потребителей. Обеспечить это соответствие можно только на основе планирования.

Планирование деятельности предприятия входит в систему организации управления им и определяется его целью.

Планирование – это непрерывный циклический процесс, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка, сформированными в значительной степени целенаправленными действиями фирмы, а также приведение возможностей предприятия в соответствие с теми факторами рынка, которые не поддаются влиянию.

К основным принципам планирования относят:

1) научность: достигается на основе прогнозов, многовариантности решений, использования методов оптимизации с учетом конъюнктуры рынка (классовый подход, использование зарубежного опыта, принцип единства политического и хозяйственного управления);

2) системность: выражается в согласованности и увязке интересов производителей и потребителей, территориального и отраслевого планирования;

3) комплексность: означает изучение всех сторон деятельности предприятия в условиях рынка с выделением ведущего звена и приоритетов;

4) непрерывность: выражается в сочетании прогнозов, перспективных, текущих и оперативных планов;

5) пропорциональность и сбалансированность.

Основными задачами, решаемыми в процессе планирования, являются:

1.      выявление направлений развития потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием;

2.      обеспечение устойчивого сбалансированного роста производства в целом по предприятию и его структурным подразделениям;

3.      увеличение объемов продаж, прибыли и рентабельности производства и продукции;

4.      снижение издержек на основе улучшения использования производственных ресурсов предприятия: труда, материалов, капитала;

5.      повышение конкурентоспособности продукции за счет улучшения её качества, освоения новых видов изделий и снижения цен;

6.      ориентация всех структурных подразделений предприятия на достижение высоких конечных результатов.

Система планов предприятия

Виды планов:

А) стратегические,Б) текущие,В) оперативные.

Стратегические планы развития предприятий подразделяются на:

среднесрочные (от 2 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 и более лет).

Текущие планы разрабатываются на срок до 1 года.

Оперативные планы разрабатываются на более короткий период времени: квартал, месяц, декаду, сутки.

Производственная программа состоит из трех разделов:

1.   план производства продукции в натуральном выражении;

2.   план производства продукции в стоимостном выражении;

3.   план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит задание по объему выпуска продукции по: номенклатуре, ассортименту, качеству изделий.

Номенклатура – это укрупненный перечень продукции, выпускаемой предприятием, а ассортимент характеризует её состав по видам, типам, сортам, маркам, фасонам, рисункам и другим признакам.

Для характеристики объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, метры погонные, квадратные, кубические и др. Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении дает возможность согласования выпуска конкретных видов продукции с потребностями рынка, но не позволяет определить общий объем и структуру производства на многопродуктовых предприятиях, а также рассчитать доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

Это требует разработки плана производства и продаж продукции в стоимостном выражении. В этом разделе разрабатываются следующие показатели:

валовой доход (реализованная продукция), товарная продукция, валовая продукция, чистая продукция, стоимость, добавленная обработкой.

Основным стоимостным показателем этого раздела плана является валовой доход предприятия, основой для его расчета служит выпуск продукции в натуральном выражении.

Товарная продукция представляет собой стоимость всех видов готовой продукции, работ промышленного характера и услуг, предназначенных для отпуска на сторону, полуфабрикатов, деталей и узлов, подлежащих постановке по кооперационных связям, стоимость капитального ремонта, изделий и запчастей для своего капитального строительства и ремонта, инструментов и приспособлений для собственного производства.

Плановый объем товарной продукции определяется по формуле:

ТП = ΣОПi*Цi + ΣПФj*Цj + ΣУk*Цk, где

ТП – товарная продукция, руб.;

Товарная продукция исчисляется в действующих отпускных ценах предприятия, а также в неизменных (сравнимых) ценах и тарифах. Первая оценка позволяет определить плановую сумму дохода и прибыли предприятия, рассчитать средние издержки на рубль товарной продукции, а вторая – темпы роста и изменение структуры производства.

Валовая продукция характеризует общий объем работ предприятия. Она включает в себя товарную продукцию, изменение остатков незавершенного производства, инструментов и приспособлений собственного изготовления.

Объем валовой продукции определяется в неизменных (сравнимых) ценах. Он определяется по формуле:

ВП = ТП + ΔН + ΔИ, где

Более правильно собственный вклад предприятия в конечный результат отражают чистая продукция и стоимость, добавленная обработкой в процессе производства.

Чистая продукция включает расходы по заработной плате, отчисления на социальное страхование и прибыль предприятия:

ЧП = ЗП + Ос + Пр, где

Стоимость, добавленная обработкой включает в себя заработную плату с отчислениями в фонд соц. страхования, амортизационные отчисления на полное восстановление основных капитальных фондов и прибыль предприятия.

ДС = ЗП + Ам + Пр, где

Составной частью производственной программы является план реализации продукции. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку готовой продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиям, а также собственной оценки емкости рынкаикновения на новые рынки.


Лекция 8

1. Бизнес-планирование как форма выбора стратегии развития предприятия

Разработка стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для любого предпринимателя. Бизнес-план как универсальный аналитический документ, призванный убедить инвесторов или кредитора вложить деньги в проект, уже обрел признание в России.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Но не только этим обусловлен интерес к бизнес-планированию. Создание прогнозной модели компании или проекта, а таковой и является бизнес-план, позволяет решать сложные, перспективные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

- выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям;

- оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

- оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей;

- предусмотреть трудности, которые могут мешать выполнению бизнес-плана.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, дает логическое обоснование и экономическое содержание предлагаемого направления деятельности в ясной и краткой форме и, в конечном счете, отвечает на самый нужный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В настоящее время предложено множество методик разработки бизнес-плана, каждая из которых имеет свои нюансы в содержании тех или иных разделов.

2. Оценка экономической эффективности производственно – хозяйственной, инновационной и инвестиционной деятельности предприятия

Экономическая эффективность подразделяется на:

v   общая (абсолютная) эффективность,

v   сравнительная эффективность.

Общая эффективность характеризует величину экономического эффекта по отношению к общим затратам (ресурсам).

Общие затраты включают в себя: - затраты живого труда,       - затраты прошлого труда, овеществленные в средствах производства. Затраты связанные с производством подразделяются на:                  текущие себестоимость), единовременные (реальные инвестиции, капитальные вл

При определении абсолютной эффективности рассчитывают общие и частные показатели. Обобщающим интегральным показателем эффективности общественного производства служит отношение национального дохода (НД, ВНП) к совокупным затратам труда(Тс):


НД ВНП

Эоп =

Тс Тс

Тс = затраты живого труда + затраты прошлого труда + стоимость материальных затрат

Для определения абсолютной эффективности по отдельным видам затрат используют следующие группы показателей:

-    эффективность использования живого труда;

-    эффективность использования средств труда (фондоотдача, фондоемкость);

-    эффективность использования предметов труда (коэффициент оборачиваемости);

-    эффективность использования основных производственных фондов (рентабельность, отдача производственных фондов, т.е. основных и оборотных фондов вместе);

-    эффективность текущих затрат (материалоемкость продукции, рентабельность).

Сравнительная эффективность применяется при сравнении вариантов производственных, экономических, организационно-технических и других хозяйственных решений, в т.ч. проектов капитального строительства, изобретений, рационализаторских предложений, новой техники и др. мероприятий с целью выбора наиболее эффективного варианта:

Зпр = Е * Квлож + С min,

где Зпр - затраты приведенные,      Е - коэффициент сравнительности экономической эффективности,

Квлож - капитальные вложения,       С - текущие затраты.

Ен = 0,12 Ток = 8,3 года Ен (нов.техн.) = 0,15, то Ток = 6,67 года  Е = 0,2,то Ток = 5 лет

Для определения будущих вкладываемых средств в настоящий момент времени, используют следующую формулу (коэффициент дисконтирования):

1

Кдиск. =

(1 + %)t

С2 - С1 К1 – К2

Е = < Ен, Ток = < Тн

К1 - К2 С2 – С1

где 1,2 - варианты,      К - капитальные вложения,  С - стоимость.

1.         Если Еф > Ен или Ток.ф < Ток.н, то эффективен вариант более капиталоемкий (т.е. с большими капитальными вложениями);

2.         Если Еф = Ен или Ток.ф = Ток.н (равными можно считать данные с погрешностью 5%), то варианты равноэкономичны;

3.                  Если Еф < Ен или Ток.ф > Ток.н, то эффективен вариант с меньшими капитальными вложениями (т.е. менее капиталоемкий).

Точка самоокупаемости (точка безубыточности). При создании нового предприятия предприниматель должен знать, когда именно он может рассчитывать на получение первой прибыли. В частности, такая информация поможет ему лучше оценить, сколько денег потребуется, чтобы поддержать новое предприятие на начальном этапе его существования.

Прогноз точки самоокупаемости должен дать ответ на вопрос о том, сколько единиц продукции или услуг нужно будет продать или какого объема продаж достичь, чтобы доходы предприятия совпадали с расходами, то есть чтобы предприятие окупилось.

Под точкой безубыточности понимается такое состояние, когда разность между всеми доходами и расходами оказывается равной нулю, то есть предприятие не получает прибыли, но и не несет убытки.

Суммарный объем от продаж, соответствующий точке самоокупаемости, должен совпадать при этом с суммой переменных и постоянных издержек предприятия. После того, как предприятие окупится, продажа каждой последующей единицы продукции будет приносить прибыль, если цена на товар не опустится ниже его себестоимости.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

Обратная связь

Поиск
Обратная связь
Реклама и размещение статей на сайте
© 2010.