скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыУчебное пособие: Экономическая сущность рыночных отношений

Учебное пособие: Экономическая сущность рыночных отношений


Лекция по экономике


Лекция №1. Экономика

Общественная наука, изучающая выборы, которые люди совершают, используя ограниченные ресурсы.

Микроэкономика изучает экономические отношения и процессы на уровне отдельно взятых единиц.=» основа: изучение отдельных рынков и экономических агенств. =» задача: анализ процесса, принятие решений и взаимодействие на рынках экономических агентов исходя из поставленных ими целей и имеющихся ограничений.

Макроэконочика изучает экономику как единое целое.

Общественное производство

-            производственные силы

-рабочая сила

-технология производства

-средства производства (предметы трудаб средства труда)

-            производственные отношения

-социально-экономические

-организационно- экономические

-технико- экономические

производственные отношения формируют

-            распределение труда

-общественное

-производительное

-внутриотраслевое

-народно-хозяйственное

-региональное

-международное

-            специализация

-технологическая

-отраслевая

-региональная

-подетальная

-поузловая

-предметная

-            кооперация связей производства

-простая

-сложная

Экономический объект микроэкономики

Хозяйственные единицы, познающие экономические отношения, и процессы и воздействующие на них в своей практической деятельности.

Основные субъекты микроэкономики:

-            потребитель

-            производитель

-            организации бизнеса

-            домашние хозяйства

основная задача:

осуществление экономического выбора

виды выбора:

-            что следует производить и в каком количестве

-            каким образом следует производить

-            кто и какую работу должен выполнять

-            для кого должны быть направлены результаты производства

Ограничение выбора

Недостаточность ресурсов для удовлетворения потребности и желания.


Пр №1. Граница производственных возможностей

Показывает: Максимально возможный объем производства некоторого конкретного товара или вида услуги, при заданных ресурсах и знаниях, которыми располагает конкретная экономика, и заданных объемах производства других товаров и услуг.

Особенности графика:

·           при построении кривой производственных возможностей, количество факторов производства и уровень знаний считаются неизменными.

·           каждая точка, лежащая на кривой производственных возможностей (ABDE), представляет некий максимальный объем производства любых двух продуктов

·           кривая производственных возможностей изображает некоторую границу

·           барьер ограниченности ресурсов не допускает какого либо сочетания производства в точке (W), расположенной вне кривой производственных возможностей

·           точка внутри кривой производственных возможностей (V) показывает, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом (не эффективно)

Товары

1)Производственного назначения (средства производства)

2)Потребительского назначения

Связи между товарами:

-            взаимозаменяемые

-            взаимодополняемые

-            не связанные между собой

(Товары первой необходимости: пища, одежда, жилье)


Производительные ресурсы

Вложение труда, капитала и природных ресурсов для производства товаров и услуг.

-            труд (умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства товаров и услуг)

-            капитал (средства производства, созданные людьми)

-            природные ресурсы (все, что может быть использовано в производстве в натуральнои состоянии, без обработки)

Микроэкономическая теория

Комплекс знаний, взглядов, идей, направленных на объяснение поведения отдельных объектов рынка в процессе осуществления экономического выбора.

Основные формы:

-            позитивная экономика- та часть, которая изучает факты, и зависимости между ними (что есть или может быть?)

-            нормативная экономика- та часть, которая предлагает рецепты действий (что должно быть?)


Лекция №2. Рыночные отношения: сущность, функции, структура

Рынок- система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товаро-денежных отношений, и финансово-кредитной системы.

Причины возникновения и основные черты товарного производства

Причины возникновения

-            общественное разделение труда

-            хозяйственное обособление производителей, специализирующихся на изготовлении какого либо продукта.

Товарное производство- такой тип организации хозяйства, при котором продукты создаются для их продажи на рынке. Обслуживает различные социально-экономические системы

Характерные черты товарного производства

-            Открытая система организационно-экономических отношений

-            Зависит от степени специализации предприятий; связанно с производительных сил

-            Существуют косвенные экономические связи между производством и потреблением. Экономические отношения устанавливаются через рынок.

Рыночная экономика

Преимущества, Недостатки:


Классификация рынков

1.         По экономическому назначению

-            товаров и услуг

-            средств производства

-            сырья, ценных бумаг

-            труда

-            денег

-            научно-технических разработок

-            др.

2.         По степени ограничения конкуренции

-            совершенной конкуренции

-            монополистической конкуренции

-            абсолютной монополии

-            олингономии

3.         По географическому положению

-            местные

-            национальные

-            мировые

4.         По отраслям

-            автомобилей

-            зерна

-            нефти

-            и тд.

5.         По видам участников рыночных отношений

-            оптовой торговли

-            розничной торговли

-            государственных закупок

6.         С учетом соблюдения законности

-            легальный

-            теневой (нелегальный)

Сегмент рынка- часть рынка; группа потребителей продуктов, предприятий, имеющих общие признаки.

Сегментация рынка- разделение потребителей на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

1)географические сегменты

2)демографические сегменты

3)психографические сегменты

Спрос

Желание и способность покупателей приобретать блага

Форма проявления

Объем спроса-количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период времени.

Основные факторы

-            цена товара

-            цены других товаров

-            доходы покупателей и их вкусы

Связь между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар

Представляет

Закон спроса

Существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса на этот товар

Основные причины:

-            при снижении цены потребитель желает приобрести больше товара

-            товар, при снижении цены на него, дешевеет относительно других товаров, и приобретать его становится относительно выгоднее.

Закон спроса

Формы выражения

Показывает, сколько покупателей хотели бы приобрести товара каждой из множества цен

-            в табличной форме (шкала спроса)

-            в графической форме (кривая спроса)

Выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которой по этой цене будут спрашивать покупатели

Особенности

Прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса остаются неизменными при построении шкалы спроса и кривой спроса.

Движение по кривой спроса

Отражает

Реакцию покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях

Предполагает

Изменение величины спроса

Изменение количества товара (которое потребители хотят и могут купить), происходящее в резкльтате изменения цены товара при прочих равных условиях показывается перемещением от одной точки кривой спроса(А) к другой точки кривой спроса(В)

Сдвиг кривой спроса

Отражает

Реакцию покупателей на изменение неценовых факторов

-            изменение в денежных доходах населения

-            изменение в структуре населения

-            изменение цен на другие товары, в особенности на товары-заменители

-            экономическая политика государства

-            изменение потребительских предпочтений

предполагает

Изменение спроса

Изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее в результате изменения неценовых факторов.

Показывается движением всей кривой спроса.

Предложение

Желание и способность продавцов поставлять товар для продажи на рынке.

Форма проявления

Объем предложения

Количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период времени.

Основные факторы

-            цена товара

-            неценовые факторы

Связь между ценой и объемом предложения- закон предложения.

Прямая зависимость между ценой товара и величиной предложения этого товара.

Основные причины

Закон предложения

Выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут продавать. (график, шкала)

Движение по кривой предложения отражает реакцию продавцов на изменение цены товара при прочих равных условиях.


Лекция №3. Сдвиг кривой предложения

Отражает реакцию продавцов на изменение неценовых факторов

-            изменение технологий

-            изменение цен на ресурсы (ресурсы-заменители)

-            изменение цен на другие товары

-            изменение ожидания

предполагают изменение предложения= изменение того количества товара, которое производители желают и могут продать, происходящие в результате изменения неценового фактора.

Взаимодействие спроса и предложения

Результат рыночная цена цена, которая устраивает и покупателя и продавца.

Особенности

-            рыночная цена фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения

-            точка пересечения кривых спроса и предложения есть точка равновесия

-            в точке равновесия объем спроса равен объему предложения

-            цена, при которой объем спроса равен объему предложения – равновесная цена

Рыночное равновесие

Положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители.


Отклонение от рыночного равновесия

Основа: 1)избыточный спрос 2) избыточное предложение

Особенности

-            если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение и это заставляет продавцов снижать цены.

-            если рыночная цена ниже равновесного значения, то существует избыточный спрос и это заставляет продавцов повышать цены.

Страницы: 1, 2, 3


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.