скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Педагогика

Роль церкви и религии в школьном воспитании различных европейских государств была разной и не всегда однозначной. В Англии религия не являлась обязательным элементом содержания обучения, однако почти во всех школах практиковалось религиозное воспитание, причем в некоторых из них позволялось выбирать религию.

В Пруссии с 1810 до 1817 гг. власти старались придерживаться светскости образования, за невмешательством церкви осуществлялся постоянный контроль. Однако в 1840-х гг. положение меняется, роль церкви возрастает вплоть до назначения ей учителей. 1848 год характеризуется новым витком упрочнения светской власти в системе образования, детей принимают в школу не зависимо от религиозной направленности. Конституция 1850 года, изданная после революции, снова провозглашает права церкви на участие в организации и управлении школами. Теперь священнослужители могли быть учителями, в школах возобновляется преподавание религии.

Примерно такая же ситуация наблюдается и во Франции на протяжении всего XIX века. Однако происходило постепенное приближение к светскому характеру обучения.

Несовершенство системы образования XIX века проявляется в дуализме, то есть начальная и средняя школы не были связаны между собой. Начальное образование могли получить практически любые слои населения, тогда как среднее было доступно немногим из-за высокой платы. Программы начальной и средней школ не были согласованы, поэтому среднее образование не являлось логическим продолжением начального обучения. Во многих странах Западной Европы и в США были предприняты попытки исправить сложившуюся ситуацию, однако они не увенчались успехом.

Начинают издаваться законы об обязательном бесплатном образовании: в Пруссии – 1794 г., в США – 1850-е гг., в Англии – 1870 г., во Франции – 1880-е гг.

Программы обучения школ Западной Европы и США во многом совпадали. Например, везде изучали чтение, письмо, арифметику, в той или иной степени в содержании обучения присутствовала религия. Кроме того, в Англии мальчиков учили рисованию, а девочек – шитью, вязанию и прочему рукоделью. В Пруссии преподавали пение, географию, естествознание и историю. Во Франции с 1850 года имелась возможность обучаться истории. Географии, естествознанию и сельскохозяйственному труду. А программы 1867 и 1868 гг. предусматривали изучение основ физики, химии, рисования, черчения и пения. Школы США предлагали обучение ручному труду.

В XIX веке в США и странах Запада возникли высшие начальные школы, способствовавшие повышению уровня образования основных масс населения. Программы высших начальных школ по сравнению с обычными были расширены. А в некоторых странах обучение в них было бесплатным. Программа Английских высших школ содержала кроме элементарных предметов математику, физику, латынь, французский язык. В Германии преподавали право, делопроизводство и бухгалтерию.

Общий рост образовательной системы наблюдался по всему Западу, в США и Пруссии он проходил наиболее быстрыми темпами, во Франции и Англии медленнее. Основная масса населения этих государств была грамотной.

Система среднего образования развивалась в высших социальных слоях общества Западной Европы и США. В Англии школами среднего образования были грамматические школы. Они делились на несколько типов. Публичные школы создавались для верхушки общества и имели характер пансионатов. Изначально в них существовала система классического образования, позже прибавились естественные науки. Недельные школы составляли значительную часть грамматических школ. Здесь сочеталось классическое и современное образование с акцентом на последнее.

В Пруссии существовало два типа школ среднего образования: гимназия и городская школа (реальное училище). Гимназии отдавали предпочтение классическому образованию, городские школы отличались усиленным изучением современных наук: математика, физика, история, французский язык, рисование, пение, гимнастика. В 1859 году установилось три типа учебных заведений среднего уровня образования: неоклассическая гимназия, реальное училище, школа смешанного вида.

В Пруссии впервые были открыты общественные заведения женского среднего образования. Первая такая школа была открыта в Берлине в 1810 году. Женское среднее образование прошло уже известный путь развития от классического направления через укрепление позиций современного образования к установлению школ смешанного типа.

Среднее образование во Франции получали в лицеях и колледжах. Программа и тех и других базировалась на классическом образовании. В 1852 году курс среднего обучения делится на три этапа: элементарное, грамматическое и высшее. По окончании учебного заведения сдавались экзамены на степень бакалавра. Как и в Пруссии, во Франции в 1880-х гг. возникают государственные средние школы.

В США в XIX веке основным типом учебного заведения среднего уровня образования является академия. Академии характеризуются приоритетом современного образования. Программы отдельных академий имели различия в содержании. Разными могли быть сроки обучения. В середине XIX века появляются высшие дополнительные учебные заведения, постепенно вытесняющие академии.

60. Школа и педагогика в России XVIII в

История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В 1714 г. вышел указ, обязывающий к элементарному обучению детей дворянства, дьяков и подьячих. Для осуществления этих обязательств были созданы элементарные математические школы цифирные школы. Школы такого типа встретили активное сопротивление родителей потенциальных учеников, которые отдавали предпочтение архиерейским школам. К 1744 г. цифирные школы перестали существовать. Архиерейские школы отличались совокупностью религиозного и светского образования. Деятельность таких школ определялась «Духовным регламентом». Кроме этого в Регламенте предписывается открытие различных учебных заведений для духовенства, например академий с семинариумами. В них ученики должны были жить постоянно и первое время безвыходно.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.

Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа – кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович – ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.

Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.

Теряет престиж славяно-греко-латинская академия, предлагающая классическое образование, и, поэтому, неактуальная в условиях рассматриваемого периода.

Московский университет в своей деятельности во многом опирался на потребности дворян в западноевропейском образовании и приобщении к культурным достижениям Европы. Тяга элиты общества к культуре и искусству подрывает механизм системного научного образования Московского и Петербургского университетов. Число учащихся резко сокращалось, профессора теряли интерес к преподаванию. Для возрождения университета и налаживания педагогического процесса в нем были приглашены иностранные и отечественные ученые. Ими создавались и переводились на русский язык пособия для обучения, учебники по многим предметам. В этот период важным становится гармоничное развитие личности, в которое входит физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.

В 1766 г. был выпущен устав, модернизирующий программу обучения кадетского корпуса, теперь она делилась на три части: науки, руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; полезные или художественные науки; науки «руководствующие к познанию прочих искусств».

Многие дворянские семьи отдавали своих детей на обучение в частные школы, высшее дворянство предпочитало воспитывать детей дома с привлечением воспитателей-гувернеров.

Екатерина в начале своего царствования живо интересовалась педагогическими достижениями различных государств, проводила активную политику развития и расширения образования в России. В 1763 году ее главным советником по вопросам образования стал Иван Иванович Бецкий (1704–1795). Бецкий создал немало трудов педагогической тематики и способствовал открытию множества учебных заведений для мальчиков и девушек, в числе которых первое женское учебное заведение среднего образования – Смольный институт. Программа института отличалась от программы для мальчиков дополнительными курсами домоводства и политеса.

Существовали многочисленные попытки развития образования для низших сословий в сельских и городских местностях. Однако в связи с отсутствием средств они не увенчались успехом.

Созданная Екатериной в 1782 г. «Комиссия по учреждению народных училищ», призванная работать на повышение общего уровня образования в России, издала в 1786 «Устав народным училищам Российской империи». Согласно этому документу в городах стали открываться малые и главные народные училища. Малые училища являлись школами элементарного базового образования, главные – предлагали изучение наук, в том числе – педагогику.

К концу жизни Екатерину больше стали заботить государственные политические вопросы, жертвами таких приоритетов стали выдающиеся русские просветители Николай Иванович Новиков (1744–1818) и Александр Николаевич Радищев (1749–1802). По этой же причине утратили свои позиции многие учебные заведения.


61. Школа и педагогика в России до 90-х гг. XIX в

В начале XIX в. формируется национальная секуляризированная система образования. В этот период заметно повышается качество образования. Количественному развитию мешает нарастание общественного кризиса, выражающееся в крепостнических отношениях, сильном сословном расслоении, традиций обучения и воспитания. Вследствие всего этого формируется интеллектуальная элита, состоящая в основном из выходцев университетов. Среди интеллектуальной элиты общества получение образования воспринималось неотъемлемой частью формирования общественно адекватной личности человека.

О переустройстве общества, в том числе и в образовательной сфере, заботится возникшая в 1830-х гг. новая социальная группа – разночинцы. В период с 1830 по 1860 гг. наметилось два направления в развитии образования: официальное, построенное на авторитарности, национализме, клерикализме и демократическое.

Начало XIX века связано в России с правлением Александра I (1801–1825). Этот период начался этапом реформирования школьной системы в духе Просвещения. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Реформа продолжалась 2 года. Было создано два документа, регламентировавших проведение реформ: Предварительные правила народного просвещения (1803) и Устав учебных заведений, подведомых университетам (1804) Определилось четыре ступени образования: приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты. Важным следствием реформации стало появление новых университетов в Казани, Харькове и Петербурге.

Сильную конкуренцию государственным учебным заведениям составляли частные, создание и развитие которых активно поддерживали декабристы.

Имели место пансионы, предназначавшиеся для детей дворян, однако они давали довольно низкий уровень образования и имели слабую организацию. Элита общества по-прежнему предпочитало домашнее обучение. Учителей нанимали из французов-эмигрантов, которые кроме языков обучали основам всех наук. Качество такого образования было ничтожным.

Значительную роль в развитии школьного дела сыграл Александр Николаевич Голицын (1773–1844), с 1812 г. ставший первым главой Русского Библейского общества, а в 1816 году он возглавил министерство образования.

Далее, вплоть до конца первой четверти XIX в. столетия проводилась активная политика против светского образования.

1825–1855 гг. царствования Николая I. Новый царь стремился подчинить образование цели укрепления стабильности общества. Министром образования он назначил графа Ливен, при котором был принят Устав о начальных и средних школах (1828). Согласно уставу, четырехуровневая система образования приобрела сословный характер. Первый уровень учебных заведений предназначался для низших социальных слоев, второй уровень городскому трудовому населению, третий – высшему сословию. Только четвертая ступень – университеты – была доступна выходцам любых сословий. В 1833 г. министром просвещения становится С. С. Уваров. Его принципы в области преобразования воспитания: православие, самодержавие и народность». Православие и самодержавие принципы, отвечавшие интересам государственной политики того времени, народность предполагает использование в системе образования европейского опыта, адаптированного к национальным особенностям и учитывающим традиции русского народа. Вторая четверть XIX в. характеризуется стремлением государства установить абсолютный контроль над учебными заведениями всех типов, особенно университетов. Повысилась плата за обучение в университетах, это было сделано с целью пресечения доступа в университет малоимущим слоям населения. И все же число студентов в университетах росло, увеличивалось так же количество учебных заведений всех типов и уровней. Начинает преобладать классическое образование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.