скачать рефераты
  RSS    

Меню

Быстрый поиск

скачать рефераты

скачать рефератыШпаргалка: Педагогика

Существует ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:

1. демократизация и гуманизация;

2. системность и целостность в управлении;

3. научность;

4. рациональное сочетание централизации и децентрализации;

5. единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

6. оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;

7. объективность и полнота информации.

В Российской Федерации существует и действует Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, на основе которого реализуется управление системой образования в России. В этом законе образование провозглашается приоритетной сферой государственной деятельности. Это означает первостепенность задач образования по сравнению с задачами других направлений. Кроме того, в законе «Об образовании» прописаны основные принципы, по которым осуществляется управление образовательной системой.

Принцип гуманизма в образовании подразумевает главенствующее значение интересов человека, его безопасности, здоровья, свободы выбора. Воспитание человека направлено на развитие у него гуманистических взглядов, человеколюбия, бережного отношения к ценностям человечества и к себе.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства обозначает учет в рамках образовательной программы культурных особенностей наций и народов, проживающих на территории Российской Федерации, защита их культурных ценностей и уважение к традициям.

Общедоступность образования подразумевает возможность каждого гражданина Российской Федерации получить образование желаемого уровня, построение системы образования таким образом, чтобы каждый следующий ее этап был доступен выпускникам предыдущего, при условии их добросовестного отношения к обучению и действительного достижения уровня соответствующего стандартам этапа.

Светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных системах.

Свобода и плюрализм в образовании означает возможность выбора направления образования, образовательного учреждения с учетом его специфики, приоритетных методик и уровнем квалификации педагогов.

Демократический, государственно-общественный принцип состоит в учете потребностей общества в области образования, требуемого уровня воспитанности, социальной адекватности, уровня квалификации специалистов, предметной направленности, построение управленческих структур на всех уровнях образовательной системы по демократическим принципам.

Автономность образовательных учреждений позволяет им придерживаться собственной политики в организации, не противоречащей законам Российской Федерации в этой сфере.

Организация системой образования реализуется в соответствии с Федеральной программой развития образования, которая принимается Федеральным Собранием РФ на определенный срок. Программа содержит три основных раздела:

1) аналитический. Он составляется на основе анализа состояния системы образования на данный момент времени, достижений в этой области, тенденций развития, потребностей современного общества.

2) концептуальный раздел содержит основные цели и задачи программы, разработанные с учетом информации первого раздела, а так же вопросами государственной необходимости.

3) организационный раздел содержит информацию о конкретных мероприятиях в обобщенном виде, необходимых для достижения поставленных во втором разделе целей и задач.

Все разделы имеют тесную связь друг с другом и характеризуются поэтапным составлением разделов: каждый последующий основан на информации предыдущего.

Государство обязано заботиться о соблюдении правил организации образовательных учреждений, независимо от их правовой основы. Каждый гражданин страны имеет право на получение образования. Местные органы государственной власти следят за соблюдением нижнего и верхнего пределов содержания образовательной системы, включающей перечень дисциплин, их информационную полноту, квалифицированность педагогов, нагрузку, временные показатели, уровень образованности на каждом этапе и т. д. В задачи органов организации и регулирования системой образования входит так же контроль соблюдения права человека на возможность самореализации и самоопределения. В современной системе образования наблюдается все большая децентрализация, то есть передача ряда полномочий местным органам управления. Положительной стороной этого шага является то, что местные власти глубже изучают специфику региона, проблемы образовательной системы данной местности, требующие решения, с большей точностью могут определить приоритетные направления образования, определяющиеся общественностью региона и т. д. Высшие органы управления при этом могут сосредоточить усилия на решении общегосударственных глобальных вопросах образования, адаптирующихся низшими органами для условий конкретного региона.

48. Функции и культура руководителя

Руководитель – человек, уполномоченный осуществлять управленческую деятельность. Руководителями образовательных учреждений являются директор и его заместители, их основными функциями являются следующие:

1) информационно-аналитическая;

2) мотивационно-целевая;

3) планово-прогностическая;

4) организационно-исполнительская;

5) контрольно-диагностическая;

6) регулятивно-коррекционная.

Кроме функций, у директора общеобразовательного учреждения существует ряд функциональных обязанностей.

Директор должен осуществлять строгий контроль соблюдения прав человека. Он несет ответственность на составление и организацию плана учебно-воспитательной работы учреждения, а так же контролирует процесс его протекания и результаты.

Директор представляет интересы учебного заведения в различных государственных и общественных органах. В его обязанности входит подбор и организация деятельности управленческого состава учреждения, однако, учитывая демократический характер системы образования в России, он должен осуществлять подобную деятельность с учетом мнений и высказываний остальных педагогов, родителей и самих учащихся. Директор принимает решение в остальных кадровых вопросах, контролирует финансовые поступления и распределяет их в соответствии с потребностями учебного заведения. В его полномочия входит реализация материальных поощрений педагогов и установления им надбавок к заработной плате в соответствии с особенностями их трудовой деятельности. Директор должен создавать условия для прогрессивного развития педагогической деятельности в учреждении с учетом современных достижений науки и техники, культуры и искусства, способствовать профессиональному росту педагогов и стимулировать стремления к повышению уровня квалификации. Кроме перечисленного, директор несет ответственность перед высшими органами власти за свою деятельность.

Управленческая культура руководителя – это творческая самореализация его личности через все сферы его деятельности, направленной на создание, укрепление, передачу ценностей и технологий в управлении учебным заведением. Управленческая культура состоит из нескольких компонентов.

Аксеологический компонент состоит в системе ценностей, имеющих большое значение при организации управленческой деятельности. Выделяется четыре основных видов ценностей, имеющих место при управлении общеобразовательным учреждением: цели, знания, отношения, качества.

Ценности-цели – это глобальные и локальные цели управленческой деятельности учебного учреждения разного характера, они могут быть связаны с педагогическим коллективом, ученическими коллективами, родителями, всеми людьми, имеющими непосредственное отношение к школе, либо это могут быть цели, касающиеся финансовых вопросов и статуса учебного заведения и т. д.

Ценности-знания подразумевают уровень знаний субъекта управления в этой области, его квалификация, опыт работы, деятельность, направленная на постоянное пополнение собственных знаний в этой области, а так же, способствованию повышения уровня знаний в области управления своих заместителей и всех людей, имеющих отношение к этому виду деятельности.

Ценности-отношения . Здесь подразумеваются все виды отношений, имеющие значение в работе по управлению учебным заведением. Важно не только отношение руководителя к своим обязанностям, но и его отношения с коллегами, учениками и их родителями, отношение к себе. Все это играет роль при формировании авторитета руководителя, необходимого для осуществления полноценной управленческой деятельности, особенно в условиях столь разнообразного состава объекта управления. Руководитель учебного заведения, то есть директор школы, является примером подражания для педагогов и детей, поэтому его отношение к себе, своей личности, вопросам совершенствования личностных качеств и самовоспитания играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Ценности-качества вытекают из результатов ценностей отношений в первую очередь к себе, как личности, призванной нести большую ответственность. От качеств директора школы зависит многое, в том числе его успешное сотрудничество с внутришкольными коллективами и органами власти, его умение учитывать интересы педагогов и общества в процессе организации школьной деятельности, способность ставить реальные и значимые цели и разрабатывать программу по их достижению, а так же уметь прогнозировать результаты деятельности своей и своих коллег.

Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе.

Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим.

49. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль

Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.

Педагогический анализ содержит три основных направления: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса. К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов. В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.

Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса. Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.

Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и тематического анализов за определенный период времени. Источниками информации итогового анализа являются контрольные работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней. Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.

Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.

Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагания и производится на основе результатов педагогического анализа в направлении определенных целей. Планирование может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промежуточных задач воспитания, обучения, организации и т. д. А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления.

В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:

1) задачи школы на планируемый срок;

2) перспективы развития контингента учащихся по годам;

3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;

4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;

5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;

6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;

7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.

В общеобразовательных учреждениях разрабатывается так же годовой план, охватывающий весь временной период от начала учебного года до начала следующего, включая летние каникулы. Разработка годового плана – сложный многоуровневый процесс, подготовкой которого занимается специально назначенная группа людей из числа педагогического состава учебного заведения. Годовой план на следующий год составляется на протяжении всего текущего года и состоит из следующих уровней:

1) изучение нормативов и нововведений в области образования;

2) сбор необходимой информации;

3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;

4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.

Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают с учебными четвертями и к концу последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.

Контроль деятельности учебного заведения имеет несколько видов. Одним из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.

Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.

В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.

Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.

Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.

Предметно-обобщающий контроль имеет своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с точки зрения преподавания ее в отдельном классе, в параллели классов или в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24


Новости

Быстрый поиск

Группа вКонтакте: новости

Пока нет

Новости в Twitter и Facebook

  скачать рефераты              скачать рефераты

Новости

скачать рефераты

© 2010.